Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ФИЛОСОФИЯ

Эвристическая методология научного познания

not_en 290 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 63 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 07.11.2018
Несмотря на значительное количество трудов, в которых упоминается термин «эвристика», за семнадцать веков ее существования не создала эффективных методов решения изобретательских задач. Прежде всего потому, что эвристика с самого начала ставила слишком общую цель: найти универсальные правила, позволяющие решать любые творческие задачи во всех отраслях человеческой деятельности. Античная философия всегда стремилась к отысканию немногих «изначальных» элементов, пригодных для объяснения широкого круга явлений. Вспомним хотя бы учение Аристотеля, согласно которому вещество построено из пяти элементов: огня, воздуха, воды, земли и эфира. В таком же примерно духе мыслилось и выявление «всеобщих элементов» творчества.
Введение

Актуальность темы дипломной работы заключается в том, что такие понятия как инновация и модернизация становятся не только отличительной чертой современного мира в целом, но и политикой Российского государства. 10 сентября 2009 г. президент России на тот период Д.А. Медведев опубликовал в интернет-издании Газета.Ru, а также на сайте Президента РФ статью под названием «Россия, вперед!», в которой писал, в том числе, и о модернизации России, которая должна затронуть разные сферы общественной жизни Российской Федерации, в частности, энергетическую и космическую сферы, информационные технологии, медицинские технологии и диагностику, политическую систему, агропромышленный комплекс. Д.А. Медведев провозгласил, что развитие Россия должно осуществляться ненасильственными методами, «не принуждением, а убеждением. Не подавлением, а раскрытием творческого потенциала каждой личности» . Д.А. Медведев также отметил, что одним из методов модернизации России является улучшение положения в сфере науки и научной деятельности: «мы будем поощрять и стимулировать научно-техническое творчество. … Законодатели примут все решения для комплексной поддержки духа новаторства во всех сферах общественной жизни, создания рынка идей, изобретений, открытий, новых технологий. Государственные и частные компании получат всемерную поддержку во всех начинаниях по созданию спроса на продукты инновационной деятельности. … Как писал А.С. Пушкин: «Есть высшая смелость: смелость изобретения, создания, где план обширный объемлется творческой мыслью».» . 18 июня 2012 г. нынешним президентом России В.В. Путин был создан Совет по модернизации экономики и инновационному развитию. На заседании этого совета 24 октября 2012 г. В.В. Путин отметил, что «нет необходимости доказывать значимость модернизации для успешного развития России. Собственно говоря, это рефреном проходит по всем нашим документам, на всех наших совещания: это действительно генеральный путь развития нашей экономики, укрепления её позиций в глобальной экономике, создания условий для самореализации наших граждан» . Президент также отметил, что скорость инновационной активности в мире постоянно возрастает. И современная мировая ситуация в сфере развития инновационных технологий, и задачи нашего государства требуют применения особых подходов и методов для открытия нового, для создания качественно новых продуктов и технологий. Поэтому возникает необходимость изучения тех подходов, методов и приемов, которые могут способствовать модернизации и инновационной деятельности в целом. Эта задача может решаться, в том числе, и при исследовании эвристического потенциала науки. Благодаря эвристическим методам человек, равно как и человечество в целом способен комплексно познавать окружающий мир. При этом следует отметить тот факт, что именно эвристичность, как способность находить новые, ранее неизвестные качества и свойства окружающего мира в лице отдельных конкретных тел и явлений, помогала получать человечеству новые знания и находить им дальнейшее применение. Данная проблема имеет особое значение, так как, имея возможность познавать человек достиг в ходе эволюции тех вершин, на которых он сейчас находится: достижения в науке и технике, преобразование действительности посредством использования в процессе своего развития полученных новых знаний, в том числе благодаря эвристическим методам. Степень научной разработанности проблемы. Эвристические способы постижения истины широко применялись в античности. Примером является система свободного диалога Сократа. Термин «эвристика» появился в III веке нашей эры у древнегреческого математика Паппа Александрийского в трактате «Искусство решать задачи». В трудах Г. Галилея, Ф. Бэкона и других ученых получили дальнейшее развитие эвристические подходы в науке и технике в XVI-XVII вв. Построением теории научного творчества занимались также Г.В. Лейбниц (1646-1716 гг.), Х. Вольф (1679-1754 гг.). В труде «Наукоучение» чешский математик Б. Больцано (1781-1848 гг.) изложил эвристические методы и приемы решения математических задач. В России теорией эвристики в начале XX века занимались инженер П.К. Энгельмейер («Теория творчества», 1910), С.О. Грузенберг, К. Эрберг. Во второй половине XX века эвристика сформировалась в самостоятельную область научных методов, способствующих получению нового в знании и деятельности человека. Эвристические методы освещены в публикациях Е.А. Александрова, Г.С. Альтшуллера, Г.Я. Буша, Д. Пойа. Так как природу и механизмы эвристических мыслительных операций человека рассматривали физиологи В.М. Бехтерев, И.П. Павлов, И.М. Сеченов, А.А. Ухтомский. Эвристические приемы и методы активизации творческого мышления рассматривались психологами В.Н. Пушкиным, А.М. Столяровым, психологическим вопросам творческой деятельности посвящены работы П.Я. Гальперина, И.П. Калошиной, Я.А. Пономарева. Объектом исследования данной дипломной работы является научное познание. Предметом дипломной работы выступает эвристический потенциал научной методологии. Цели и задачи исследования: - рассмотреть становление эвристики в истории философии; - выявить методы и подходы эвристической деятельности в науке и технике; - установить связь эвристики и инновационной деятельности; - обозначить важнейшие компоненты эвристики как мыслительной технологии; - установить этапы решения задач с помощью эвристических приемов; - предложить классификацию эвристических методов; – описать и проанализировать эвристические элементы методов научного познания. Научная новизна дипломной работы заключается в попытке выявить эвристическое значение методов научного познания.
Содержание

Введение. Стр. 3-6. Глава 1. Развитие эвристики в истории философии, в науке и технике. Стр. 7-27. § 1. Парадоксы Зенона Элейского: история и современное прочтение. Стр.9-11. § 2. Достоинства и недостатки древнегреческой софистики и метод Сократа. Стр. 11-16. § 3. Эвристические аспекты методологии Декарта. Стр. 17-20. § 4. Эвристические модели и методы в науке и технике. Стр. 20-27. Глава 2. Эвристическое значение методов научного познания. Стр. 28-58. § 1. Аналогия, редукция, индукция и их роль в научном познании. Стр. 28-40. § 2. Гипотетико-дедуктивный метод. Стр. 40-46. § 3. Моделирование. Стр. 46-52. § 4. Мысленный эксперимент. Стр. 52-58. Заключение. Стр. 59-61. Список литературы. Стр. 62-63.
Список литературы

1. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука (Теория решения изобретательских задач). – М.: Советское радио, 1979. 2. Владимиров А.А., Зеленов Л.А. Основы философии. Учебное пособие. Н. Новгород, 1998. 3. Джонс Дж. К. Методы проектирования. М.: Мир, 1986. 4. Еремеева А.И. Выдающиеся астрономы мира. М., 1966. 5. Комарова В.Я. Учение Зенона Элейского. Попытка реконструкции системы аргументов. Л., 1988. 6. Крысицкий Влодзимеж. Шеренга великих математиков. Наша Ксенгарня, Варшава, 1970. 7. Лакатос И. Методология исследовательских программ: Пер. с англ. М.: АСТ, 2003. 8. Лукасевич Ян. Логистика и философия. М.: Мир, 1985. 9. Макаревичус К. Место мысленного эксперимента в познании. М., «Мысль», 1971. 10. Мапельман В.М., Пенькова Е.М. История философии. М.: «Издательство ПРИОР», 1997. 11. Мостепаненко М.В. Философия и методы научного познания Л., Лениздат, 1972. 12. Пойа Д. Математическое открытие. М.: Наука, 1982. 13. Поскряков А.А. Инноватика: наука и учебная дисциплина / Научная сессия МИФИ-98. Сборник научных трудов. Часть I. М.: МИФИ, 1998. 14. Пушкин В.Н. Эвристика – наука о творческом мышлении. М., 1967. 15. Рапацевич Е.С. Словарь-справочник по научно-техническому творчеству. Минск: ООО «Этоним», 1995. 16. Рузавин Г.И. Методы научного исследования. М., «Мысль», 1975. 17. Стяжкин Н.И. Формирование математической логики. М., 1967. 18. Тахогоди А.А. Античная литература. Москва, 1980. 19. Трахтенберг О.В. Очерки по истории философии и социологии Англии XIX в. М., 1982. 20. Шапиро С.И. От алгоритмов – к суждениям. М.: Советское радио, 1999. 21. Якобсон П.М. Процесс творческой работы изобретателя. М.-Л.: Изд. ЦС Всесоюзного общества изобретательства, 2005.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. Эвристика в истории философии, науке и технике Альтшуллер Г.С. в своей работе «Творчество как точная наука» определяет термин «эвристика», указывая на его происхождение от греческого heuresko– отыскиваю, открываю. В настоящее время используется несколько значений этого термина. Эвристика может пониматься как: 1) научно-прикладная дисциплина, изучающая творческую деятельность; 2) приемы решения проблемных задач в условиях неопределенности, которые обычно противопоставляются формальным методам решения, опирающимся, например, на точные математические алгоритмы; 3) метод обучения; 4) один из способов создания компьютерных программ. В одних источниках указывается, что понятие «эвристика» впервые появилось в трудах греческого математика Паппа Александрийского, жившего во второй половине III века, в других приоритет первого упоминания отдается трудам Аристотеля, иногда указывается, что впервые учение об эвристических методах разработано и введено в практику Сократом. Многие авторы упоминают вклад в эвристику Раймонда Луллия, который еще в XIV в. пытался создать машину для решения различных задач на основе всеобщей классификации понятий. В XVIII в. Георг Лейбниц и Рене Декарт независимо друг от друга развили идею Р. Луллия и предложили универсальные языки классификации всех наук. Эти идеи легли в основу теоретических разработок в области создания искусственного интеллекта.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg