Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Теоретические аспекты досуговой деятельности развития подростков в условиях летнего оздоровительного лагеря

gemsconslebria1971 1970 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 70 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 07.11.2018
Целью деятельности педагога - вожатого является формирование условий для психологического комфорта и безопасности ребенка, удовлетворении его потребностей с помощью общественных, правовых, психологических, медицинских, педагогических мер предупреждений и преодоления неблагоприятных явлений в семье, школе, лагере, ближайшем окружении и других социумах. Задача деятельности вожатого – помощь во взаимодействии ребенка с окружением, поддержка в его развитии, воспитании, обучении, профессиональном становлении, а также не маловажным является формирование социальной среды в летнем оздоровительном лагере. Выявление педагогических условий формирования воспитательной среды летних оздоровительных образовательных учреждений в современных условиях обусловлено рядом обстоятельств. Первое - это перемена характера социально-экологических отношений в социуме, произошедшее в последние десять лет, привело к изменению общественных ценностей в образовательной политике общества и граждан, что порождает настойчивую потребность формирования новых путей развития систем образования, воспитания, досуга и отдыха детей. В этом ряду довольно ясно рассматривается потребность определения принципиально новых подходов, а, следовательно, и самой методики деятельности социального педагога, в системе организации свободного времени подростков в период школьных каникул. Второе - кризис прежней организации подросткового досуга и отдыха, охвативший в последнее время практически всю систему летнего отдыха детей, распространяется на всю инфраструктуру ресурсного обеспечения деятельности лагерей, сущность и формы оздоровительно-образовательной деятельности. Третье - исследование запросов детей, подростков и их родителей о формах отдыха и деятельности в летний период свидетельствует о резком снижении уровня престижа лагерей прежней (пионерской) ориентированности. Четвертое - в условиях наметившегося перехода в воспитании подростков с парадигмы педагогического воздействия к парадигме развития обстоятельств сцелью саморазвития детей, колоссальную роль в организации педагогического движения обретает намеренно формируемая педагогическая сфера, как совокупность обстоятельств, которые так необходимы с целью самореализации ребенка. Пятое - существующие в теории настоящего времени и практике воспитания противоречия: между государственной и социальной необходимостью в координальном изменении воспитательной практики, существовании реальных предпосылок для ее переустройства и неготовностью многих педагогических коллективов к применении на практике системных представлений о совершенствовании и обновлении процесса воспитания подростков; между вероятностной сложноорганизованной природой воспитательных систем и жестко детерминированным, утилитарно-механистическим характером действий практиков. Выбор мною темы данной дипломной работы: «Развитие досуговых интересов подростков в условиях летнего оздоровительного лагеря» был определен на основании всего вышеперечисленного. Объект исследования – это подростки и их развитие досуговых интересов в условиях летнего оздоровительного лагеря. Предмет исследования – это работа педагога – вожатого с детьми младшего подросткового возраста в условиях летнего оздоровительного лагеря. Целью исследования является разработка программ досуговых интересов в условиях летнего оздоровительного лагеря. Гипотеза исследования – работа педагога – вожатого с детьми младшего подросткового возраста будет эффективной, если будут учтены, возрастные, индивидуальные особенности каждого ребенка. Задачи исследования: 1. Определить социально – педагогический интерес досуга подростков. 2. Исследовать социально – психологические особенности младшего подросткового возраста. 3. Изучить общую характеристику досуговой деятельности младшего подросткового возраста. 4.Разработать конкурсную шоу – программу в целях развития досуговых интересов подростков Методы исследования: Теоретические: Анализ практической деятельности по организации свободного времени подростков в летнем оздоровительном лагере. Практические: 1. беседа; 2. анкетирование; 3. интервью;
Введение

В условиях динамики нынешних финансовых и общественных действий регулярно возрастает нагрузка на школьников, которым необходим полноценный отдых. Задачу выздоровления и хорошего отдыха детей эффективно решают летние оздоровительные лагеря. Но в летний период важным считается не только разрешение проблем оздоровления и развития подростков, но и формирование воспитательского движения, как непрерывность воспитания предоставляет вероятность повысить эффективность воспитательных воздействий. Согласно данному фактору формирование воспитательского движения в обстоятельствах летнего оздоровительного лагеря, каковой динамично занимаются педагоги - вожатые, психологи и создание технологий работы с подростком, на сегодняшний день делается всё наиболее важной.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ...................................................................................................................3 Глава I. Теоретические аспекты досуговой деятельности развития подростков в условиях летнего оздоровительного лагеря 1.1. Социально-педагогический потенциал досуга подростков…………………. 1.2 Социально-психологические особенности младшего подросткового возраста…………………………………………………………….......................… 1.3 Общая характеристика досуговой деятельности младших подростков………………………………………….………………………................. Выводы по первой главе................................................................................................ Глава II. Организация свободного времени подростков в летнем оздоровительном лагере «Водник» 2.1. Анализ практической деятельности по организации свободного времени подростков в летнем оздоровительном лагере……………………………………………...…. 2.2.Организация досуговых интересов подростков в летнем оздоровительном лагере………………………...…………… 2.3. Развитие досуговых интересов через организацию конкурсной шоу-программы «Свистать всех наверх»…………………………… Выводы по второй главе................................................................................................ ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................................................................. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.............................................................................................. ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………….
Список литературы

1. Акимова, Л.А. Социология досуга: учебн. пособие [Текст] / Л.А.Акимова. – М.: МГУКИ, 2003. — 123 с. 2. Андрейкин, А.А Детский оздоровительный лагерь. Воспитательное пространство. [Текст] / А.А. Андрейкин, Е.Г. Врублёвская / Сб.статей в помощь организатору летнего отдыха и оздоровления детей. — М.: АСТ, 2008.— 96с. 3. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. [Текст] / Аникеева Н.П. – М.; 1989 – 136с. 4. Афанасьев С.П. Что делать с детьми в загородном лагере. [Текст] / Афанасьев С.П. -Кострома: ИМЦ Вариант,1993 5. Барканов, С.В. Отдых и оздоровление детей и подростков. Сборник нормативных документов [Текст] / С.В.Барканов, М.И. Журавлёв, В.И. Савоськина.— М.: Граф-пресс, 2002. — 216с. 6. Батуева, Б.Б. Свободное время и культура досуга: теоретический аспект [Текст]/ Б.Б. Батуева // Вестник бурятского государственного университета. — 2009. — №14.— С.104-107. 7. Бакланова Н.К. Профессиональное мастерство работника культуры: Учебное пособие. [Текст] / Бакланова Н.К. -М.: Изд-во МГИК, 1994. -120 с. 8. Белановскнй С.А. Некоторые мотивационные механизмы формирования молодежных коллективов и групп // Молодежь и культура. Проблемы досуга, художественного творчества, становления личности. [Текст] / Белановскнй С.А. -М., 1985. -С.91-110. 9. Берсенева В.