Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ЖУРНАЛИСТИКА

Правовое положение российских и белорусских журналистов (на примере анализа законодательства о СМИ России и Белоруссии)

ang_not 290 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 54 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 27.10.2018
В зависимости от того, в чьих руках находится телевидение, его можно использовать для объективного и оперативного информирования людей о реальных событиях в мире; просвещения и воспитания; манипулирования в интересах тех или иных групп людей; Основные функции СМИ: 1. Наблюдение за миром (сбор и распространение информации) 2. «Редактирование» (отбор и комментирование информации) 3. Формирование общественного мнения 4. Распространение культуры
Введение

Существенные изменения в социально-экономической, политической и духовной жизни российского общества вызывают необходимость в правовом упорядочении отношений в информационной сфере, оказывающих заметное влияние на решение государственных и общественных задач. Проблема правового регулирования деятельности средств массовой информации (СМИ) в теории государства и права, а также отраслевых юридических науках весьма актуальна, ибо в настоящее время формируются и развиваются основные институты демократии, являющиеся базой для закрепления новых для российского (и не только) общества функций и форм государства. Кроме того, возникает необходимость решения сложных задач, стоящих перед организациями, исполняющими роль общественного защитника. Проблема правового регулирования деятельности современных СМИ с каждым днем приобретает все большую популярность, как в мировой журналистике, так и на отечественных фронтах. Ведь именно с помощью средств массовой информации общество поглощает большой поток данных, который структурируется законодательством. Эта проблема изучается и решается многими учеными и исследователями. Вопрос о свободе прессы и ограничения ее функционирования является одним из самых болезненных на данном этапе развития медиа пространства. Формы законодательного, экономического и политического ограничения прессы в обществе имеют долгую историю, еще со времен Древнего Рима. Так в 1485 году появились четкие признаки церковной цензуры прессы - всего через 35 лет после изобретения Гуттенбергом печатного станка, а в 1559 году обнародован первый список запрещенных книг . Конституционные гарантии свободы слова в России и Беларуси базируются на соответствующих нормах международного права, представляют собой их своеобразное продолжение. Считается, что "... полноценная свобода прессы, правовая и моральная ответственность журналиста принадлежат к высшим ценностям демократии, которая, однако является не конечной станцией, а процессом общественного развития". В условиях развития стран как демократического правового государства особую актуальность приобретает проблема обеспечения свободы слова и свободы прессы, которая невозможна без обеспечения гарантии получения качественной, достоверной и объективной информации. На сегодняшний день центральной проблемой развития информационной сферы является обеспечение права на свободное получение и обмен информацией. Оно требует не политических деклараций. А кропотливой работы и поиска соответствующих законодательных механизмов, предотвращения давления на средства массовой информации со стороны властных структур и финансовых кланов. Поскольку проблема функционирования законодательства в отношении средств массовой информации в России и Беларуси касается каждого гражданина который является потребителем новостей, она очень важна в наше время. Государство в целом, его правоохранительная система, должностные лица, состояние законности и морального духа народа предстают перед общественным сознанием так, как это видится (или нужно) СМИ. Именно этим определяется актуальность данной дипломной работы. Объектом исследования являются законодательства о средствах массовой информации в России и Белоруссии. Предметом исследования являются законы регулирующие правовое положение российских и белорусских журналистов. Цель дипломной работы – системный сопоставительный анализ правовых основ деятельности журналиста в России и Белоруссии, комплексное изучение и выявлении особенностей функционирования СМИ в России и Белоруссии на современном этапе развития законодательства. Поставленная цель определила следующие задачи: • Рассмотрение законодательства о СМИ и положения журналиста в России и Белоруссии; • Рассмотрение общих характеристик профессиональной деятельности журналиста; • рассмотрение законодательства о СМИ в Европейских странах; • предоставление общеправового определения понятия СМИ в современной России и Белоруссии; • анализ системы нормативно-правового регулирования деятельности журналиста в России и Белоруссии; • анализ современного состояния законодательства о СМИ; • сопоставительный анализ законодательства о СМИ РФ и РБ Методы исследования: теоретический анализ научных источников, обработка и обобщение полученных данных, сопоставительный анализ. Структура дипломной работы состоит из введения, двух глав, объединяющих в себе четыре параграфа, заключения и списка литературы. Практическая ценность исследования: выводы и положения работы позволят сравнить положение журналиста в России и Белоруссии, выявить ошибки в правовом регулировании деятельности СМИ. Данное исследование может стать основой для изменения законодательства.
Содержание

Введение 3 Глава 1. Законодательство о СМИ: теоретические основы 6 1.1 Журналист: общая характеристика профессиональной деятельности 6 1.2 Современное состояние законодательства о СМИ. Правовое регулирование деятельности журналистов 12 Глава 2. Анализ законодательства о СМИ РБ и РФ 25 2.1 Основные законы о СМИ Белоруссии и России 25 2.2. Сопоставительный анализ законодательства о СМИ Белоруссии и России 35 Заключение 49 Список литературы 52
Список литературы

1. Абов Е.П. К проблеме профессиональных стандартов в российских печатных СМИ // Настольная книга по медийному саморегулированию. - М.: ЮНЕСКО, - 2013. - С. 34 2. Алешина И.В. Паблик Рилейшнс для менеджеров и маркетеров. - М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Изд-во «ГНОМ-ПРЕСС», - 2012 3. Афанасьев В. С., Сунцова Е.А. Некоторые проблемы теории правонарушений и юридической ответственности // Право и политика. - 2015. - № 3 4. Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г., дополненная в Париже 4 мая 1896 г., пересмотренная в Берлине 13 ноября 1908 г., дополненная в Берне 20 марта 1914 г., и пересмотренная в Риме 2 июня 1928 г., в Брюсселе 26 июня 1948 г., в Стокгольме 14 июля 1967 г. и в Париже 24 июля 1971 г, измененная 28 сентября 1979 г. П. 8, ст. 2 5. Гаврилов Э.П. Постатейный комментарий к Закону РФ "Об авторском праве и смежных правах". - М.: Фонд "Правовая культура", - 2013. - С. 48 6. Горчева А. Ю. Корпоративная журналистика. - М.: Изд-во Вест-Консалтинг, - 2012 7. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 30.12.2012) (с изм. и доп., вступающими в силу с 02.01.2013), ст. 325 8. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 08.12.2011), п. 1, ст. 1266 9. Закон РФ от 09.07.1993 N 5351-1 (ред. от 20.07.2004) "Об авторском праве и смежных правах"// Российская газета", N 147, 03.08.1993 10. Закон «Об авторском праве». Одобрен Государственною Думою и Государственным Советом и Высочайше утвержден 20 марта 1911 года. - Царское Село. - 20 марта 1911 года 11. Ст. 2 Закона РФ «О средствах массовой информации». 12. Саморегулирование в средствах массовой информации. URL: http://medialaw.ru/selfreg/index.htm. 13. Караулова Ю. А. Становление института авторского права в России. - М.: Библиотека МГИМО (У) МИД РФ. - 2014. - С. 21 14. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации «О поправках к Конституции Российской Федерации» от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ), ст. 29 15. Конституция РФ. Ст. 29, 15, 71--73. 16. Лапина Е.В. Специфика и назначение внутрикорпоративного издания // Журналистика, реклама и СО: новые подходы: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. - Воронеж, 2012. С. 33-35 17. Лапина Е.В. Корпоративная газета как инструмент связей с общественностью.//дисс. канд….наук. - Тамбов: Издательско-полиграфический центр ТГТУ, - 2007 18. Малиновский А.А. Свобода массовой информации: теоретико-правовые аспекты// Дис. … канд. юрид. наук: 12.00.01 / Малиновский А.А. - М.:, - 2015. - С. 168 19. Монахов В.Н. Право СМИ в России: грани становления // Среда. - 2016. - №1. - С. 73 20. Мурзин Д.А. Очерк типологии деловой прессы // Вестник московского университета. Серия 10. Журналистика. №2. - М.: Изд-во МГУ, - 2013 21. Мурзин Д.А. Феномен корпоративной прессы. - М.: Хроникер. - 2015. - 192 22. Мурзин Д.А. Корпоративная пресса: современные типологические концепции//дис. канд. …наук. - М. МГУ им. Ломоносова. - 2012 23. Панкеев И.А. Интеллектуальные права в СМИ: проблема регулирования. - М.: Изд-во «Медиаскоп» Научный журнал Факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова. - 2010. - вып. №3. - С. 4 24. Потапенко С.В. Опровержение как способ защиты от диффамации в СМИ // Юрист. - М.: Юрист, 2012. - № 2. - С. 12-14. 25. Рассолов, М. М. Информационное право [Текст] : учеб. пособие / М.М. Рассолов . - М. : Юристъ, 2013. - 401 с 26. Рихтер А. Г. Международные стандарты и зарубежная практика регулирования журналистики : учебное пособие. - М. , - 2011. - 360 с. 27. Рихтер, А.Г. Правовые основы журналистики: учебник / А.Г. Рихтер. - М.: Изд-во Моск. ун-та, - 2016. - С. 243 28. Саморегулирование в средствах массовой информации. URL: http://medialaw.ru/selfreg/index.htm. 29. Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. - М.: Изд-во Норма, - 2013. - С.36-37 30. Серебряков С. Самиздат в фирменной упаковке // «Советник». - 2003. - №8 31. Спивак В.А. Корпоративная культура. - СПб.: Питер, - 2011. - С. 122 32. Стремецкая Н.Л. Взаимосвязь авторского права и смежных прав как институтов гражданского права // Законодательство. - №8. - август 2012. - С.51 33. Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (от 29.11.2012) 34. Указ 1783 г. «О вольных типографиях»// Морозова В.А. Редактирование. Общий курс. Уч.пособие. – Ульяновск. 35. Спб. Издание юридического книжного склада «Право». - 2012. - С. 32 36. Федотов М. А. Правовые основы журналистики. Учебник для вузов. - М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, - 2014. - С. 5 37. Федотов М.А., Лучкин Д.В. Судьи о журналистах.// Социологические исследования. - 2013. - № 2. - С. 11 38. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 25.06.2012) "Об охране окружающей среды" 39. Саморегулирование в средствах массовой информации. URL: http://medialaw.ru/selfreg/index.htm. 40. Цензурный Устав, т. X, ч.1, ст. 420// Гринченко Н. А. История цензурных учреждений в России в первой половине ХIХ в. // Цензура в России. История и современность. Сб. науч. тр. СПб., 2011. Вып. 1. - С. 15-46 41. Чумиков А.Н. Связи с общественностью: Учеб. пособие. - М.: Дело, 2000;; Почепцов Г.Г. Паблик рилейшнс для профессионалов. М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер», 2014 . 42. Шкондин М.В. Система средств массовой информации как фактор общественного диалога. - М.: Пульс, 2012. - С. 104.
Отрывок из работы

Глава 1. Законодательство о СМИ: теоретические основы 1.1 Журналист: общая характеристика профессиональной деятельности Под журналистом понимается лицо, занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции зарегистрированного средства массовой информации, связанное с ней трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающееся такой деятельностью по ее уполномочию. Основная обязанность журналиста — обеспечение конституцион¬ного права граждан на получение информации. В статусе журнали¬ста реализуются его социальные задачи как специалиста по сбору, анализу и обработке социально значимой информации. Особенность профессии журналиста заключается в творческом характере и эле¬ментах публичной службы. Кстати, необходимо заметить, что в законах ряда стран с разви¬той системой демократии отсутствуют какие-либо специальные юридические нормы, касающиеся особых прав журналиста. Права и обязанности журналиста определяются нормами пя¬той главы Закона о СМИ — права и обязанности, связанные: 1) с по¬лучением информации; 2) распространением информации; 3) произ¬водством и выпуском средства массовой информации. К первой группе относятся права и обязанности, которые реали¬зуются в ходе поиска и сбора информации: • право посещать органы государственной власти и местного само-управления, государственные и муниципальные организации и учреждения, унитарные предприятия, органы общественных объ-единений либо их пресс-службы; • право искать, запрашивать и получать информацию; • право быть принятым должностными лицами в связи с запросом информации; • право получать доступ к документам и материалам, за исключе¬нием их фрагментов, содержащих сведения, составляющие госу-дарственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну; • право копировать документы и материалы при условии соблюде¬ния авторских прав и других исключительных прав (интеллекту¬альной собственности); • право производить записи, в том числе с использованием средств аудио- и видеотехники, кино- и фотосъемки, за исключением слу¬чаев, когда это запрещено законом; • право посещать специально охраняемые места стихийных бедст¬вий, аварий и катастроф, массовых беспорядков и массовых скоп¬лений граждан, а также местности, в которых объявлено чрезвы¬чайное положение, присутствовать на митингах и демонстрациях; • право проверять достоверность сообщаемой ему информации; • обязанность удовлетворять просьбы лиц, предоставивших инфор-мацию, об указании на ее источник, а также об авторизации цити-руемого высказывания, если оно оглашается впервые; • обязанность сохранять конфиденциальность информации и ее источника; • обязанность ставить в известность граждан и должностных лиц о проведении аудио- и видеозаписи, кино- и фотосъемки; • обязанность предъявлять при осуществлении профессиональной деятельности по первому требованию редакционное удостовере¬ние или иной документ, удостоверяющий личность и полномочия журналиста.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg