Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПОЛИТОЛОГИЯ

Конституционно-правовой статус РФ

gemsconslebria1971 325 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 25 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 07.11.2018
Объектом исследования в курсовой работе является конституционно-правовой статус субъектов РФ. Предмет исследования - общественные отношения, связанные с государственным устройством РФ. Цель курсовой работы изучить и проанализировать конституционно-правовой статус субъектов в составе РФ. Задачи курсовой работы: 1. исследовать нормативно-правовую основу Российской Федерации; 2. изучить понятие субъекта, его статуса в составе РФ; 3. изучить особенности конституционно-правового статуса в составе РФ; 4. подробно рассмотреть правовой статус республик, краев, областей, городов федерального значения. В данной курсовой работе использованы нормативно-правовые акты, такие как Конституция Российской Федерации, а также научные работы таких авторов как В.Л. Меньшова, С.В. Бендюрина, М.В. Гончарова, Н.Г. Комкова, В.Г. Стрекозов и др. Методологической основой исследования послужил комплексный подход, аккумулирующий различные методы анализа: историко-правовой, формально-логический, аксиологический, социологический, системный, философский, сравнительно-правовой.
Введение

Кардинальная перестройка политико-правовых отношений в России на рубеже 1990-х гг. наметила новые направления конституционно-правового развития. Принятие Конституции Российской Федерации 1993 г . происходившее в условиях острой политической борьбы, противостояния федерального центра и регионов, способствовало созданию необходимых предпосылок и условий для модернизации федеративных отношений. Наделенные относительной самостоятельностью субъекты Российской Федерации обрели возможность принятия собственных конституций и уставов, обладающих верховенством в отношении регионального законодательства, но находящихся внутри единого конституционно-правового пространства, в границах прямого действия федеральной Конституции. Под конституционно-правовым статусом субъекта федеративного государства необходимо понимать совокупность прав и обязанностей, связанных осуществлением власти на территории, урегулированных конституционным законодательством субъекта и федерации. 1. На сегодняшний день процедуры фактического осуществления региональных конституций и уставов отличаются многообразием, обусловленным множественностью субъектов Российской Федерацией, несовпадением характеристик их правового статуса, национальными и культурными особенностями, историческими и правовыми традициями. Наряду с этим в процедурах реализации конституционных (уставных) норм присутствуют и общие закономерности, связанные с провозглашением равноправия субъектов, прямым действием основ конституционного строя, общностью базовых принципов организации и деятельности региональных органов власти. Конституционно-правовой статус субъекта РФ характеризуется следующими признаками: • все субъекты РФ являются неотъемлемыми составными частями РФ, не обладают правом сецессии; • все субъекты равноправны во взаимоотношениях с федеральными органами власти. При этом равноправие не означает равенства субъектов в государственно-правовом отношении, так как статус субъекта напрямую зависит от этнического начала его образования, а сами субъекты выражают самоопределение народов и наций в составе федерации.
Содержание

Введение 2 Глава 1. Конституционно-правовой статус РФ 5 1.1 Нормативно-правовая основа Российской Федерации 5 1.2 Виды субъектов Российской Федерации 6 Глава 2. Статус субъектов Российской Федерации 10 2.1 Общие положения 10 2.2 Особенности отдельных видов субъектов Российской Федерации 16 Заключение 20 Список использованных источников 23 Приложение 25
Список литературы

1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Российская газета. – 25.12.1993. – № 237. 2. Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 № 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации" (ред. от 24.04.2008) // Российская газета. - № 137-д. - 30.06.2004. 3. Федеральный конституционный закон от 17.12.2001 № 6-ФКЗ "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации" (ред. от 31.10.2005) // Российская газета. - № 247. - 20.12.2001. 4. Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (ред. от 04.11.2014) // Российская газета. - № 206. - 19.10.1999. 5. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (ред. от 21.07.2014) // Российская газета. - № 39. - 18.02.1992. 6. Авакьян С.А. Конституционное право России. Т. 2. - 5-e изд. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 912 с. 7. Андриченко Л. В. Конституционное право России. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 551 с. 8. Баглай М.В. Конституционное право РФ. - 10-е изд. - М.: Норма, 2013. - 768 с. 9. Бендюрина С.В. Гончаров М.В. и др. Конституционное право России. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 448 с. 10. Братановский С.Н. Конституционное право России. - 2-e изд. - М.: ИЦ РИОР: ИНФРА-М, 2011. - 375 с. 11. Васильева С.В. Конституционное право России. - М.: Эксмо, 2010. - 560 с. 12. Карпов А.В. Конституционное право России. - М.: Издательство «Омега-Л», 2010. – 205 с. 13. Кокотов А.Н. Конституционное право России. – М.: Проспект, 2011. – 296 с. 14. Комкова Е.В. Конституционное право Российской Федерации. – М.: Издательство Юрайт, 2013. – 457 с. 15. Павликов С.Г., Умнова И.А. Конституционное право. - М.: Альфа-М: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 576 с. 16. Прудников А. С. Конституционное право России. - 4-е изд. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 615 с 17. Соколов И.А. Конституционное право Российской Федерации. - М.: МГИУ, 2010. - 260 с. 18. Стрекозов В.Г. Конституционное право России. – 5-е изд. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2014. – 316 с. 19. Таваева Н.Е. Конституционное право Российской Федерации. - М.: ИЦ РИОР: ИНФРА-М, 2012. - 106 с. 20. Фадеев В.И. Конституционное право. – Москва: Проспект, 2014. – 584 с.
Отрывок из работы

1.1 Нормативно-правовая основа Российской Федерации Федеративная природа РФ отражена в ст. 1 Кон¬ституции РФ 1993 г., говорящей о том, что Российская Федерация — Россия есть федеративное государство, ее «наименования Российская Федерация и Россия равнозначны». Федеративному устройству по¬священа ст. 5 Конституции: «1. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов — равноправных субъектов Российской Федерации. 2. Республика (государство) имеет свою конституцию и законода-тельство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство. 3. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между орга¬нами государственной власти Российской Федерации и органами го¬сударственной власти субъектов Российской Федерации, равнопра¬вии и самоопределении народов в Российской Федерации. 4. Во взаимоотношениях с федеральными органами государствен¬ной власти все субъекты Российской Федерации между собой равно¬правны». Помимо ст. 1 и 5, в Конституции имеется специальная гл. 3 «Феде-ративное устройство». Кроме того, многие статьи других глав Консти¬туции также связаны с Федерацией и регулируют общественные отно¬шения с учетом федеративной структуры государства. Все иные акты в Российской Федерации должны соответствовать Конституции РФ . Именно Конституция отражает природу Федерации и ее субъек¬тов. Конституция допускает использование договорной формы, но не в определении статуса Федерации и субъектов РФ, а лишь в регулиро¬вании разграничения предметов ведения и полномочий органов вла¬сти Федерации и органов власти субъектов РФ (ч. 3 ст. 11). Федера¬тивный договор не включен в содержание Конституции. Более того, согласно ее «Заключительным и переход¬ным положениям» Федеративный договор действует в той мере, в которой не противоречит Конституции РФ; в случае несоответствия положений Федеративного договора положениям Конституции дейст¬вуют положения Конституции РФ. Разрешенная Конституцией РФ (ч. 3 ст. 11) практика двусторон¬них договоров о разграничении предметов ведения и полномочий ор¬ганов власти Российской Федерации и ее субъектов получила разви¬тие в 1994-1999 гг., и эти договоры, подписанные первым Президен¬том РФ и главами исполнительной власти субъектов РФ, на указанном этапе стали частью нормативной правовой основы федера¬тивных отношений. Однако начиная с 2000 г. по инициативе феде¬рального центра большинство этих договоров были признаны выполнившими свою миссию и прекратили действие. Теперь введен доста¬точно сложный порядок подготовки и подписания таких договоров, требующий их утверждения федеральным законом, что упорядочива¬ет использование внутригосударственных договоров как норматив¬ной базы федеративных отношений. Некоторые ученые предлагают издать специальный закон о Феде-рации, даже некий федеративный кодекс . Целесообразность такого документа обусловлена его предметом и соотношением с Конститу¬цией РФ, но скорее всего в нем нет необходимости. 1.2 Виды субъектов Российской Федерации По видовой принадлежности в ст. 5 Конституции обозначены шесть видов субъектов РФ — республики, края, области, города феде¬рального значения, автономная область, автономные округа. По родовой принадлежности субъекты РФ можно подразделить: на государства — это республики; национально-территориальные образования — автономная область, автономные ок¬руга; территориальные образования — края, области, города федераль¬ного значения . Если республики по Конституции отнесены к числу государств, то остальные субъекты можно назвать государственными (государствоподобными) образованиями, соответственно автономная область и авто¬номные округа — национально-государственными образованиями, а края, области, города федерального значения — территориально-государственными образованиями. Характеристика субъектов как государств или государственных образований обусловлена тем, что они имеют ряд черт, приближающих их к государству, — права на свой основной закон, на законодательст¬во, на самостоятельное управление своими внутренними делами, на определенное участие во внешнеполитических и внешнеэкономиче¬ских отношениях. Но названные черты лишь отделяют субъекты Федерации от обыч¬ных административно-территориальных единиц, возвышают над ни¬ми. Однако эти черты никак не делают субъекты РФ, в том числе и республики, равными самому федеративному государству. Ничего не меняет и характеристика отдельных субъектов Федерации как госу¬дарств. Кстати, она используется и в зарубежных странах, например «штат» (state) в США в буквальном переводе на русский — «государ¬ство», но это скорее дань истории, но никак не восприятие субъекта в качестве независимой единицы. По поводу наименования республик государствами определенно высказался Конституционный Суд РФ в постановлении от 7 июня 2000 г.: «Субъект Российской Федерации, не обладающий суверени¬тетом, по своему статусу не может быть равноправным с суверенным государством». Использование в ч. 2 ст. 5 Конституции РФ понятия «республика (государство)» применительно к установленному ею фе¬деративному устройству не означает признание государственного су¬веренитета этих субъектов Российской Федерации, а лишь «отражает определенные особенности их конституционно-правового статуса, связанные с факторами исторического, национального и иного ха¬рактера». Перечень субъектов РФ содержится в ст. 65 действующей Консти-туции. При ее принятии в 1993 г. в составе Российской Федерации было 89 субъектов: 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города фе¬дерального значения, 1 автономная область и 10 автономных округов. Это деление осталось в наследство от советского периода, на послед¬нем этапе, количество республик в составе Российской Федерации возросло с 16 до 21, соответственно из пяти автономных областей осталась лишь одна — Еврейская . Один край и несколько областей и входящие в их состав автоном¬ные округа образовали путем объединения новые субъекты РФ. 25 марта 2004 г. был принят Федеральный конституционный закон об образовании нового субъекта РФ — Пермского края в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа, далее последовали федеральные конституционные законы от 14 октября 2005 г. об образовании нового субъекта РФ — Красноярского края в результате объединения Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Эвенкийского автономных округов, от 12 июля 2006 г. об образовании нового субъекта РФ — Камчатского края в результате объединения Камчатской области и Корякского автономного округа, от 30 декабря 2006 г. об образовании нового субъекта РФ — Иркут¬ской области в результате объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, от 21 июля 2007 г. об образовании нового субъекта РФ — Забайкальского края в результате объединения Читинской области и Агинского Бурятского автономно¬го округа. Таким образом, при этом прекратили свое существование шесть автономных округов — они стали просто округами — административ¬но-территориальными единицами в новых субъектах РФ. Некоторые вновь образованные субъекты получили статус краев вместо прежнего статуса областей. Сейчас в составе Российской Федерации 85 субъектов: 22 респуб¬лики (с учетом Крыма), 9 краев (вместо прежних 6), 46 областей (ра¬нее — 49), 3 города федерального значения, 1 автономная область, 4 автономных округа (прежде было 10). В Конституцию РФ вносились новые наименования трех респуб¬лик и одного автономного округа.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg