Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ИСТОРИЯ

Правовая система России в условиях просвещенного абсолютизма (вторая половина XVIII – начало XIX в.)

gemsconslebria1971 334 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 34 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 07.11.2018
Существует множество противоречивых рассуждений и о самой Екатерине. Одни считают ее притворной, распутной, легкомысленной, с легкостью поддающуюся чужому мнению, другие же видят в ней цельную натуру, человека имеющего высокое образование, делового, энергичного, необычайно работоспособного, самокритичного, знающего свои слабые и сильные стороны. Со времени правления Екатерины II прошло более двух столетий, и за этот период было написано множество работ о той эпохе, актуальность данной темы не уменьшается. Потому что, чем больше нам удается узнать об этой необычной женщине, тем больше появляется непонятного и необъяснимого в период ее правления в те года. Целью данной курсовой работы является рассмотрение личности Екатерины II и ее политики правления. Методологическую основу исследования составили общие, частнонаучные и специальные методы познания (системно-аналитический, статистический, историко-логический). Главными задачами данной работы является: - рассмотрение законодательной деятельности императрицы; - анализ политики просвещенного абсолютизма императрицы.
Введение

Просвещённый абсолютизм - это политика, проводимая во второй половине XVIII века рядом монархических стран Европы. Смысл просвещенного абсолютизма состоит в политике следования идеям Просвещения. Мысль о государстве с просвещенным монархом, способным преобразовать общественную жизнь на новых, разумных началах. Воплощение и развитие просвещенного абсолютизма в России приобрело характер цельной государственно-политической реформы, в итоге которой сформировался совершенно новый государственный и правовой облик абсолютной монархии. В России реализация политики Просвещенного абсолютизма не была создана внутренними причинами, похожая западноевропейским. Инициатором и воплотителем идей стала упорная, трудолюбивая и умная женщина, немка по происхождению, но страстно «желавшая лишь блага той стране, в которую привел ее Господь». Данная тема является актуальной на сегодняшний день, так как разные историки по-разному оценивают время правления Екатерины II. Вклад Екатерины в русскую историю весьма неоднозначен, ибо ее время отмечено сильнейшим ужесточением крепостного права, обнищанием народа, чудовищным, разорительным для страны мотовством правящей верхушки, тон которому задавала сама Екатерина, тратившая огромные суммы на своих любовников. Это время падения нравов, обесценивания моральных ценностей, время вздорных политических зигзагов, похоронивших многие перспективные начинания. С другой стороны, эпоха военного могущества страны, укрепления авторитета и безопасности Российского государства, значительных внутриполитических преобразований и расцвета культурной жизни.
Содержание

Введение 3 Глава 1. Законодательная и правовая деятельность Екатерины II 5 1.1. Создание Наказа Уложенной Комиссии 5 1.2. Государственное управление в период правления императрицы 11 1.3. История развития уголовного права и судопроизводство 13 Глава 2. Деятельность комиссии уложения 16 2.1. Грамоты 1785 годаи новые учреждения России 16 2.2. Крестьяне и изминение в крепостное право 23 2.3. Деятельность Екатерины II и ее значение 25 Заключение 31 Список используемых материалов 33
Список литературы

1. Аверх Ф.Я: Русский абсолютизм и его роль в утверждении капитализма в России. -История СССР, 1962, №2 (ред. 2015 г.). 2. Альфред Рамбо. «История древней и новой России», М, 2000г. (ред. 2017 г.) 3. Борзаковский П. Императрица Екатерина Вторая Великая,– М.: Панорама, 1991. (ред. 2015г.). 4. Заичкин И.А., Почкаев И.Н. Русская история: От Екатерины Великой до Александра II – М.: Мысль, 2012г. 5. Каменский А.Б. «Жизнь и судьба императрицы Екатерины Великой»,- М, 1997г. (в ред. 2015 г.). 6. Ключевский В. О. О русской истории. Под ред. проф. В. И. Буганова. – М.: Просвещение, 2012. 7. Омельченко О.А. «Законная монархия» Екатерины II: Просвещенный абсолютизм в России.»-М.2013 г 8. Омельченко О.А: Становление абсолютной монархии в России /Учебное пособие/ - Москва.: 2016. 9. Павленко Н. И. «Екатерина Великая», - М., 1999г. (в ред. 2016г.). 10. Павленко Н.И: Екатерина Великая.- М.: Наука, 1999. (ред. 2016г.). 11. Платонов С. Ф. Полный курс лекций по русской истории. – СПб.: Литера, 2014. 12. Пресняков А.Е. «Российские самодержцы».-М.,2013. 13. Анисимов Е.В. Государственные преобразования и самодержавие Петра Великого в первой четверти XVIII века. – СПб: Дмитрий Буланин 2012 14. Казанский П.Е. Власть Всероссийского Императора. - М.: Москва, 2013. Каменский А.Б. От Петра I до Павла I: Реформы в России XVIII в. Опыт целостного анализа. - М.: РГГУ, 2013. 4. Каменский А.Б. Российская империя в XVIII веке: традиции и модернизация. - М.: Новое лит. Обозрение 15. Лекции для студентов по курсу «История Отечества». Часть 1: IX в. - начало XX : Курс лекций / Изд. 2-е, исправленное и дополненное М.: Изд-во МГУП, в ред. 2016г. 16. Назаренко, Б.А. Правовые новации в «Наказе» Екатерины II // Актуальные проблемы российского права. – 2016. 17. Наказ Екатерины II Комиссии о составлении проекта нового Уложения. 1767 [Электрон. ресурс] // Сайт «Российский образовательный портал». 18. Исаев И.А. История государства и права России: учеб. пособие. – М.: Проспект. – 2016.
Отрывок из работы

1.1. Создание Наказа Уложенной Комиссии Будучи еще великой княгиней Екатерина пристрастилась к чтению различной литературы, отвергнув популярные тогда среди европейских аристократок любовные романы, принялась за более серьезную научную литературу. Случайно попавшие к будущей императрице труды французских просветителей стали ее настольными книгами, которые она перечитывала раз за разом. Идеи лучших европейских ученых второй половины XVIII века глубоко проникли в ее душу и остались там навсегда. То, что не все из ее планов претворились в жизнь - это факт, но то, что до конца своих дней императрица придерживалась теорий Просвещения так же нельзя отрицать. Россия со своим крепостническим режимом, низкой грамотностью населения и общей отсталостью развития в целом представлялась как Екатерине, так и деятелям французского просвещения страной больших возможностей, где реализация этих идей должна была принести самые ощутимые плоды. Будучи уже императрицей Екатерина II пишет: «Я люблю страны еще не возделанные, верьте мне, это лучшие страны. Я годна только в России; в других странах уже не найдёшь священной природы; все столько же искажено, сколько чопорно» . Екатерина собиралась сделать Россию по образу и подобию правового государства, в теории разработанного французскими учеными того времени. Она стала послушной ученицей Вольтера, Д'Аламберта, Дидро. Всю жизнь она вела с ними переписку, интересовалась и спрашивала и самое главное часто прислушивалась к их советам. Императрица отлично различала границу между теорией и политической практикой. Примером этому служит разговор между императрицей и Дени Дидро, во время визита Дидро в Россию они очень часто беседовали, философ считал своим долгом наставлять императрицу в том, как ей надобно поступать, и она прислушивалась к его советам, однако не спешила исполнять их. Когда Дидро поинтересовался у Екатерины, почему она немедленно не старается исполнять его указания, императрица отвечала: «Вашими высокими идеями хорошо наполнять книги, действовать же по ним плохо. Составляя планы различных преобразований, вы забываете различие наших положений. Вы трудитесь на бумаге, которая все терпит, между тем как я, несчастная императрица, тружусь для простых смертных, которые чрезвычайно чувствительны и щекотливы» . Во время путешествия по Волге в 1767 году она писала Вольтеру, торопившему ее с изданием новых законов: «Подумайте только, что эти законы должны служить и для Европы и для Азии; какое различие климата, жителей, привычек, понятий! Я теперь в Азии и вижу все своими глазами. Здесь 20 различных народов, один на другого не похожих. Однако ж необходимо сшить каждому приличное платье. Легко положить общие начала, но частности? Ведь это целый особый мир: надобно его создать, сплотить, охранять». Обычно Екатерина держала себя по отношению к Вольтеру, с которым активнее всего переписывалась, скромной ученицей, стремившейся воплотить в жизнь его идеи и мечты. С самого начала своего правления, Екатерина выразила идею привести все правительственные учреждения в надлежащий порядок. Исполнение этой идеи императрица решила только преобразованием Сената, дальше она не пошла. Но её советник Н. И. Панин пошёл дальше. Он был одним из умнейших людей времён правления Екатерины. Н.И. Панин подал императрице обстоятельный проект учреждений императорского совета (1762г.). Доказывая несовершенства прежнего управления, допускавшего широкое влияние на дела императрицы, Панин настаивал на создание законодательного «верховного места», состоящего из немногих лиц с законодательным характером в данной деятельности. Это законодательное «верховное место» должно было стоять у верховной власти в качестве ближайшего помощника Екатерины. По его словам действие этого совета могло бы «оградить самодержавную власть от скрытых иногда похитителей оной». В то же время он был бы лучшим средством против непокорства и непорядка в управлении. Но он предлагал не действующие средства. В России уже существовали «верховные места» (Верховный тайный совет и Кабинет), которые, не защищали от фаворитов и не охраняли законность. С другой стороны, «верховное место», выучив законодательную функцию, стесняло бы верховную власть. Императрица стала колебаться и собрала мнение многих государственных людей о данном проекте. Екатерине указали, что крупная административная реформа, на которую она почти согласилась, может превратить Россию из самодержавной монархии в монархию, управляемую олигархическим советом чиновничьей аристократии. Понятно, что императрица не могла утвердить такой проект, и Панин потерпел неудачу в данном деле. Отклонив предложения Панина, Екатерина сама составляет план, более обширный, чем его проект, это был план перестройки законодательства. Императрица хотела порядка в управлении. Изучая дела, Екатерина поняла, что беспорядок и в законах, но императрица хотела не только привести в должный порядок, существующий законодательный материал, но и стремилась создать новые законодательные нормы, которые помогли бы установить порядок в государстве. Такие мысли возникли у неё, потому что она нашла существенные недостатки в старых законах и считала их не подходящими, устаревшими для своего времени. Мысль о выработке нового законодательства привела императрицу к знаменитой «Комиссии для сочинения проекта нового Уложения», по поводу которой Екатерина впервые заявила о своих широких реформаторских планах. Она хотела создать совершенно новое законодательство, а не приводить старое в систему. О старых законах, действовавших при ней, она отзывалась резко, считала их вредными и исправлять их не хотела. Она считала, что нужно установить новые общие правила, принципы законодательства и думала, что это ей удастся это сделать. «Можно легко найти, общие правила, - писала она Вольтеру в 1767 г., - но подробности? Это почти все равно, что создать целый мир». Она отказалась от помощи бюрократии, так как чиновничество выросло на старых законах и знало лишь правительственную практику, а не народные нужды. «Легкое», как она думала, дело установления принципов нового кодекса Екатерина взяла на себя. Трудности установления подробностей она возложила на земских представителей. Уже с 1765 г. Екатерина усердно принялась за изложение новых законодательных принципов. «Два года я читала и писала, не говоря о том полгода ни слова», - говорит сама императрица. Статьи, заготовленные ранее Екатериной, были её Наказом. С самых первых набросков данное законодательство было своеобразным. Первоначальный текст будущего "Наказа" был написан по-французски. Затем секретари императрицы сделали русский перевод, который Екатерина изменяла не менее трех раз, внося дополнения и изменения, переставляя тексты местами. Все рукописи Екатерины, и ее секретарей, относящихся к "Наказу", сохранились по сегодняшний день - вплоть до маленьких листочков с поправками букв или цифр. Основной текст «Наказа» включил 20 глав, поделенных на 526 статей, из которых 245 восходят к сочинению Монтескье «О духе законов», 106 - к книге итальянского ученого - юриста Ч. Беккариа «О преступлениях и наказаниях». Екатерина использовала труды немецких авторов Бильфельда и Юста, а также русское законодательство и французскую энциклопедию. Нельзя рассматривать Наказ Екатерины как списанное от А до Я из сборника золотых сочинений того времени. Беря за основу труды просветителей, императрица провела огромную работу по освоению теоретических баз в практическое русское законодательство. И даже после этого Наказ Комиссии Уложения носил лишь информирующий характер. Сама она оценивала свое произведение так что: «Общее мнение тех, которые прочли наказ, гласит, что non plus ultra ( высшая точка - лат.) совершенства, но мне кажется, что можно еще кое-что исправить. Я не хотела помощников в этом деле, опасаясь, что каждый из них стал бы действовать в различном направлении, а здесь следует провести одну только нить и крепко за нее держаться. Тетрадка есть исповедь моего здравого смысла, современники и потомство должны будут судить о нем так; если бы при этом страдало одно мое самолюбие, я с удовольствием и даже с радостью пожертвовала бы им, но с тем, однако, чтобы моя тетрадка достигла своей цели, то есть доставила бы жителям России положение самое счастливое, самое спокойное, выгодное, в котором они могут находиться». Почти завершенный текст был готов к маю 1766 года - в нем было свыше полутора десятков глав и более 400 сот статей, переписанный "Наказ" был передан через любимчика Екатерины графа Орлова для прочтения некоторым высшим чиновникам и близким людям: М.И. Воронцову. В.Г. Баскакову, А.П. Сусарокову, высшим церковным иерархам. «...Назначила я разных персон, вельми разно мыслящих, - писала после императрица, - дабы выслушать Наказ Комиссии Уложения. Тут при каждой статье родились прения. Я дала им волю чернить и марать все, что хотели. Они более половины того, что написано мною было, помарали, и остался Наказ Уложения, яко напечатан» Свои принципы нового законодательства императрица установила на почве философско-публицистических умствований современной ей европейской литературы. Данные принципы, с одной стороны, были в высшей степени либеральны, а с другой стороны, чужими для русской жизни, именно из-за своей чрезвычайной либеральности, императрица чувствовала и знала это. В Наказе Екатерина утверждала, что единственно возможной для России формой власти и законодательства является самодержавие. Она так думала, потому что страна была обширной, и поэтому одной власти лучше повиноваться, чем многим господам. Так же она старалась оправдать отвлечённость своих принципов, их несоответствие русским порядкам. Екатерина писала в своём наказе: «Россия есть европейская держава». По мнению императрицы, древняя Россия жила с чужими для нее нравами, которые следовало переделать на европейский лад, потому что Россия - страна европейская. Екатерина внесла в русские законы общеевропейские начала. Екатерина говорила, так как эти законы европейские, они не могут быть чужими для России, хотя могут такими показаться из-за своей новизны, императрица пыталась оправдать либеральность и отвлечённость от русской жизни.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg