Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Педагогические условия формирования духовно-нравственных основ личности ребенка старшего дошкольного возраста

not_en 520 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 96 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 07.11.2018
В нашей работе мы провели анализ проблемы формирования духовно – нравственных основ личности ребёнка старшего дошкольного возраста. Мы рассмотрели вопрос формирования духовно – нравственных основ личности ребёнка старшего дошкольного возраста, а также опытно – экспериментальным путём провели проверку отдельных положений и аспектов. Следует отметить, что теоретическое изучение философской и психолого – педагогической литературы по проблеме формирования духовно – нравственных основ личности ребёнка старшего дошкольного возраста, позволило установить, что данная проблема является актуальной в педагогической теории и практике и требует дальнейшего теоретического осмысления.
Введение

Нынешняя социальная ситуация в Российской Федерации определена нравственным и социо - культурным кризисом семьи. Непосредственно, по этой причине, с первых лет жизни ребенка разрешение проблем духовно-нравственного воспитания, а кроме того педагогического сопровождения и просвещения семьи весьма актуально и значимо. В связи с этим, в дошкольном образовании одним из первенствующих направлений считается нравственное развитие личности ребёнка, формирование ценностных мотивов, приобщение детей к общечеловеческим ценностям (Т.Н. Доронова, Л.Н. Галигузова, А. В. Запорожец, В. Т. Кудрявцев). Е.О. Смирнова подмечает, что базой нравственного развития личности считается оптимальная социализация дошкольника. Согласно взгляду педагогов и психологов, социализация включает познание человеком социального пространства, овладение умениями межличностного общения, приобретение нравственных качеств (В.П. Зинченко, Л.В. Коломийченко, B.C.Мухина, Д.И. Фельдштейн). Непосредственно социализация ребенка дошкольного возраста устанавливает будущие свойства личности, заключающиеся в преобладании нравственных и интеллектуальных интересов над материальными, которые имеют в системе мотивов персональную выраженность. Приобретая от воспитательного микросоциума положительные нравственные примеры, нравственные ценности и пропуская их через своё сознание, чувства и переживания, ребенок осваивает нравственную культуру общества, нравственный опыт. От уровня нравственности ближайшего окружения – сверстников, педагогов и родителей, качества нравственного воспитания, характера взаимоотношений с детьми, уровня личностного нравственного роста в зависимости находится почти всё. Духовно-нравственное воспитание в детском саду считается необходимой составляющей всестороннего воспитания ребёнка. Качественно новой ступенькой духовно-нравственного воспитания в детском саду считается интеграция его содержания в ежедневную жизнь детей, в разнообразные виды детской деятельности и традиционные методики дошкольного образования. К развитию духовно здоровой личности необходимо приступать с формирования у растущего человека нравственных ценностей, сопряжённых с такими понятиями, как совесть, сострадание, доброжелательность, любовь, милосердие, доброта, честность, ответственность, терпимость. Начинать данную работу необходимо с дошкольного возраста, когда ребенок обеспечивается приёмами познания и взаимодействия с миром, усваивает общепризнанные нормы и правила поведения в обществе. Духовно-нравственное воспитание в дошкольном детстве формирует полезное влияние на все без исключения стороны и формы взаимоотношений человека с миром: формирование гражданской позиции и мировоззрение, на эстетическое развитие, патриотическую и семейную ориентацию, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие. Возникает противоречие между общественно значимой необходимостью обогащения духовно-нравственной сферы личности ребенка старшего дошкольного возраста за счет осознания и принятия духовно-нравственных ценностей и неподготовленностью педагогов дошкольной образовательной организации и родителей к реализации данной потребности. В связи с чем, проблема исследования заключается в поиске эффективных педагогических условий развития духовно-нравственных основ личности ребенка старшего дошкольного возраста. Цель исследования - определить, обосновать и реализовать педагогические условия развития духовно-нравственных основ личности ребенка старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации. Объект исследования - процесс формирования духовно-нравственных основ личности ребенка старшего дошкольного возраста. Предмет исследования - педагогические условия формирования духовно-нравственных основ личности ребенка старшего дошкольного возраста. В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи: 1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования и разработать диагностический инструментарий по изучению духовно-нравственной сферы личности ребенка старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации. 2. Определить критерии и уровни сформированности духовно-нравственных основ личности ребенка старшего дошкольного возраста. 3. Сконструировать модель и разработать технологию формирования духовно-нравственных основ личности ребенка старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации и опытно-экспериментальным путем проверить их эффективность. 4. Подготовить и внедрить в практику методические рекомендации по формированию духовно-нравственных основ личности ребенка старшего дошкольного возраста. Гипотеза исследования заключается в том, что формирование духовно-нравственных основ личности ребенка старшего дошкольного возраста будет более эффективным, если: - сконструирована и внедрена в практику модель формирования духовно-нравственных основ личности ребенка старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации, основанная на принципах системного подхода, включающая взаимосвязанные элементы: цель, задачи, педагогические условия, результат; - разработана технология формирования духовно-нравственных основ личности ребенка старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации, включающая: цель, формы, средства, методы, этапы (когнитивный, эмоционально – ценностный, поведенческий) и уровни (низкий, средний, высокий); - определены критерии и уровни сформированности духовно-нравственных основ личности ребенка старшего дошкольного возраста. Методологическую основу исследования по воспросам формирования духовно – нравственных основ личности ребёнка составили: теоретические положения, раскрывающие сущность проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста (Б.Г.Ананьев, Е.А.Аркин, В.Г.Белинский, А.В. Булатова, Р.С.Буре, Г.Н.Година, Р.И. Жуковская, Т.И. Пониманская, А.Д.Шатова, А.В.Запорожец, В.В.Зеньковский, С.А.Козлова, А.Н.Леонтьев, А.С.Макаренко, М.Н. Орлова, М.А. Скребцова, В.Д. Ширшов и др.), содержательные подходы в области нравственного воспитания (В.В. Белоусова, О.С. Богданова, И.А. Каиров, В.А. Сластёнин, Е.И. Шиянов Н.Л. Худякова и др.) Для решения поставленных нами задач, мы использовали следующие методы исследования: анализ и обобщение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; педагогическое наблюдение, анализ, синтез, обобщение, сравнение, моделирование, педагогический эксперимент, научное оформление результатов исследования. Обработка результатов осуществлялись с использованием методов математической статистики. Научная новизна исследования: - сконструирована модель формирования духовно-нравственных основ личности ребенка старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации; - определена совокупность педагогических условий обеспечивающих формирование духовно-нравственных основ личности ребенка старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации: - активное вовлечение ребенка старшего дошкольного возраста в деятельность (игру, познание, общение), которая будет способствовать принятию ребенком духовно-нравственных ценностей; - формирование представлений о доброте, любви, милосердии средствами художественной литературы, народного творчества, которые влияют на развитие духовно-нравственной сферы личности ребенка старшего дошкольного возраста; - разработана технология по формированию духовно – нравственных основ личности ребёнка старшего дошкольного возраста; - разработан диагностический инструментарий по изучению духовно-нравственной сферы личности ребёнка старшего дошкольного возраста; - определены критерии, уровни и показатели оценки духовно – нравственной сферы детей старшего дошкольного возраста. Теоретическая значимость исследования: - расширены теоретические представления об особенностях формирования моральных чувств у детей дошкольного возраста; - выявлены теоретические основы формирования духовно-нравственных чувств у детей; - раскрыты особенности духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста в детском саду; - обосновано использование совокупности выявленных педагогических условий при формировании духовно – нравственных основ личности ребёнка старшего дошкольного возраста. Практическая значимость исследования: нами были разработана и внедрена модель и технология для успешного формирования духовно – нравственных основ личности ребёнка старшего дошкольного возраста. Были соблюдены педагогические условия, для успешной реализации модели. Материалы исследования могут быть использованы в практике работы дошкольных учреждений. Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены методологической непротиворечивостью исходных теоретических положений; корректной организацией опытно-экспериментальной работы; применением адекватных предмету изучения теоретических и эмпирических методов исследования; статистической обработкой данных. Опытно-экспериментальная база: экспериментальная работа проводилась на базе МБДОУ ЦРР Детский сад №1 «Теремок» и МБДОУ ЦРР Детский сад №3 «Солнышко» городского округа закрытого административно-территориального образования Сибирский Алтайского края. В эксперименте приняли участие 84 ребёнка старшего дошкольного возраста. Из них 42 ребёнка – опытно-экспериментальная группа, 42 ребёнка – контрольная группа. На защиту выносятся следующие положения: 1. Полагаем, что положительное формирование духовно – нравственных основ личности, гарантируется за счёт внедрения выявленных нами педагогических условий, таких как: - включение ребёнка в деятельность, познание, игру, которые способны помочь ребёнку принять духовно – нравственные ценности; - создание представлений о любви, доброте, милосердии, средствами художественной литературы, народного творчества; - внедрение модели формирования духовно – нравственных основ личности ребёнка старшего дошкольного возраста. Этапы исследования: Первый этап – (2016-2017гг.) – поисково-теоретический. Осуществлялось изучение и осмысление проблемы формирования духовно – нравственных основ личности ребёнка старшего дошкольного возраста. Разработан научный аппарат исследования: цель, объект, предмет и гипотеза. Сформулированы методологические положения, определены методы и разработана программа опытно – экспериментальной работы. Второй этап – (2017г.) – опытно-экспериментальный. Данный этап включал проверку гипотезы, проведение формирующего эксперимента. Осуществлена проверка и уточнение полученных в ходе исследования выводов. Третий этап – (2018г.) – заключительно-обобщающий. Осуществлено обобщение и описание полученных результатов, завершено литературное оформление магистерской диссертации. Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения и результаты исследования обсуждались и получили одобрение на международных научно-практических конференциях (Омск, 2016; Пермь, 2017; Ижевск, 2017; Новосибирск, 2017; Стерлитамак, 2017, Оренбург, 2017, Барнаул, 2017). Материалы исследования нашли отражение в 7 публикациях. Содержание выпускной квалификационной работы отражает логику и результаты исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений. Общий объем выпускной квалификационной работы составляет … страниц машинописного текста. Работа иллюстрирована таблицами, рисунками, отражающими основные положения и результаты исследования.
Содержание

Введение 2 Глава 1. Теоретические аспекты формирования духовно-нравственных основ личности ребенка старшего дошкольного возраста 9 1.1. Сущность духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста 9 1.2. Особенности формирования духовно-нравственных основ личности ребенка старшего дошкольного возраста 15 1.3. Модель формирования духовно-нравственных основ личности ребёнка старшего дошкольного возраста 28 Глава 2. Опытно-экспериментальная проверка эффективности технологии по формированию духовно-нравственных основ личности у ребёнка старшего дошкольного возраста 41 2.1. Технология формирования духовно – нравственных основ личности ребёнка старшего дошкольного возраста 41 2.2. Организация опытно – экспериментальной работы по формированию духовно – нравственных основ личности ребёнка старшего дошкольного возраста 43 2.3. Анализ и интерпретация результатов опытно – экспериментальной работы по формированию духовно – нравственных основ личности ребёнка старшего дошкольного возраста 59 Заключение 69 Список использованной литературы 71 Приложение 76
Список литературы

1.Абраменкова, В.В. Сорадование и сострадание в детской картине мира / В.В. Абраменкова. - М.: Эко, 1999. - 224с. 2. Ананьев, Б.Г. Психология чувственного познания. / Б.Г. Ананьев - М.: АПН, 1960.-488с. 3. Андреев, В.И. Педагогика: учебн. для высш. учебн. учрежден. / В.И. Андреев - М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЯАДОС, 2005. – 578 с. 4. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: Производство и потребление / С.Ф. Анисимов. - М.: Мысль, 1988 - 253с. 5. Антилогова, Л. Н. Нравственное сознание личности и его структура/ Л.Н. Антилогова. – М.: ОМСК, ОМГПУ, 1999. 6. Бабанский, Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. / Ю.К. Бабанский - М.: Педагогика, 1982. - 192с. 7. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. М.: Воронеж, 1997. 8. Болотова, Л. Концепция воспитания духовности, целомудрия и альтруистического поведения / Л. Болотова // Школа духовности. - 1997. - № 2. 9. Борытко, Н.М. Диагностическая деятельность педагога: учеб.пособие для вузов / ред. В.А. Сластенина, И.К. Колесникова. - М.: Академия. 2006. - 285с. 10. Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. / Г.М. Бреслав - М.: Педагогика, 1990. - 140с. 11. Ветлугина Н. А. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду. — М.: Айрис-Пресс, 2011. — 204 с. 12. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: Пособие для воспитателей детского сада / Буре, Р.С, Виноградова, А.М., Година, Г.Н. и др.; Под ред. Виноградовой, A.M. - М.: Просвещение, 1980. - 233с. 13. Водовозова, Е.Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста. / Е.Н. Водовозова - 7-е изд. - СПб., 1913. —241с. 14. Выготский, Л.С. Собрание сочинений. / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика. Т.4. Детская психология, 1984. - 432с. 15. Гребенкина, Л.К. Духовность — позиция ценностного сознания / Л.К. Гребенкина - М., 2003. - 264с. 16. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. / В.В. Давыдов - М., 1989. 17. Джуринский, А.Н. Развитие образования в современном мире: Учебное пособие: / А.Н. Джуринский - М.: Владос, 1999. - 200с. 18. Диагностика в детском саду. М., Просвещение, 2000. - 340с. 19. Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста. Сб. практ. материалов. - М.: Изд-во «Практика 2000», 2002. – 59 с. 20. Евмений, И. Духовность как ответственность/ Игумен Евмений: «Свет православия» Макариев-Решемский мужской монастырь. - Родник, изд. Макариев - Решемской Обители, 2000. - 153с. 21. Журавлев, А.Л. Нравственность современного российского общества: психологический анализ / А.Л. Журавлев, А.В. Юревич. – М.: Институт психологии РАН, 2012. - 412 с. 22. Каиров И.А. Азбука нравственного воспитания / И.А. Каиров,- М:, 1975.-170с. 23. Каиров, И.А. Педагогический словарь: В 2 –х т./Отв. ред. И.А. Каиров. – М.: Изд-во АПН.1960. 24. Коджаспиров, Г.М., Кождаспирова, А.Ю. Педагогический словарь. / Г.М. Коджаспиров, А.Ю. Коджаспирова - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 176с. 25. Козлова С.А., Куликова Т.А. «Дошкольная педагогика», М.1998. 26. Крысько, В.Г. Педагогика и психология: Учебник / В.Г. Крысько. – М.: Юрайт, 2014. – 471 с. 27. Курочкина, И.В. Поведенческая компетенция воспитателя / И.В. Курочкина // Дошкольное воспитание. — 2014. — №8. — С. 85-87. 28. Краевский В.В. Методология педагогического исследования / В.В. Краевсикий. — Самара: СамГПИ, 1994. — 165с. 29. Лившиц, Р.Л. Духовность и бездуховность личности / Р.Л. Лившиц - Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1997. - 152с.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические аспекты формирования духовно-нравственных основ личности ребенка старшего дошкольного возраста 1.1. Сущность духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста В Российской Федерации 27 августа 2013 года Советом Министерства образования и науки РФ по федеральным государственным образовательным стандартам утвержден новый государственный стандарт дошкольного образования. Одной из задач стандарта считается объединение обучения и воспитания в единый образовательный процесс на базе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и установленных в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Духовно-нравственное развитие дошкольников предполагает процесс, взаимосвязанный с положительными качественными преобразованиями внутреннего мира личности под воздействием системы духовно-нравственного воспитания, социальной среды, личного опыта и опыта других людей, а также состояние, характеризующееся достигнутым личностью уровнем духовно-нравственной воспитанности на любом возрастном этапе. Дошкольный возраст считается периодом активного нравственного развития человека. Уже к семи годам, довольно отчётливо наблюдается, нравственная нацеленность личности ребёнка, формируются устойчивые нормы нравственного поведения. Благодаря пластичной нервной системе, у детей дошкольного возраста значительно высокая и лёгкая восприимчивость, что формирует возможность для эффективного нравственного воспитания. В ходе общения с взрослыми, формируется опыт нравственного общения с взрослыми, что даёт возможность целенаправленно влиять на детей [25,с.62]. Духовно – нравственное воспитание – считается одной из сложнейших проблем, которая обязана решаться абсолютно всеми, кто имеет отношение к детям. Так как, что мы заложим в душу ребенка именно сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. В последнее время мы говорим о потребности возрождения в обществе культуры и духовности, а это непосредственно напрямую объединенно с воспитанием и развитием ребёнка до школы.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg