Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Театрализованная деятельность как средство эстетического воспитания младших школьников

ang_not 210 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 45 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 01.11.2018
Организация театрализованной деятельности детей младшего школьного возраста имеет следующие особенности: - является целенаправленной; - имеет определённые формы организации; - имеет определённое содержание; - имеет специфические методы работы воспитателя – руководителя (индивидуальный подход, уважение к личности ребёнка, вера в его способности и возможности). Проблема эстетического воспитания довольно полно разработана в отечественной и зарубежной литературе. Это позволило мне провести тщательный анализ литературы по этой проблеме и сделать следующие выводы.
Введение

Актуальность исследования. В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать знания, научить их читать, писать и считать, а не способность чувствовать, думать и творить. Глобальные изменения в мире и общий кризис образования позволили выявить некоторые основные тенденции будущей реформы школы: "Постиндустриальная цивилизация носит гуманистически-информационный характер, она предъявляет повышенные требования к духовному миру человека, разносторонности его развития, широте и гибкости его квалификации, творческому уровню работников, их умению решать нестандартные, постоянно меняющиеся задачи». Учеными подчеркивается та сложность ситуации, в которую попал человек 21 столетия: новые социально-экономические условия жизнедеятельности, информационная и компьютерная власть, общий духовный кризис (В.А. Лекторский, Б.С. Гершунский, В.А. Разумный, Х.Г. Тхагапсоев, Н.Д. Никандров, А.П. Валицкая, В.В. Кумарин, П.Г. Щедровицкий, Н.С. Розов, Б.З. Вульфов, А.А. Пинский, П. Козловски, Л.М. Фридман, Н. Хантингтон и др.). Поэтому современный этап развития общества вплотную подвел педагогическую теорию и практику к осознанию важности вопросов воспитания и образования через эстетическое воспитание средствами искусства. Педагогическая установка в первую очередь на развитие мышления превращает эмоционально-духовную сущность ребёнка во вторичную ценность. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, всё чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограничены, а игры однообразны. Кроме того, в последнее время многие школьники мало проводят время со сверстниками, все реже играют в подвижные и развивающие игры, все больше погружаются в виртуальный мир. Но компьютеры не способны компенсировать отсутствие детского сообщества, без которого невозможно полноценное психическое и социальное развитие личности ребёнка. Отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки у некоторых первоклассников, психологи часто ставят диагноз: «недоиграл», т.е. не натренировал свою фантазию и воображение в непредсказуемом и радостном процессе «сотворения игры», как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы. Очень важна роль культуры, понимание актуальности ее воспитания и возможности формирования средствами искусства высоконрвственной, развитой и гармоничной личности, умеющей правильно оценивать происходящее и верно ориентироваться в любых жизненных ситуациях. Учеными все более подчеркивается, что именно искусство включает в себя те гуманитарно-культурологические, культуротворческие и этико-эстетические начала, которые необходимо воспитывать в личности (А.П. Валицкая, В.В. Кумарин, К.В. Кулаев, П.Г. Щедровицкий, Ш.А. Амонашвили, В.И. Загвязинский и др.) Известно, что воспитание культуры закладывается в детстве, а от уровня сформированного художественного развития зависит общий уровень художественной культуры в целом. Результаты анкетирования, индивидуальные беседы с детьми, их родителями выявили, что занятия изобразительным искусством, аппликацией, инсценирование, игры-драматизации, пение находят у каждого ребенка самые положительные отклики: дети любят этим заниматься, любой вид данной деятельности вызывает у них живой интерес, эмоциональный порыв, желание творить. Из всех видов искусства, самым интересным является театр, поскольку воспитательные возможности его весьма велики, т.к. театр - это своеобразный способ отражения жизни на сцене. В восприятии театрального искусства (и как воспринимающего, и как творящего, ребенка-зрителя и ребенка, проявляющего себя в собственной художественной деятельности) принимает участие вся личность: чувства, мысли, воображение. Театр - это творческий процесс, в котором органично соединяются другие виды искусства: литературное, искусство слова, музыкальное, изобразительное, пластическое. Поэтому, обучаясь искусству театра, ребенок будет соприкасаться с другими видами искусств. Театр дает возможность воспитывать в детях не пассивных слушателей, а зрителей, понимающих язык театра. А поскольку восприятие спектакля глубоко индивидуально и определяется как психологическим складом, темпераментом, так и общим уровнем развития, то восприятие спектакля это процесс, способствующий формированию и психической сферы, и чувственно-эмоциональной отзывчивости, и нравственных качеств, и познавательных интересов. Однако интерес к творчеству другого наиболее полно формируется через собственное творчество (Е.К. Чухман), поэтому воспитание в детях не только зрителей, но и исполнителей является целесообразным. Существует и другая важная проблема, волнующая педагогов и психологов. По данным исследований, в период психологической адаптации ребёнка к школе у 67-69% первоклассников возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязность и суетливость. У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятие зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Всё это может дать театрализованная деятельность. Являясь наиболее распространённым видом детского творчества, именно драматизация, «основанная на действии, совершаемом самим ребёнком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями» (Л.С. Выготский). С древних времён различные формы театрального действа служили самым наглядным и эмоциональным способом передачи знаний и опыта в человеческом обществе. Позднее театр как вид искусства стал не только средством познания жизни, но и школой нравственного и эстетического воспитания подрастающих поколений. Преодолевая пространство и время, сочетая возможности нескольких видов искусств – музыки, живописи, танца, литературы и актёрской игры, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребёнка. Занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, будят соучастие, сострадание, развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним. Всё выше сказанное помогает сформулировать ЦЕЛЬ РАБОТЫ: изучить особенности организации театрализованной деятельности в младшем школьном возрасте, выявить и обосновать педагогические возможности театрализованной деятельности как способ эстетического воспитания детей младшего школьного возраста. ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: дети младшего школьного возраста. ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: театрализованная деятельность детей младшего школьного возраста. В основу исследования положена ГИПОТЕЗА: театральное деятельность младших школьников в рамках предмета «Театр» и внеклассной и внешкольной работы при условии использования в обучении взаимосвязанных единым содержанием предметов искусства будет способствовать достижению нового качественного уровня эмоциональных, нравственных и интеллектуальных свойств личности. С учетом цели, объекта, предмета и гипотезы были определены следующие ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ: 1. Раскрыть сущность, структуру и место театральной деятельности в учебном процессе начальной школы; 2. Определение значения правильной организации театрализованной деятельности в младшем школьном возрасте; 3. Определение наиболее эффективных методов и приёмов руководства театрализованной деятельности; 4. Обосновать возможности театральной деятельности младших школьников. Определить ее влияние на формирование личности. 5. Разработать модель системы театральной деятельности младших школьников и опытно-экспериментальным путем проверить ее эффективность в эстетическом воспитании учащихся. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: Теоретические: -анализ педагогической и психологической литературы по проблеме исследования; -изучение особенностей организации театрализованной деятельности детей; - обобщение изученных источников. 2. Эмпирические: -подбор конспектов театрализованной деятельности способствующих решению определённых задач развития личности детей младшего школьного возраста; -экспериментальное исследование; -наблюдение.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………...3 ГЛАВА 1. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ КАК ОДНА ИЗ СТОРОН РАЗНОСТОРОННЕГО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………….…….7 1.1.Основные задачи эстетического воспитания……………….…….7 1.2.Понятие театрализованной деятельности ………………….…….10 1.3.Педагогические возможности театрализованной деятельности...12 1.4.Значимость эстетического воспитания…………………………...15 ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………..……………20 2.1.Изучение особенностей эстетического развития детей младшего школьного возраста………………………………………….………………....20 2.2. Опытная работа по использованию театральных игр в эстетическом воспитании младших школьников и ее результаты……………………………………………………..………………..25 2.3Определение эффективности театрализованной игры как средство эстетического воспитания……………………………………………………...27 ЗАКЛЮЧЕНИЕ.…………………………………………………….....31 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ..…………………………………………..33 ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………….35
Список литературы

1. Богачёва Н. И. , Тихонова О. Г. Организация досуга в семье. М., Академия, 2001, 208 с. 2. Васюкова Н.Е. Комплексно-тематическое планирование образовательного процесса с детьми 5 – 6 лет/ Н.Е. Васюкова. - М.: Сфера, 2012. – 240с. 3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте/ Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 1991. - 96 с. 4. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка/ Л.С. Выготский // Вопросы психологии. - 1966. - №6. - С. 62-76. 5. Выготский Л. С. Психология и искусства/Под ред. М. С. Ярошевского. — М., Педагогика. 1987г. — 347 с. 6. Девина И. А., Маштакова И. В. Управляем эмоциями. М.,Ось,89, 2002, 48с. 7. Дунаева Н.О. О значении художественной литературы в формировании личности ребёнка/ О.Н. Дунаева // Дошкольное воспитание. – 2007. - №6. – с.12 – 14. 8. Зверева О.Л. Игра-драматизация / О.Л. Зверева// Воспитание детей в игре. - М. - 1994. – с. 5 – 8. 9. Карабанова О.А. Возрастная психология/ О.А. Карабанова. – СПб, 2005. - 325с. 10. Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь/ А.Ю. Коджаспиров, Г.М. Коджаспирова. - М.: Академия, 2003. – 176с. 11. Комарова Т.С. Детское художественное творчество/ Т.С. Комарова. - М., 2005. – 15с. 12. Комарова Т.С. Дети в мире творчества/ Т.С. Комарова. - М., 1999. – 26с. 13. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 4 изд./ А.Н. Леонтьев. - М.: МГУ, 1981. – 265с. 14. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников/ Б.Т. Лихачев. – М, 1985. – 201с. 15.Мерзлякова С. И. Волшебный мир театра. М., Институт повышения квалификации работников образования, 1995. 16. Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. М., Просвещение, 1999. 17. Михайлова А. Я. Театр в эстетическом воспитании младших школьников. М., 1975. 18. Ронами Т. Ю. Театральная деятельность в начальной школе Текст. / Т. Ю. Ронами, //, -М.: Начальная школа, 2009, № 7 С.121–123. 19. Пидкасистый П.И. Технология игры в обучении и развитии/ П.И. Пидкасистый, Ж.С. Хайдаров. - М., 1996. – 203с. 20. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. Ярославль, Академия развития, 1997, 192 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ КАК ОДНА ИЗ СТОРОН РАЗНОСТОРОННЕГО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1.1.Основные задачи эстетического воспитания. В современных условиях выдвигаются следующие задачи эстетического воспитания: 1. Систематически развивать восприятие прекрасного, эстетические чувства, представления детей. Все виды искусства, природа и быт способствуют этому, вызывают непосредственную эмоциональную отзывчивость, радость, волнение, восхищение, увлечённость. 2. Приобщать детей к деятельности в области искусства, обучая их первоначальным, художественным знаниям, практическим умениям, воспитывая у них потребность и привычку посильно вносить элементы прекрасного в окружающую среду, общественные отношения. 3. Формировать основы эстетического вкуса детей и способность самостоятельно оценивать произведения искусства и явления жизни. 4. Развивать художественно- творческие способности детей. Их деятельность, связанная с искусством, всегда должна быть непринуждённой, насыщенной радостным устремлением, творческим воображением, инициативой. Чем более эстетически развит ребёнок, тем прочнее его художественные умения и навыки, тем полнее развёртывается его творческая деятельность. В младшем школьном возрасте происходит существенное развитие детского восприятия, его точности и дифференцированности. Вместе с тем эстетическое восприятие продолжает характеризоваться фрагментарностью; оно тесно связано с личным опытом ребёнка, его интересами. Дети способны к элементарной эстетической оценке художественного образа, к осознанию некоторых эстетических средств, постепенному проникновению во внутреннюю сущность изображаемого, например, в настроение произведения искусства. Дошкольники замечают связь между содержанием произведения и его выразительно- изобразительными средствами. У них возникает предпочтение конкретных произведений и определённых жанров, возникает стремление сравнивать произведения, сопоставлять только что услышанное со знакомым и подходить к некоторым обобщениям. Дети хорошо отличают стихи от прозы, различают некоторые виды и жанры произведений литературного, музыкального и изобразительного творчества (сказку от рассказа, марш от пляски, колыбельную песню от плясовой и т.д.). У них отчётливо проявляется стремление к творчеству, самостоятельному решению поставленной задачи в изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности. Дети становятся способными сознательно добиваться выразительности образа в танце, пении, драматизации.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg