Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Понятие права и морали

gemsconslebria1971 336 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 36 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 09.11.2018
Актуальность темы исследования. Проблема взаимодействия морали и права всегда представляла собой важнейшую научную и практическую проблему в прошлые эпохи, а актуализируется каждый раз в ответственные периоды изменения общества. В современный период актуальность ее особенно велика: разрушение старого тоталитарного государства и появление государства, объявившего своей основной задачей обеспечение прав и свобод граждан, потребовало изменения идеологических установок в связях между гражданином и обществом, обществом и государством, и, следовательно, правом и моралью. Цель курсовой работы – рассмотреть соотношение права и морали. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1. дать понятие права в современном понимании; 2. раскрыть понятие морали; 3. определить общие черты и различия между правом и моралью 4. проанализировать проблемы соотношения права и морали. Объект исследования - право и мораль как разновидности социальных норм. Предмет исследования – соотношение права и морали в единстве, различии, взаимодействии и противоречии. Данная тема находится в центре внимания исследователей самого разного плана и раскрывается в каждую эпоху по-своему, так как занимает важное место в системе общественного мировоззрения. Основы теории естественного права были заложены еще в Древней Греции и Древнем Риме. Сократ, Платон и другие мыслители древности пытались связать право с нравственными, справедливыми началами, заложенными в природе человека. В дальнейшем теория естественных прав была дополнена и развита в работах Спинозы, Гоббса, Локка, Монтескье, Руссо и других выдающихся мыслителей и философов. Этой темой занимались видные ученые-правоведы: П.Е. Недбайло, Л.И. Спиридонова, Р. Иеринг, Л. Дюги, Г. Кельзен, Р. Штаммлер и другие. Современного исследователя, независимо от его профессиональной принадлежности к той или иной общественной науке, всегда должна интересовать сущность, содержание и структура морали, в которых, по сути, скрывается сакральный смысл, понимаемый или отвергаемый индивидуальным или коллективным сознанием.
Введение

Как известно, самыми древними правилами повеления людей были обычаи. Обычай наиболее близок к инстинкту, потому что люди исполняя его, не задумываясь, зачем он нужен, - просто «так заведено испокон веков». Обычай сплотил и упорядочил первобытную общность людей, но там, где они не преодолели его господство, развитие общества застыло на мертвой точке, потому что обычаи душили творческую фантазию, стремление к новому, необычному. Другая система правил поведения - мораль. Правила морали возникают так же стихийно, как и обычаи, но отличаются от последних тем, что обладают идейным основанием. Человек не просто механически повторяет то, что до него исполняли его предки, но делает выбор: он должен поступить так, как предписывает ему мораль. Мораль явилась важным шагом вперед по сравнению с обычаем в становлении индивидуального начала в людях как природных существах. Мораль представляет собой систему принципов глубоко личною отношения человека к миру с точки зрения должного. Мораль - это прежде всего жизненный ориентир, в котором выражается стремление человека к самосовершенствованию. Ее основная функция - утверждение человеческого в человеке. Если механическое повторение обычаев еще близко к инстинкту, то совесть, долг, чувство ответственности, присущие морали, чужды миру природы, являются анодами второй природы - человеческой культуры.
Содержание

Введение 3 Глава 1. Понятие права и морали 5 1.1. Понятие права 5 1.2. Право в современном понимании 11 1.3. Понятие морали 14 Глава 2. Соотношение права и морали: единство, различие, взаимодействие и противоречия 18 2.1. Общие черты и различия между правом и моралью 18 2.2. Проблемы соотношения права и морали 24 Заключение 34 Библиография 36
Список литературы

Нормативно-правовые акты: 1. Конституция Российской Федерации (принятая всенародным голосованием 12.12.1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ, от 05.02.2014 №2-ФКЗ, от 21.07.2014 №11-ФКЗ) // http://www.consultant.ru. 2. Гражданский Кодекс Российской Федерации (с изменениями и дополнениями) // http://www.consultant.ru. 3. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 г. (с последними изм. и доп.). // http://www.consultant.ru. 4. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 г. (с последними изм. и доп.) // http://www.consultant.ru. 5. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. (с изм. и доп.) // http://www.consultant.ru. Литература: 6. Алексеев С.С. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. – М.: Издательство «НОРМА-ИНФРА-М», 2016. 7. Букреев В.И., Римская И.Н. Этика права. -М.: Юрайт, 2015. 8. Гегель В.Ф. Власть и право. – М.: Юридическая литература, 2013. 9. Головистикова А.Н. Дмитриев Ю.А. Проблемы теории государства и права: Учебник. - М.: Издательство Эксмо, 2015. 10. Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права: Учебник для вузов. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2014. 11. Коркунов Н.М. Лекции по общей теория права, 4-е изд., - М., 20013. 12. Лукашева Е.А. Право, мораль, личность. - М., 2016. 13. Марченко М.Н. Теория государства и права. – М.: Юристъ, 2016. 14. Матузов Н.И, Малько А.В. Теория государства и права: Учебник - М.: Юристъ, 2014. 15. Мелехин А. В. Теория государства и права: учебник. - М.: Маркет ДС, 2014. 16. Нерсесянц В.С. Право и закон. – М.: Юридическая литература, 2012. 17. Общая теория права и государства: Учебник/Под ред. В.В. Лазарева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2016. 18. Общая теория права и государс.тва/Под ред. П.Е. Недбайло. – М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2014. 19. Правоведение/Под ред. проф. М.Б. Смоленского. Серия «Учебники Феникса». – Ростов н/Д.: «Феникс», 2013. 20. Петражицкий Л.И. Теория права и государства, 2-е изд., I. - М., 1909. 21. Спиридонов Л.И. Теория государства и права. - М.: Проспект, 2015. 22. Сырых В.М. Теория государства и права. Учебник для вузов. – М.: Издательство «Былина», 2014. 23. Современная универсальная Российская энциклопедия. - М., 2014. 24. Теория государства и права: Учебное пособие для вузов / Под ред. проф. А.И. Косарева. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. 25. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. - М.: Интерстиль, 2014. 26. Черданцев А.Ф. Теория государства и права: Учебник для вузов. – М.: Юрайт – М, 2015. 27. Шершеневич Г.Ф. Общая теория права: Учебное пособие в 2-х томах. - М.: Издательство «Юридический колледж МГУ», 2015.
Отрывок из работы

1.1. Понятие права «Юристы все еще ищут определение права», - писал величайший немецкий философ и ученый Иммануил Кант около 200 лет тому назад. Его слова справедливы и сегодня, так как до сих пор по-прежнему не существует общепризнанного определения права. Более того, по мнению российского учёного Спиридонова Л.И., вряд ли эта задача вообще может быть разрешима при помощи формально-логических средств, которые только могут быть использованы для разработки традиционных определений. У права существует множество научных течений и школ, по которым и можно классифицировать представление о праве. Среди направлений права можно выделить такие, как «Теория естественного права», «Историческая школа права», «Социологическая школа права» и другие. Рассмотрим эти научные направления, а также в сравним их с современным пониманием права. Локк считал, что естественное право означает право каждого человека отстаивать свою жизнь, свободу и имущество, то есть то, что ему принадлежит. Учреждая государство, полагал Локк, люди не отказываются от своих естественных прав, а правительство, возникшее на основе общественного договора, обязано всемерно охранять естественные права человека. По мнению Руссо, феодальный строй, заковав свободного человека в многочисленные оковы, установил сословное неравенство, тем самым грубо нарушил условия общественного договора и не имеет законных оснований на существование, держится только на силе. Поэтому народ имеет полное право сбросить с себя лишенную легитимности власть. Таким образом, суть данной теории заключается в том, что кроме позитивного права, которое создается государством, существует общее для всех людей естественное право, стоящее над позитивным правом. Последнее основывается именно на требованиях естественного права (права на жизнь, свободное развитие, труд, участие в делах общества и государства). Понятие естественного права включает в себя представления о прирожденных и неотъемлемых правах человека и гражданина, которые являются обязательными для каждого государства. Закон государства, противоречащий естественному праву, не может рассматриваться как закон. Естественные, прирожденные права человека получили конституционное закрепление во всех современных правовых государствах . Историческая школа права возникла как определенная реакция естественного права в целях защиты уже познанных и апробированных закономерностей общественной и государственной жизни, сложившихся в условиях средневекового феодализма. Создатели исторической школы права в Германии 18-19 веков Г. Гуго, Ф. Савиньи, Г. Пухта доказывали, что право зарождается и развивается исторически, как язык, а не декретируется законодателем. Оно вытекает из «национального», «народного» сознания. Историческая школа права смыкается с религиозными воззрениями. Так, Пухта утверждал, что право от Бога, который в природу наций вложил силу создавать право. Историческая школа чрезмерно преувеличивала место обычая в системе нормативного регулирования общественных отношений, ставя его над законом, отрицала возможность законодательным путем изменить реально существующее право. В отличие от исторического представления, согласно которому право развивается эволюционно, в силу его внутренних причин, представители реалистической школы права считают, что право возникает и развивается под влиянием внешних факторов. Этими факторами являются интересы, двигающие человеком и заставляющие его ставить цели, которые осуществляются при посредстве права. Основателем реалистической теории права был известный немецкий юрист Рудольф Иеринг, по учению которого право - это защищенный государством интерес. Оно гарантирует жизненные интересы личности, помогает удовлетворению разнообразных потребностей людей. Право принадлежит не тому, кто изъявляет волю, а тому, кто пользуется им. Субъектом права является тот, кому предназначено пользоваться правом. Задача права состоит в том, чтобы гарантировать это пользование. Борьба народов, государственной власти, сословий и индивидов с беззаконием лежит в самой сущности права . Не существует абсолютно справедливого права. Ценность права заключается в реализации заложенной в нем цели. Рождаясь в борьбе интересов, право выступает в качестве силы, которая подчиняет волю одних интересам других при непременном условии соблюдения принципов справедливости человеческого общежития. Социологическая школа права - одно из основных направлений правоведения 20 века. В отличие от правового позитивизма, социологическая школа перемещает центр тяжести на изучение «живого права», то есть системы правоотношений, поведения людей в сфере права. Крупнейший представитель данной школы права - американский учёный и юрист Роско Паунд. Суть подхода в социологии права была охарактеризована самим Паундом как «инструментальный прагматический подход» к изучению права, причем само право стало восприниматься преимущественно как «инструмент социального контроля». Поскольку дело контроля связано так или иначе с урегулированием и координацией поведения и социального взаимодействия законопослушных граждан, то для самой юриспруденции наиболее подходящим названием стало название «юридическая социальная инженерия», авторство которого также приписывается Паунду. Разновидностью социологического направления является теория солидаризма, которую представляет французский юрист Леон Дюги. Он считает, что в обществе не должно быть ни права коллектива приказывать индивиду, ни права индивида противопоставлять свою личность коллективу или другим гражданам. Люди должны быть подчинены обязательной для всех норме, вытекающей из общей солидарности . В трактовке Дюги социальная норма - это норма поведения, прилагаемая к внешним выражениям общественной жизни. Она источник человеческого благополучия и стоит выше государства. Дюги пишет: «Государство подчинено нормам права, как и сами индивиды; воля властвующих является правовой волей, способной прибегать к принуждению только в том случае, если она проявляется в границах, начертанных нормой права». Правила социальной солидарности, подчеркивает Дюги, и составляют объективное право, которое не подчинено государству, но подчиняет себе государство. Нормативистское направление объединяет неоднозначные взгляды на право и его роль в общественной жизни, хотя в них просматривается и определенное единство. Впервые теоретические положения нормативизма были изложены немцем Рудольфом Штаммлером. Он определяет право как внешнее регулирование социальной жизни, целью которого является удовлетворение потребностей людей. Совместное действие связанных в обществе людей он называет социальной материей или хозяйством. Определяя соотношение права и хозяйства, Штаммлер пишет, что оно «представляет отношение формы и материала общественной жизни». В развитии права он видит развитие самого общества. «Закономерность социальной жизни есть закономерность ее правовой формы, уразумение, и следование основной идее права, как конечной цели человеческого общества» . В наиболее концентрированном виде основные положения нормативизма изложены видным австрийским юристом Гансом Кельзеном. Он считал, что юридическая наука должна изучать право «в чистом виде», вне связи с политическими, нравственными и другими оценками, так как в ином случае наука теряет объективный характер и превращается в идеологию. Исходным для концепции Кельзена является представление об «основной (суверенной) норме», как норме, которая обосновывает эффективность и юридическую силу всех остальных норм. Разнообразие взглядов на право позволяет выделить его специфические признаки как государственного регулятора общественных отношений: 1) Правовые нормы в современном обществе устанавливаются государством в официальных актах. Другие виды социальных норм от государства не исходят. Они устанавливаются либо общественными организациями, либо возникают путем постепенного признания общественным мнением, укореняются в привычках людей (нормы морали, нормы обычаев, традиций). 2) Нормы права охраняются в необходимых случаях принудительной силой государственного аппарата. Если требования правовых норм не исполняются добровольно, государство применяет необходимые меры для их реализации. Другими словами, к нарушителям требований норм права компетентные государственные органы могут применить меры юридической ответственности (дисциплинарной, административной, уголовной) . Тем самым государство обеспечивает общеобязательность норм права. Если же нарушаются требования внеправовых социальных норм, к нарушителям применяются меры общественного воздействия, которые исходят от общественных организаций, отдельных социальных групп, трудовых коллективов, людей. Государство поддерживает те социальные нормы, которые отвечают интересам общества, но их соблюдение силой государственного аппарата не поддерживается. 3) Право представляет собой единственную систему норм, которая обязательна для всего населения, проживающего на территории определенного государства. Внеправовые социальные нормы обязательны лишь для части населения: членов общественных организаций, профессиональных коллективов и других объединений людей. 4) Право выражает общую и индивидуальную волю граждан государства в их гармоничном взаимоотношении. Все иные социальные нормы отражают волевые интересы только определенных групп или образований людей, находящихся на территории данного государства . В силу указанных признаков право выступает государственным регулятором общественных отношений, обеспечивая свободное развитие личности, организованность и порядок в обществе. Итак, право есть система общеобязательных правил поведения, которые устанавливаются и охраняются государством, выражают общие и индивидуальные интересы населения страны и выступают государственным регулятором общественных отношений. 1.2. Право в современном понимании Взгляды на право, его сущность, структуру, роль в общественной жизни складывались длительное время. Довольно четко юридическая наука определяет свойства права, те характерные черты, которые придают праву качество государственного регулятора общественных отношений: - нормативность, поскольку право состоит из правил поведения общего характера; - неразрывная связь с государством, так как нормы права исходят от государства и охраняются в необходимых случаях его принудительной силой. Сущность права видится в «обеспечении» или «разграничении» жизненных интересов людей, в «выражении их воли», в «установлении» определенного порядка общественной жизни. Новый подход к праву состоит в попытке установить различие между правом, как объективным явлением общественной жизни и законом, как формой выражения права и на этой основе сформулировать понятие правового закона. Такой тип правопонимания исходит из того, что право и закон не всегда совпадают. Закон может полностью, частично или вообще не выражать сути права как объективного мерила человеческой свободы. Последнее подтверждают примеры недавней истории: фашистская Германия, сталинский период в Советском государстве, расистские режимы в странах Африки. Несмотря на обилие законов, нормативных предписаний исполнительной власти в этих странах, нельзя даже с приблизительной вероятностью говорить об их правовом характере. Это были антиправовые законы, не имеющие ничего общего с правом, справедливостью, свободой человека. Концепция современного правопонимания исходит из естественно-правовых материалистических и других прогрессивных взглядов, которые стремились выявить в праве принцип регулирования, отличающий его от других регуляторов общественных отношений (морального, религиозного, уравнительного, властно-приказного). В рамках историко-материалистической концепции права таким принципом признается принцип формального равенства. Принцип правового равенства, безусловно, является абстрактным выражением справедливости. Однако наличие в нем именно правовых начал объективно позволяет обеспечивать равные возможности людей в сфере правового регулирования, утверждать равное для всех значение справедливости, отсекая произвол в общественной жизни. Если же всеобщее и равное для всех значение справедливости подменяется какими-либо частными эгоистическими интересами, происходит разрыв границ между правом и произволом. В таком случае закон, как форма выражения права, лишается правового смысла и соответствующего критерия справедливости . В силу только лишь властной принудительности закон начинает выдаваться за исходное выражение того, что есть право и справедливость.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg