Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Совершенствования выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с художественной литературой

not_en 320 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 64 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 15.11.2018
Старший дошкольный возраст – это новый этап в жизни ребенка. В этом возрасте начинается быстрое развитие и перестройка всех физиологических систем организма малыша. Ребенок начинает управлять своими эмоциями, в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения, закладывается основа произвольного поведения. Игра остается ведущей деятельностью. Ребенок этого возраста может внимательно слушать литературные произведения, замечать использование в них художественно-выразительных и изобразительных средств.
Введение

Дошкольный возраст - один из важнейших этапов в воспитании и развитии личности. В дошкольный период закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Это этап активного становления и развития всех сторон речи, так же и ее выразительности. В педагогической науке ведется активный поиск методов, форм и средств развития творческого потенциала личности. Между тем, именно развитие выразительной речи будущего школьника может являться одним из важных факторов. Выразительность речи - одно из коммуникативных качеств речи. Такие особенности речевой структуры, которые поддерживают внимание и интерес у слушателя или читателя[44]. Головин Борис Николаевич под выразительностью речи понимает особенность структуры коммуникативного качества речи, воздействующей на ум и эмоциональную область сознания человека, что внимание и интерес у слушателя поддерживает. Большинство учёных считают (А.Н.Гвоздев, С.Л. Рубинштейн, Л.В. Щерба и др.), что человек должен уметь выразительно говорить. Это важно не только для формирования культуры речи, но и для культуры общения. Именно поэтому важно начинать работу по развитию выразительности речи еще в дошкольном периоде, так как эта работа стимулирует развитие связной речи, позволяет избежать таких недостатков высказывания как нечеткость дикции, монотонность, нерасчлененность речи, замедленный или убыстренный темп, влияющих на понимание содержания и эмоционального смысла высказывания. Исследования психологов и педагогов (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов. Н.Н. Поддьяков, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин, Д.Б. Эльконин и др.) показывают, что к старшему дошкольному возрасту у детей развивается осмысленное восприятие, проявляющееся в понимании содержания и нравственного смысла произведения, в способности выделять и замечать средства художественной выразительности, то есть у детей развивается понимание выразительной стороны речи. Н.В. Гавриш, А.М. Бородич, В.В. Гербова, Е.В. Савушкина О.С. Ушакова, Е.М. Струнина доказали, что формирование выразительной речи имеет важное значение для развития связной речи, что является основой воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста. Дошкольники способны более глубоко осмысливать содержание произведения литературы оценивать некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание, поэтому возможность формирования выразительной речи в процессе ознакомления с художественной литературой возникает именно в старшем дошкольном возрасте. В методике развития речи детей старшего дошкольного возраста имеются исследования, посвященные использованию художественной литературы в развитии речи детей: Е.Н. Водовозовой, Н.В. Гавриш, Е.М. Струниной, О.С. Ушаковой, В.Н. Макаровой, Е.А. Ставцевой, М.Н. Мирошкиной и др. Эти труды свидетельствуют о возможности эффективного использования художественной литературы для развития выразительности речи дошкольников. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО) образовательная область «Речевое развитие» включает: ? владение речью как средством общения и культуры; ? обогащение активного словаря; ? знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; Одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования является: «Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности» [40]. Проблемой исследования является то, что у большинства детей отмечается неспособность оформлять свою речь просодическими элементами языка. Речь детей часто мало выразительна, монотонна, интонирование речевых высказываний затруднено. Это затрудняет не только речевую активность детей, но и достаточно негативно сказывается на общении с окружающими, задерживает формирование познавательных процессов и в связи с этим препятствует полноценному формированию личности. Актуальность исследования определяется в необходимости формирования выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с художественной литературой. Цель исследования: теоретически обосновать и практически разработать комплекс упражнений, направленный на совершенствование выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с художественной литературой. Объект исследования: процесс совершенствования выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с художественной литературой. Предмет исследования: комплекс упражнений, направленный на совершенствование выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с художественной литературой. Задачи: ? проанализировать литературу по теме исследования; ? изучить теоретические основы исследования; ? определить, что включается в понятие содержание работы по совершенствованию выразительности у детей старшего дошкольного возраста; ? проанализировать программы и методические пособия в аспекте проблемы совершенствования выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с художественной литературой; ? провести диагностику сформированности выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с художественной литературой. ? Разработать комплекс упражнений, направленный на совершенствование выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с художественной литературой Теоретическая база исследования - труды в области психологии (Л.С. Выготский,Б.М. Теплов, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев,С.Л., Рубинштейн, А. М. Леушина, В.С. Мухина, Б.Д. Эльконин), методические исследования по проблеме совершенствования выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста (А.В.Лагутина, Ф.А.Сохин, О.С Ушакова, Б.Н.Головин, Г.А.Золотова, В.В.Виноградов, Г.О.Винокур, Л.И.ТимофеевЕ. А. Флерина, Н. С. Карпинская, М. М. Конина,) Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы исследования - изучение и анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы по проблеме исследования, изучение и анализ нормативных документов, изучение и анализ педагогической практики выразительности речи детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой, диагностика сформированности выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с художественной литературой, методы обработки данных диагностики (количественные, графические, табличные) и их качественный анализ. Практическая значимость исследования заключается в выявлении и разработке комплекса упражнений по совершенствованию выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой. Предлагаемый комплекс может быть использован воспитателями ДОУ, работающими с детьми старшего дошкольного возраста, педагогами дополнительного образования.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………… ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЗНАКОМСТВА С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ………………………………………………………….. 1.1 Особенности психологического развития детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………… 1.2 Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста… 1.3 Лингвистические основы совершенствования выразительности речи детей старшего дошкольного возраста…………………………………………… 1.4 Содержание работы по совершенствованию выразительности речи детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с художественной литературой…………………………………………………………………. 1.5 Анализ программ и методических пособий в аспекте проблемы совершенствования выразительности речи детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с художественной литературой……….. ГЛАВА 2 ПРОЕКТИРОВОЧНЫЙ ЭТАП СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЗНАКОМСТВА С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ…………………………………………………………………… 2.1 Диагностика сформированности выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с художественной литературой………………………………………………………………… 2.2 Комплекс мероприятий, направленный на совершенствование выразительности речи детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с художественной литературой……………………………………. ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………. ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………..
Список литературы

1. Акулова О. В. Устное народное творчество как средство развития выразительности речи старших дошкольников: дис... канд. пед. наук. —. СП6., 1999 2. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400с. 3. Артемова Е.Э.Особенности формирования просодики у дошкольников с речевыми нарушениями. Автореф. дис, ... канд. пед. наук. –М.: Просвещение, 2005 – 189 с. 4. Арушанова А. Г., Юртайкина Т. М. Формы организованного обучения родному языку и развитие речи дошкольников//Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников/Под ред. А. М. Шахнаровича. – М., 1993 –27 с. 5. БезруковаВ.С. Основыдуховной культуры (энциклопедический словарь педагога). Екатеринбург-2000, 937 стр. 6. Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М.: Просвещение, 1981. - 256 с. 7. Бухвостова С. С. Формирование выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста : пособие для студентов фак. долшкольного воспитания и работников дет. садов Курский гос. пед. ин-т. - Курск : Курск. гос. пед. ин-т, 1976. - 58 с. 8. Виноградов В. В. О языке художественной литературы. М.: Гослитиздат, 1959. С. 167—258 9. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Развитие речи– Воронеж: ИП Лакоцетин С.С., 2010. – 111 с. 10. Выготский Л.С. Психология. – М.: ЭКСМО. 2002. – 458 с. 11. Выготский Л.С. Мышление и речь. Психологическое исследование. Лабиринт.1996.-416с. 12. Гасанова Р.Х. Развитие образной речи детей дошкольного возрас-та средствами художественной литературы: Методическое пособие. – Уфа: Издательство ИРО РБ, 2015. – 92 с. 13. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 2001 - 210с. 14. Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе. 2008 Учебное пособие Мозаика-Синтез Серия: Библиотека "Программы воспитания и обучения в детском саду"80с 15. Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду :Подготовительная к школе группа. –М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,–2016. 112 с. 16. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Старшая группа.–М.:МОЗАИКАСИНТЕЗ,–2016. 144 с. 17. Головин Б. Н. Введение в языкознание. Учебное пособие для студентов филологических спец. педвузов. 4-е изд. М.: Высшая школа, 1983. — 231 с 5-е изд., стер. 2005. — 231с. 18. Ермолаева М.В. Психологические рекомендации и методы развивающей и коррекционной работы с детьми. - М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2001 - 138 с. 19. Захарова А. В. Опыт лингвистического анализа словаря детской речи. – Новосибирск, 1975. 20. Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д., Марич Е.М. «Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО» Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста. ФИРО, 95с 21. Короткова Н. А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. —208 с. 22. «Концепция дошкольного воспитания»(одобрена решением коллегии гособразованияссср 16.06.1989 n 7/1) 23. Лагутина А.В., О работе воспитателя в группе для детей с ОНР // Дошк. воспитание. – 2006. - № 11.; 24. Ладыженская, Т. А.Устная речь как средство и предмет обучения учебное пособие для студентов/ Т. А. Ладыженская - 2-е изд., перераб.. - Москва : Флинта : Наука, 1998. - 133c. 25. Лазаренко О.И. Диагностика и коррекция выразительности речи де¬тей. — М.: ТЦ Сфера, 2009. — 64 с. 26. Леушина А. М. Развитие связной речи у дошкольников 1/ Ученые записки ЛГПИ им А. И. Герцена. — М., 1941. — Т-30,58с. 27. Макарова В.Н., Ставцева Е.А., Едакова М.Н. Диагностика развития речи дошкольников: Методическое пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2007. — 80 с 28. Макарова В.Н., Ставцева Е.А., Мирошкина М.Н. Методика работы по развитию образной речи у старших дошкольников.Учебно-методическое пособие. Часть 1. – М.: Центр педагогического образования, 2009. – 96 с. 29. Макарова В.Н., Ставцева Е.А., Мирошкина М.Н. Конспекты занятий по развитию образной речи у старших дошкольников.Методическое пособие. Часть 2. –М.:Центр педагогического образования, 2009.–112 с. 30. Максаков А.И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. 2-е изд. — М.: Мозаика-Синтез, 2005. — 64 с. 31. Максаков А.И. Развитие правильной речи ребенка в семье. Пособие для родителей и педагогов дошкольных учреждений — Издательство: Мозаика-Синтез, 2011 .— 144 с. 32. Медведева Е.А., Левченко И.Ю., Комиссарова Л.Н., Добровольская Т.А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании Учеб. для студентов сред. и высш. пед. учеб. заведений. — М. :Academia, 2001. — 246 c. 33. Османова Г.А., Позднякова Л.А. Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков (6-7 лет,) — КАРО, 2007 — 144 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЗНАКОМСТВА С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ 1.1 Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста В формировании будущей личности старший дошкольный возраст играет важную роль. Это возраст, когда закладываются основы личности. Немаловажное время для юного человека, когда требуется быть признанным ровесниками и быть лидером, стремление быть лучшим, первым и так же действовать по правилам, соответствующим нравственно-этическими нормам. В этом возрасте ребёнок может управлять своими эмоциями с помощью слов. Увеличивается потребность в признании и уважении взрослого. Внеситуативно – личностная форма является высшей формой общения со взрослым. Старший дошкольник может уже задавать вопросы и выражать заинтересованность не только тем, что происходит в данную минуту, но и более общими вещами. Для ребенка становятся важными детали жизни каждого конкретного человека, его знания, опыт. Он интересуются особенностями взаимодействия взрослых. Общение старших дошкольников очень эмоционально. Значительная часть детских высказываний имеет оценочный характер при взаимодействии с взрослыми. В старшем дошкольном возрасте формируются вновь новые психологические механизмы деятельности и поведения, и поэтому появляется основа произвольного поведения, что является одним из главных новообразований в этой возрастной группе. Ребёнок познает определённую систему моральных норм, социальных ценностей и правил поведения в обществе. Он уже может сдерживать свои непосредственные желания, в некоторых ситуациях, и поступать не так, как хочется в данный момент, а так как надо.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg