Актуальность темы исследования. Сегодняшнее экономическое поло-жение Российской Федерации, обусловленное санкциями США и ряда Евро-пейских стран, привело к изменению структуры российской промышленности, а также появлению новых отраслей и производств.
Одним из результатов сложившегося экономического положения стало появление гаражноавтосервисной промышленности, которая, на сегодняшний день, относится к формирующейся промышленности, и первостепенной зада-чей в этом случае, является обеспечение устойчивого развития ее экономики.
Ситуация в гаражноавтосервисной промышленности с обеспечением ее экономики устойчивого развития обостряется также давлением властей, кото-рые не признают гаражные автосервисы в качестве полноценных предприятий, относя их к теневой экономике.
Несмотря на давление властей, в Российской Федерации продолжается рост автомобилизации, и, соответственно, рост гаражных автосервисов. Более того, основную долю работ по ремонту и техническому обслуживанию транс-портных средств выполняют не крупные автосервисы и независимые СТО, а именно гаражные автосервисы. По прогнозам автора, численность гаражных автосервисов к 2020 году достигнет 45000 штук (на данный момент их около 30000 штук), а доходы в бюджет Российской Федерации от работы гаражноавтосервисной промышленности могут составить порядка 13-14 миллиардов рублей в год.
На данный момент, отсутствие научной разработанности положений ус-тойчивого развития экономики гаражноавтосервисной промышленности при-водит к тому, что на практике оно осуществляется интуитивно, несистематиче-ски, без должного обоснования и оценки управляющих параметров и не приводит к достижению ожидаемой результативности процесса управления и обеспечению постоянства процесса прогрессивных изменений.
Высокая значимость исследуемой темы и неразработанность ряда ее тео-ретических и практических аспектов и определяют, в итоге, актуальность дис-сертационного исследования.
Степень разработанности проблемы. Вопросам, прямо или косвенно относящимся к теме исследования, посвящены труды многих ученых, которых можно разделить по следующим разделам:
- создание и совершенствование инструментально-организационного ме-ханизма управления устойчивым развитием промышленных предприятий: А.И. Амосов, О.А. Аксенова, В.П. Баранчеев, Т.Ю. Базаров, М.В. Власов, Ю.В. Вертакова, В.Е. Гребёнкин, В.В. Глухов, В.Е. Дементьев, А.Д. Зарецкий, Т.Е. Иванова, Г.Б. Клейнер, Л.П. Клеева, Е.Б. Колбачев, С.Б. Коробко, Б.В. Корнейчук, А.М. Пермякова, В.А. Плотников, Е.В. Попов, О.С. Сухарев и др.
- основы теории устойчивого развития экономических систем различного уровня: А. А. Богданов, М. Вальрас, В.И. Вернадский, Л. И. Евенко, Э. Линдаль, Б. З. Мильнер, О. В. Михалев, Дж. фон Нейман, Дж. Нэш, И. Р. Пригожин, У. Ростоу, М. Тодаро, Т. А. Тумина, Дж. Хикс , К. Эджворт, Ю.В. Вертакова, В.А. Плотников и др.
- специфика развития рынка автосервисных услуг в территориальном ас-пекте: П. А. Колесник, Г. М. Напольский, Г. В. Краморенко, Н. Н. Громов, В. С. Лукинский, О. Д. Марков, Л. Б. Миротин, В. В. Волгин, Г. Ф. Фастовцев, В.П. Бычков, Н.В. Пеньшин, Т. А. Кулаговская, А. С. Колесников, В. А. Абаев, И.Ю. Бубнова, Соколов А. М, Чеботаренко Е. С. и др.
- вопросы, связанные с автосервисным обслуживанием: А.П. Анисимов, Л.Л. Афанасьев, Н.В. Бакаева, А.П. Болдин, В.М. Власов, Ю.Е. Глазков, Л.Н. Давидович, А.В. Дехтеринский, Н.М. Зотов, В.Е. Канарчук, А.А. Капустин, В.А. Корчагин, Е.С. Кузнецов, И.П. Курников, А.А. Лудченко, О.Д. Марков, М.А. Масуев, М.М. Мишин, А.Н. Новиков, М.В. Полуэктов, С.В. Рябченко, А.Л. Севостьянов, И.С. Туревский, В. П. Шарупич, П.В. Шарупич и др.
Признавая высокую значимость проведенных этими учеными исследова-ний, и отмечая наличие фундаментальных подходов к раскрытию отдельных сторон рассматриваемых в диссертации вопросов, отметим недостаточность теоретических и прикладных исследований, обращенных к изучению законо-мерностей и механизмов устойчивого развития экономики гаражноавтосервисной промышленности. В частности, не в полной мере решены многие принципиальные вопросы, связанные с развитием методологических подходов по формированию параметров механизма устойчивого развития экономики гаражноавтосервисной промышленности. Остался практически не разработанным комплекс показателей, оценивающих экономический потенциал гаражноавтосервисной промышленности. В результате уровень устойчивого развития экономики гаражноавтосервисной промышленности недостаточно точно описывается существующей системой параметрических характеристик. Зачастую это приводит к деформациям систем диагностических показателей, недооценке особенностей, перспектив и ограничений развития, что продуцирует принятие управленческих решений, не соответствующих критериям устойчивого экономического развития.
Объектом исследования является гаражноавтосервисная промышлен-ность Российской Федерации.
Предметом исследования устойчивое развитие экономики гаражноавтосервисной промышленности Российской Федерации.
Целью диссертационной работы является формирование механизма устойчивого развития экономики гаражноавтосервисной промышленности Российской Федерации.
Достижение поставленной цели потребовало постановки и решения сле-дующих основных задач диссертационного исследования:
1) теоретически обосновать необходимость в развитии научной кон-цепции по выделению гаражноавтосервисной промышленности Российской Федерации в самостоятельную отрасль машиностроения: представить этапы развития экономики гаражноавтосервисной промышленности; обозначить ме-сто гаражноавтосервисной промышленности в организационной структуре власти Российской Федерации;
2) выявить содержание категории «устойчивое развития экономики гаражноавтосервисной промышленности» Российской Федерации;
3) разработать методологические подходы по формированию пара-метров механизма устойчивого развития экономики гаражноавтосервисной промышленности Российской Федерации;
4) сформировать механизм устойчивого развития экономики гаражноавтосервисной промышленности Российской Федерации;
5) оценить (в рублях) реализацию механизма устойчивого развития экономики гаражноавтосервисной промышленности в бюджет Российской Фе-дерации, а также представить проект национального стандарта «Гаражноавто-сервисная промышленность. Термины и определения».
Область диссертационного исследования соответствует: п. 1.1.1. «Разработка новых и адаптация существующих методов, механизмов и инструментов функционирования экономики, организации и управления хозяйственными образованиями в промышленности»; п. 1.1.2. «Формирование механизмов устойчивого развития экономики промышленных отраслей, комплексов, предприятий»; п. 1.1.15. «Теоретические и методологические основы эффективности развития предприятий, отраслей и комплексов народного хозяйства» Паспорта специальности 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплекса-ми ? промышленность).
Теоретическую и методическую основу диссертационного исследова-ния составили материалы, содержащиеся в научных трудах отечественных и зарубежных ученых, официальные документы, законодательные акты федерального и регионального уровней, правительственные постановления, материалы научно-практических конференций.
Основные методы научного исследования. В процессе диссертационного исследования использованы принципы общенаучной методологии, а также основные положения теории систем, теории управления устойчивым развитием, теории принятия решений. Инструментально-методический аппарат исследования включает теоретические, эмпирические и прикладные методы, основанные на использовании математической логики, приемов системного и комплексного анализа в единстве с методами исследования системного управления. В процессе исследования также использованы методы системного, сравнительного анализа, экономико-математические и статистические методы, анализ и синтез, экспертно-аналитические методы.
Информационную основу исследования составили статистические данные Федеральной службы государственной статистики, сборники территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Орловской области, материалы, представленные в сети Интернет, материалы, опубликованные в научной литературе и периодических изданиях, нормативные документы правительства Российской Федерации.
Научная новизна исследования состоит в формировании механизма устойчивого развития экономики гаражноавтосервисной промышленности Российской Федерации.
Научная новизна подтверждается следующими основными результатами, полученными лично автором:
1. Теоретически обоснована необходимость в развитии научной кон-цепции по выделению гаражноавтосервисной промышленности Российской Федерации в самостоятельную отрасль машиностроения: представлены этапы развития экономики гаражноавтосервисной промышленности; впервые автором обозначено место гаражноавтосервисной промышленности в организационной структуре власти Российской Федерации (пп.1.1.1, 1.1.15 Паспорта специальности 08.00.05).
2. Выявлено содержание категории «устойчивое развитие экономики гаражноавтосервисной промышленности», с целью выхода на отметку 45000 гаражных автосервисов к 2020 году. Впервые автором обосновано, что устой-чивое развитие экономики гаражноавтосервисной промышленности требует одновременного формирования взаимосвязанных параметров механизма устойчивого развития (пп.1.1.1, 1.1.2 Паспорта специальности 08.00.05).
3. Разработаны методологические подходы по формированию пара-метров механизма устойчивого развития экономики гаражноавтосервисной промышленности Российской Федерации: нормативного обеспечения; правового регулирования; инновационного развития; учебно - научного обеспечения; потребности строительства гаражного автосервиса; стандартной стоимости одного гаражного автосервиса (пп.1.1.1, 1.1.2 Паспорта специальности 08.00.05).
4. Сформирован механизм устойчивого развития экономики гаражноавтосервисной промышленности Российской Федерации, который заключается в равенстве законодательных потерь (максимально-возможных потерь валового продукта гаражноавтосервисной промышленности) и налогов в бюджет (доходов) Российской Федерации от работы гаражноавтосервисной промышленности (пп.1.1.1, пп.1.1.2 Паспорта специальности 08.00.05).
5. Оценена (в рублях) реализация механизма устойчивого развития экономики гаражноавтосервисной промышленности в бюджет Российской Фе-дерации. Согласно расчетам автора, реализация механизма устойчивого разви-тия экономики гаражноавтосервисной промышленности на сегодняшний день может привнести в бюджет Российской Федерации 8,68 млрд. руб., а к 2020 году – 13,6 млрд. руб. Представлен проект национального стандарта «Гаражноавтосервисная промышленность. Термины и определения» (пп.1.1.1, 1.1.2 Паспорта специальности 08.00.05).
Практическая значимость исследования представляет интерес для направления «Россия, устремленная в будущее», организатором которого вы-ступает Администрация Президента Российской Федерации, в свете перспек-тивных проектов и ожидаемых результатах, которые мы увидим в ближайшие десятилетия.
Полученные результаты диссертации могут использоваться региональ-ными и муниципальными органами власти при разработке комплексных про-грамм социально-экономического развития территорий, инновационной и промышленной политики в интересах устойчивого развития. Научные положения и выводы, сформулированные в диссертации, могут использоваться Министерствами Российской Федерации в качестве прогнозирования доходов в бюджет.
Результаты работы могут использоваться в качестве учебно-методического обеспечения в учебном процессе по экономическим дисципли-нам в ВУЗах РФ: «Инструменты и методы менеджмента промышленных ком-плексов», «Устойчивое развитие экономики промышленных комплексов», «Производственный менеджмент», «Экономика предприятия».
Апробация и внедрение результатов диссертационного исследования. Основные положения и результаты диссертации докладывались и обсуждались на VII Международной научно - практической конференции «Dynamika naukowych badan -2011» (Пшемысль, Республика Польша, 2011); на VII Международной научно - практической конференции «Achievement of High School – 2011» (София, Республика Болгария, 2011).
Основные положения диссертации докладывались автором на Всероссийском конкурсе «Лидеры России», объявленным Администрацией президента РФ, в качестве конкурсанта.
В рамках диссертационного исследования, сформированы и, на данный момент, функционируют: «Гаражный автосервис» НИПИ «Градоагроэкопром» (Акт внедрения: Приложение А); Ассоциация «Гаражные автосервисы Будущей России» (Акт внедрения: Приложение Б); Международный научный исследовательский и проектный институт гаражных автосервисов МНИПИГАС (Акт внедрения: Приложение В).
По результатам диссертации, автор разработал предварительный нацио-нальный стандарт «Гаражноавтосервисная промышленность. Термины и опре-деления», который направил на дальнейшее согласование в Технический комитет по стандартизации, в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации (Акт внедрения: Приложение Г).
Публикации. По теме диссертационного исследования опубликованы 27 печатных работ, в том числе 14 статей в ведущих рецензируемых периодических изданиях, рекомендованных ВАК РФ, и 4 учебника для ВУЗов.
Структура и объем диссертационной работы. Диссертация изложена на 138 страницах основного текста, состоит из введения, 3 глав, заключения. Список использованных источников включает 167 наименований. В работе содержится 15 рисунков, 14 таблиц, 27 формул. В приложении представлены Акты внедрения.
Во введении обоснована актуальность, степень научной разработанности проблемы, определены область исследования, цель, задачи, объект и предмет, раскрыты теоретические, методологические и информационные основы исследования, сформулированы научная новизна и положения, выносимые на защиту, теоретическая и практическая значимость исследования.
В первой главе «Теоретические аспекты формирования механизма устойчивого развития экономики гаражноавтосервисной промышленно-сти Российской Федерации» обосновано, что гаражноавтосервисная промышленность Российской Федерации является самостоятельной отраслью экономики промышленности; исследованы этапы развития экономики гаражноавтосервисной промышленности Российской Федерации; определена категория «устойчивое развитие экономики гаражноавтосервисной промышленности», как системы взаимосвязанных параметров в составе меха-низма ее устойчивого развития.
Во второй главе «Методологические подходы по формированию па-раметров устойчивого развития экономики гаражноавтосервисной про-мышленности Российской Федерации» содержится разработка нормативного обеспечения, правового регулирования, инновационного развития, учебно-научного обеспечения, потребности строительства гаражного автосервиса, стандартной стоимости гаражного автосервиса.
В третьей главе «Реализация механизма устойчивого развития экономики гаражноавтосервисной промышленности Российской Федерации» содержится формирование самого механизма, который заключается в равенстве законодательных потерь (максимально-возможных потерь валового продукта гаражноавтосервисной промышленности) и налогов в бюджет (доходов) Российской Федерации от работы гаражноавтосервисной промышленности; оценка реализации механизма в рублях; представлен проект национального стандарта «Гаражноавтосервисная промышленность. Термины и определения».
В заключении сформулированы основные положения и представлены выводы по диссертационному исследованию.