В. Развитие самодеятельности советской молодежи в условиях перестройки: Автореф. Диссертации канд. филос. наук. М., [Текст] / Берсенева В.В. – М., 1990.-21 с. 10. Боссарт А. Б. «Парадоксы общества или воспитания» [Текст] / Боссарт А. Б. -М., «Просвещение» 1991 11. Вайндорф-Сысоева, М.Е. Основы вожатского мастерства. Учебно-методическое пособие [Текст]/ М.Е.Вайндорф-Сысоева. — М: ЦГЛ, 2005. — 160 с. 12. Вифлеемский, А.Б. Летний отдых в соответствии с новым образовательным законодательством- [Текст] / А.Б. Вифлеемский // Народное образование. – 2014. - №2. – С.30. 13. Воспитательная деятельность детского оздоровительного лагеря: история и современность: сборник научных статей- [Текст] / Под ред. Ромм Т.А.– Новосибирск: НГПУ, 2008. – 204 с. 14. Выготский Л.С. Проблема культурного развития ребенка (1928)// [Текст] / Выготский Л.С. Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1991. N 4. С. 5-18. 15. Газман, О.С. Каникулы: игра, воспитание - [Текст] / О.С. Газман. — М.: Просвещение, 1988. — 264с. 16. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология: Учебник [Текст]/ М.В. Гамезо, Л.М. Орлова. – М.: МГОПУ; АНОО НОУ, 2004. – 347 с. 17. Гребенникова, Е. Досуг детей - дело серьезное! [Текст] / -Е. Гребенникова // Библиотека. — 2006. — №11.— С. 34-38. 18. Гримоть, А.А. Педагогика летнего отдыха: Уч.-метод. Пособие –[Текст] / А.А. Гримоть. — Мн.: Харвест, 1998.— 317с. 19. Детский оздоровительный лагерь: воспитательное пространство. Сборник статей. [Текст] / Далексеев А.А.– М.:ЦГЛ, 2006. – 152 с. 20. Детский праздник в школе, оздоровительном лагере, дома: Подсказки организаторам досуговой деятельности [Текст] / Далексеев А.А. — М.: Московское городское педагогическое общество, 2007. – 226 с. 21. Детский оздоровительный лагерь. Сборник статей. [Текст] / Далексеев А.А. – М.:ЦГЛ, 2006. – 152 с. 22. Дик, Н. Ф. Непреходящие законы детского отдыха - [Текст] / Н. Ф. Дик // Народное образование. – 2012. – №3. – С.69. 23. Жаркова, Л.С. Культурно-досуговая деятельность: теория, практика и методика научных исследований: учеб. Пособие [Текст] / -Л.С. Жаркова, А.Д.Жарков, В.М. Чижиков. — М.: МГУК, 2010. — 288 с. 24. Жежко И.В., Фадин А.В. Центр досуга - новое явление социокультурной сферы // Социальное проекгарование в сфере культуры. Прорыв к реальности: Сборник науч. трудов НИИ культуры. [Текст] / -М., 1990.-С.360-381. 25. Жигульскии К. Свободное время и личность // Активность личности в социалистическом обществе. [Текст] / Жигульскии К. - М. -Варшава, 1974. -С. 17-19. 26. Жизненный путь личности: Вопросы теории и методологии социально-психологических исследований / Отв. ред. Л. В. Сохань. -Киев: Наукова думка, 1987. -279 с. 27. Жизнь как творчество: Социально-психологический анализ. – 1992-236с. 28. Жуковская Р.И. Воспитание ребенка в игре. [Текст] / Жуковская Р.И. – М.; 1993 29. Залунина Е. Профильные лагеря как перспективная форма отдыха // Народное образование. [Текст] / Залунина Е. - М., – 2000. - № 4-5 30. Иванов, И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел -[Текст] / И.П.Иванов. — М.: Просвещение, 2009. – 215с. 31. Иконникова, С.Н.Социология о молодежи (проблемы воспитания духовного облика) [Текст] / -С.Н.Иконникова.— Л.: Педагогика, 1985.–32 с. 32. Казовская Т.М. «Культурная среда» как объективная система и как научная категория культурологии // Культура на пороге III тысячелетия: Тезисы докладов II Международного семинара в Санкт-Петербурге. -С.-Пб., 1995. С.46-47. 33. Куприянов, Б.В. Философия летних каникул [Текст] / Куприянов, Б.В. -М., «Просвещение» 1993. С. 112- 140 34. Б.В. Куприянов // Дополнительное образование и воспитание [Текст] / Б.В. Куприянов – М., 2011. – №6. – С.3. 35. Корсак Е. Н. Методический сборник по организации летнего отдыха детей и подростков «Лето – 2004» [Текст] / Корсак Е. Н - Минск, 2004. 36. Кон И. С. «Психология ранней юности» [Текст] / Кон И. С. -М., «Просвещение»1989. С 8-15. 37. Кон И.С. « Психология старшеклассника» [Текст] / Кон И. С. -М., 1980. С. 34- 38. 38. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности [Текст] / Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. – М.; 1989. С. 41-48 39. Как работать в лагере. Нормативные документы, методические рекомендации, сценарии // [Текст] / сост. Головин Н.В., Головина А.В. – Спб.; 2001 40. Кравченко М.А. Игровая мозаика. [Текст] / Кравченко М.А. – Екатеринбург, 2002 41. Крылова Н. Культурная среда детского лагеря // Народное образование. [Текст] / Крылова Н. – 2000. - № 4-5 42. Кудинов Ю. Модели организации летнего отдыха // Народное образование. [Текст] / Кудинов Ю. – М., 1999. - № 5 43. Летний отдых: идея – проект – воплощение. Из опыта работы оздоровительно-образовательных центров (лагерей) Нижегородской области [Текст]. – Нижний Новгород: Изд-во ООО «Педагогические технологии», 2007. – 227с. 44. Лукина, Е.В. Каким может быть летний лагерь - [Текст] / Е.В. Лукина //Начальная школа. – М.,2014. – № 5. – С.82. 45. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И. Лисина; Под редакцией А.Г. Рузской. — М.: Институт практиче ской психологи, Воронеж: НПО МОДЭК, 1997. — 384с. – (Психологи отечества.) 46. Макаренко, И.В.Позывные лета: Калейдоскоп летнего отдыха детей -[Текст] / И.В. Макаренко.— М: ЦГЛ, 2003. —413 с. 47. Мироненко В.В. Хрестоматия по психологии / Под ред. А.В. Петровского. [Текст] -М., 1977. 48. Минц, Г.И. Свободное время: желаемое и действительное -Г.И.Минц. — М.: Априора, 2001. — 351с. 49. Михайлова, Л.И. Социология культуры: Учебное пособие -[Текст] / Л.И.Михайлова. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2006. — 232 с. 50. Мухина, В.С. Детская психология - В.С. Мухина. – М.: Апрель-Пресс, 2005. – 352 с. 51. Мухина, В.С. Детская психология - [Текст] / В.С. Мухина. – М.: Апрель-Пресс, 2007. – 352 с. 52. Немое Р.С. Психологическое консультирование [Текст] -М.,2000. С.6-8 53. Немов Р.С. Психология. [Текст] - М., 2002. С.12-18 54. Новичихина, Н. Подготовка молодых специалистов – организаторов каникулярного отдыха детей - [Текст] / Н. Новичихина //Народное образование. – 2010. – №6. – С.274. 55. Опарина, Н.А. Пьесы и сценарии для детей и юношества. Педагогика театрализованного досуга - [Текст] / Н.А. Опарина. – М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 424с. 56. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 2005. 57. Одаренные дети / Пер. с англ. Д.А. Линника, А.Г. Мкервали; Под ред. Г.В. Бурменской, В.М. Слуцкого. М., 1991. 58. Педагогика досуга: терминологический словарь - Сост. О.Н.Хахлова. – Уфа: Из-во БГПУ, 2007. – 50 с. 59. Педагогика школьных каникул. [Текст] – М.: Академический Проект, 2003. – 176 с. 60. Петровский А. В. «Быть личностью» [Текст] -М., «Просвещение» 1990. С.110-119 61. Пидкасистый, П.И. Педагогика - [Текст] / П.И. Пидкасистый. – М.: Педагогическое общество России, 2006. – 473 с. 62. Поволяева, Н. Детские лагеря как институт воспитания -[Текст] / Н. Поволяева // Народное образование. – 2012. - №3. – С.30. 63. Программно-методическое обеспечение воспитательной работы в детских оздоровительных центрах —М.: Изд-во ГОУ ЦРСДОД, 2007. — 64 с. 64. Программно-методическое обеспечение воспитательной работы в детских оздоровительных центрах. — М.: Изд-во ГОУ ЦРСДОД, 2009. — 105 с. 65. Программно-методическое обеспечение воспитательной работы в детских оздоровительных центрах. — М.: Изд-во ГОУ ЦРСДОД, 2012. — 89 с. 66. Психология: Словарь.- М., 1990. 67. Раздобреева, П. Детское время: чем увлекаются российские дети в возрасте от 6 до 9 лет -[Текст] / П. Раздобреева // Маркетолог. — 2008. — №2. — С.48-51. 68. Ратынская Т.М. Социальное развитие детей в условиях летнего интегративного лагеря. – М.: Теревинф, 2006. – 32 с. 69. Социология: Учебник для вузов - В.Н. Лавриненко, Н.А. Нартов, O.A. Шабанова, Г.С. Лукашова; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. [Текст] — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. — 407 с. 70. Степанова, М. Требования к созданию дневного лагеря в школе. [Текст] / М.Степанова //Директор школы. – 2008. - №3. – С.102. 71. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. – М.: Академия, 2008. – 368 с. 72. Сысоева, О. Е.: Организация летнего отдыха детей : учеб. пособие -[Текст] / О. Е. Сысоева. — М.: Владос, 2009. — 176 с. 73. Таран, Ю. Социально-педагогическая деятельность детского оздоровительного лагеря - [Текст] / Ю. Таран // Народное образование. – 2004. — № 3. – С. 89-94. 74. Ульянова, М. Организация досуговой деятельности - [Текст] / М.Ульянова // Мониторинг общественного мнения. – 2005. — № 1. — С.46- 48. 75. Феклин, С. Правовая ответственность сотрудников летних детских лагерей - [Текст] / С. Феклин //Народное образование. – 2009. - №3. – С.100. 76. Хитрюк Ю. С. «Психология школьных отношений» [Текст] Челяб.,1991. С. 98-102. 77. Шевердин С. Н. «Педагогика родителям» [Текст] - М., «Педагогика» 1987. С. 34-39. 78. Шереш, Г.Л. Летний детский отдых - [Текст] / Г.Л. Шереш. — Мозырь: Содействие, 2008. – 232 с. 79. Шмаков, С.А. Летний лагерь: вчера и сегодня -[Текст] / С.А. Шмаков.— Липецк: ГУП «ИГ «Инфол», 2002. – 384 с. 80. Шубина, И.Б. Организация досуга и шоу-программ. Творческая лаборатория сценариста (2-е изд.) - [Текст] / И.Б. Шубина. – Ростов н/Д.: Феникс, 2004 – 352с. 81. Щеглов И. К. «Энциклопедия мудрости» -М., 2007. С. 67-74. 82. Эльконин Д.Б . Психическое развитие детских возрастах: Избранные психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна ;Вступительная статья Д.И. Фельдштейна .-3-е изд.-М.: Московский психол ого- социальный институт ,Воронеж : НПО « МОДЭК» ,2001.-416с. (Серия « Психологи Отечества» ). 83. Юриков, А.А. Летний лагерь – практическая школа воспитания -[Текст] / А.А. Юриков //Народное образование. – 2014. – №2. – С.205.
Отрывок из работы

1.1. Социально-педагогический потенциал досуга подростков В системе непрерывного образования каникулы в целом, а летние особенно, играют важную роль для развития, воспитания и оздоровления детей и подростков. Лето - это своего рода мостик между учебным годом, что завершается, и будущим. Воспитательная ценность летнего отдыха заключается в том, что она создает условия для педагогически целесообразного, эмоционально привлекательного досуга школьников, восстановления их здоровья, удовлетворения потребностей в новизне впечатлений, творческой самореализации, общении и самодеятельности в разнообразных формах, включающих труд, познание, искусство, культуру, игру и другие сферы возможного самоопределения. Многие знают, что самые продолжительные каникулы - это летние каникулы и летний сезон – это целая эпоха в жизни каждого ребенка. Подростки мечтают об интересном отдыхе, приключениях, знакомствах с новыми друзьями и задолго до завершения учебного года задумываются о том, где и как отдохнуть летом. Дача, поездка с родителями заграницу или по России, отдых с родителями в санатории или доме отдыха, игры с друзьями во дворе, или посещение летнего лагеря при своей родной школе - вариантов очень много. Однако более доступным способом организации детского отдыха летом является поездка в летний оздоровительный или профильный лагерь. Для подростка это целый ряд уникальных возможностей: ? он может приобрести опыт самостоятельности при, допустим, совместном проживании со сверстниками, вдали от дома и без опеки матери и отца, что дает ему возможность изучить способы коммуникации и "партнерства" со сверстниками, пробрести опыт по самообслуживанию, выработать у себя умения принимать взвешенные, самостоятельные решения и научиться нести за них ответственность, тем самым почувствовать, хотя бы на время, вкус независимости и свободы как сознательной необходимости управлять собою в пределах, конкретно обозначенных лагерными порядками; ? перед ним откроется возможность цивилизованно провести время и отдохнуть, освоить современные виды проведения досуга и отдыха, развить в себе умения развлекать и развлекаться, заложить основные принципы культуры отдыха, развлечений, досуга; ? участвуя в процессах демократизации общества, ребенок может также приобрести ценный опыт; ? также перед ним откроется шанс получения искреннего, дружеского общения с взрослыми. Деятельность лагеря летнего отдыха базируется на следующих педагогических принципах: демократия и гуманность; единство воспитательной и оздоровительной работы; развитие национальных и культурно - исторических традиций; инициативы и самодеятельности; учета интересов, возрастных особенностей детей и подростков. В педагогической литературе можно встретить различные подходы к классификации лагерей летнего отдыха. Разнообразие типов лагерей летнего отдыха свидетельствует о специфичности и сложности организации работы этого летнего оздоровительно - воспитательного заведения. Между тем, в каждом регионе существует развернутая сеть лагерей. К ней привлекаются многочисленные кадры руководителей, учителей - воспитателей, студентов - практикантов. Анализирование значимости досуга в свободном времени детей и подростков, и обширнее – в структуре педагогики социально-культурной области – один из актуальных общественно-педагогических вопросов. Деятельность в свободное время вне сферы социального и домашнего труда, благодаря которой индивидум возобнавляет собственную способность к труду и вырабатывает в себе в основном те умения и способности, которые не представляется возможным улучшить в области трудовой деятельности, называется досугом. Функции подросткового досуга: • самореализация; • самореабилитация; • компенсаторная; • воспитательная; • просветительская; • реактивно-оздоровительная; • терапевтическая. Основные виды услуг детям в учреждениях отдыха и оздоровления: - услуги, обеспечивающие нормальную жизнедеятельность детей; - медицинские услуги, обеспечивающие охрану здоровья, своевременное оказание медицинской помощи, профилактику заболеваний и формирование навыков здорового образа жизни детей, контроль за соблюдением санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований; - педагогические услуги, направленные на повышение интеллектуального уровня детей, расширение их кругозора, углубление знаний, формирование умений и навыков, развитие творческого потенциала; - психологические услуги, направленные на улучшение психического состояния детей и их адаптацию к окружающей среде жизнеобитания; - правовые услуги, направленные на оказание детям и их родителям (законным представителям) юридической помощи, защиту своих законных прав и интересов; - услуги по предоставлению культурно-оздоровительной деятельности, обеспечивающие разумное и полезное проведение детьми свободного времени, их духовно-нравственное развитие, приобщение к ценностям культуры и искусства; - услуги в сфере физической культуры, спорта, туризма, краеведения, экскурсий, направленные на физическое развитие, укрепление здоровья и закаливание организма детей; - информационные услуги, направленные на предоставление достоверной информации об имеющейся сети учреждений отдыха и оздоровления детей и о каждом конкретном учреждении; Таким образом, мы можем отметить, что в настоящее время существует достаточно много типов летних оздоровительных лагерей, предоставляющих детям различные виды услуг. Важно отметить, что в современном мире функцию летнего отдыха и оздоровления детей выполняют не только учреждения образования, но и учреждения социальной сферы, деятельность которых направлена на реализацию социальной защиты населения. Принципы досуга в педагогике: 1. когда досуговая динамичность (активность) или бездействие (пассивность) лица в полностью обусловливается исключительно наличием или неимением заинтересованности к ней) - принцип интереса; 2.когда деятельность обособленная совместностью развивает ценностно – ориентационную сплочённость и единство группы, организационную структуру, определенные традиции и таким образом приводит к росту уровня досуговой деятельности, реализуя в ней воспитательный процесс – принцип совместной деятельности. Если разбирать досуг по структуре, то можно сказать, что он складывается из нескольких уровней, которые имеют отличия друг от друга по своей психологической и культурной значимости, эмоциональной весомости, степени духовной активности. Невозможно принудительно заставить подростков заниматься досугом. Абсолютная добровольность - вот ключевой момент в проведении досуговой работы летних оздоровительных лагерей. Он опирается на принцип удовольствия, эмоциональную основу положительных эмоций, переживаний, мыслей, удовлетворяет индивидуальные интересы и требования ребенка. Главное правило досуговой деятельности – трансформация или сублимация, то есть процедура переустройства и перенаправления энергии результативных (душевных, страстных, эмоциональных) стремлений, волнений на цели социальной деятельности и культурного творчества. Следует невозмутимо и терпеливо относиться к «первичным» стремлениям детей и плавно перенаправлять их в русло общественно значимых. Существуют ключевые социально-педагогические потенциалы подросткового досуга: • досуг как сфера самовоспитания - при досуге подростки без чьей-либо помощи, то есть самостоятельно предъявляют к себе многие воспитательные требования взрослых; • досуг - это то персональное пространство, где максимально подробно и в ярких красках раскрывается естественная необходимость в свободе, самостоятельности; • досуг дает воспитанникам потенциал и шанс на саморазвитие; • досуг удовлетворяет значительные социально-психологические потребности в осуществлении пристрастий и интересов, признание собственной личности самостоятельной проверки сил, самоутверждении среди ровесников и др.; • в досуге реализуются стремление в общении. Содержание досуга подростков можно условно подразделить на ряд групп. К первой группе относится функция восстановления разных сил ребенка путем, например, прогулки на воздухе, спорта, вечера отдыха, игр и др. Вторая группа связана с повышением уровня эрудиции, потреблением духовных ценностей, что может выражаться в чтении, просмотре фильмов и телепередач, посещении всеразличных выставок, музеев, путешествии и др. К третьей группе относится развитие духовных сил и способностей и активная творческая деятельность, такая как трудовая, техническая, спортивно-игровая, художественно-театральная и др. Реализация потребности в общении относится к четвертой группе, для примера - организация клубной, кружковой работы, творческие объединения, вечера встреч, дискотеки, праздники, танцы и др. Пятая группа связана с направленной творческой учебной деятельностью подростков - смотры, конкурсы, туристические походы и др. Следует иметь в виду, что в сфере подросткового досуга регулярно происходит изменение иерархии и целевой направленности интересов ребят. Именно на основе этого и зависит выбор досуговой деятельности ребенка. Досуг подростков может быть: • пассивным (зрительский, слушательный) и активным (деятельностным); • организованным (педагогически целесообразно используемое свободное время) и стихийным (спонтанно протекающий процесс использования свободного времени); • контролируемым и неконтролируемым; • массовым ( коллективным) и индивидуальным; • подражательным и творческим; • опережающим (перспективная изыскательная деятельность) и нормативным (традиционно сложившиеся модели досуга). Смена в лагере — определенный период работы лагеря, в течение которого осуществляется полноценный оздоровительно-образовательный процесс и реализуется весь комплекс педагогических задач. Лагерная смена является основой деятельности лагеря. В ее период осуществляется устройство досуга в летнем оздоровительном лагере. Выделяют пять периодов в структуре смены: подготовительный, организационный, основной, заключительный и постлагерный. По мнению некоторых авторов, в лагерной смене следует отдельно выделить подготовительный период, включающий в себя знакомство воспитателя с администрацией лагеря, его территории, а также с детьми и их родителями. Длительность данного периода неоднозначна по времени: от пары дней до двух недель. В процессе регистрации детей следует провести анкетирование родителей или лиц, их заменяющих. Это даст возможность воспитателю заочно познакомиться с детьми, особенностями их характера, поведения, составить план работы в смену. В процессе беседы, в атмосфере доверия, следует узнать о наличии у детей каких-то специфических болезней (энурез, аллергия) или особенностей (боязнь темноты). Например, на территории лагеря летнего отдыха могут действовать следующие законы: 1 закон - закон территории (никто не имеет права оставлять лагеря без разрешения воспитателя) 2 закон - требует бережно относиться к зелени (каждого листочка, цветка, растеньица). 3 закон времени - время летит быстро, а изменение короткая, нужно со всеми познакомиться, принять участие во всех делах группы, лагеря, набраться новых сил, здоровья, знаний, получить умения и навыки, пригодятся и в школе, и в жизни. 4 закон дружбы и доброжелательного отношения друг к другу. Улыбнись человеку, делись с ней своей радостью, и у нее тоже будет хорошее настроение. В зависимости от специфики лагеря, его расположение можно дополнить другими законами (закон моря, мужества и отваги, тихого времени). Организационный период в лагере - важнейший и самый сложный промежуток времени в жизни отряда. Этот период занимает первые 3 — 4 дня смены — так называемое "время адаптации". Деятельность педагога - вожатого в этот период отличается наибольшей интенсивностью: необходимо подготовиться к первой встрече (оформить поздравления, показать себя) продумать всю систему действий в организационном периоде. Цели организационного периода: - происходит раскрытие перспектив деятельности детей в лагере, педагог – вожатый помогает ребенку адаптироваться к жизни в лагере, знакомит детей с режимом дня оздоровительного заведения, законами, традициями лагеря, заложить основы временного детского объединения, учитывая предыдущий опыт детей, пытается определить и роль каждого ребенка в отряде. К задачам организационного периода относится: 1. Изучить предыдущий опыт детей, уровень их умений и навыков в организаторской деятельности, интересов и увлечений, узнать чего они ждут от пребывания в лагере. 2. Познакомить детей с законами и традициями лагеря. 3. Довести единые требования к выполнению режима дня, дисциплины в лагере, создать творческую атмосферу деятельности отряда, определить стиль взаимоотношений в детском объединении, сформировать органы детского самоуправления. Анализ организационного периода должен найти свое отражение в дневнике педагога-вожатого. Предлагаем формы воспитательных действий, которые можно целесообразно использовать в первом (организационном) периоде лагерного лета: 1. Знакомство. Цель: знакомство детей друг с другом, с традициями лагеря. 2. Экскурсия по территории лагеря. Цель: ознакомление детей с лагерем, особенностями его работы, правилами поведения. Закладываются основы бережного отношения к лагерному имуществу, природы. 3. Разведка интересных дел. Цель: использование метода мозговой атаки (мозгового штурма) для определения предложений в план деятельности отряда. 4. Общий сбор-знакомство. Цель: познакомить детей с сотрудниками лагеря, по единым требованиям, разъяснить суть законов и традиций лагеря. Первое знакомство с коллективом педагогов-вожатых. 5.Собрание "Рождение отряда". Цель: определить цели и задачи деятельности отряда, выяснить уставную характеристику отряда. Впереди у детей - множество интересных дел, желательно, чтобы участие в них приняли все дети в отряде. А вот от того, как пройдут дела в организационный период будет зависеть и характер изменения. Особенность этого периода - интенсивное общение друг с другом. Сблизить, сдружить их поможет коллективная творческая деятельность. Самым продолжительным периодом по времени (16 дней) является основной период смены – это период, который находится между организационным и заключительным этапами. именно на этот этап и ложится основная нагрузка по воспитанию подростков. Данный период является периодом личностной самореализации ребенка. Основной мотив этого временного отрезка — подбор видов деятельности, которые позволили бы наиболее полно реализовать индивидуальный творческий потенциал. Педагог с роли главного организатора и руководителя переходит на роль консультанта, координатора. Основной период смены зачастую делится на два самостоятельных этапа: 1 этап — учебно-демонстрационный, 2 этап — демонстрационно-закрепляющий.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg