Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / РЕФЕРАТ, ИСТОРИЯ

Эпоха Петра Великого глазами его современников

gemsconslebria1971 321 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 21 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 07.11.2018
Сложность и парадоксальность оценок личности и деятельности Петра I сохранились до настоящего времени. Выделим три основные группы мнений и оценок: • «Панегиристы» (панегирики Петра возникли еще при его жизни. Описывающие царя с точки зрения его достижений) • «Обличители» (обличения Петра также появились при его жизни) • «Объективисты» (признающие заслуги в деятельности Петра, но демонстрирующие в то же время многие недостатки его деяний) Поэтому, целью данной работы является подробное изучение и рассмотрение каждое мнение, исходя от трех групп людей об этой личности, засвидетельствуем цитатами достоверных источников.
Введение

Петр I Алексеевич, прозванный Великий (30 мая [9 июня] 1672 год – 28 января [8 февраля] 1725 год) – последний царь всея Руси и первый Император Всероссийский. Представитель династии Романовых. Был провозглашен царем в 10-летнем возрасте, стал править самостоятельно с 1689 года. Спустя три столетия, минувшие со дня смерти императора Петра I и в нашем общественном сознании, и в научной литературе появилось множество различных мнений и оценок его личности и деятельности. И как бы странно это не звучало, но зачастую оценки эти были противоположны, и так было изначально, даже современники Петра уже тогда спорили между собой. Сподвижники императора всемерно благотворили его, считали его деяния великими (нельзя не заметить тот факт, что еще при жизни Петра Сенат преподнес ему официальный титул «Великий»), видели в нем настоящий идеал монарха. А противники его называли императора тираном и антихристом, явившемся на Землю с целью уничтожить христианский мир любыми способами.
Содержание

Введение 3-4 Глава I. Общая оценка личности и деятельности Петра I 5 1.1. Мнение Панегиристов 5-8 1.2. Мнение Обличителей 8-10 1.3. Мнение Объективистов 11-14 Глава II. Преобразовательная деятельность Петра I 14-16 2.1. Панегиристы о значении деятельности Петра I 16-18 2.2. Обличители о значении деятельности Петра I 2.3 Объективисты о значении деятельности Петра I 17-18 Заключение 19 Список литературы 20
Список литературы

1. Воронкова С.В., Вдовин А.И., Барсенков А.С. под ред. Милова Л.В. История России в XX – начале XXI вв. М.: Эксмо, 2006. 960 с. 2. Дворниченко А.Ю., Тот Ю.В., Ходяков М.В. История России 2-е изд. М: Проспект, 2011. 480 с. 3. Егоров Д. Холодная война: причины, этапы и итоги. Режим доступа https://militaryarms.ru/geopolitika/holodnaya-vojna/ 4. Загладин Н.В. Всемирная история. XX век. 2-е изд. М: 2000. 400 с. 5. Зубок В. Восток и запад: холод войны. Режим доступа https://web.archive.org/web/20080714184719/http://www.washprofile.org/ru/node/7792 6. Поляк Г.Б., Маркова А.Н. Всемирная история. Учебник для вузов. М: ЮНИТИ, 1997. 496 с. 7. Терещенко Ю.Я. История России XX – начала XXI вв. М: СЛОВО, 2010. 448 с.
Отрывок из работы

Глава I. ОБЩАЯ ОЦЕНКА ЛИЧНОСТИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕТРА I Личность и деятельность Петра I не могла не обходиться без общественного внимания. О нем твердили иностранцы-современники, им восхищались и его не понимали многие поколения потомков. О царе, кто только не писал – и поэты, и историки, и политические деятели. А в одной из отечественных дореволюционных работ, был утвержден характерный научный парадокс: с одной стороны, «эпоха Петра Великого давно уже стала достоянием прошлого», но, с другой — «мы как будто все еще стоим под обаянием этого времени, как будто все еще не пережили этой тревожной, лихорадочной поры и не в силах отнестись к ней вполне объективно». Причины такой ситуации виделись в том, что «великий император ребром поставил вопросы, которых мы и до сих пор окончательно не решили…» (Е.Ф. Шмурло). Это также отразилось и на литературе, посвященной петровским преобразованиям, которая «скорее напоминает судебные речи в защиту или в обвинение подсудимого, чем спокойный анализ научной исторической критики». А согласно несколько ироническому отзыву В.О. Ключевского, «часто даже вся философия нашей истории сводилась к оценке петровской реформы: посредством некоторого, как бы сказать, ученого ракурса весь смысл русской истории сжимался в один вопрос о значении деятельности Петра, об отношении преобразованной им новой России к древней». Так или иначе, сегодня существуют два образа Великого императора – это подлинный и мнимый. И у каждого есть свое мнение по поводу данной личности. 1.1 Мнение Панегиристов Петр Великий — несомненно самая уникальная личность во всей русской истории. Он сокрушил сотворенный столетиями образ русского царя. Петр учредил множество, поразивших современников, новаций в придворный быт и повседневную жизнь дворянского народа. Удивительно, ведь он и сам мог поражать современников своей необычной одеждой, поведением, манерой общения. В отличие от предыдущих российских государей, он самолично принимал участие во всех своих начинаниях. Это он находился в центре огня, принимая большую роль в сражениях, не жалея живота своего. Это он блистательно побеждал своих сильных во многом неприятелей. И это он был тем, кто скитался по бездорожью России, а также по столицам западноевропейских дворов, чтобы возвести страну в ранг европейских государств, это он, наряду с другими кораблестроителями, работал топором, овладел в совершенстве кораблевождением и артиллерийским делом, фортификацией и градостроительством. Многим современникам импонировала простота царя, его неприхотливость, умение, напрягая волю, физические и нравственные силы, преодолевать препятствия. Современников поражало то, что царь, как простой бомбардир участвовал в осаде Азова, а во время торжественного шествия в Москве по поводу взятия Азова, шагал в общей колоне с протазаном на плече. Его отец, Алексей Михайлович, никогда не покидал собственные покои без сопровождающей его свиты. А Петр Алексеевич не гнушался ездить в двуколке без свиты и охраны. Удивление вызвал тот факт, что в 1697 году Петр не возглавил Великое посольство, а отправился в заграничный вояж одним из членов этого посольства, да еще и под чужим именем — Петр Михайлов. Но еще более обескуражило современников то, что заграницей царь, приобретя экипировку простого плотника, сам усердно трудился над сооружением корабля, учился этому мастерству и даже получил диплом кораблестроителя. Не страшась смерти, подвергая собственную жизнь Петр, проявляя чудеса личной храбрости нередко находился в самой гуще боя, а в ходе Полтавского сражения вообще только его личный пример воодушевил солдат, когда он повел войска в контратаку. Царь игнорировал давний обычай, в соответствии с которым физический труд считался зазорным для государя и для бояр. С полной самоотдачей и рвением он овладевал разнообразными ремеслами от плотничьего и кузнечного до ремесла хирурга и дантиста (он мог сам вырвать у кого-нибудь больной зуб!). Петр, в отличие от своих предшественников и ближайших преемников, не ограничивал свои обязанности актом торжественного приема иностранных дипломатов, а вступал с ними в переговоры, минуя учреждения, ведавшие дипломатией. Свидетельства иностранцев: Курфюрстина София Ганноверская: «…Он признался нам, что не очень любит музыку. Я его спросила: любит ли он охоту? Он ответил, что отец его очень любил, но что у него с юности настоящая страсть к мореплаванию и к фейерверкам. Он нам сказал, что сам работает над постройкой кораблей, показал свои руки и заставил потрогать мозоли, образовавшиеся на них от работы… Надо признать, что это необыкновенная личность… Это государь одновременно и очень добрый, и очень злой, у него характер — совершенно характер его страны. Если бы он получил лучшее воспитание, это был бы превосходный человек, потому что у него много достоинства и бесконечно много природного ума». Итальянский певец Филиппо Балтари: «Царь Петр Алексеевич был высокого роста, скорее худощавый, чем полный; волосы у него были густые, короткие, темно-каштанового цвета, глаза большие, черные, с длинными ресницами, рот хорошей формы, но нижняя губа немного испорчена; выражение лица прекрасное, с первого взгляда внушающее уважение. При его большом росте ноги мне показались тонкими, голова у него часто конвульсивно дергалась вправо». Датский посланник в России Юст Юль: «…Он тотчас же сел за стол, пригласил меня сесть возле себя и тотчас же начал разговаривать со мною без толмача, так как сам говорил по-голландски настолько отчетливо, что я без труда мог его понимать; со своей стороны он понимал, что я ему отвечал… Царь очень высок ростом, носит собственные короткие коричневые волосы и довольно большие усы, но весьма проницателен и умен… Царь развлекается точением и, путешествуя, возит станок за собою. В этом мастерстве он не уступает искуснейшему токарю и даже достиг того, что умеет вытачивать портреты и фигуры…». Нарвский пастор Симон Дитрих Геркенс: «Обыкновенно его величество видят в такой простой одежде, что тот, кто его не знает, ни за что бы не признал в нем столь великого монарха… Следует, кроме того, признать, что его величество благочестив и от природы добр и милостив. Говорят также, будто его величество желал бы по-доброму реформировать и улучшить русское вероисповедание, как он уже для людей, переходящих в русскую веру, отменил в обряде крещения погружение в воду, прежде требуемое. Кроме того, он разрешил не соблюдать в своей армии принятые у русских долгие и строгие посты, во время которых им совсем нельзя есть мясо…» 1.2. Мнение Обличителей Петр I полностью разрушил идущую с древности традицию в представлениях о личности российского государя. Его показная простота, одежда, поведение, манера общения — всё это было заимствованным, чужим, противоречащим национальным и религиозным традициям России. Но всё это делалось Петром совершенно сознательно, он стремился к разрушению традиций, к уничтожению всего традиционно русского. Его личная жизнь и поведение не может вызывать ничего, кроме осуждения. Петр впервые узаконил нравственную распущенность при царском дворе. Именно он, еще в юности учредив «Всепьянейший собор», ввел в качестве нормы при царском дворе безудержное пьянство и публичные разгулы. Петр отличался распутством, для него узы брака ничего не значили, у него было множество любовниц. Распутство, поощряемое царем, господствовало и при императорском дворе. Ужасно то, что Петр даже не скрывал своих низменных страстей, наоборот, всячески демонстрировал их публично. Тем самым Петр разрушал в глазах подданных образ православного русского царя, создававшийся столетиями. А, значит, Петр собственным поведением дал начало процессу разрушения нравственных основ российской государственности. При Петре происходит десакрализация(обесценивание сакральных (священных) образцов, религиозных представлений, мировоззренческих установок и т.д.) как персоны царя, так и идеи власти и самой государственной власти. В отличие от предшественников на русском престоле, Петр не поставил перед Российской империей каких бы то ни было духовных целей. Следовательно, произошел разрыв с предшествующей духовной русской традицией, в соответствии с которой Российское государство есть, прежде всего, государство истинной православной веры. Ушли в прошлое пышные церемониальные церковные шествия государя с участием множества церковных и светских чинов. А это значит, что обращения царя к Богу перестали быть публичными молитвами православного государя за свой православный народ. Царь Петр прекратил исполнять один из важнейших для России государственных ритуалов, свидетельствующий о заступничестве государя перед Богом за народ и государство, данное ему Господом. Даже подчинив Церковь государству, Петр, по сути дела, отказался от сакральной, священной функции русской государевой власти. Отказ от исполнения государством духовных задач вел и к иному пониманию отношений государства с Церковью. В своем стремлении все подчинить государственной целесообразности Петр I нарушил еще одну древнюю русскую традицию — полностью подчинил себе Церковь, превратив ее в одну из структур общего государственного аппарата. Это произошло в ходе церковной реформы, которая проводилась в течение всей первой четверти XVIII века. Уничтожение самостоятельности Церкви трагическим образом сказалось на всей последующей русской истории.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg