Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ ОБЩЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

ang_not 420 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 81 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 02.11.2018
Проведенное исследование позволило достичь поставленной цели и задач, а также утвердить выдвинутую гипотезу. Теоретический анализ научной литературы выявил следующее. Барьер создает такое внутреннее состояние у субъекта, которое определяет степень его чувствительности к определенным предметам, их привлекательности. Есть основание трактовать поиски эмоции как реакции человека на ребят динамику многих барьеров.
Введение

Актуальность. Все мы постоянно находимся в ситуации общения - дома, на работе, на улице, в транспорте; с близкими людьми и совсем незнакомыми. Общение - один из важнейших инструментов социализации человека, способ его существования, удовлетворения и регулирования основных потребностей, главный канал взаимодействия людей. Объемно это понятие представила Л. П. Буева. Она определяет общение «...как процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (личностей, групп), характеризующийся обменом деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности; как одно из необходимых и всеобщих условий формирования и развития общества и личности» [8, с.9]. Однако понятие «общение» может анализироваться и как самостоятельное: «Общение - взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера» [18, с.308]. Общение - это коммуникация, то есть обмен мнениями, переживаниями, настроениями, желаниями. Содержание конкретной коммуникации может быть различным: обсуждение новостей, сообщение о погоде или спор о политике, решение деловых вопросов с партнерами. Что бы это ни было - это всегда коммуникация, и представить себе общение без неё невозможно. Необходимо помнить, что коммуникация в общении всегда значима для её участников, так как обмен сообщениями происходит не без причины, а ради достижения каких-то целей, удовлетворения каких-то потребностей. И тогда возникают препятствия. Именно они мешают нам получать от общения удовольствие и пользу. Эти барьеры возникают в самых различных ситуациях и практически у каждого человека. Поэтому, для того чтобы достигнуть успеха в жизни, нам необходимо хорошо разбираться в том, почему барьеры оказывают негативное влияние на деятельность человека. Актуальность изучения проблемы общения состоит в том, что ее исследование открывает возможности более глубокого анализа психологических закономерностей и механизмов регуляции поведения человека, формирования его внутреннего мира, показывает обусловленность психики и образа жизни индивида. Степень изученности. В отечественной психологии проблему общения исследовали Б.Г. Ананьева, М. М. Бахтин, В.М. Бехтерев, А Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев, Л.С.Рубинштейн. Они рассматривают общение как важное условие психического развития человека, его социализации и индивидуализации, формирования личности. Психологический анализ общения раскрывает механизмы его осуществления. Общение выдвигается как важнейшая потребность, без реализации которой замедляется, а иногда и прекращается формирование личности. Проблемой барьеров в общении учёные занимались всегда. Эта тема прежде всего связана с такими именами, как Э. Берн, А.А. Бодалев, Л.П. Буева, А С. Золотнякова, М.С. Каган, Б Д. Парыгин, 3. Фрейд. Актуальность проблемы «барьеров» общения обусловлена целым рядом факторов. Прежде всего, наличием и расширением сферы влияния таких видов профессиональной деятельности, существование которых связано с системой взаимоотношений «человек-человек». Разработка и решение проблемы «барьеров» имеет практическое значение для повышения эффективности общения и совместной деятельности. Распознавание «барьеров» на ранних этапах, их проявления способствует оптимизации совместной деятельности человека. Цель исследования - процесс общения и определить пути их преодоления. Объектом исследования процесс общения в подростковом возрасте. Предмет исследования - психологические барьеры общения в подростковом возрасте и пути их преодоления. Гипотеза: своевременная диагностика проблем общения и проведение коррекционно-развивающих мероприятий позволит значительно снизить барьеры общения у подростков. Выполнение цели предполагает решение следующих задач: 1) уточнить понятие психологические барьеры общения, изучить и описать основные стратегии преодоления данных барьеров; 2) подобрать и применить блок методик для диагностики психологические барьеры общения подростков; 3) разработать комплексную программу сопровождения адаптации студентов ССУЗа и оценить ее эффективность. Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использованы следующие методы исследования: - теоретические (анализ проблемы и предмета исследования, моделирование с использованием деятельностного, системного и целостного подходов); - эмпирические (наблюдение, тестирование). Методологической основой исследования являются труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам общения Э. Берна, А.А. Бодалева, Л.П. Буевой, А С. Золотняковой, М.С. Кагана, Б Д. Парыгина, 3. Фрейда и других. Научная новизна исследования заключается в том, что рассмотрены концепции отечественных ученых по проблеме психологических барьеров в подростковом возрасте, уточнено понятие «психологические барьеры», рассмотрены стратегии и пути преодоления психологических барьеров общения подростков. Практическая значимость исследования заключается в разработке и апробации коррекционной программы, направленной на преодоление психологических барьеров подростков, которая может быть использована специалистами, работающими с подростками по данной проблеме. Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Содержание

Введение………………………………………………………………………. Глава 1. Теоретические основы исследования психологических барьеров общения……………………………………………………………………….. 1.1. Сущность понятий «психологический барьер» в психолого-педагогической литературе ……………………………………………………. 1.2. Особенности общения в подростковом возрасте ………………………... 1.3. Стратегии преодоления психологических барьеров общения ………..... Глава 2. Исследование барьеров общения в подростковом возрасте………. 2.1. Организация и методы психодиагностического исследования общения подростков……………………………………………………………………… 2.2. Преодоление барьеров общения в подростковом возрасте посредством проведения коррекционной программы……………………………………….. Заключение………………………………………………………………………. Список используемой литературы…………………………………………… Приложение……………………………………………………………………
Список литературы

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания.- Л.: Изд-во ЛГУ, 1969.- 338 с. 2. Возрастные особенности воли школьников / Под ред. проф. В. И. Селиванова. - Рязань : [б. и.], 1971. - 171 с 3. Анцыферова, Л.И. Личность в динамике: некоторые итоги исследова¬ния // Психолог. журн. - 1992. -Т. 13. - №5. 4. Белохвостова С. В. Мотивы общения подростков с родителями // Личность в системе общественных отношений. Ч. 4. Тезисы научных сообщений советских психологов к VI Всес. съезду Общества психологов СССР. — М., 1983. 5. Божович Л.И. Личность и ее развитие в детском возрасте. – СПб, Питер, 2008 – 400 с. 6. Денисовская Т.М. К проблеме развития личности \\ Психол. журнал, т. 2. 1981. № 6. С. 101 7. Дроздова Н.В. Формирование речевой активности старших дошкольников с общим недоразвитием речи на логопедических занятиях: Дис. канд. пед. наук / Н:В: Дроздова Минск, 2001. - С.5-95 8. Зейгарник Б.В., Братусь Б.С. Очерки аномального развития личности. М.:74. Изд-во Моск. ун-та, 1980. 169 с. 9. Ельникова О.Е. Подросток как субъект образовательного процесса: учебное пособие. Елец.: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2005 — 34 с. 10. Есликова Е. В. Психологические особенности конфликтов профессионального самоопределения личности :В период взрослости. Диссертация – Тобольск, 2000, 158с.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические основы исследования психологических барьеров 1.1. Сущность понятий «психологический барьер» в психолого-педагогической литературе Барьер в психологии - это теоретическое понятие, основанное на высоком уровне абстракции и обобщения. Первым глубоко осознал большой эвристический потенциал понятия «психологический барьер» и придал ему парадигмальный статус З. Фрейд - основатель самого мощного и влиятельного направления в мировой психологической науке [32]. В своей исходной теоретической конструкции психоанализ описывает человеческое поведение с привлечением двух категорий - «катексис» («привязка») и «антикатексис». «Катексис - это направленная на определенные объекты психическая энергия инстинктов, требующая разрядки, а антикатексис - барьер, перекрывающий путь к удовлетворению инстинкта. Поведение, все психодинамические процессы разворачиваются в результате взаимодействия инстинктов и барьеров, внешних и внутренних» [32]. Но теория З. Фрейда - это скорее теория подавления личности, ее негативного развития в связи с блокированием инстинктов. За рубежом развитие некоторых важных направлений психологических исследований было тесно связано с реализацией исходной схемы З. Фрейда. Понятие «психологический барьер» занимает важное место в теории личности Курта Левина. Многие существенные моменты формирования личности исследователи его школы выводят из специфики происходящего на уровне «цель - препятствие». Успех в преодолении препятствий повышает уровень притязаний личности, создает для нее «временные перспективы», стимулирующие активность и психическое развитие. Непреодолимые барьеры гасят инициативу и энергию человека, снижают уровень его притязаний и его интеллект. Как и З. Фрейд, К. Левин считал, что «блокаторы вызывают «замещающую активность», переключение субъекта с одной деятельности на другую» [15]. Влияние препятствий на формирование характера, на закалку личности замечено так давно и получило столь широкое отражение в общественном сознании, что отмечается, чуть ли не во всех учебниках педагогики и психологии, правда, обычно вскользь, мимоходом, в числе многих других фактов. В нашей стране одним из первых созидательную роль барьеров вскрыли ученые в области научного творчества. Оказалось, что каждому открытию предшествует появление специфического познавательного барьера. Обнаруживший это явление Б.М. Кедров назвал его познавательно-психологическим барьером. «Открытие совершается как процесс его преодоления. Теперь уже психология творчества не может обойтись без понятия «барьер». Примечательно, что в свое время деятельность связал с понятием «препятствие» («сопоставление») К. Маркс [17]. Но еще до К. Маркса К.Д. Ушинский писал, что «без препятствия и сама деятельность невозможна» [31].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg