Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Профилактика межличностных конфликтов младших школьников в процессе обучения

gemsconslebria1971 1890 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 90 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 07.11.2018
Данная дипломная работа посвящается изучению межличностных конфликтов младших школьников и их профилактики. Актуальность данной проблематики обусловлена интересом психологов и педагогов(Выготский Л.С., Леонтьев А.А., Макаренко А.С. и другие) к изучению возникновения конфликтов младших школьников, к поиску эффективных способах предупреждения конфликтов. Целью исследования является разработать комплекс мероприятий по профилактике межличностных конфликтов в младшем школьном возрасте. Объектом исследования является учебно-воспитательный процесс в начальной школе. Предметом исследования являются формирование опыта взаимоотношений у учащихся младшего школьного возраста на основе профилактики межличностных конфликтов. В соответствии с объектом, предметом и целью были определены следующие исследовательские задачи: 1)Рассмотреть теоретические основы исследования межличностных конфликтов в литературе; 2) Выявить сущностные характеристики понятия «межличностный конфликт» ; 3) Определить критерии и выявить особенности межличностных отношений младшего школьника в условиях межличностного конфликта; 4)Провести диагностику уровня межличностных конфликтов учащихся младшего школьного возраста; 5) Опираясь на результаты исследования, разработать систему профилактики, направленную на предупреждение межличностных конфликтов в учебно-воспитательном процессе начальной школы. Методологической основой исследования являются теории Анцупова А.Я.., А.В. Мудриков, В.Линкольн, Л.В. Мандархаев, В.И.Загвязинский, Тильманн К.Ю., Хайтмайер В. Бродаль, О.С. Гребенюк, Х. Корнелиус, И.М. Курдюмова, Н.И. Леонов, Петровская, А.Г. Почебут, М.М. Рыбакова, Н.В. Самоукина, Д.Г. Скот, Гипотезой исследования было выдвинуто предположения о том, что процесс предупреждения конфликтов в младшем школьном возрасте возможен при: -своевременной диагностике социально-психологических особенностей конфликтности учащихся; -осуществлении профилактической системы мер по предупреждению у учащихся межличностных конфликтных ситуаций среди младших школьников. Практическая значимость исследования: База исследования: МАОУ СОШ №4, г.Улан-Удэ, РБ В процессе исследования нами использовались следующие методы: - теоретический и методологический анализ социальной, философской, психологической и педагогической литературы по проблемам конфликта, инновационным процессам, личностно ориентированному образованию; - интервьюирование, анкетирование, тестирование учащихся; - педагогическое наблюдение и изучение передового опыта учителей;
Введение

В настоящее время проблема конфликта является актуальной как в педагогическом процессе, так и в повседневной жизни. Конфликт является одной из универсальных характеристик мира и основной движущей силой его развития. Это один из наиболее противоречивых феноменов и основных механизмов всех изменений и преобразований. Процесс обучения и воспитания, как и всякое другое развитие, невозможен без противоречий и конфликтов различного характера. На межличностный конфликт смотрят сегодня как на весьма значимое явление в сфере образования, которое нельзя игнорировать и которому должно быть уделено особое внимание. По мнению Ю.Ф. Лукина, сфера образования является одной из самых конфликтных в жизнедеятельности общества. Проблемы взаимодействия участников педагогического процесса приобретает все большую остроту для современной школы. Школьные конфликты служат причиной многих негативных явлений. В младшем школьном возрасте проблема профилактики конфликтов, на наш взгляд, особо актуальна. В этот период дети делают первые шаги к взрослой жизни - учатся взаимодействовать в коллективе, решать проблемы взаимопонимания и т.д. Поэтому им необходимо уметь конструктивно разрешать конфликты, чему и способствует профилактика. В настоящее время выявлено противоречие между возрастающими требованиями учебного процесса и недостаточными функциональными возможностями младших школьников. Кроме того, в научной литературе нет точных данных, касающихся умений разрешать конфликты. Не выработана основная стратегия педагогической и психологической реабилитации детей, оказавшихся в трудной для себя конфликтной ситуации, которая позволила бы организовать их нормальное психическое развитие. Однако, как известно, неразрешенные проблемы и конфликты способствуют расстройству психики. В связи с этим именно в младшем школьном возрасте, когда активно формируются основные качества личности ребенка, особую значимость приобретает исследование способности разрешать конфликты. В процессе учебной деятельности младшие школьники оказываются в проблемных ситуациях, приводящим к конфликтам, к конструктивному разрешению которых они не готовы. Традиционно конфликты детей рассматриваются как явления, связанные с отклонениями от так называемого нормативного поведения, нарушающего нравственные и правовые нормы (Л. Козер, А.Н. Личко). Конфликты изучаются также в аспекте взаимосвязи с поведением агрессивного характера (А.С. Белкин, В.Н. Гуров, Д.И. Фельдштейн). Конфликты в известных научных источниках определяются с позиции общей характеристики, где делается акцент на стихийно возникающих ситуациях. Они отражают отношение ребенка с окружающими. Однако, анализ конфликтов с позиций уровня развития младших школьников в настоящее время отсутствует. Нет четких данных, определяющих значимость конфликтных проявлений в развитии детей [24]. Заниматься современной диагностикой и профилактикой конфликтов в школьных коллективах крайне необходимо. Во-первых, профилактика конфликтов, несомненно, будет способствовать повышению качества учебного процесса. Ученики и учителя станут тратить интеллектуальные и нравственные силы не на борьбу с оппонентами, а не на свою основную деятельность. Во-вторых, конфликты оказывают заметное отрицательное влияние на психическое состояние и настроение конфликтующих. Стресс, возникающий в ходе конфликтов, может быть причиной серьезных заболеваний. Поэтому своевременные профилактические меры должны положительно влиять на психологическое и физическое здоровье учеников и учителей. В-третьих, именно в школе у ребенка формируются навыки разрешения противоречий в межличностном взаимодействии, которые случаются в жизни каждого человека.
Содержание

Глава 1. Теоретические основы исследования межличностных конфликтов у младших школьников в процессе обучения. 1.1. Анализ понятия межличностного конфликта в психолого-педагогической литературе 1.2. Возрастные особенности младших школьников. 1.3. Методы и способы профилактики межличностных конфликтов младших школьников Выводы по 1 главе. Глава 2. Эмпирическое исследование профилактики межличностных конфликтов младших школьников в процессе обучения. 2.1. Диагностика уровня межличностных отношений младших школьников. 2.2. Комплекс мероприятий направленных на профилактику межличностных конфликтных ситуаций в младшем школьном возрасте в процессе обучения. Выводы по 2 главе. Заключение Список использованной литературы Приложения
Список литературы

1.Анцупов, А.Я. Конфликтология [Текст] : учебник для вузов / А. Я. Анцупов, А.И. Шипилов. - М. : Юнити, 2011. - 551 с. 2.Андреев В.И. Конфликтология. Искусство споров, ведение переговоров, разрешение конфликтов. М.: Просвещение, 2005 — 138 с. 3.Анцупов А.Я. Конфликтология: учебное пособие для вузов. М.: ЮНИТИ, 1999 — 551 с. 4. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ, 2000. - 551 с. 3. 5. Божович, Л.И. Избр. психол. труды. Проблемы формирования личности [Текст]: учеб. пособие / Л.И. Божович, под ред. Д.И. Фельдштейна. - М. : АСТ, 2010. - 322 с. 6. Бородкин, Ф.М. Внимание: конфликт! [Текст] : учеб. пособие / Ф.М. Бородкин, Н.М. Коряк. - Новосибирск : Наука. Сиб. отд-ние, - 189 с. 7.Бродаль X. Девять ступеней вниз, или Ссоры - конфликты - войны // Знание-сила, 1991. № 11. 8.Вершинин М. С. Конфликтология: Конспект лекций. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А.. 20001.-64 с 9.Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. ин-тов/В. В. Давыдов, Т. В. Драгунова, Л. Б. Ительсон и др. ; Под ред. А. В. Петровского. - 2-е изд., испр. И доп. -М. : Просвещение, 1979. 10.Возрастные особенности психического развития детей (под ред. Дубровиной, М.И. Липсиной) М.,1982 Вишнякова Н.Ф. Конфликтология. - Минск, 2002. 11. Василькова, Ю. В. Методика и опыт работы социального педагога [Текст] : учеб. пособие / Ю.В. Василькова. - М. : Академия , 2011. - 160 с. 12. Ворожейкин, И.Н. Конфликтология [Текст] : учебник / И. Н Ворожейкин, А.Я. Кибанова, Д. К. Захаров. - М. : ИНФРА-М, 2009. - 240 с. 13. Волков, Б.З. Возрастная психология [Текст] : учеб. пособие для студ. вузов / Б.З. Волков. - М. : Издат. центр «Владос», 2009. - 343 с. 14. Выготский, Л.С. Собрание сочинений [Текст] : в 6 т. / под ред. Л.С. Выготский. - М. : Педагогика, 1982. - т. 1 - 487 с. 15. Галагузова, М.А. Социальная педагогика. Курс лекций [Текст] : учеб. пособие для студентов высш. учеб. завед. / М.А. Галагузова. - М. : Издат. центр «Владос», 2003. - 416 с. 15. Голованова, Н.Ф. Социализация и воспитание ребёнка [Текст] / Н.Ф. Голованова. - СПб. : Речь, 2004. - 272 с. 16. Гришина, Н.В. Психология конфликта 2-е изд. [Текст] / Н.В. Гришина. - СПб. : Питер, 2008. - 544 с. 17. Глоссарий [Электронный ресурс] : терминологический словарь. / - Режим доступа: #"justify">Приложение 18.Гришина В.Н. Психолигия конфликта. – СПб.: Издательство «Питер», 2000. – 464с.: ил. – (Серия «Мастера Психологии»). 19. Димиденко М.В., Клюева А.И.. Педагогическая психология. Методики и тесты. Самара, 2004. 20.Дмитриев А.В. Конфликтология. – М., 2000. 21.Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога, - М. 1999. 22.Ершов А.А. Личность и коллектив./Межличностные конфликты в коллективе, их разрешение. Л., 1976. - 40 с. 23.Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. – С-Пб., 2001. 24.Журавлев, В. И. Основы педагогической конфликтологии. М.: Российское пед. агенство, 1995. . 25.Захаров А.И. Практические рекомендации ведению групп социально – психологического тренинга. - С-Пб., 1990. 26.Илюшечкин В.И. Понятийно-терминологический справочник по педагогике. – Краснодар, 1996. 27.Кибанов А.Я., Ворожейкин И.Е., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Конфликтология. – М., 2005. 28.Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. – М., 2001. 29.Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. – С-Пб., 2003. 30.Краткий психологический словарь. Под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – Ростов н/Д., 1999. 31.Кузнецов И.Н. Технология делового общения. - Минск, 1999. 32.Кумарина Г.Ф. Коррекционная педагогика в начальном образовании. – М. 2001. 33.Леонтьев А.А. Конфликтология. – М., 2000. 34.Леонов Н. И. Конфликтология - М., 2006. - 232 с 35.Мухина В.С. Возрастная психология М., 1997 36.Мухина, В.С. Детская психология: [Учеб. Для пед. ин-тов] / Под ред. Л.А.Венгера – М.: Просвещение, 1985г. 28. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. - М.: «Большая Рос. энциклопедия», 2021. - 527 30.Ратникова В.П. Конфликтология. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2009. - 511с. 31.Рыбакова М.М. Конфликты и взаимодействие в конфликте. - М., 1991
Отрывок из работы

1.1. Анализ понятия межличностного конфликта в психолого-педагогической литературе. Слово «конфликт» происходит от латинского глагола, который в переводе на русский означает противостоять, противоборствовать. Как многие понятия конфликт имеет множество определений. В психологии под «конфликтом» понимается противостояние или столкновение индексно противоположных целей, интересов, мотивов, позиций, мнений, замыслов, критериев или же концепций субъектов-оппонентов в процессе общения - коммуникации [20, с.152]. Таким образом, конфликт - обоюдное отрицательное психическое состояние двух или более людей, характеризующееся враждебностью, отчужденностью, негативизмом в отношениях, вызванное несовместимостью их взглядов, интересов или потребностей. Один из распространенных типов конфликта является межличностный конфликт. Это конфликт, который проявляется между различными субъектами (личностями). Межличностный конфликт может быть определен как ситуация противостояния участников, воспринимаемого и переживаемого ими как значимая психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая активность сторон, направленную на преодоление возникшего противоречия и разрешение ситуации в интересах обеих или одной из сторон [12, с.107]. Межличностный конфликт - трудноразрешимое противоречие, возникающее между людьми и вызванное несовместимостью их взглядов, интересов, целей, потребностей [31, с.25]. Строгого определения межличностного конфликта, видимо, дать нельзя. Но когда мы говорим о таком конфликте, то нам сразу представляется картина противоборства двух людей на основе столкновения противоположно направленных мотивов. Межличностные конфликты имеют свои отличительные особенности, которые сводятся к следующему. 1) В межличностных конфликтах противоборство людей происходит непосредственно, здесь и сейчас, на основе столкновения их личных мотивов. 2) В межличностных конфликтах проявляется весь спектр известных причин: общих и частных, объективных и субъективных. 3) Межличностные конфликты для субъектов конфликтного взаимодействия являются своеобразным полигоном проверки характеров, темпераментов, проявления способностей, интеллекта, воли и других индивидуально-психологических особенностей. 4) Межличностные конфликты отличаются высокой эмоциональностью и охватом практически всех сторон отношений между конфликтующими субъектами. 5) Межличностные конфликты затрагивают интересы не только конфликтующих, но и тех, с кем они непосредственно связаны либо служебными, либо межличностными отношениями [11, с.35]. Рассмотрим основные причины возникновения межличностных конфликтов: 1) Наличие противоречий между интересами, ценностями, целями, мотивами, ролями отдельных индивидов; 2) Присутствие противоборства между различными личностями, вызванного разностью социальных статусов, уровнем притязаний и др.; 3) Появление и устойчивое доминирование негативных эмоций и чувств как фоновых характеристик взаимодействия и общения между людьми; 4) Несовпадение рассуждений, т.е. несогласие с порядком (последовательностью) умозаключений оппонента, которое в определенных ситуациях приводит к появлению ощущения собственного психологического проигрыша; 5) Особенности восприятия, в ходе которого происходит потеря значительной части информации. По данным исследований установлено, что если принять задуманное за 100%, то высказанное содержит 80% первичной информации. Услышанное составляет 70% от высказанного, а в сумме это 55% от первоначальной информации. Понимается 60% от услышанного (49% от первичной информации). Запоминается 50% от понятого (34% от исходного уровня). При пересказывании запомненного утрачивается около 40% информации. В итоге восприятия от первичной информации остается лишь 17%, что объясняет большое число ошибок и возможность возникновения конфликтов; 6) Субъективная предрасположенность к конфликтам, которая проявляется в сочетании следующих психологических качеств: неадекватная самооценка, стремление к доминированию, консерватизм мышления, излишняя прямолинейность, критицизм, тревожность, агрессивность, упрямство, раздражительность, обидчивость [15, с.92]. По мнению американского конфликтолога В. Линкольна, можно выделить пять факторов межличностных конфликтов: 1) информационные факторы, сводящиеся к неприемлемости информации для одной из сторон конфликта. Обычно они проявляются в формах неполной и неточной информации, слухов, дезинформации, ненадежности источников, посторонних факторов; 2) поведенческие факторы, представляющие собой негативные проявления в поведении одного или обоих участников конфликта (грубость, бестактность, агрессивность). Они проявляются в форме стремления к превосходству, эгоизма, нарушения обещаний; 3) факторы отношений выражаются в неудовлетворенности от взаимодействия между участниками конфликта. Они проявляются в форме несовместимости ценностей, различий в образовательном уровне, недоверия, отсутствия авторитета, разбалансированности отношений; 4) ценностные факторы проявляются в противоположности принципов поведения конфликтующих сторон. Они выступают в форме предрассудков, приверженности традициям, представлений об этических нормах (о добре и зле, справедливости и несправедливости); 5) структурные факторы представляют собой относительно стабильные объективные обстоятельства, которые трудно поддаются изменениям. Это отношение к власти, правовым нормам, праву собственности, системе управления, нормам поведения [21, с. 23]. Основными сферами проявления межличностных конфликтов являются коллектив, общество и семья, т.е. социальные общности, в которых большей частью протекает жизнедеятельность человека. Всякий межличностный конфликт, в конце концов, имеет свое разрешение. Формы их разрешения зависят от стиля поведения субъектов в процессе развития конфликта. Эту часть конфликта называют эмоциональной стороной и считают ее наиболее важной. Исследователи выделяют следующие стили поведения в межличностном конфликте: - Противоборство - характерно настойчивое, бескомпромиссное, отвергающее сотрудничество отстаивание своих интересов, для чего используются все доступные средства. - Уклонение - связано с попыткой уйти от конфликта, не придавать ему большой ценности, возможно из-за недостатка условий для его разрешения. - Приспособление - предполагает готовность субъекта поступиться своими интересами с целью сохранения взаимоотношений, которые ставятся выше предмета и объекта разногласий. - Компромисс - требует уступок с обеих сторон до той степени, когда путем взаимных уступок находится приемлемое решение для противостоящих сторон. - Сотрудничество - предполагает совместное выступление сторон для решения проблемы. При таком поведении считаются правомерными различные взгляды на проблему. Эта позиция дает возможность понять причины разногласий и найти выход из кризиса, приемлемый для противостоящих сторон без ущемления интересов каждой из них. - Ассертивное поведение (от англ. assert - утверждать, отстаивать). Такое поведение предполагает способность человека отстаивать свои интересы и добиваться своих целей, не ущемляя интересов других людей. Оно направлено на то, чтобы реализация собственных интересов являлась условием реализации интересов взаимодействующих субъектов. Ассертивное поведение препятствует возникновению конфликтов, а в конфликтной ситуации помогает найти верный выход из нее. При этом наибольшая эффективность достигается при взаимодействии одного ассертивного человека с другим таким же человеком [5, с.100]. Все названные стили поведения могут быть как спонтанными, так и сознательно используемыми для достижения желаемых результатов при разрешении межличностных конфликтов. Одной из разновидностей межличностных конфликтов является педагогический конфликт, который представляет собой сложное явление, охватывающее различные уровни взаимодействия учеников, родителей, учителей. [18]. В педагогической конфликтологии выявлены основные факторы, определяющие особенности конфликтов между учениками. Основным конфликтогенным фактором, определяющим особенности конфликтов между учениками, является процесс социализации. Одним из способов проявления социализации выступает межличностный конфликт. В ходе конфликта с окружающими ребенок осознает, как можно и как нельзя поступать с окружающими. Во-вторых, особенности конфликтов между учащимися определяется характером их деятельности в школе, основным содержанием которой является учеба. В-третьих, специфика конфликтов определяется укладом жизни, социально - экономической ситуацией [1]. Таким образом, конфликт - обоюдное отрицательное психическое состояние двух или более людей, характеризующееся враждебностью, отчужденностью, негативизмом в отношениях, вызванное несовместимостью их взглядов, интересов или потребностей. Конфликты делятся по степени остроты противоречий, по проблемно-деятельностному признаку и по степени вовлеченности людей в конфликт. Также конфликты бывают открытыми и скрытыми, легкоразрешимыми и трудноразрешимыми, конструктивными и деструктивными. Имеют положительные и отрицательные функции. Межличностный конфликт - это трудноразрешимая ситуация, которая может возникнуть в силу сложившейся дисгармонии межличностных отношений людей в обществе или группе, а также в результате нарушения равновесия между существующими в них структурами [12, с.111]. Объектом межличностного конфликта считают то, на что претендуют его участники. Предметом конфликта служат противоречия, в которых проявляются противоположные интересы. К субъектам межличностного конфликта относят тех участников, которые отстаивают свои собственные интересы, стремятся к достижению своей цели. Они всегда выступают от своего лица. 1.2. Возрастные особенности младших школьников. Младший школьный возраст - период жизни ребенка от 6 -7 до 10 лет, когда он проходит обучение в начальных классах (I - IV классы) современной школе [19]. Младший школьный возраст (с 6-7 до 9-10 лет) определяется важным внешним обстоятельством в жизни ребенка - поступлением в школу [28]. Младший школьный возраст не просто период детства и один из многих этапов развития человека. Это чрезвычайно значимый период человеческой жизни, очередной ее старт и одновременно вершина. Младший школьный возраст - очень ответственный период школьного детства, от полноценного проживания которого зависит уровень интеллекта и личности, желание и умение учиться, уверенность в своих силах. В этом возрасте происходит смена образа и стиля жизни: новые требования, новая социальная роль ученика, принципиально новый вид деятельности - учебная деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняется восприятие своего места в системе отношений. Меняются интересы, ценности ребенка, весь его уклад жизни. С физиологической точки зрения - это время физического роста, когда дети тянутся вверх, наблюдается дисгармония в физическом развитии, оно опережает нервно-психическое развитие ребенка, что сказывается на временном ослаблении нервной системы. Проявляются повышенная утомляемость, беспокойство, повышенная потребность в движениях. Социальная ситуация развития в младшем школьном возрасте: 1. Учебная деятельность становится ведущей деятельностью. 2. Завершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. 3. Отчетливо виден социальный смысл учения (отношение маленьких школьников к отметкам). 4. Мотивация достижения становится доминирующей. 5. Происходит смена референтной группы. 6. Происходит смена распорядка дня. 7. Укрепляется новая внутренняя позиция. 8. Изменяется система взаимоотношений ребенка с окружающими людьми [15]. Характеристика младшего школьного возраста глубоко и содержательно представлена в работах Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, их сотрудников и последователей. В этот период происходит перестройка всей системы отношений ребенка с действительностью. Изменение социальной ситуации развития состоит в выходе ребенка за рамки семьи, в расширении круга значимых лиц, в выделении особого типа отношений со взрослыми, опосредованных задачей. Младший школьник активно включен в разные виды деятельности -игровую, трудовую, занятия спортом и искусством. Однако ведущее значение в младшем школьном возрасте приобретает учение. Учебная деятельность - это деятельность, непосредственно направленная на усвоение знаний и умений, выработанных человечеством. [29]. Внутри учебной деятельности развиваются психологические процессы и свойства личности[13]. Центральная задача младшей школы - формирование «умения учиться»[27]. Понятие «задачи возраста» введено в педагогику А.В. Мудриком. Оно означает, что на каждом этапе жизни перед человеком встает целый ряд особых задач, решение которых объективно необходимо для его дальнейшего развития. Эти задачи принимают вид портрета идеального сверстника, требований, которым должны соответствовать физический и нравственный облик, социальное поведение, знания, достижения, положение в обществе человека. Основные задачи развития в младшем школьном возрасте, которые должен решить ребенок. Социально-психологические задачи: - формирование умения адекватно оценивать результаты своей деятельности и деятельности других; - формирование специфического отношения к учителю как к носителю знаний; - совершенствование способности к деловому, функциональному общению со взрослыми; - преодоление возрастного эгоцентризма; - совершенствование умения эффективно взаимодействовать в группе сверстников, уживаться в ней; - разрешение противоречий возраста (среди которых главное - между позицией «ребенок» и позицией «ученик»). Успешное решение задач возраста возможно при наличии следующих условий: - посильность преодолеваемых трудностей, их адекватность индивидуальным особенностям ребенка; - разнообразие, эмоциональная и интеллектуальная насыщенность его деятельности; - очевидное признание окружающими успешности реализации ребенком позиции ученика; - расширение собственного пространства жизни ребенка; - сохранение здоровья (остроты зрения, осанки и пр.) и дальнейшее развитие организма определенного возраста и пр. [26]. Самое существенное в учебной деятельности - это рефлексия на самого себя, отслеживание новых достижений и происшедших изменений. Ребенок овладевает умственными операциями: анализом учебных задач, контролем и решением задач. Новая социальная ситуация требует от ребенка организованной произвольности, ответственности за дисциплину, а так же за умственное развитие. Притязая на признание, ребенок упражняет свою волю к достижению учебных целей [8]. Познавательные процессы приобретают опосредованный характер, становятся осознанными и произвольными, продуктивными, устойчивыми. Ребенок учится управлять вниманием, памятью, мышлением. Мышление выдвигается в центр сознательной деятельности ребенка (Л.С. Выготский). Оно начинает определять работу других функций сознания, перестраивает познавательные процессы «Память становится мыслящей, а восприятие - думающим» (Д.Б. Эльконин) [10; 29]. Таким образом, мы выделили основные возрастные особенности. Ребенок начинает руководствоваться сознательными целями, социально выработанными нормами, способами поведения. Основные потребности: потребность в движении, игровой деятельности, в новых впечатлениях, самооценке, познавательные потребности, потребности в признании, одобрении значимых взрослых, потребность в прочных дружеских контактах со сверстниками.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg