Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Теоретические основы фандрайзинговой деятельности в сфере культуры

gemsconslebria1971 1867 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 67 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 09.11.2018
Целью выпускной квалификационной работы является изучение теоретических основ и разработка рекомендаций по совершенствованию фандрайзинговой деятельности в учреждении культуры на примере ГБПОУ СПО МК "Тольяттинский музыкальный колледж имени Р.Щедрина" В соответствии со сформулированной целью были определены основные исследовательские задачи: 1. исследовать определение фандрайзинга и его цели и задачи; 2. изучить технологии фандрайзинга; 3. рассмотреть специфику фандрайзинговой деятельности в сфере культуры; 4. провести анализ деятельности учреждения ГБПОУ СПО МК "Тольяттинский музыкальный колледж имени Р.Щедрина"; 5. изучить примеры привлечения средств для деятельности организаций культуры; 6. разработать практические рекомендации по развитию фандрайзинговой деятельности. Объектом выпускной квалификационной работы является фандрайзинговая деятельность. Предметом выпускной квалификационной работы является специфика фандрайзинговой деятельности в учреждениях и организациях культуры. В написании выпускной квалификационной работы были использованы учебные пособия, публикации периодических изданий, работы российских и зарубежных авторов, опубликованные в открытом доступе Интернет сведения о благотворительных организациях, материалы международных и всероссийских конференций посвященных вопросам фандрайзинга, благотворительности и некоммерческих организаций; материалы Интернет-форумов и профессиональных сообществ по вопросам организации благотворительной деятельности и фандрайзинга. Теоретическая и практическая значимость работы заключается в возможности использовать полученный проект в деятельности одного из учреждений нашего города, которое работает в сфере культуры (ГБПОУ СПО МК "Тольяттинский музыкальный колледж им. Р.Щедрина").
Введение

В России издавна существовали благотворительность, милосердие, попечительство, в XVIII-XIX веке развивалось меценатство. Первоначально благотворительность формировалась на идеях христианства, и поэтому наиболее простой и древней формой филантропической деятельности в России были раздача милостыни нищим и пожертвования в церковь. Вторым, не менее важным источником благотворительности, была народная традиция взаимопомощи, которая основывалась не столько на моральных и религиозных воззрениях, сколько на здравом смысле и опыте человеческого общежития. Учреждения культуры, как правило, возникали и развивались как объект частной собственности. В XVIII - начале XIX веков благотворительность в культуре проявлялась в том, что общественности, обывателям предоставлялась возможность бесплатного посещения и наслаждения произведениями искусства, в первую очередь, зрелищными - музыкальными спектаклями, оперными постановками, что составляло предмет благотворительности и имело немалую цену. Организации, оказывающие благотворительную помощь нуждающимся, возникали в России в большинстве случаев по инициативе сословных организаций, отдельных групп и частных лиц. В России к 1902 году функционировало 11040 благотворительных учреждений. К середине XIX века мотивация меценатства несколько меняется. В большом количестве переселявшиеся в город крестьяне, из среды которых вышли впоследствии многие купцы и предприниматели нового поколения, имели интуитивную тягу к знаниям, к грамоте, к книгам. Именно эта тяга через два - три поколения породила в среде купечества покровителей искусства. Просвещенное дворянство, а впоследствии и купечество, видели себя в роли культурных миссионеров, задача которых, с одной стороны, состояла в приобщении народа к искусству, а с другой - в приобщении состоятельных сограждан к благотворительной деятельности. В России эта тенденция была прервана Октябрьской революцией: после 1917 года все учреждения культуры стали объектом попечения государства, не допускавшим участие общества в их развитии. Все средства общественных и частных благотворительных организаций были в короткие сроки национализированы, их имущество передано государству, а сами организации упразднены специальными декретами. Характерной чертой советского периода российской истории было провозглашение государством полной ответственности за решение всех социальных проблем, что практически исключало необходимость общественных благотворительных организаций. [5] В последние годы в России проблемам культуры уделяется много внимания. Но, государство сделало более важным развитие других направлений, что привело к ухудшению финансирования культуры. Так, если в начале 90-х годов, организации в культурной сфере находились на полном государственном обеспечении, то сейчас финансирование со стороны государства уменьшилось в несколько раз. В связи с этим в России актуальна проблема привлечения новых форм финансирования, планирования и организации процессов внешней поддержки, а соответственно и развития фандрайзинга, который в российских учреждениях культуры является ещё не совсем развитым видом деятельности. Использование понятия "фандрайзинг" в отечественной науке и практике началось с переходом России на рыночные условия. Термин "фандрайзинг" был заимствован из США, где он используется уже многие десятилетия преимущественно в области привлечения финансирования в так называемый третий сектор. Третий сектор США, развивающийся с конца IX - начала XX вв. и функционирующий наряду с частным и государственным сектором, объединяет некоммерческие государственные организации, для которых основной целью деятельности является не получение прибыли, а решение различных социальных задач, игнорируемых частным и государственным сектором. [52] Фандрайзинг представляет собой методику поиска источников финансирования, объединяет деятельность по привлечению и аккумулированию внешних источников финансирования. В сфере культуры фандрайзинг направлен на выполнение социальных задач, таких как проведение культурно-просветительной работы; изучение, сохранение и защита музейных коллекций, памятников архитектуры. Главной особенностью фандрайзинга вообще, а в сфере культуры, в частности, является то, что средства привлекаются под некоммерческие проекты, которыми должны заниматься различные виды некоммерческих организаций. Вопрос извлечения прибыли для них второстепенный. И основной целью является не формирование основных фондов, а обеспечение деятельности. И, прежде всего, деятельности в сфере культуры. Поэтому тема выпускной квалификационной работы является актуальной в настоящее время. Степень научной изученности проблемы - фандрайзинг представляет собой зарубежную концепцию, на которую, начиная с 1990-х гг., обратили внимание отечественные практики в условиях необходимости обеспечения экономической устойчивости организаций социальных отраслей и усиления роли институтов гражданского общества. Однако на фоне возрастающего интереса, фандрайзинг как практический и, в особенности, теоретический экономический феномен остается малоизученным. Фандрайзинг в российской социальной сфере исследовали авторы: Артемьева Т.В.,., Золотова Л.Е., Тульчинский Г.Л., Шекова Е.Л., Якимец В.Н.и другие. Работы отечественных авторов отражают процесс осмысления значимости фандрайзинга в социальной сфере и необходимых для его внедрения организационно-управленческих процедур. Фандрайзинг рассматривается в некоммерческих организациях сферы культуры, искусства, науки и образования, социального обеспечения как технология социального партнерства и инструмент коммуникации с потенциальными донорами. Вместе с тем, экономико-организационному процессу в благотворительных организациях и разработке его теоретических положений уделяется недостаточное внимание.
Содержание

Введение 4 Глава 1. Теоретические основы фандрайзинговой деятельности в сфере культуры 8 1.1 Определение фандрайзинга и его цели и задачи 8 1.2 Технологии фандрайзинга 14 1.3 Специфика фандрайзинговой деятельности в сфере культуры 23 Глава 2. Анализ практического опыта применения фандрайзинга в учреждениях и организациях культуры 32 2.1 Практический опыт фандрайзинговой деятельности в учреждениях культуры 32 2.2 Анализ деятельности ГБПОУ "Тольяттинский музыкальный колледж им. Р.К.Щедрина" 46 2.3 Разработка рекомендаций по развитию фандрайзинговой деятельности для ГБПОУ "Тольяттинский музыкальный колледж им. Р.К.Щедрина" 53 Заключение 61 Библиографический список использованных источников (литературы) 63
Список литературы

1. Абанкина, Т. В. Источники привлечения средств в культурные некоммерческие проекты (фандрайзинг) [Текст] / Т. В. Абанкина // Справочник руководителя учреждения культуры. - 2008. - №10. - С. 75-84. 2. Аганбегян, А. О модернизации социальной системы России [Текст] / А. Аганбегян // Экономическая политика. - 2010. №2. - С. 5-19. 3. Алехина, Н. В. Опыт социокультурного проектирования на получение грантов в гуманитарной сфере [Электронный ресурс] / Н. В. Алехина // Наука - пром-сти и сервису. IX междунар. науч.-практ. конф. - Тольятти : ПВГУС, 2014. - Ч. 2. - С. 175-181. - Режим доступа: http://elib.tolgas.ru 4. Артемьева, Т. В. Фандрайзинг. Привлечение средств на проекты и программы в сфере культуры и образования [Текст] : учеб. пособие / Т. В. Артемьева, Г. Л. Тульчинский ; Гос. ун-т Высш. шк. экономики. – СПб.: Издательство "Лань", 2010. – 286 с. 5. Благотворительность в России: Исторические и социально-экономические исследования: Сборник статей [Текст] / Международный благотворительный фонд им. Д.С.Лихачева, Центр развития некоммерч. орг.; Сост. и науч. ред. О. Л. Лейкинд и др. - СПб.: Лики России, 2003. - 262 с. 6. Благотворительность в современной России: Законодательство, методология, практика [Текст] / Под общ. ред.: Л.М. Шлосберга. - Псков: Возрождение, 2003. - 249с. 7. Богачева, О. Государственное финансирование сферы культуры и искусства [Текст] // Вопросы экономики. - 2009. - №10. - С. 74-75. 8. Большой Детский Хор: в современном мире бесплатно даже петь невозможно... [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://bdhinfo.ru/index.php/o-problemakh-bdkh. - Загл. с экрана. 9. Булатова, С. Н. Адаптация учреждений культуры к новым экономическим условиям [Текст] : учебное пособие / С. Н. Булатова; КемГУКИ. - Кемерово: КемГУКИ, 2006. - 83 с. 10. Бухарева, Т. Ю. Социальная экспертиза как необходимое условие развития частной благотворительности [Текст] // Вестник Московского университета. Сер.18. Социология и политология. - 2007. - №1. - С. 21-35. 11. Врублевская, М. В. Бюджетная система Российской Федерации: учебник [Текст] / М. В. Врублевская, под ред. О. В. Врублевской, М. В. Романовского. – 3-е изд., испр. и перераб.- М. : Юрайт, 2004. – 412 с. 12. Друкер, П. Ф. Задачи менеджмента в XXI веке [Текст] / Питер Ф. Друкер; [пер. с англ. и ред. Н.М. Макаровой]. - М. : Изд.дом "Вильямс", 2007. -276 с. 13. Жадько, Н. В. Фандрайзинг по-русски [Текст] / Н. В. Жадько // Библиотечное дело. - 2005. - №4(28). - С. 12-13. 14. Зельманов, А. Б. Связи с общественностью в социальной сфере [Текст] : учеб. пособие / А. Б. Зельманов ; С.-Петерб. гос. ун-т сервиса и экономики. - СПб. : Изд-во Михайлова В. А, 2008. - 128 с. 15. Золотова, Л. Спонсорство и фандрейзинг в российской культуре: новейшие тенденции и обзор опыта [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.cpolicy.ru/issledovania.html/zolotova.html. - Загл. с экрана. 16. Иванова В. Н., Патрушева В. И. Социальный менеджмент [Текст] / В. Н.Иванова, В. И.Патрушева. – М.: Высшая школа, 2010. – 508 с. 17. Игнатьева, Е. Экономика культуры [Текст]: учебное пособие / Е. Игнатьева. -М. : ГИТИС, 2006. -230 с. 18. Иксанов, А. Г. Как просить деньги на культуру [Текст] / Сост. А. Г. Иксанов, А. И. Дымникова. – СПб. : Питер, 2005. – 126 с. 19. Калинов В. И. Российская благотворительность на пути в XXI век [Текст] // Вестник Московского Университета. Сер. 21. Управление (Государство и общество). - 2005. - №4. - С. 74-94. 20. Клюев, В.К. Спонсоры, дарители, благодатели или благотворители? [Текст] / В. К. Клюев // Библ. дело. - 2005. - №4(28). - С. 2-5. 21. Корнеева, В. П. Финансирование культуры из федерального бюджета в 2005 году [Электронный ресурс] / В. П. Корнеева // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2004. - №12. – С. 7-12. - Режим доступа: http://e.rukulturi.ru. 22. Костин, А. Е. Зеркало для инвестора. Корпоративная социальная ответственность: мировой опыт и концепция для России [Электронный ресурс] // Стратегия России. - 2004. - № 3. - С. 9-15. - Режим доступа: http://sr.fondedin.ru/new/archive.php. 23. Кочетов, А. Н. Благотворительность и социальная защита: историческая преемственность [Электронный ресурс] // Власть. - 2003. - №1. - С.73-78. - Режим доступа: https://elibrary.ru/contents.asp?titleid=9966. 24. Культура в условиях рыночной экономики [Текст] / Под ред. Ф. Ф. Рыбакова. – СПб. : Питер, 2009. – 468 с. 25. Левшина, Е. СМИ и благотворительность: освещение и/или участие? [Электронный ресурс] // Вестник Московского университета. Сер. Управление (государство и общество). - 2007. - №1. - С.60-67. Режим доступа: https://elibrary.ru/title_about.asp?id=8507. 26. Корнеева, И. Е. Фандрайзинг в некоммерческих организациях: теоретические подходы и эмпирические исследования [Текст] / И. Е. Корнеева // Менеджмент в России и за рубежом. - 2016. - № 6. - С. 10-17. 27. Корнеева, И. Е. Маркетинговый подход к фандрайзингу: теоретический аспект [Электронный ресурс] / И. Е. Корнеева // Маркетинг в России и за рубежом. - 2016. - № 2. - С. 18-27. - Режим доступа: http://www.ebiblioteka.ru/browse/doc/46490233. 28. Кудрина, Е.Л. Система планирования в организациях социально-культурной сферы [Текст]: учеб.пособие / Е.Л. Кудрина, Л.И. Рудич, Е.В. Утин. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Фаир, 2006. - 224 с. 29. Кузнецов, П. А. Копирайтинг & спичрайтинг. Эффективные рекламные и PR- технологии [Текст] / П. А. Кузнецов. - М. : Дашков и К, 2015. - 259 с. 30. Культурная политика России. История и современность. Два взгляда на одну проблему [Текст] / Отв. Ред. И. А. Бутенко, К. Э. Разногов. - М. : Флинта, 2003. – 410 с. 31. Лаптева, Г. Я. Культура и бизнес. европейский контекст и российская ситуация [Текст] / Г. Я. Лаптева. – М. : Проспект, 2007. – 166 с. 32. Маркетинг. Принципы и технология маркетинга в свободной рыночной системе: Учебник для вузов [Текст] / Под ред. Н. Д. Эриашвили. - М. : Банки и биржи, ЮНИТИ, 2010. – 662 с. 33. Мерсиянова, И. В. Фандрайзинг как функция управления в некоммерческих организациях: определение и факторы результативности [Электронный ресурс] / И. В. Мерсиянова, И. Е Корнеева, Н. В. Иванова // Менеджмент в России и за рубежом. - 2014. - № 5. - С. 78-87. - Режим доступа: http://www.ebiblioteka.ru/browse/doc/42507121. 34. Михеева, Н. А. Менеджмент в социально-культурной сфере. Учебное пособие [Текст] / Н. А. Михеева, Л. Н. Галенская. – СПб, 2010. – 412 с. 35. Муравьева, Н. Я. Формы и виды финансирования в сфере культуры [Текст] / Н. Я. Муравьева // Культура: управление, экономика, право. - 2004. - №2. - С. 42-44. 36. Мустафина, Н. Я. Система платных услуг в сфере культуры [Электронный ресурс] / Н. Я. Мустафина // Культура: управление, экономика, право. - 2004. - №2. -С. 44. - Режим доступа: https://elibrary.ru/title_about.asp?id=27498. 37. Носкова, Н. А. Использование инструментов фандрайзинга для развития сферы культуры в Российской Федерации [Электронный ресурс] // Международный журнал социальных и гуманитарных наук. – 2016. – Т. 4. №1. – С. 170-174. Режим доступа http://intjournal.ru/ispolzovanie-instrumentov-fandrajzinga-dlya-razvitiya-sfery-kultury-v-rossijskoj-federatsii/ 38. О меценатской деятельности [Электронный ресурс] федеральный закон от 4 ноября 2014 г. № 327-ФЗ. - Режим доступа: http://www.consultant.ru. 39. О некоммерческих организациях [Текст] федеральный закон от 12 января 1996 г. №7-ФЗ. Принят Государственной Думой РФ 08.12.1995 г. // Собрание законодательства РФ. 1996. №3. Ст. 145. 40. Основы фандрайзинга в социальной работе [Текст] : учебно-методическое пособие / сост. Н. В. Овсянникова. – Тольятти : Изд-во ПВГУС, 2012. – 44 с. 41. Публичный отчет [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://tltcollegeofmusic.ru. - Загл. с экрана. 42. Романов, А. А. Маркетинговые коммуникации [Электронный ресурс] : учеб. для вузов по специальности "Маркетинг" / А. А. Романов, И. М. Синяева, В. А. Поляков. -М. : Вузов. учеб. [и др.], 2011. - 383 с. - Режим доступа: http://znanium.com/bookread.php?book=226894#none. 43. Резепов, И. Ш. Психология рекламы и PR [Текст] : учеб. пособие / И. Ш. Резепов. - М. : Дашков и К, 2008. - 224 с. 44. Самородов, В. Ю., Фонды местных сообществ: эффективная благотворительность. Опыт развития фондов местных сообществ в России [Электронный ресурс] / В. Ю. Самородов, С. Б. Никифоров, Ю. Ю. Ходорова. – Москва, 2006. –138 с. Режим доступа: http://trainet.org/topics/view/28. 45. Сидоров, С. Культура и ответственность государства [Текст] / С. Сидоров. – М. : Инфра-М, Культура, 2007. – 506 с. 46. Стрекаловская, М. Благотворительная деятельность в современных условиях России [Электронный ресурс] // Власть. - 2007. - №3. - С. 72-74. - Режим доступа https://elibrary.ru/contents.asp?titleid=9966. 47. Тульчинский, Г. Л. Технологии менеджмента в сфере культуры [Текст] / Г. Л. Тульчинский. - СПб. : Питер, 2006. – 222 с. 48. Тульчинский, Г.Л. Менеджмент в сфере культуры [Текст]: учебное пособие / Г. Л. Тульчинский, Е. Л. Шекова. – СПб. : Издательство "Лань", 2003. – 528 с. 49. Фандрайзинг и мобилизация ресурсов [Текст] : учеб. пособие / [ред. И. В. Цыкунов]. - М. : Шк. НКО, 2009. - 140 с. 50. Фандрайзинг как способ привлечения средств некоммерческой организации [Электронный ресурс]. - Режим доступа http: //dis.ru/library/665/29746/. - Загл. с экрана. 51. Шекова, Е. Л. Особенности маркетинга благотворительной деятельности [Текст] // Вестник Московского университета. Сер. Управление (государство и общество). - 2007. - №1. - С. 78-85. 52. Шекова, Е. Л. Управление учреждениями культуры в современных условиях [Текст]: Учебное пособие / Е. Л. Шекова. – СПб. : Издательство "Лань", 2014. – 416 с. 53. Юридическая библиотека документов и методических материалов для основных видов фандрайзинговой деятельности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fund-raising.ru/index.php/services. - Загл. с экрана.
Отрывок из работы

1.1 Определение фандрайзинга и его цели и задачи Фандрайзинг (фандрейзинг) – от английского fundraising (fund raising, FR в США) – привлечение и акумулирование средств из различных источников на реализацию проектов и программ. Фандрайзинг – одна из комплексных технологий современного менеджмента, управленческой деятельности в условиях рыночной экономики. [48] В широком смысле к фандрайзингу относится деятельность по поиску финансовых средств, человеческих ресурсов (времени, всевозможных услуг, оборудования) и т.д., требуемых для обеспечения какой-либо деятельности. В узком смысле под фандрайзингом понимается поиск средств из альтернативных источников для формирования денежных фондов, который еще уже сводится к поиску инвесторов. Следует отметить, что последних в основном привлекают под проекты, конечной целью которых является извлечение прибыли. Отличительной же особенностью фандрайзинга вообще, а в сфере культуры в частности является то, что средства привлекаются под некоммерческие проекты, которыми призваны заниматься различные виды некоммерческих организаций. Вопрос извлечения прибыли для них отходит на второй план и основной целью становится не формирование основных фондов, а обеспечение деятельности, и прежде всего деятельности в сфере культуры. Понятие фандрайзинга пришло к нам из США, где оно употребляется в секторе некоммерческих негосударственных организаций, выполняющих задачи, на которые частный и государственный сектора экономики не обращают внимания. Изначально сфера некоммерческой деятельности некоммерческих негосударственных организаций была крайне узка, однако со второй половины XX в. общее количество занятых в этой сфере начинает возрастать буквально в геометрической прогрессии. [26] Развитие фандрайзинга в России неразрывно связано с развитием благотворительной деятельности. Как известно, само понятие благотворительности в Советском Союзе рассматривалось как идеологически чуждое. Так, в одном из изданий Большой советской энциклопедии она определяется, как «явление, свойственное лишь классовому обществу». В более позднем издании отмечалось, что «благотворительность в социалистическом обществе не нужна, так как в советском обществе уничтожены нужда и нищета». На немногих из тех, кто занимался благотворительностью, смотрели как на чудаков. Лишь в конце восьмидесятых произошла «реабилитация» благотворительной деятельности. А в середине 1990-х гг. она была закреплена в Основном законе Российской Федерации. Именно в этот период происходит активное развитие и становление некоммерческих организаций, создававшихся в разных сферах для благотворительной деятельности. Поскольку работа таких организаций осуществляется, прежде всего, в социально-культурной сфере и не направлена на извлечение прибыли, то сразу же встает вопрос о механизмах их финансирования без участия государства, то есть о поиске средств из альтернативных источников. [5] Становление фандрайзинга как отдельного междисциплинарного направления связано с бурным развитием в последние десятилетия сектора неприбыльных организаций (НПО). Таким образом, в определение фандрайзинга необходимо внести одно существенное дополнение, а именно: фандрайзинг – это поиск источников финансирования, необходимых для осуществления деятельности НПО, включая реализацию неприбыльных программ и проектов. Фандрайзинг может быть "внутренним" и "внешним". В первом случае речь идет о внутреннем менеджменте НПО, когда разработкой и реализацией стратегии поиска финансирования сотрудники НПО занимаются самостоятельно. Во втором случае – это одно из направлений консалтинговой деятельности, когда поиск финансирования осуществляется посредством привлечения профессиональных консультантов по фандрайзингу. В данном случае в этой роли могут выступать как независимые эксперты, так и специализированные фандрайзинговые фирмы. [40] Цель фандрайзинга – это обеспечение осуществления социально значимой деятельности. Сущность фандрайзинга – установление партнерских отношений, переход к стратегии сотрудничества с людьми и организациями, которые могут оказать материальную поддержку. Сферы деятельности, которые чаще всего нуждаются в поддержке: благотворительность; защита прав человека; защита окружающей среды; здоровье; искусство и культура; гуманитарные науки; естественные науки; образование. Задачи фандрайзинга: сбор средств; развитие социального партнерства; возможность открыто заявить об организации и информировать о ее целях; достижение целей организации и реализация ее программ; укрепление благополучия общества в целом. Каждая фандрaйзинговая кампания имеет строго определенные задачи, в соответствии с которыми выбирается непосредственная форма фандрaйзингового проекта. Существуют два основных вида фандрaйзинга. Первый вид фандрaйзинга предполагает, что если задачи фандрaйзинга сводятся к поступлению конкретных средств под реализацию выделенных проектов, то реализуется проектный фандрaйзинг. Проектный фандрaйзинг является наиболее удобной формой привлечения средств, как для самой организации, занимающейся привлечением дополнительных средств, так и для потенциального спонсора. Это объясняется наличием четко определенных целей использования средств, возможностью привлечения значительных финансовых источников при низких расходах на фандрaйзинг, а также получением дополнительных (возможно и коммерческих) выгод от финансирования проекта. Второй вид фандрайзинга предполагает, что привлеченные средства могут направляться на покрытие текущих расходов организации социальной сферы, этот вид фандрайзинга называется оперативным. Оперативный фандрейзинг является наименее эффективной формой привлечения средств в некоммерческую организацию, так как поступающие средства не имеют целевого назначения и аккумулируются в ее текущем бюджете. Они могут идти на выплату заработной платы, покрытие коммунальных и материальных расходов, следовательно, возможно снижение заинтересованности потенциальных спонсоров в подобном финансировании. Чтобы этого не произошло, потенциальный спонсор должен осознать значимость миссии конкретной организации, и ее роль в реформировании социальной сферы общества. Создать такую глубокую заинтересованность у социальных партнеров значительно труднее, кроме того должны быть заранее спланированы специальные механизмы повышения заинтересованности социальных партнеров в результатах основной деятельности учреждений социальной сферы. Обычно осуществление оперативного фандрайзинга возможно применительно к таким социальным партнерам, которые непосредственно связаны с некоммерческой организацией устойчивыми экономическими связями. Источники финансирования для фандрайзинга: наиболее традиционные на сегодняшний день для России – пожертвования, вложения спонсоров, которые приходят от частного и государственного бизнеса. Затем следуют: проведение целевых/благотворительных мероприятий по сбору средств; гранты, распределяемые зарубежными фондами (российские пока слишком малочисленны и слабы); финансирование из бюджета (обычно – из местного, на уровне городских или областных комитетов по культуре, по делам молодежи и т.д.); создание малых предприятий, кооперативов, акционерных обществ с целью доходов от собственной коммерческой деятельности; пожертвования частных лиц. Результатом фандрайзинга могут быть денежные средства, время волонтеров, товары, услуги, снижение цен на товары/услуги, а возможными источниками средств - правительства (иностранных государств, национальные, муниципальные, сельские); корпорации; международные, национальные, местные фонды; банки развития; физические лица; церковь(религиозные общины); международные, национальные, местные организации. [4] Существуют разнообразные средства установления контактов с потенциальными донорами. Так, обращения к физическим лицам осуществляются посредством писем, телефонных звонков, просьб, визитов, обращения через знакомых. Работа с группами проходит через приемы, обеды, конференции, встречи, учебные занятия, клубы. Работа с общественностью эффективна через прессу, телевидение, радио, общественные мероприятия, пресс конференции. В результате фандрайзинга общественная организация не только получает запрашиваемые средства, но и обязательно что-то дает взамен. Несколько общих определений, относящихся к фандрайзингу: • благотворительность – добровольное бескорыстное пожертвование физических и юридических лиц в форме предоставления получателям минимальной финансовой, организационной и иной благотворительной помощи. Формы благотворительности – меценатство и спонсорство. • меценат – физическое лицо, оказывающее материальную, финансовую, организационную и иную благотворительную помощь на бескорыстной добровольной основе. • спонсор – юридическое или физическое лицо, оказывающее на добровольной и бесприбыльной основе материальную поддержку благотворительной деятельности в целях популяризации исключительно своего имени (названия), торговой марки и т.д. • донор – юридическое или физическое лицо, оказывающее материальную, финансовую, организационную и иную благотворительную помощь неприбыльным организациям на добровольной бескорыстной основе. • грант – благотворительный взнос или пожертвование, имеющее целевой характер, предоставленное физическими и юридическими лицами в денежной и натуральной формах. • бесприбыльный (некоммерческий) проект – комплекс запланированных мероприятий, объединенных общими задачами, целью которого является достижение социально значимого эффекта, а не получение прибыли. [14] Сегодня существует некоторая неоднозначность с терминологией и понятиями меценатства, благотворительности и спонсорства. Все они предполагают оказание помощи, но разница между ними все-таки довольно существенная, и считать эти понятия синонимами неверно. Спонсорство означает оказание помощи на определенных условиях, например, вложение средств при условии того, что финансируемая организация прорекламирует спонсора. Меценатство представляет собой бескорыстная и безвозмездная помощь искусству и культуре. Благотворительность, согласно определению предложенному в законе [38], очень близка понятию меценатства. При этом разница состоит в том, что благотворительность это оказание помощи нуждающимся, и главным мотивом здесь выступает сострадание. Понятие благотворительности очень широко, и меценатство выступает в качестве ее специфического вида. Таким образом, говоря про фандрайзинг в РФ, стоит иметь в виду благотворительную деятельность в общем виде и в исключительном случае меценатскую. С точки зрения функционирования сферы культуры в условиях кризиса наибольшую поддержку оказывают именно меценаты. Так, например, в Санкт-Петербурге группа ВТБ традиционно поддерживает разнообразные проекты в области культуры и искусства, выступая меценатом для целого ряда художественных коллективов: Русского Музея, Филармонии, Мариинского театра, СПб ГХПА им. А.Л. Штиглица, поддерживает театральные фестивали «Балтийский дом» и «Дягилев постскриптум». Однако, набирающей обороты альтернативой становится именно благотворительная деятельность. Данное обстоятельство обусловлено осознанием обществом важности сохранения и развития культурного наследия и достояния страны, помощи в раскрытии молодых талантов, помощи социально незащищенным слоям населения в возможности приобщения к культуре и искусству, а также развитию их творческого потенциала. Сегодня благотворительной деятельностью занимаются такие крупнейшие российские компании как ПАО «Газпром», ПАО «Лукойл», «Альфа Банк» и многие другие. В сфере фандрайзинга задействованы: НКО, подразделяющиеся на шесть групп в качестве основных производителей и одновременно потребителей фандрайзинговых услуг; разнообразные по своим целям, задачам и характеру деятельности финансирующие (в том числе донорские) организации; оказывающие дополнительные услуги коммерческие и некоммерческие структуры - фандрайзинговые фирмы (консалтинговые услуги), консалтинговые школы (обучение), фандрайзинговые информационные центры (предоставление информации). Основная задача НКО в сфере фандрайзинга - разработка и реализация разнообразных фандрайзинговых стратегий: подготовка проектов на донорские организации, социальное партнерство с органами власти, корпоративный фандрайзинг и т.д. В странах СНГ уже накоплен значительный (успешный и не очень) опыт поиска финансирования для НКО. С другой стороны, для многих (особенно начинающих) организаций фандрайзинг остается недостаточно изученной сферой деятельности. Фандрайзинг в социальной сфере направлен на оказание помощи незащищенным группам населения, малоимущим, пенсионерам, ветеранам и т.д. Это наиболее традиционная сфера спонсорской поддержки, которая осуществляется чаще всего соответствующими общественными и государственными организациями и фондами, имеющими правовые, финансовые и экономические льготы. Фандрайзинг в науке открывает возможность для вхождения фирмы в среду разработок новых технологий, перспективных теорий. Фирма повышает свои шансы оказаться впереди конкурентов в научно-техником прогрессе. Кроме того, устанавливаются хорошие связи с квалифицированными экспертами в различных областях. Фандрайзинг в образовании обращен на начальную, среднюю и высшую школы. Для спонсоров эта сфера обладает своими привлекательными чертами. Создается имидж заботы о подрастающем поколении, устанавливаются связи с молодыми перспективными специалистами. Фандрайзинг в культуре направлен на поддержку в области изобразительного и музыкального искусства, литературы, театров, кино, музеев, библиотек. Бизнесменов привлекают в этой сфере не только широкие возможности для рекламы, но и формирование репутации фирмы в культурной среде, которая дает максимальный «выход на общество». Для зарубежных спонсоров это отличный способ прорваться на международный рынок, показав тем самым свой интерес к культуре данной страны. Таким образом, поддерживаются человеческие ценности и творчество. В последнее время для проведения фандрайзинговой кампании привлекаются специально обученные люди, менеджеры по фандрайзингу, или даже целые фандрайзинговые агентства на договорной основе. Чтобы привлечь достаточное для решения поставленных задач средства, специалисты по фандрайзингу - фандрайзеры - устанавливают множество контактов, проводят многочисленные беседы. 1.2 Технологии фандрайзинга Технология фандрайзинга должна опираться на общую стратегию конкретной фирмы, к которой обращается фандрайзер. Этапы фандрайзинга, как правило, следующие: Первым этапом фандрайзинговой кампании является определение стратегических целей и конкретных плановых показателей, что составляет необходимое условие для ее успешного проведения. Верно выбранная цель - удачное начало кампании, задающее тон всей будущей работе. Формируя план будущей фандрайзинговой кампании, надо заранее понимать, какую долю предполагаемых доходов организации должны составить будущие поступления от вкладчиков, для каких инвестиционных или художественных проектов они более всего нужны. Второй этап фандрайзинговой кампании - составление списков доноров. Донор - это тот, кто предлагает организации деньги или услуги, независимо от того, корыстные или бескорыстные мотивы им двигают. Тем самым это понятие объединяет в себе термины «спонсор» и «меценат». Список доноров - это не просто перечень адресов и телефонов тех фирм, к которым организация намерена обратиться за помощью. Чрезвычайно полезно иметь сведения об экономическом положении предприятия и отрасли в целом - это поможет решить вопрос об эффективности обращения к вкладчику в этом году. Неплохо владеть информацией о главе, его специальных интересах, симпатиях и антипатиях, членах его семьи. Полезными могут оказаться сведения о благотворительной политике предприятия - ее направленности, географических предпочтениях, видах оказываемой помощи. Чем больше информации о потенциальном вкладчике удастся собрать, тем легче выработать стратегию обращения к нему за деньгами, тем легче понять, как заинтересовать его в сотрудничестве, на какие мотивы ориентироваться, как сделать постоянным другом, как выбрать верное направление взаимоотношений. Ниже приведен перечень той информации, которую целесообразно собрать о каждом предполагаемом вкладчике, будь то человек, коммерческая фирма или благотворительный фонд: 1. Полное название (имя) источника денежных средств. 2. Адрес, телефон, факс, электронная почта. 3. Имена и должности тех, с кем был установлен контакт. 4. К кому надо обращаться официально. 5. Действующий это или потенциальный вкладчик. 6. К какой группе вкладчиков относится: коммерческий сектор, фонды, частные лица, государственные органы. 7. Экономическое положение фирмы (фонда, человека) и отрасли. 8. Географические предпочтения и ограничения. 9. История благотворительной деятельности, виды оказываемой помощи. 10. Специальные интересы главы фирмы (фонда, государственного органа) или отдельного человека, день его рождения. 11. Состав семьи, имена супруга(и) и детей, их специальные интересы. 12. Для действующего вкладчика - история внесения денежных средств в вашу организацию: а) какой взнос был получен и когда; б) на какие цели; в) на какой запрос вкладчик ответил. 13. Фамилия человека, который посылал запрос от имени вашей организации. 14. Последний по сроку запрос и его результаты. Третий этап фандрайзинговой кампании - это ходатайство о вкладах. Составив список потенциальных доноров, назначив тех лиц, которые будут работать над реализацией фандрайзинговой кампании, решив, кто будет обращаться от имени организации к тому или иному вкладчику, необходимо приступить к процессу ходатайства - самому ответственному из всех этапов работы по сбору средств. Чтобы процесс ходатайства оказался успешным, необходимо спланировать и эффективно реализовать все его этапы. Таких этапов три: телефонный звонок, пакет предложений и личная встреча. Сначала следует позвонить предполагаемому вкладчику. Если это руководитель фирмы, банка, агентства - лучше на первом этапе (ибо звонок носит предварительный характер) говорить с его секретарем или референтом. Такой разговор позволит уточнить собранную о доноре информацию, выяснить, кто принимает решение о выделении денег и как это решение принимается. Далее необходимо послать потенциальному вкладчику так называемый пакет предложений. В нем должны быть письмо-запрос и сопутствующие материалы. Трудно переоценить важность составления текста письма-запроса, его оформления, компоновки. Оттого, насколько кратко и четко сформулированы, идеи письма зависит сам факт его прочтения. В письме, прежде всего, следует представить свою организацию, остановиться на ее целях и задачах. Необходимо объяснить, чем уникальна ваша организация - театр, библиотека, музей, общественная организация, почему заслуживает финансовой поддержки. Затем описывается проект или программа, под которую запрашиваются средства. Представляя работу организации, неплохо вспомнить самые яркие моменты ее творческой деятельности, охарактеризовать зрительскую аудиторию, уровень посещаемости, положительные отзывы критики. Можно назвать нескольких крупных спонсоров, финансирующих деятельность вашей организации. Желание присоединить свое имя к этому списку может оказаться немаловажным мотивом, влияющим на принятие решения о вкладе. Далее в письме необходимо запросить конкретную сумму денег. Она должна быть выверена, обоснована, точно соответствовать проекту. Сумма, которая запрашивается у донора, должна соответствовать его возможностям. Если на основе собранной и проанализированной информации о фирме - потенциальном вкладчике - становится ясно, что на благотворительные цели в прошлом году она истратила 200 тыс. рублей, вряд ли целесообразно просить у нее 150 тыс. Просьба в 20-30 тыс. руб. в этом случае гораздо реальнее.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg