Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Особенности развития речи дошкольника в общении

ang_not 110 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 27 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 27.10.2018
Развитие речи имеет огромное значение в жизни человека. Так, при помощи речи люди имеют возможность общаться с окружающими, получают новую информацию. У детей первых лет жизни речь оказывает важное влияние на развитие ощущений и восприятий, способствует формированию мышления. Благодаря речи развиваются представления об окружающем мире, совершенствуется память. По мере развития лексико-грамматической стороны речи ребенок овладевает такими интеллектуальными операциями, как сравнение, анализ и синтез. Становление и развитие речевой деятельности приводит к формированию обобщающей функции речи.
Введение

Ребенок в дошкольном возрасте интенсивно овладевает речью как средством общения: с помощью речи он учится рассказывать о важных и значимых для него событиях, делиться своими эмоциями и впечатлениями; он учится строить с людьми адекватные лояльные отношения. Ребенок узнает от близких, что к человеку нужно обращаться по имени, приветливо глядя ему в глаза; он учится приветствовать людей в принятой форме, говоря им: "Здравствуйте!", "Добрый день!", "Привет!"; он учится благодарить за оказанное внимание и испытывать за это не игровую, а реальную признательность [7]. Для ребенка его родители являются главными носителями языка. Вероятно, что по мере взросления усиливается действие внешних факторов, одним из которых является языковое окружение ребенка. Именно поэтому можно сформулировать общее правило: чем больше родители разговаривают со своим ребенком, тем большему и многому он научится. Но при этом не стоит забывать и о самом ребенке: всегда обращайте внимание на то, что он и как он говорит. Одним из важных условий развития речи ребенка - это хорошие и доброжелательные отношения к нему [7]. Богатая, правильно интонированная, эмоционально насыщенная литературная речь, доступная для понимания ребенка, стимулирует развитие детской речи, в отличие от бедной, безграмотной, невыразительной, которая тормозит речевое развитие. Кроме влияния языкового окружения на становление речи, следует учитывать и факторы домашней обстановки. Исследование речи представлено в работах: Д.Б. Эльконина, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Н.Узнадзе, А.Р.Лурии, В.С.Мухиной, К. Бюлер, А. Н. Гвоздева, Дж.Брунера и др. Целью моего теоретического исследования является: проанализировать основные особенности и закономерности развития речи в период дошкольного детства. Анализируя дынный вопрос, были поставлены следующие задачи: 1. Проанализировать теоретические подходы к изучению проблемы развития речи, существующие в современной отечественной и зарубежной психологии. 2. Рассмотреть развитие речи ребёнка дошкольного возраста. Актуальность проблемы развития речи всегда будет стоять на первом месте в воспитании личности ребенка и подготовки его к школе, так как именно речь делает нас людьми. Человек, не общаясь с другими людьми, не может жить, трудиться, удовлетворять свои материальные и духовные потребности. С момента своего рождения он вступает в разнообразные отношения с окружающими. Необходимым условием существования человека и, вместе с тем, одним из основных факторов и важнейшим источником его психического развития в онтогенезе является общение. Недоразвитие речи оказывает неблагоприятное влияние на обучение детей в школе и вызывает задержку в умственном развитии детей. Из этого следует, что актуальность исследования речи определяется огромной ролью в жизнедеятельности человека.
Содержание

Введение 1. Общая характеристика развития речи детей дошкольного возраста. 1.1 Исследование проблемы развития речи дошкольника в отечественной и зарубежной психологии 1.2 Общее понятие о речи 1.3 Факторы, влияющие на речевое развитие 1.4 Функции речи, этапы и закономерности развития речи ребенка в дошкольном возрасте 2. Развитие речи дошкольников в процессе общения. 2.1 Развитие речи дошкольников в процессе общения с взрослыми: с воспитателями детского сада, с семьей 2.2 Развитие речи дошкольников в процессе общения со сверстниками 2.3 Рекомендации родителям для развития речи ребенка 3. Упражнения для развития речи дошкольников Заключение Список используемой литературы
Список литературы

1. Артюшков И.В.Аспекты исследования внутренней речи // Филологические науки. - 1997. - N4. -С.66-75. 2. Бейтс Э. Интенции, конвенции и символы // Психолингвистика. М., 1984. С. 50 - 103. 3. Брунер Дж. Онтогенез речевых актов // Психолингвистика. М., 1984. С. 21. 4. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В.6-ти т. Т.2. Проблемы общей психологии.: М., «Педагогика», 1982. - 504 с. 5. Коломинский Я. Беседы о тайнах психики: .- Мн.: Юнацтва, 1990. - 192 с. 6. Львов М.Р. Язык и речь // Начальная школа. - 2000. - N1.-С.83-88 7. Ушакова Т.Н. Психологическое содержание речи ребенка 3-5 лет // Вопросы психологии. - 2000. - N2.-С.56-65. 8. А.Н. Леонтьев Избранные психологические произведения: В.2-х томах. Т1, «Педагогика», - 1983, - 322 с. 9. А.Н. Леонтьев. Речевая деятельность /Мироненко В.В. Хрестоматия по психологии. Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов; М., «Просвещение», - 1997. 10. Львов М.Р. Речевое развитие человека: [Развитие речи ребенка] // Начальная школа. - 2000. - N6.-С.98-105 11. Мухина В.С. Психологические особенности детей преддошкольного и дошкольного возраста || Возрастная и педагогическая психология (Под редакцией Петровского А.В.) М.1973 г. 12. Д.Н.Узнадзе. Психологические исследования, «Наука», - М., 1969. - 450 с. 13. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии: Пособие для студ. высш. и средн. пед. учеб. заведений. - М.: - «Академия», 1998. - 304 с. 14. Ушакова Т.Н. Детская речь - ее истоки и первые шаги в развитии // Психологический журнал. - 1999. - Т.20, N3.-С.59-69. 15. Ушакова Т.Н Речь: истоки и принципы развития. - М.: ПЕР СЭ, 2004. - 256 16. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М.1998 г 17. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития. М.: Тривола, 1994. – 217
Отрывок из работы

1. Общая характеристика развития речи детей дошкольного возраста 1.1 Исследование проблемы развития речи дошкольника в отечественной и зарубежной психологии Отечественный психолог А.Н. Леонтьев в своих работах («Психологическое исследование речи»; «Речевая деятельность») рассматривал язык и речь, как частное использование языка с точки зрения специфической деятельности человека. В работах поднимаются вопросы общения как деятельности, социального смысла коммуникации, корректности и правомерности использования такого термина как «речевая деятельность». А. Н. Леонтьев говорил: «С одной стороны язык есть продукт специфической, адекватной ему деятельности; он - то, в чем эта деятельность опредмечивается. А с другой стороны, он - объективная основа речевой деятельности индивида» [9]. Доказывая, что речь является деятельностью, А.Н.Леонтьев приводит следующие факты, подтверждающее данное обстоятельство: «Будучи психологическим действием, речевое действие должно обладать и всеми характеристиками, присущими любому действию. Речевое действие, таким образом, определяется общей структурой деятельности и тем местом, которое оно занимает в деятельности вообще и по отношению к другим речевым действиям, в частности [9]. Д.Н.Узнадзе в работе «Внутренняя форма языка» также рассматривал проблему развития речи. Он занимался анализом проблемы объяснения языковых явлений, рассмотренные в трудах Гумбольта и Гуссерля. В данной работе рассматривалась проблема языка и речи в свете теории установки, а также вопрос об усвоении языкового материала. Так, по словам Д.Н.Узнадзе: «Процесс преобразования самого субъекта как целого свою реализацию находит в развитии и уточнении языковой установки субъекта [12]. Таким же образом, как развивается предметное действие, подчеркивал Д. Б. Эльконин, происходит и формирование речи. Слово в раннем возрасте выступает для ребенка как орудие, которое, однако, он использует гораздо чаще, чем любое другое орудие. Именно потому, что слово в этом возрасте выступает как орудие, происходит чрезвычайно интенсивное развитие речи. Ребенок практически за два-три года овладевает родным языком, а в двуязычной среде и двумя. Подобно овладению любым другим орудием, слово дифференцируется, насыщается предметным значением и, благодаря переносу в другие ситуации, отрывается от предмета и обобщается. Роль изображения и игрушек в этом процессе очень велика. Л. С. Выготский писал о том, что силой одной вещи необходимо похитить имя у другой. Это и происходит в изобразительной деятельности и игре. К настоящему времени известны следующие основные тенденции в развитии речи ребенка раннего возраста [4].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg