Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Слушание музыки как средство формирования у старших дошкольников эмоциональной отзывчивости

not_en 350 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 74 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 07.11.2018
Анализируя научно- методическую литературу мы смогли определить, что нужно для успешной реализации эмоциональной отзывчивости по средствам слушание музыки у детей старшего дошкольного возраста. Это свидетельствуют об актуальности темы исследования, обусловленной важностью периода дошкольного детства в использование классического музыкального репертуара. Расширение представлений детей о средствах музыкальной выразительности повлияли на развитие умений и навыков в организации слушания музыки и её восприятия дошкольниками.
Введение

Актуальность исследования. Процесс социализации ребенка определяет необходимость формирования тех или иных качеств личности, выработку способов взаимодействия с окружающей средой. Актуальность настоящего исследования определена недостаточной теоретической и экспериментальной разработанностью вопросов, связанных с характером эмоционально-психологической стороны мировоззрения на уровне чувств, настроений, а именно формированием оптимистического мироощущения у детей. Проблема формирования оптимистически мироощущения, счастливого человека вызывала пристальное внимание мыслителей прошлого (Платон, Кант и др.). В настоящее время она вновь активно изучается отечественными и зарубежными учеными в русле гуманистической модели личности как субъекта своего жизненного пути (К.А. Абульханова-Славская, A.B. Брушлинский, Л.П. Буева и др.), а также позитивной психологии (М. Аргайл, М. Селигман , Д. Гоулман и др.) Особую остроту эта проблема приобретает в наше время в связи с бурными изменениями в обществе, которые и подчеркивают необходимость формирования в детях определенного умения противостоять негативным средовым воздействиям. Еще в 30-е годы XX века JI.C. Выготский показал, что мировоззрение не является свойством сознания, внесенным извне, поскольку представляет собой не какие-то логические конструкты, а отношение человека к миру. Таким образом, он обосновал в феномене мировоззрения особую роль мироощущения, представляющего собой окрашенную чувственными отношениями внутреннюю картину мира индивида. Мироощущение, с одной стороны, выступает как обобщение данных непосредственного опыта личности и выражается в реакции ребенка на различные ситуации в его жизни, с другой - оно является способом осознания действительности. Таким образом, данный феномен имеет огромный жизненный практический смысл. Мироощущение - духовная призма, через которую воспринимается и переживается все окружающее. В основе эмоционального мироощущения лежат как позитивные, так и негативные переживания. Изначально в философии они определялись как оптимизм и пессимизм. В психологическую проблему они вылились сравнительно недавно, благодаря работам Дж. Селли, М. Селигман. Эмоциональная отзывчивость на музыку – основа музыкальности. Она связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в отношениях с людьми, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку (А.И. Катинене, М.Л. Палавандишвили, О.П. Радынова). Б.М. Теплов, исследуя художественные способности, установил, что в основе восприятия всех искусств лежит эстетическое переживание содержания произведения. Чтобы понять музыкальное произведение, важно его эмоционально пережить и уже на этом основании поразмыслить над ним. В переживании рождается психологическая защита и копинг-поведение ребенка (З.Фрейд, А.Фрейд, И.М. Никольская, P.M. Грановская и др.), поэтому целесообразно рассмотреть, каким образом они взаимосвязаны с мироощущением. В психологии вопросами формирования и развития психологических защитных механизмов занимались как зарубежные (3. Фрейд, А. Фрейд, Р.Лазарус, Г. Блюм и др.), так и отечественные (Ф.В.Бассин, Р.В. Габдреев, P.M. Грановская, В.А. Ташлыков, Е.В. Чумакова, И.М. Никольская и др.) учёные. Однако, названную связь они не рассматривали. Таким образом, анализ психолого-педагогической и методической литературы позволил выделить ряд противоречий, которые делают актуальной исследуемую проблему. Итак, это расхождения между: - потребностью в подборе музыкальных произведений для слушания в группах старших дошкольников; - потребностью в изучении содержания, видов и форм музыкальных произведений для формирования у старших дошкольников эмоциональной отзывчивости и недостаточной разработанностью ее критериев; - практической необходимостью формирования репертуара для слушания музык и в современной ДОО и семье и отсутствием научно обоснованной технологии этого процесса. Стремление к решению данной проблемы позволило обратиться к поиску путей и определило выбор темы исследования и ее научный аппарат. Проблема исследования: определить, при каких педагогических условиях процесс формирования у старших дошкольников эмоциональной отзывчивости в процессе слушания музыки будет успешным. Объект исследования – формирование у старших дошкольников эмоциональной отзывчивости Предмет исследования - формирования у старших дошкольников эмоциональной отзывчивости в процессе слушания музыки. Цель исследования состоит в разработке, теоретическом обосновании и экспериментальной проверки педагогических условий для формирования у старших дошкольников эмоциональной отзывчивости в процессе слушания музыки. Гипотезы исследования: Мы предположили, что формирование эмоциональной отзывчивости успешно в процессе слушания музыки. Наиболее оптимальные педагогические условия для формирования у детей старшего дошкольного возраста эмоциональной отзывчивости создаются при: - систематичности использования музыки в ДОО и семье для накопления опыта восприятия музыкальных произведений; - подборе разнообразных музыкальных произведений для детей с учетом их возрастных особенностей; - формировании жанрового многообразия музыкальных произведений для слушания детей старшего дошкольного возраста. Задачи исследования: 1. На основе анализа основных психолого-педагогических подходов по проблеме исследования, конкретизировать содержание понятия «эмоциональной отзывчивости» детей дошкольного возраста, выделить его критерии и уровни. 2. Выявить педагогические условия формирования у старших дошкольников эмоциональной отзывчивости в процессе слушания музыки. 3. Отобрать художественный и доступный старшим дошкольникам музыкальный репертуар для слушания музыки в условиях семьи. 4. Разработать, обосновать и апробировать педагогические условия формирования эмоциональной отзывчивости в процессе слушания музыки. Опытным путем проверить результативность экспериментальной работы. Теоретические основы исследования. Теоретическую базу исследования составили работы, посвященные вопросам: - сущности соотношения эмоций и преобладающего настроения и переживаний личности (C.JI. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Г.М.Бреслав, А.Д.Кошелева, К. Лемайте, Ф.Е. Василюк, М Селигман. , Д. Го?улман и др.); - механизмам психологической защиты (3. Фрейд, А. Фрейд, Ф.В. Бассин, Р.В. Габдреев, Е.Л. Доценко, Э.И. Киршбаум, И.М. Никольская, P.M. Грановская и др.); - закономерностям формирования и развития личности в дошкольном возрасте (Л.С.Выготский, И.В. Дубровина, В.С.Мухина, Л.Ф. Обухова и др.); - проблемам эмоций и чувств дошкольников (О.А.Карабанова, О.В.Хухлаева, Е.А. Алябьева, М.И. Чистякова, К.Фопель и др.). Методы исследования: ? теоретические – анализ научной и учебно-методической литературы; ? эмпирические – целенаправленное педагогическое наблюдение за детьми, беседы с детьми, анкетирование родителей, изучение продуктов деятельности. ? математические – количественный и качественный анализ результатов исследования. Этапы исследования. Исследование проходило в два этапа. На первом этапе (2015 г.) были сформулированы цель, задачи и основные направления исследования; определен научный аппарат (объект, предмет, задачи, гипотеза); На втором этапе (сентябрь 2016г – май 2017 г.) разработана программа исследования; На третьем этапе (сентябрь – ноябрь 20017 г.) реализованы констатирующий и формирующий этапы исследования; обобщался опыт и результаты формирующего этапа исследования, осуществлялась апробация; проведен анализ и обобщение полученных результатов. Опытно-экспериментальная база исследования МДОУ Детский сад № 57 « Одуванчик» город Лобня Всего на различных этапах экспериментальным исследованием было охвачено 18 детей, 18 родителей. Практическая значимость исследования. Разработаны новые подходы к реализации программа слушания музыки в условиях современной ДОО и семьи. На защиту выносятся следующие положения: 1. Формирование у старших дошкольников эмоциональной отзывчивости может успешно формироваться в процессе слушания музыки. При этом, следует внимательно подбирать музыкальный репертуар для слушания. 2. Музыкальный репертуар для слушания должен отвечать требованиям возраста, жанровому многообразию музыкальных произведений, интеграции форм исполнения. 3. Слушание музыки является средством эстетического воспитания. Единство форм и методов работы современной ДОО и семьи в данном направлении является одним из основных условий формирования эмоциональной отзывчивости. Следовательно, необходимо систематично и последовательно использовать слушание музыки в ДОО и семье для накопления опыта восприятия музыкальных произведений. Структура магистерской диссертации состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Объем магистерской диссертации представлен 73 страницами печатного текста компьютерного набора, 52 наименованиями списка используемых источников, 4 рисунками и 4 приложениями.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1 ТЕОРИТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 1.1 Проблема формирования у детей эмоциональной отзывчивости в теории и практике музыкального образования дошкольников 9 1.2 Сущность и содержание основных предикатов проблемы «эмоциональная отзывчивость» и «позитивное мироощущение» 18 1.3 Формирование у детей старшего дошкольного возраста эмоциональной отзывчивости в процессе слушания музыкальных произведений 23 Выводы по главе 1 43 ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ СЛУШАНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ 2.1 Диагностика уровня эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников в процессе слушания музыки. 45 2.2 Программа работы с детьми по формированию эмоциональной отзывчивости. 52 2.3 Анализ результатов исследования. 57 Выводы по главе 2 60 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 66 ПРИЛОЖЕНИЕ 69
Список литературы

1. Анисимов, В. П. Палитра эстетической деятельности в развитии эмоционально-нравственной культуры [Текст] / В. П. Анисимов // Музыкальная палитра. – 2006. - № 4. – С. 5-6. 2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1968. - 464 с. 3. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка [Текст] / Н.А. Ветлугина. М: Просвещение, 1967. - 167 с. 4. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. [Текст] – М.: Просвещение, 1981. - 240 с. 5. Виноградова А.М. Воспитание сочувствия [Текст] / Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. Книга для воспитателей д/с / Р.С. Буре, Г.Н. Година, А.Д. Шатова и др. // Под. ред. А.М. Виноградовой. - М: Просвещение, 1989. - С. 21. 6. Выготский Л. С. Проблема возраста [Текст] /Собр. Соч. в 6 т. Т.4. - М.: Педагогика 1984. - 268 с. 7. Выготский Л.С. Психология искусства [Текст] / Л.С. Выготский. - М: Лабиринт, 1998. - 257 с. 8. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. [Текст] / А.Л. Готсдинер – М.: Просвещение, 2003. – 420с. 9. Груздова, И.В. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку в условия музыкально-игровой деятельности/ И.В. Груздова. Монография // [Текст] Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2011. – № 7 – С. 18-19. 10. Давыдова Н. Основы музыкального воспитания [Текст] / Давыдова Н. // Дошкольное воспитание. – 2001 – № 10. - С.15. 11. Данилина Т.А. В мире детских эмоций. [Текст] / Т.А. Данилина – М.: Айрис-пресс, 2007.- 160с. 12. Довгая Н., Перелыгина О. Об особенностях развития эмоциональной сферы. [Текст] Ребёнок в детском саду. // Дошкольное воспитание – 2005. – № 5. – С. 7. 13. Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие дошкольников [Текст]/ А. Д. Кошелева - М.: Академия, 2003. - 176 с. 14. Кошелева А. Д. Эмоциональное развитие дошкольников. [Текст] / А. Д. Кошелева, В. И. Перегуда, О.А. Шаграева - М.: Академия, 2002. С. 176 15. Медушевский В.В. О законностях и сроках художественного воздействия музыки. [Текст] / В.В Медушевский М.: Музыка, 1976. - 236с. 16. Метлов Н.А. Музыка – детям. [Текст] / Н.А. Метлов - М.: Просвещение, 2005. – С. 144. 17. Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки. [Текст] / Е.В. Незайкинский М.: Музыка, 1988. - 254 с. 18. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. [Текст] / Е.В. Незайкинский - М.: Музыка, 1972. - 383 с. 19. Назайкинский Е.В. Музыкальное восприятие как проблема музыкознания // Восприятие музыки [Текст] / Е.В. Незайкинский – М.: Музыка, 1980. – С. 91- 110. 20. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. муз. фак. Высш. пед. учеб. заведений [Текст] / Д.К. Кирнарская, К.В. Тарасова и др. / Под. ред. Г.М. Цыпина. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. 62 с. 21. Остроменский В.Д. Восприятие музыки как педагогическая проблема.- [Текст] / В. Д. Остроменский Киев: Музична Украина, 1975. - 286 с. 22. Палавандашвили, М. Л. Формирование чувства ритма у детей 5-7 лет [Текст] : (На занятиях по ритмике в детском саду) : Автореферат дис. на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. / АПН СССР. Науч.-исслед. ин-т содержания и методов обучения. - Москва -1972. - 22 с. 23. Петрушин, В. И. Музыкальная психотерапия [Текст] / В. И. Петрушин. – М.: Владос, 2000. – 176 с. 24. Радынова, О. П. Дошкольный возраст: как формировать основы музыкальной культуры [Текст]/ О. П. Радынова // Музыкальный руководитель. – 2005. – № 1. – С. 4. 25. Радынова О.П. Дошкольный возраст: задачи музыкального воспитания// [Текст] / О.П. Радынова //Дошкольное воспитание.– 1994. - № 2. - С. 24-30. 26. Радынова О.П. Слушаем музыку. [Текст] / О.П. Радынова - М.: Просвещение, 1990. - 158с. 27. Радынова О. П. Музыкальные шедевры. Авторская программа и методические рекомендации [Текст] / О.П.Радынова. - М.: Гном-Пресс, 1999. - 80 с. 28. Ражников В.Г. Резервы музыкальной педагогики. [Текст]/ В.Г Ражникова - М.: Знание, 1980. - 57 с. 29. Раппопорт С.Х. Искусство и эмоции: 2-е изд. [Текст] / С. Х. Раппопорт– М.: Музыка, 1972. – 168с. 30. Раппопорт С.Х. Книга по эстетике для музыкантов. [Текст] / С. Х. Раппопорт - М.: Музыка 1982. - 256с. 31. Рояк А.А. Эмоциональное благополучие ребенка, в группе детского сада [Текст]// Дошкольное воспитание. / А.А. Рояк – 2007 – № 2. - С. 36-41. 32. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. [Текст] / С. Л. Рубинштейн – М.: Педагогика 1946. - 258с. 33. Симонов П.В. Мотивированный мозг. [Текст] /П. В. Симонов – М.: Наука, 1987. - 195с. 34. Симонов П.В. Теория отражения и психофизиология эмоций. [Текст] /П. В. Симонов – М.: Наука, 1970. - 187 с. 35. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей [Текст] /Б.М. Теплов – М.: Наука, 2003. - 379с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 1.1. Проблема формирования у детей эмоциональной отзывчивости в теории и практике музыкального образования дошкольников Музыка в современном образовательном процессе занимает одно из ведущих мест. Музыкальное наследие содержит ценный опыт воспитания оптимизма, жизнерадостности. Музыкальные произведения, разнообразные по эмоциональному содержанию могут существенно повлиять на эмоциональное благополучие детей, формировать у них готовность к саморегуляции поведения. Художественно-образное постижение детьми музыкальных сочинений разных жанров – пьес, отрывков из опер и симфоний, песен даст возможность детям расширить свои представления о добре и зле, истории и современности, месте человека-творца в окружающем мире. Важнейшей задачей воспитания дошкольников становится задача формирования у них мироощущения красоты и доброты, радостного состояния души ценностного отношения к искусству музыки и окружающему миру. Важнейшей задачей воспитания дошкольников становится задача формирования у них эмоциональной отзывчивости и позитивного мироощущения. Проблема развития эмоциональной отзывчивости у детей в современном мире стоит достаточно остро. Часто приходится наблюдать, как многие из нас не хотят видеть переживания и боль окружающих людей, не хотят проявить своё сочувствие и сострадание. Более того, регулярно сталкиваешься с ситуациями, когда дети испытывают радость от причиненной боли сверстникам, животным, при этом стремятся данное поведение снять на мобильные телефоны, показать свою значимость в глазах сверстников. Из этого следует, что теряются нравственные ориентиры, что мы — взрослые не смогли вовремя развить эмоциональную отзывчивость, доброжелательность. Надо ли развивать эмоциональную отзывчивость? Безусловно надо, ведь страшный дефицит нашего времени — дефицит доброты! Это явление имеет непосредственно отношение к наиболее значимой проблеме — психологическому здоровью детей. [6]
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg