Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Обеспечение равных возможностей для полноценного сенсорного развития детей в группах раннего возраста

not_en 750 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 121 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 07.11.2018
Раннее детство — особый период становления органов и систем детского организма и прежде всего функцией головного мозга. Доказано, что функции головного мозга не фиксированы наследственно они развиваются в результате взаимодействия организма с окружающей средой. Особенно интенсивно это происходит в первые три года жизни. В этот период наблюдается максимальный темп формирования предпосылок, обусловливающих всё дальнейшее развитие организма ребенка, что и обуславливает необходимость обеспечения равных возможностей для полноценного сенсорного развития детей в группах раннего возраста.
Введение

Актуальность исследования. Сенсорное развитие ребенка - это развитие его ощущений и восприятий, формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форму, цвет, размер, положение в пространстве и т.д. Сенсорное развитие включает в себя сложную систему работы анализаторов – от восприятия внешних сигналов через органы чувств (работают зрение, слух, тактильные анализаторы) до переработки поступившей информации головным мозгом. Чувственное познание имеет важное значение в дошкольном детстве, которое является наиболее благоприятным периодом формирования и совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Ранее считалось, что к моменту рождения нервная система ребенка имеет полный набор нейронов и развивается лишь за счет усложнения связей между ними. В настоящее время доказано, что в некоторых образованиях височной доли полушарий и мозжечка до 80-90 % нейронов образуются только после рождения с интенсивностью, зависящей от притока сенсорной информации (от органов чувств) из внешней среды. Это означает, что сенсорное развитие является одной из главных составляющих полноценного развития детей дошкольного возраста. Актуальность данной темы заключается в том, что сенсорное развитие, с одной стороны, является фундаментом общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, поскольку полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда. В приоритетных направлениях развития российской системы стоит обеспечение равных стартовых возможностей. Согласно статье 43 Конституции Российской Федерации, пункты 1 и 3 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» нашей стране гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. В настоящее время не все дети раннего возраста обеспечены местам в ДОО вследствие недостаточного количества групп раннего возраста и в очереди в них этот пункт Конституции выполняется не в полной мере. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Именно поэтому, нормальное умственное развитие невозможно без сопротивления на полноценное восприятие. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования позволил выявить следующие противоречия: - между необходимостью обеспечения равных стартовых возможностей для сенсорного развития детей раннего возраста и невозможностью их обеспечения вследствие недостаточного количества групп раннего возраста в московских ДОО и очереди в них; - между осознанием педагогами значимости периода раннего детства и его сензитивности для сенсорного развития детей третьего года жизни; - между созданием педагогических условий в современной ДОО и семье для обеспечения равных стартовых возможностей, обеспечивающих комплексное сенсорное развитие детей раннего возраста. Необходимость разрешения названных противоречий обусловила постановку проблемы исследования. Проблема исследования – выявить, при каких педагогических условиях процесс сенсорного развития детей раннего возраста будет успешным, обеспечив при этом принцип равных стартовых возможностей для семей с детьми третьего года жизни. Объект исследования - сенсорное развитие детей третьего года жизни. Предмет исследования – педагогические условия в ДОО, при которых обеспечиваются равные стартовые возможности для сенсорного развития детей раннего возраста. Цель: состоит в разработке, теоретическом обосновании и экспериментальной проверки педагогических условий для обеспечения равных стартовых возможностей для сенсорного развития детей раннего возраста. Задачи исследования: 1. На основе анализа основных психолого-педагогических подходов конкретизировать содержание понятия «сенсорное развитие» и «равные стартовые возможности семей с детьми третьего года жизни». 2. Раскрыть содержание, формы и методы сенсорного развития детей раннего возраста. 3. Теоретически обосновать и апробировать педагогические условия для обеспечения равных стартовых возможностей для сенсорного развития детей третьего года жизни. 4. Опытным путем доказать эффективность проведенной работы. Гипотеза исследования: Сенсорное развитие детей от года до трех лет успешно проходит в сензитивный период – период раннего возраста. К оптимальным педагогическим условиям, обеспечивающим равные стартовые возможности для сенсорного развития детей создаются при: - создании и обогащении развивающей предметно-пространственной среды в ДОО; - разработке и сопровождении семьей с детьми, дети которых вследствие болезни редко посещают ДОО; - достаточно сформированной компетентности педагогов и родителей в вопросах сенсорного развития детей раннего возраста. ? Теоретические основы исследования. Организация сенсорного развития детей раннего возраста в условиях обеспечения равных стартовых возможностей является частью комплексного процесса всестороннего воспитания и осуществляется на базе: ? исследований в области сенсорного воспитания в представленных в работах: А.К. Бондаренко, В.В. Гербова, В.И. Логинова Е.И. Тихеева, З.В. Богатеева, И.Я. Лернер, Л.А. Венгер, Л.Р. Болотина, М. Монтессори, С.А. Козлова, Т.С. Комарова, Ф. Фребель, Э.Г. Пилюгина, и др.; ? исследований, раскрывающих сущность сенсорного воспитания, в работах: А.В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Б.А Ананьев, Л. А.Венгер, Л.С. Выгодский, С.Л. Рубинштейн, и др.; ? исследований, раскрывающих методические особенности работы с детьми по сенсорному воспитанию В.Н Аванесова, Е.А Янушко ,И.Б. Теплицкая , О.И. Бобылева, Р.И. Жуковкая и др.; ? исследований в области формирования восприятия, в работах: Б.Г. Ананьев, З.М. Богуславская, А.В. Запорожец, А.Г. Рузская, А.Р. Лурия, В.П. Зинченко, Е.Ф. Рыбалко, Л.А. Венгер, Т.О. Гиневская, М.И. Лисина, Т.В. Ендовицкая, Я.3. Неверовичи др. ? Методы исследования: ? теоретические – анализ научной и учебно-методической литературы; ? эмпирические – целенаправленное педагогическое наблюдение за детьми, беседы с детьми, анкетирование родителей, анкетирование педагогов ? математические – количественный и качественный анализ результатов исследования. Этапы исследования. Исследование проходило в два этапа. На первом этапе (2015 г.) были сформулированы цель, задачи и основные направления исследования; определен научный аппарат (объект, предмет, задачи, гипотеза); На втором этапе (сентябрь 2016г – май 2017 г.) разработана программа исследования и реализованы констатирующий и формирующий этапы исследования; На третьем этапе (сентябрь – ноябрь 20017 г.) обобщался опыт и результаты формирующего этапа исследования, осуществлялась апробация модели формирования основ сенсорного воспитания у детей раннего возраста; проведен анализ и обобщение полученных результатов. Опытно-экспериментальная база исследования – ГБОУ Школа № 2116 «Зябликово», ДО «Улыбка», г. Москвы. Всего на различных этапах экспериментальным исследованием было охвачено 10 детей третьего года жизни, 21 родитель, 6 педагогов. Теоретическая значимость исследования состоит в обогащении педагогических знаний в области методики работы с детьми раннего возраста по формированию основ сенсорной культуры по сенсорному развитию. Практическая значимость исследования. Разработаны новые подходы к реализации форм методов работы с детьми раннего возраста по сенсорному воспитанию. На защиту выносятся следующие положения: 1. Ранний возраст является сензитивным периодом полноценного сенсорного развития детей. В этот период должны быть обеспечены равные стартовые возможности для семей, дети которых вследствие болезни редко посещают ДОО; 2. Сопровождение семей с детьми по вопросам сенсорного развития заключается в разработке современных Интернет-коммуникаций, направленных на обеспечение равных стартовых возможностей детей. 3. В группах раннего возраста должны работать компетентные педагоги, владеющие знаниями, умениями, технологиями организации полноценного сенсорного развития детей. С целью повышения педагогической компетентности педагогов, работающих в группах раннего возраста, необходимо выявить их затруднения в области сенсорного развития детей и обеспечить повышение их педагогической культуры. Публикации автора: Актуальные проблемы современных гуманитарных наук: Материалы Международной конференции молодых ученых. Москва, РУДН, 22-23 октября 2015 г. - М.: РУДН, 2015. С. 255-260., Дошкольное образование в современном мире: опыт, проблемы, перспективы развития: Материалы межрегиональной научно-практической конференции, 3 декабря 2015 г. – М.: Издательство «Спутник+», 2016. – С.57- 62. Структура магистерской диссертации состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемых источников. Объем магистерской диссертации представлен 120 страницами печатного текста компьютерного набора, 71 наименованиями списка используемых источников, 2 таблицами, 11 диаграммами и … приложениями.
Содержание

ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1 ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ОПРЕДЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1.1 Сущностно-содержательная характеристика основных понятий исследуемой проблемы 9 1.2 Анализ проблемы равных стартовых возможностей для сенсорного развития детей раннего возраста в условиях современной ДОО и пути их решения 18 1.3 Условия формирования сенсорного развития детей раннего возраста в дошкольной образовательной организации 24 Выводы по главе 1 48 ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ РАВНЫХ СТАРТОВЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЛЯ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕ ВОЗРАСТА 2.1 Выявление уровня сенсороного развития детей опытно-экспериментальной группы 50 2.2 Организация работы с детьми по формированию основ сенсорного воспитания у детей раннего возраста в условиях ДОО и семьи 62 2.3 Анализ и оценка результатов опытно-экспериментальной работы 68 Выводы по главе 2 71 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 77 ПРИЛОЖЕНИЕ 83
Список литературы

1. Аксарина, Н.М. Воспитание детей раннего возраста. [Текст] / Н.М. Аксарина - М.: Просвещение, 1981. - 224 с. 2. Ананьев, Б.Г. Особенности восприятия пространства у детей [Текст] / Б.Г. Ананьев, Е.Ф. Рыбалко - М.: Просвещение 1964. - 303 с. 3. Басырова, Е.С. Развитие сенсорных навыков детей раннего возраста в жизненной среде [Текст] / Е.С. Басырова // [Электронный ресурс] URL: http: // psychology.snauka. ru/2016/02/6414 (дата обращения 23.03.2016) 4. Баркова, Л.П. Формирование основ сенсорного воспитания в раннем детстве через игру [Текст] / Л.П. Баркова, Н.Г. Волкова // Образование и воспитание. - 2015. - № 04 (4). - С. 6-9. 5. Барчан, Т.А. Игрушечная история. Сенсорное развитие [Текст] / Т.А. Барчан - М.: Карапуз, 2002. - 18 с. 6. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей: форма, цвет, звук: Популярное пособие для родителей и педагогов [Текст] /Т.В. Башаева -Ярославль: Академия развития, 1997. - 237с. 7. Безделева, М. Сенсомоторное развитие детей с интеллектуальными нарушениями [Текст] / М. Безделева // Дошкольное воспитание. - 2012. - № 6. - С. 53-59. 8. Богомолова, М. И. Развитие сенсорного воспитания в отечественной педагогике 40-60-х годов ХХ века [Текст] // Научное мнение. - 2013. - № 11. - С. 193-198. 9. Богословская, О.Н. Экологический компонент в сенсорном воспитании дошкольников [Текст] / О.Н. Богословская // Воспитание и обучение детей младшего возраста. - 2017. - № 6. - С. 273. 10. Богоуславская, Е.Щ. Развивающие игры [Текст] / Е.О. Богоуславская, Н.П. Смирнова - М.: Просвещение, 1991. - 158 с. 11. Брагуца, Е.И. Комплексный подход в формировании представлений о форме и цвете у детей третьего года жизни посредством дидактической игры [Текст] / Е.И. Брагуца // [Электронный ресурс] - URL: http://e-koncept.ru/2015/75360.htm. (дата обращения 04.04.2016) 12. Бурба, И. Центр тактильного развития [Текст] / И. Бурба // Дошкольное воспитание. - 2010. - № 9. - С. 85-87. 13. Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребёнка [Текст] / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер - М.: Просвещение, 1988. - 134 с. 14. Власова, Л.Д. Дидактическая игра и ее роль в сенсорном развитии детей раннего возраста [Текст] / Д.Л. Власова // Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях стандартизации образования. Сборник научных статей и материалов IV Международной научно-практической конференции. В 2-х частях. Архангельск, 2017. - С. 183-189. 15. Волкова, Т.И. Игра и сенсорное развитие старшего дошкольника [Текст] / Т.И. Волкова // Молодой ученый. - 2014. - № 14. - С. 279-281. 16. Володина, Т.В. Сенсорное воспитание детей 2-х лет с особенностями развития [Текст] / Т.В. Володина // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2011. - № 7. - С. 120-122. 17. Волосова, Е.Б. Развитие ребенка раннего возраста [Текст] / Е.Б. Волосова - М.: Линкас-Пресс,1999. - 70 с. 18. Воспитание и обучение детей раннего возраста: Книга для воспитателя дет. cада [Текст] / А. М. Фонарёв, С. Л. Новосёлова, Л. И. Каплан и д.; Под ред. Л. Н. Павловой - М.: Просвещение, 2009. - 176 с. 19. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] /Л.С. Выготский, под ред. В. В. Давыдова. - М.: Педагогика - Пресс, 2009. 20. Габова, М.А. Сенсорное развитие ребенка как основа формирования математических представлений [Текст] / М.А. Габова // Детский сад: теория и практика. - 2013. - № 12. - С. 16-29. 21. Галанов, А.С. Психическое развитие ребенка от одного года до трех лет [Текст] / А.С. Галанов - М.: Аркти, 2000. - 65 с. 22. Ганичева А.Н. Познавательно-исследовательская активность детей раннего возраста [Текст] /А.Н. Ганичева //Дошкольник: Методика и практика воспитания и обучения. – 2013. №5. - С51-56
Отрывок из работы

ГЛАВА 1 ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1.1 Сущностно-содержательная характеристика основных понятий исследуемой проблемы В жизни человека существует уникальный, но непродолжительный период – от рождения до трех лет, когда детский мозг направлен на интенсивное развитие. В этот период активно растут мозговые клетки и формируются связи между полушариями. По мнению Масару Ибука, которое он изложил в своей книге «После трех уже поздно»: [29] «Ни один ребенок не рождается гением, ни один – дураком. Все зависит от стимуляции и степени развития головного мозга в решающие годы жизни ребенка - это его личный опыт познания в первые три года жизни, т.е. в период развития мозговых клеток» [29, с.16-17]. Ещё Л. С. Выготский отмечал, что «развитие восприятия различной модальности создаёт ту первичную базу, на которой начинает формироваться речь». [9] Для полного понимания этого высказывания следует дать определение «восприятию» и сказать, что «восприятие – сложный психофизиологический процесс формирования перцептивного образа, протекающий на основе ощущений разных модальностей. Различают зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое и обонятельное восприятие. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. [9] Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без сопротивления на полноценное восприятие. Данное понятие тесно связано с «сенсорным развитием». А «сенсорное развитие», в свою очередь, это и есть развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине, а также вкусе и запахе. Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно, воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg