Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА

Технологии социальной работы с многодетной семьей

gemsconslebria1971 480 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 40 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 14.11.2018
Объектом исследования в курсовой работе является современная многодетная семья и ее социальные проблемы. Предметом исследования является технология социальной работы с многодетной семьей. Цель исследования состоит в социально – педагогической работе с многодетной семьей, которая базируется на глубоком знании специфики этой категории семьи. Задачи исследования: 1. осуществить теоретический анализ современного состояния проблемы многодетной семьи; 2. выявить особенности и условия организации социально – педагогической работы с многодетной семьей; 3. изучить особенности организации социальной работы с многодетными семьями, относящимися к группе риска; 4. разработать педагогические рекомендации по организации социальной работы с многодетной семьей. Научно – практическая значимость курсовой работы заключается в том, что разработанный оптимальный блок рабочих документов и комплекса условий социальной работы с многодетной семьей способствует осуществлению оперативного анализа состояния дел относительно конкретной многодетной семьи или совокупности семей с целью современного оказания им необходимой социальной помощи и поддержки. Результаты исследования могут быть использованы в практической работе с многодетной семьей социальными педагогами и социальными работниками.
Введение

В своей курсовой работе я раскрыла проблемы современной многодетной семьи, ее состав и взаимоотношения, существование семьи в сложных современных условиях, потребности и самореализацию семьи, как социальной ячейки общества, и, самое важное, виды, способы и организацию помощи семье. Актуальность курсовой работы состоит в том, что многодетная семья в современных условиях не всегда находит выход из сложных жизненных ситуаций. Она нуждается в помощи со стороны. Такую помощь может оказать служба социальной помощи и социальный работник. Общественно – политические и социально – экономические кризисные явления в России стали причиной серьезных социальных потерь, затронувших большинство семей. В наиболее сложном положении оказались многодетные семьи. Многодетность на большинстве территорий Российской Федерации фиксируется при наличии трех и более детей (в ряде субъектов Федерации – пяти и более). Многодетные семьи, когда – то составляющие большинство на территории России (в 20 веке в Европейской части страны на каждую семью приходилось в среднем 8 – 9 рождений), в настоящее время устойчиво занимают незначительную долю (5,3%) от общего количества семей [1]. При существующих формах социальной поддержки многодетные семьи обречены на социальную деградацию в условиях углубления социально – экономических трудностей. Хронический дефицит бюджетов соответствующих уровней препятствует выделению достаточных средств – для выплаты пособий. Статус просителей отрицательно действует на социальное самочувствие личности семьи. В то же время многодетные семьи обладают большим трудовым и личностным потенциалом, который, при надлежащем содействии, может позволить им перейти к полной или частичной самообеспеченности и тем самым осуществить или повысить свою социальную субъективность. Внимание к многодетным семьям в современной науке объясняется тем, что в условиях углубляющегося социально – экономического кризиса и духовно-психологического шока среди других травмированных категорий они занимают одно из первых мест. Их экономические трудности усугубляются распространенностью в обществе ложных стереотипов относительно массовой девиантности многодетных семей, а также отсутствием перспектив достойного выхода из сложившейся ситуации. Доля бедных среди многодетных семей особенно велика. Если среди всех семей с детьми она составляет около 50%, то среди семей с тремя детьми она значительно выше – около 85%, а среди семей с четырьмя детьми и более – превышает 90%. Более того, значительная часть многодетных семей не имеет и половины прожиточного минимума на члена семьи. А между тем в многодетных семьях воспитывается около 20% детей в стране [22]. С другой стороны, сохранившиеся, несмотря ни на что, установки части семей на многодетность обеспечивают хотя бы относительную плавность в графике снижения рождаемости. Усилия по стабилизации уровня рождаемости, постепенное формирование общественного стереотипа семьи с более чем одним ребенком необходимы для поддержания рациональной возрастной структуры общества, обеспечения вступления в жизнь достаточно многочисленных, трудоспособных и здоровых поколений, имеющих возможность не только адаптироваться к происходящим изменениям, но и осуществить социально – экономические преобразования, соответствующие потребностям нашей страны. Реальная помощь многодетным, возможно, способна повлиять на репродуктивную установку молодых семей в сторону увеличения числа желаемых детей [22].
Содержание

Введение…………………………………………………………………………...4 Глава 1 Семья как объект социальной работы……………………………….…7 1.1 Семья как социальный институт………………….………………….….7 1.2 Социальные проблемы современной семьи…………………………...15 Глава 2 Специфика и сущность социальной работы с многодетной семьей...23 2.1 Технология социальной работы с семьей………………………….…23 2.2 Социально – педагогическая работа с многодетными семьями….…26 2.3 Социальная работа с многодетной семьей на примере муниципального учреждения Центр социальной помощи семье и детям «Милосердие»……………………………………………………………………32 Заключение……………………………………………………………………….38 Список использованных источников…………………………………………...41
Список литературы

1. Под ред. Проф. Антонова А.И. Социология семьи. Учебник – 2-е изд. – М., 2005 г. 2. Алексеева Л. С. Работа с семьей в учреждениях социального обслуживания: социально – психологический аспект//Семья в России. №3 – 4 1998 г. 3. Антонов А. К., Медков В. М. Социология семьи. М., 1996 г. 4. Бодрова Т. А., Рыбакова Н. А. Социальная работа с многодетной семьей//Российский журнал социальной работы. № 1. – 1996 г. 5. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М., 2001 г. 6. Васильева Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: курс лекций: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М., «Академия», 2000 г. 7. Под общей ред. Галагузовой М.А. Социальная педагогика: курс лекций. – М., 2000 г. 8. Громова О.Н. Конфликтология. Курс лекций. – М., 2000 г. 9. Демографическое развитие в СССР. М., 1985 г. – 59 с. 10. Закатова И.Н. Социальная педагогика в школе/ Под ред. Г.К. Селевко. – М., 1996 г. 11. Под ред. Кузнецовой Л.В. Методика и опыт работы социального педагога. – М., 2005 г. 12. Мудрик А.В. Социальная педагогика. – М., 2002 г. 13. Мамонтова Т. И. В помощь женщинам с детьми: государственная поддержка/социальная защита, льготы, пособия. М., 1998 г. 14. Осадчая Г.И., Симаков А.Г., Шеляг Т.В. Социально – экономический портрет многодетных семей РФ (по результатам социологического исследования, проведенного в декабре 1992 года). – М., 1993г. 15. Овчарова Р.В. Рабочая книга социального педагога. – М.: ТЦ «Сфера», 2001 г. 16. Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как терапевт. – М., 1993 г. 17. Под ред. Павленок П. Д. Основы социальной работы. 18. Панкратьева И. В. Экономическое положение многодетных семей и проблемы их социальной защиты// Семья в России. № 1. – 1997 г. 19. Разумихина Г.П. Мир семьи. – М., 1986 г. 20. Холостова Е.И. Социальная работа: Учебное пособие. – М., 2007 г. 21. Под общей ред. проф. Холостовой Е. И. Технологии социальной работы: Учебник / М., 2001 г. 22. Под ред. Циткилова П. Я. Семьеведение: Учеб. пособие для вузов / Ростов – на – Дону, 2003 г. 23. Целуйко В.М. Вы и ваши дети. Психология семьи. – Ростов – на – Дону, 2004 г. 24. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: Учебное пособие. – М., 2002 г. 25. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. – М., 2000 26. Шишковец Т.А. Справочник социального педагога. – «ВАКО», М., 2005 г. 27. Шеляг Т.В. Социальный статус многодетных семей и их способность к самопомощи. – Социальная педагогика. №1, 2005 г.
Отрывок из работы

1.1 Семья как социальный институт Семья – это основанная на браке и (или) кровном родстве малая группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением хозяйства, эмоциональной связью, взаимными обязанностями по отношению друг к другу. Семьей также называется социальный институт, т.е. устойчивая форма взаимоотношений между людьми, в рамках которой осуществляется основная часть их повседневной жизни: сексуальные отношения, деторождение, первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания, особенно по отношению к детям и лицам пожилого возраста. Семья, кроме того, – это сильнейший источник эмоциональных реакций, в благоприятном случае обеспечивающий человеку поддержку, принятие, рекреацию. Общество накладывает на семью несколько важнейших функций: 1. репродуктивная – основная социальная функция (семью принято считать идеальным местом для рождения ребенка); 2. воспитательно – педагогическая – удовлетворяет стремление взрослого человека к материнству/ отцовству; 3. социализация личности ребенка – усвоение им норм и правил человеческих отношений, приспособление к жизни (как и в отношении репродуктивной функции, семья – лучшее место для социализации ребенка); 4. хозяйственно – бытовая – состоит в удовлетворении материальных потребностей, членов семьи и содействует сохранению их здоровья; 5. рекреативная (восстановительная) – организация досуга и отдыха, направлена на сохранение и восстановление здоровья каждого члена семьи как целостной структуры; 6. сексуально-эмоциональная (гедонистическая) – обучение на примере родителей правильному сексуальному поведению, эмоциям, проявлениям любви и ласки [3]. В семье находят отражение все социальные проблемы, характерные для современного общества, поэтому к ней в той или иной мере применимы все виды технологий социальной работы – направленные на социальную реабилитацию инвалидов или детей – инвалидов, оказывающие помощь многодетным, малообеспеченным, женщинам, военнослужащим и т.д. Существуют также специфические технологии, предназначенные для оказания помощи семье как таковой. В настоящее время в Российской Федерации насчитывается более 40 млн. семей. Наиболее распространенный тип – нуклеарная семья (от лат. nucleus - ядро), состоящая из одной пары супругов с детьми или без детей. Таких семей в структуре населения Российской Федерации 2/3 [22]. Нуклеарная семья может быть полной или неполной (состоящей из одного родителя с детьми). Количество неполных семей (в результате развода, овдовения, рождения ребенка у не состоящей в браке женщины и т.д.) составляет 12% с преобладанием неполных смей, в которых ребенка воспитывает одна мать (примерно 14 таких семей на одну неполную семью, в которой ребенка воспитывает один отец) [1]. Семья, имеющая несколько семейных ядер (прародители, их дети, внуки, либо семьи братьев или сестер), носит название расширенной. Такой тип патриархальной расширенной семьи был наиболее когда-то распространенным, но в настоящее время составляет лишь около 15% от всего количества семей в результате доминирующей тенденции к нуклеаризации, разделению расширенной семьи на несколько простых, нуклеарных; вероятно, этот процесс был бы еще более активным при отсутствии трудностей в получении жилья, вынуждающих порой несколько семей жить под одной крышей. Семьи могут различаться по наличию и отсутствию детей и по их количеству. Немногим более половины всех семей в Российской Федерации имели на момент переписи несовершеннолетних детей. Многодетных семей (имеющих трех детей и более, а в ряде территорий – пять детей и более) в стране насчитывается чуть более трех миллионов, причем большинство из них имеют 3 – 4 детей, а имеющие 7 детей и более составляют всего доли процента [14]. Существует также типология социального риска, т.е. выделение семей, которые в силу объективных или субъективных причин находятся в состоянии жизненного затруднения и нуждаются в помощи со стороны государственной системы социальной защиты и социального обслуживания. Для стабилизации и устойчивого развития многодетных семей государство предпринимает определенные меры: Указом Президента РФ «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» от 05 мая 1992 года были установлены льготы для этой категории семей: • скидка в размере не ниже 30% установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией, а для семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, – от стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению на данной территории; • бесплатная выдача лекарств, приобретаемых по рецептам врачей, для детей до 6 лет; • бесплатный проезд на внутригородском транспорте (трамвай, троллейбус, метрополитен и автобус городских линий), а также в автобусах пригородных и внутрирайонных линий для учащихся общеобразовательных школ; • прием детей в дошкольные учреждения в первую очередь; • бесплатное питание (завтраки и обеды) для учащихся общеобразовательных и профессиональных учебных заведений за счет средств всеобуча и отчислений от их производственной деятельности и других внебюджетных отчислений; • бесплатное обеспечение в соответствии с установленными нормативами школьной формой либо заменяющим ее комплектом детской одежды для посещения детских занятий, а также спортивной формой на весь период обучения детей в общеобразовательной школе за счет средств всеобуча либо иных внебюджетных средств; • один день в месяц для бесплатного посещения музеев, парков культуры и отдыха, а также выставок; • обеспечение на льготных основаниях садово-огородными участками в размере не менее 0,15 га на семью; • содействие предоставлению льготных кредитов, дотаций, беспроцентных ссуд на приобретение строительных материалов и строительство жилья; • льготы родителям в трудоустройстве (возможность работы в условиях применения гибких форм труда: неполный рабочий день, неполная рабочая неделя, работа на дому, временная работа и т.п.); • необходимая помощь многодетным родителям, желающим организовать крестьянские (фермерские) хозяйства, малые предприятия и другие коммерческие структуры [13]. Всероссийское социологическое исследование по теме «Механизм социальной защиты многодетных семей» проводилось в Москве и девяти других регионах – от Якутска до Сочи. В выборку попало 593 городские многодетные семьи, зарегистрированные в органах территориального управления, имеющие трех и более детей до восемнадцати лет. Применялись методы анкетирования, клинического интервью и наблюдения, а также анализ статистических данных и работ других авторов [13]. Почти половина семей, обследованных нами, имеет 3-х детей (48,9%), каждая пятая – 4-х детей (19,1%), примерно столько же семей с 5-ю детьми (19,4%). Естественно, число семей, имеющих шесть, а также семь и более детей, гораздо меньше: 5,4 и 7,2% соответственно. Преобладают среди многодетных семьи нуклеарные (81,4%) и полные (86%) [22]. Данные о числе детей в полных и неполных семьях опровергают существующий предрассудок обыденного сознания, что многодетность укрепляет семью. Никакое количество детей не гарантирует семью от распада. Более того, в определенных случаях многодетность, вероятно, может послужить дестабилизирующим обстоятельством: процент неполных семей с 6-тью детьми более чем двукратно превышает долю таких же полных семей. С другой стороны, можно выдвинуть предположение, что в ряде случаев решаются на многодетность только те семьи, которые испытывают уверенность в своей прочности. Однако это относится лишь к семьям с «сознательной» многодетностью. Семьи, в которых дети от одного отца, и те, в которых имели место повторные браки, составляют соответственно 81,1 и 18,9%. Известно, что женщине с ребенком, тем более с несколькими детьми, разведенной, матери – одиночке или вдове труднее вступить в брак, что постоянно увеличивает долю неполных семей в обществе. Однако такие семьи, в которых растут дети от разных отцов, будучи формально полными, имеют, тем не менее, свои особенности, проявляя определенное сходство с неполными семьями, причем практические работники социальных служб считают такую категорию достаточно трудной и конфликтогенной [8]. Среди всего массива исследованных семей 3,9% имеют детей – инвалидов. Причем дети – инвалиды имеются в 3,5% полных семей и в 6% неполных. В качестве одного из объяснений такой разницы можно предположить, что семьи с детьми – инвалидами потенциально более неустойчивы, мужчина не выдерживает дополнительных трудностей, связанных с больным ребенком, и уходят из семьи. Более высокая многодетность семей с детьми от разных отцов инициирует более высокий уровень инвалидности детей в этих семьях. Наше исследование подтвердило закономерность: после рождения третьего или четвертого ребенка риск появления врожденного дефекта или приобретения серьезного заболевания возрастает. Помимо прочих причин, здесь играют роль недопустимо малые интергенетические промежутки. Отмечены матери семейств, которые к тридцати годам уже имеют шестерых детей. Причины, определяющие многодетность семей: • сознательная многодетность; • сознательная многодетность по религиозным убеждениям; • сознательная многодетность в связи с национальными традициями; • многодетность в связи с повторными браками родителей; • случайная многодетность в семьях с положительной направленностью; • многодетность в связи с низким интеллектуально – психическим уровнем, алкоголизмом, асоциальным образом жизни родителей [22]. В семьях, которые сознательно, целенаправленно многодетны под влиянием национальных традиций или религиозных взглядах, отчетливо выражена малообеспеченность, теснота в жилище, загруженность родителей. Исследования показали, что многодетная семья отличается от других типов не только социальной незащищенностью и возросшей экономической нагрузкой. Она, прежде всего, – социально – педагогический феномен. Она реагирует на социальные изменения нетипично и обостренно. При благоприятных и критических условиях многодетная семья дает полярные результаты формирования и развития личности: во – первых, многодетная семья менее всего подвержена стиранию тендерных различий, она формирует традиционные и здоровые отношения типа «мужчина и женщина», «отцы и дети», однако при неблагоприятных условиях жизни в многодетной семье проявляются отклонения от нравственных норм. Во – вторых, именно в многодетной семье складывается наиболее благоприятная ситуация для сохранения национальных обычаев и традиций. Стремление самовыразиться при отсутствии достаточного материального обеспечения обусловливает активизацию разнообразных способностей для решения бытовых вопросов, например, развития навыков шитья, вязания и т.д., основой для выработки этих навыков служит пример старших.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg