Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

ang_not 590 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 98 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 27.10.2018
В сущности своей педагогическое оценивание — это социальная деятельность, которая обеспечивает информационный, организующий, стимулирующий, воспитательный и другие компоненты педагогического процесса, подчиненная решению разнообразных образовательных задач. Проведенное диссертационное исследование подтвердило актуальность решения проблемы по совершенствованию оценочной деятельности педагогов и объективность потребности общества в педагогах, обладающих оценочной деятельностью, а так же поставленными задачами общероссийской системы оценки качества образования.
Введение

Новая образовательная идеология заставляет пересмотреть традиционные представления о социальной сущности образования. Изменения, происходящие в современном обществе, требуют от профессионально-педагогического образования совершенствования подготовки будущих учителей, важнейшим компонентом которой является формирование оценочной деятельности педагогов. Анализ научно-методической литературы показал, что вопрос оценки и оценочной деятельности – одна из актуальнейших проблем как в педагогической теории, так и в педагогической практике. Существующая система оценивания формировалась в рамках предметно-ориентированной парадигмы образования и поэтому отражает лишь результат усвоения знаний по отдельным предметам, а не процесс учебно-познавательной деятельности или тем более оценку личностных и метапредметных образовательных достижений школьников. Развитие педагогической науки, практика участия России в международных процедурах оценки качества образования, изменения в системе оценки результатов образования в связи с реализацией ФГОС НОО обусловили необходимость и актуальность рассмотрения темы «Совершенствование оценочной деятельности педагога в образовательном процессе». Анализ научной и методической литературы по проблеме исследования и практики оценочной деятельности в образовательной организации позволили выявить ряд противоречий: • между теоретическим обоснованием оценочной деятельности как системной деятельности и выполнением оценочной функции педагогами как отдельных не согласованных действий; • между требованием к оценке результата образования как совокупности личностных, метапредметных и предметных результатов и преобладанием на практике оценки предметного результата как совокупности знаний и умений; • между наличием многообразия контрольно-измерительных материалов для использования в оценочной деятельности и однообразием инструментария на практике; • между готовностью педагогов начальной школы к совершенствованию оценочной деятельности и отсутствием системных действий в образовательных организациях по их методическому сопровождению. Данные противоречия позволяют сформулировать проблему исследования: - как обеспечить совершенствование оценочной деятельности педагога со стороны всех участников образовательного процесса - какие условия необходимо создать в образовательной организации для повышения качества оценочной деятельности педагога начальной школы Актуальность, практическая значимость и недостаточная разработанность обозначенной проблемы определили тему магистерской диссертации: «Совершенствование оценочной деятельности педагога в образовательном процессе». Объект исследования: оценочная деятельность педагога начальной школы в образовательном процессе. Предмет исследования: методические условия совершенствования оценочной деятельности педагога в образовательном процессе. Цель исследования: выявить и теоретически обосновать организационные и методические условия, необходимые для совершенствования оценочной деятельности педагога в образовательном процессе. Гипотеза исследования если для педагога будут созданы необходимые методические условия, выделены новые подходы в оценочной деятельности педагога, определены способы и средства оценивания, то это будет способствовать совершенствованию оценочной деятельности педагога (а, следовательно, и повышению качества образования). Объект, предмет, цель и гипотеза исследования обусловили постановку ряда задач: 1.На основании теоретического анализа дать определение понятий оценка и оценочная деятельность педагога 2.Описать научно- методические основы совершенствования оценочной деятельности педагога в современном образовании. 3. Раскрыть возможности совершенствования оценочной деятельности педагога в образовательной организации 4. Осуществить диагностику оценочной деятельности педагога в образовательном процессе. 5.Описать практику по совершенствованию оценочной деятельности педагогов начальной школы. 6.Произвести сравнительный анализ результатов опытно- поисковой работы. Теоретико-методологической основой исследования являются психолого-педагогические и методические положения об оценочной деятельности педагога. В процессе анализа научной литературы по исследуемой теме были выделены следующие методологические подходы: - оценочная деятельность рассматривается как системный, многоуровневый, многоаспектный процесс, предполагающий ее осуществление с учетом современных достижений педагогической науки (И.А. Зимняя, A.M. Новиков, A.B. Хуторской, С.Е. Шишов, И.С. Якиманская). - теоретически обосновано определены условия по совершенствовнию оценочной деятельности педагога с опорой на труды .Ф.Франча , В,И, Зверева, К,М, Гуревич, К.М. Левитан , И.В.Никишина, Л.И. Фалюшина, и др . Методы исследования. Для решения задач и составления комплекса мероприятий для практического применения использованы методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы; изучение и обобщение опыта; эмпирические (анкетирование, опрос). Опытно-поисковой базой исследования стали Муниципальное автономное образовательное учреждение гимназия №116 (далее – МАОУ гимназия №116) и Муниципальное автономное образовательное учреждение средняя образовательная школа №168 (далее – МАОУ СОШ №1168), города Екатеринбурга, Верх- Исетского района Свердловской области. В исследовании приняли участие 102 педагога. Научная новизна и теоретическая значимость опытно – поисковой работы состояла в следующем: - уточнены понятия «совершенствование оценочной деятельности педагога» применительно к образовательным организациям, выполняющим социальный заказ; - обоснована сущность оценочной деятельности педагога и ее влияния на качество образовательного процесс и его результата. - определены и экспериментально проверены критерии и показатели уровня сформированности оценочной деятельности педагога, которые в соответствии с психолого-педагогической теорией деятельности, и с нашим определением оценочной деятельности и ее характеристик уровней оценочной деятельности педагога были разложены на следующие компоненты: когнитивный, деятельностный и профессионально – личностный. В данном случае компоненты сформированности оценочной деятельности педагога начальной школы являлись критериями, а содержание каждого из них показателями. - отобраны и проверены на практике эффективность методических условий, обеспечивающих совершенствование оценочной деятельности педагога. В процессе выполнения, которых изучалась теоретическая профессиональная подготовленность, профессиональная и методическая компетентность, готовность к самосовершенствованию и саморазвитию в оценочной деятельности педагога, позволяющей обеспечивать положительную динамику результата образования. Теоретическая значимость результатов исследования состоит в конкретизации понятия «совершенствование оценочной деятельности педагога в образовательном процессе» применительно к образовательным организациям, а новые требования к образовательным результатам задают новые целевые ориентиры. Для достижения результатов требуется определение новых и показателей оценочной деятельности педагогов в образовательных организациях. Сделать это старыми педагогическими способами невозможно, а это значит, что педагогам надо не только поменять элементы педагогической системы, но и пересмотреть систему своей оценочной деятельности. Практическая значимость исследования заключается в следующем: на основе проведенной опытно- поисковой работы разработан инструментарий по диагностике уровней сформированности оценочной деятельности педагогов. определены методические условия по совершенствованию оценочной деятельности педагогов, которые могут быть использованы в образовательных организациях в России и конкретном регионе. выделены основные подходы по совершенствованию оценочной деятельности педагога в образовательном процессе образовательной организации. созданы и внедрены в педагогическую практику новые способы и педагогические средства оценивания образовательных достижений обучающихся. В результате проведённой опытно-поисковой работы, по совершенствованию оценочной деятельности педагога, в образовательных организациях МАОУ гимназии №116 и МАОУ СОШ №168 произошли следующие изменения: в подходах к оценочной деятельности у педагогов, повысилось качество образования в образовательных организациях. Этапы исследования. Первый, проблемно-поисковый этап (2015-2016 гг.). На основе изучения и критического анализа отечественной и зарубежной научной литературы выявлялись основные подходы к проблеме совершенствования оценочной деятельности педагога в образовательной деятельности образовательной организации. Был оформлен концептуальный замысел исследования, определена его эмпирическая база. Второй этап, опытно-поисковый (2016 -2017 гг.), был связан с системной проработкой существующих условий по совершенствованию оценочной деятельности педагогов в образовательной деятельности, определялся состав и содержание концептуальных понятий. Велась работа по отбору и обоснованию использования, форм и методов, для применения в ходе опытно-поисковой части исследования. Проведение опытно-поисковой части исследования, позволило нам утвердиться в нашем предположении о том, что если для педагога будут созданы необходимые методические условия, то это будет способствовать совершенствованию оценочной деятельности педагога (а, следовательно, и повышению качества образования). Третий этап, заключительно-обобщающий (2017 г.), был посвящен подведению итогов, уточнению выводов, оформлению результатов исследования. На третьем этапе осуществлялась апробация выдвинутых нами условий по совершенствованию оценочной деятельности педагогов, осуществлялось повторное тестирование « Уровень владения оценочной деятельностью педагога», отслеживание реализации карты – планинга и проводился анализ по критериям в оценочной деятельности педагога. В результате проведённой опытно- поисковой работы, по совершенствованию оценочной деятельности педагога, в образовательных организациях МАОУ гимназии №116 и МАОУ СОШ №168 произошли следующие изменения: подход к оценочной деятельности у педагогов, повысилось качество образования. Достоверность результатов исследования обеспечивается целостным подходом к решению проблемы: методологической обоснованностью исходных теоретических положений, разработкой и подготовкой материала, отбором содержания и форм организации методической работы по совершенствованию оценочной деятельности, реализацией означенных условий по совершенствованию оценочной деятельности педагогов в образовательном процессе, в условиях конкретных образовательных организаций. Обобщением результатов исследования по совершенствованию оценочной деятельности педагогов, стало написание и публикации статей международного уровня по темам: «Подходы к оценке качества оценки деятельности педагога», «Методическое сопровождение педагогов в вопросах оценивания образовательных результатов младших школьников». Положения, выносимые на защиту: 1. Направлениями по совершенствованию оценочной деятельности педагога являлись: аналитический, теоретический, итоговый этапы; формулирование методических условий, методов и форм по совершенствованию оценочной деятельности; разработка уровней и критериев оценочной деятельности педагогов; овладение уровнями оценочной деятельностью педагогами. 2. Целесообразность по совершенствованию оценочной деятельности обосновывается необходимостью повышения качества образования, и изменениями в подходе к оценочной деятельности, через методические условия, формы, средства оценочной деятельности. 3. Критерии и показатели уровней сформированности оценочной деятельности педагога включают в себя: когнитивный, деятельностный, личностно- профессиональный компоненты. Методические условия по совершенствованию оценочной деятельности создание рабочих групп, методическая и консультативная помощь, взаимопосещение уроков с последующим анализом и самоанализом, повышение квалификации по теме «Оценочная деятельность», мастер- классы, семинары – практикумы, участие в профессиональных конкурсах. Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ……….……………………………………………………...3 ГЛАВА 1. ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОДИН ИЗ ВАЖНЕЙШИХ АСПЕКТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…....11 1.1. Понятия оценка и оценочная деятельность педагога в психолого – педагогических исследованиях………………………………………………....11 1.2. Научно- методические основы совершенствования оценочной деятельности педагога в современном образовании………………………….30 1.3. Возможности совершенствования оценочной деятельности педагога в образовательной организации.......………………...……………….39 Глава 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ………………………………...………………………53 2.1. Изучение оценочной деятельности педагога в образовательном процессе…………………………………………………………………………..53 2.2. Практика совершенствования оценочной деятельности педагогов начальной школы………………………………………………………………62 2.3.Сравнительный анализ результатов опытно-поисковой работы…………………………………………………………………………….73 Выводы по второй главе………………………………………………….77 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….79 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………….…83 ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………….92
Список литературы

1. Абасов, З. Формирование самоконтроля как условие становления ученика субъектом учебной деятельности [Текст] / З. Абасов // Наука и школа. – 2000. – № 2. – С. 25-27. 2. Айсмонтас, Б. Б. Педагогическая психология [Текст] : схемы и тесты / Б. Б. Айсмонтас. – М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – 176 с. 3. Амонашвили, Ш. А. Обучение. Оценка. Отметка [Текст] / Ш. А. Амонашвили. – М. : Знание, 1980. – 324 с. 4. Амонашвили, Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников [Текст] / Ш. А. Амонашвили. – М. : Педагогика, 1984. – 430 с. 5. Ананьев, Б. Г. Психология педагогической оценки [Текст] / Б. Г. Ананьев // Избранные психологические труды : в 2 т. / Б. Г. Ананьев ; под ред. А. А. Бодалева [и др.]. – М., 1980. – Т. 2. – 287 с. 6. Аскеров, Ш. Оценка знаний: поиск рационального варианта [Текст] / Ш. Аскеров // Народное образование. – 2004. – № 1. – С. 141-144. 7. Битинас, Б. П. Педагогическая диагностика : сущность, функции, перспективы [Текст] / Б. П. Битинас, Л. И. Катаева // Педагогика. – 1993. – № 2. – С. 10-15. 8. Божович, Е. Д. Нетрадиционные способы оценки качества знаний школьников [Текст] / Е. Д. Божович. – М. : Новая школа, 1995. – 95 с. 9. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности [Текст] : избр. психол. тр. / Л. И. Божович ; под ред. Д. И. Фельдштейна. – М. : Воронеж : [б. и.], 1995. – 212 с. 10. Большой психологический словарь [Текст] / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. – СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. - 675 с. 11. Бондаревская, Е. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания [Текст] : учеб. пособие для студентов. сред. и высш. пед. учеб. заведений, слушателей ИПК и ФПК / Е. В. Бондаревская, С. В. Кульневич. – Ростов н/Д : Учитель, 1999. – 560 с. 12. Букатов, В. Школьная оценка : режиссура школьной повседневности в невыдуманных рассказах, неожиданных советах и нескучных рекомендациях [Текст] / В. Букатов, М. Ганькина. – М. : Чистые пруды, 2006. – 32 с. 13. Варшавер, О. Оценка без отметки [Текст] : сборник / О. Варшавер. – М., 2005. – 105 с. 14. Виноградова, Н. Ф. Обсуждаем проблему контроля и оценки в начальной школе [Текст] / Н. Ф. Виноградова // Начальная школа. – 1999. – № 8. – С. 93-95. 15. Виноградова, Н. Ф. Оценка качества знаний обучающихся, оканчивающих начальную школу [Текст] / Н. Ф. Виноградова, И. В. Петрова, Л. М. Зеленина. – М. : Дрофа, 2000. – 123 с. 16. Возрастная и педагогическая психология [Текст] : хрестоматия / сост. И. В. Дубровина [и др.]. – М. : Академия, 2005. – 368 с. 17. Вольф, Е. М. Функциональная семантика оценки [Текст] / Е. М. Вольф. – М. : Едиториал УРСС, 2002. – 280 с. 18. Воронцов, А. Б. Некоторые подходы к вопросам контроля и оценки учебной деятельности учащихся [Текст] / А. Б. Воронцов // Начальная школа. – 1997. – № 7. – С. 61-71. 19. Воронцов, А. Б. Проблема постепенного перехода на безотметочное обучение в начальной школе в ходе модернизации российского образования [Текст] / А. Б. Воронцов // Начальная школа. – 2002. – № 3. – С. 89-96. 20. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л. С. Выготский. – СПб. : Союз, 1997. – 432 с. 21. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский. – М. : Академия, 2000. – 176 с. 22. Гирлина, Н. Г. Мониторинг как условие реализации личностно ориентированного педагогического процесса [Текст] / Н. Г. Гирлина ; СурГПИ. – Сургут, 2004. – Ч. 1. – С. 70-74. 23. Гриченко, И. С. Современные средства оценивания результатов обучения [Текст] : учеб.-метод. пособие. – М. : УЦ Перспектива, 2008. – 132 с. 24. Данилов, Д. Д. Экспериментальная модель контроля и оценивания в Образовательной системе «Школа 2100» [Текст] / Д. Д. Данилов, Ж. И. Серова // Начальная школа. Плюс до и после. – 2004. – № 4. – С. 3-12. 25. Демакова, И. Д. Гуманизация пространства детства : теория и практика [Текст] / И. Д. Демакова. – М. : Новый учеб., 2003. – 256 с. 26. Древс, У. Организация урока. Оценки и отметки [Текст] / У. Древс, Э. Фурманн. – М. : Просвещение, 1984. – 95 с. 27. Дьюи, Дж. Демократия образования [Текст] / Дж. Дьюи. – М. : Педагогика – Пресс, 2000. – 384 с. 28. Загвоздкин, В. К. Портфель индивидуальных учебных достижений – нечто большее, чем просто альтернативный способ оценки [Текст] / В. К. Загвоздкин // Школьные технологии. – 2004. – № 3. – С. 179-185. 29. Зимняя, И. А. Педагогическая психология [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / И. А. Зимняя. – 2-е изд., испр., доп. и перераб. – М. : Логос, 2000. – 436 с. 30. Зинченко, В. П. Психологические основы педагогики : психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова [Текст] : учеб. пособие / В. П. Зинченко. – М. : Гардарики, 2002. – 431 с. 31. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя \ [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А.Володарская и др.]; под. ред А.Г. Асмолова. – М. : Просвещение, 2008. – 151С.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОДИН ИЗ ВАЖНЕЙШИХ АСПЕКТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1.1. Понятие оценки и оценочной деятельности педагога в психолого –педагогических исследованиях Понятие «оценка» с позиции семантики слова имеет не менее трех смыслов: оценка как механизм (оценивания), оценка как процесс (оценивания), оценка как результат – оценочное мнение как некоторая зафиксированная во внутреннем плане оценочная информация, являющаяся ориентиром для последующих действий человека. Оценка рассматривается как отношение к социальным явлениям, человеческой деятельности, поведению, установление их значимости, соответствия определенным нормам и принципам морали (одобрение и осуждение, согласие или критика и т.п.), которое определяется позицией, мировоззрением, уровнем культуры, интеллектуального и нравственного развития человека. В психологической литературе представлены различные толкования понятия «оценка». Например, К. К. Платонов (1986) считает оценку одной из трех основных функций психики, наряду с познанием и регуляцией. Оценка, по мнению В. Н. Мясищева (1995), рассматривается как один из видов психологических отношений личности с различными сторонами действительности, в которой проявляется заключенное в ней единство субъективных и объективных оснований этих отношений. Психологически оценку можно рассматривать как «отношение к социальным явлениям, человеческой деятельности, повелению, установление их значимости, соответствия определенным нормам и принципам морали (одобрение и осуждение, согласие или критика и т.п.)». Оценка определяется социальной позицией, мировоззрением, уровнем культуры, интеллектуального и нравственного развития оценивающего, его компетентности. В психологической литературе представлены различные толкования понятия «оценка». Например, К. К. Платонов (1986) считает оценку одной из трех основных функций психики, наряду с познанием и регуляцией. Оценка, по мнению В. Н. Мясищева (1995), рассматривается как один из видов психологических отношений личности с различными сторонами действительности, в которой проявляется заключенное в ней единство субъективных и объективных оснований этих отношений.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Анализ хозяйственной деятельности, 59 страниц
1500 руб.
Дипломная работа, Экономика, 101 страница
690 руб.
Дипломная работа, Физическая культура, 118 страниц
700 руб.
Дипломная работа, Геодезия, 127 страниц
2000 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg