Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Профилактика дисграфии у младших школьников с общим недоразвитием речи

ang_not 290 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 59 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 27.10.2018
Основной целью этого исследования являлось изучение современных теоретических взглядов на дисграфию и на общее недоразвитие речи. Для достижения указанной цели в процессе исследования были решены следующие задачи: 1. Ознакомление с логопедической, психолого-педагогической и прочей литературой; 2. Изучение видов, этиологии, механизмов возникновения, симптоматики дисграфии; 3. Изучение классификации дисграфии; 4. Определение этиологии, симптоматики и классификации общего недоразвития речи; 5. Определение характеристики детей с общим недоразвитием речи. Дисграфия – речевое расстройство, имеющее сложную и неоднородную структуру речевого дефекта.
Введение

В случае несформированности необходимых предпосылок письма к началу обучения грамоте ребенок неизбежно встретится с большими трудностями при усвоении начертаний букв, при соотнесении каждой буквы с соответствующим звуком и при определении порядка следования букв при записи слова, что и приведет к появлению у него дисграфических ошибок, не связанных с незнанием грамматических правил. В дальнейшем к этому неизбежно добавятся и грамматические ошибки (таким детям труднее усваивать правила), которые будут «сосуществовать» с дисграфическими. Дисграфия у детей – это одно из проявлений системного недоразвития речи и ряда неречевых функций, затрудняющих освоение письма, языковых знаний и умений. По мнению многих исследователей, нарушения письма основываются на совокупности дисфункций: дефектов устной речи, недостаточной сформированности психических процессов и их произвольности, мелкой моторики рук, телесной схемы, чувства ритма [5]. Нередко встречаются дизонтогенетические формы дисграфии, при которых наблюдается запаздывание созревания функциональных систем, участвующих в овладении навыком письма. Недостатки устной речи, как правило, отражаются на письме. Нарушение сенсорных функций (зрительная агнозия, нарушение фонематического слуха) приводит к появлению оптических и акустических ошибок. Учитывая все выше сказанное, можно считать тему работы «Профилактика дисграфии у детей с общим недоразвитием речи» актуальной и своевременной. Цель данной работы: проанализировать теоретическую литературу и систематизировать методы и приемы проведения работы по предупреждению дисграфии у детей с общим недоразвитием речи. Задачи: 1. Проанализировать психологическую и методическую литературу по данной теме; 2. Дать характеристику дисграфии и рассмотреть ее различные виды; 3. Изучить возможности предупреждения дисграфии у детей с ОНР; 4. Обосновать выбор методик и провести исследования; 5. Представить методические рекомендации. Объект: состояние речевых и неречевых высших психических функций, лежащих в основе письма, у младших школьников с общим недоразвитием речи. Предмет исследования: определение готовности младших школьников с общим недоразвитием речи к усвоению письма. Гипотеза: в основу исследования была положена гипотеза о том, что положительной динамики при устранении дисгафических ошибок у младших школьников можно достичь при условии использования системы специфических приемов логопедической работы, при реализации принципов последовательности и учете формы дисграфии. В этих случаях нарушения письменной речи могут быть устранены полностью или сокращены дисграфические ошибки.
Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3 Глава I. Теоретические основы формирования письменной речи у детей и представления об общем недоразвитии речи………………….. …5 1.1 Общее недоразвитие речи. Этиология, симптоматика, классификация…5 1.2 Характеристика детей с общим недоразвитием речи………………...…....9 1.3 Понятие дисграфии и ее виды………….………………...….......................12 1.4 Проявления дисграфии у детей с ОНР младшего школьного возраста………………………………………………………………………….19 Выводы по I главе………………………………………………………………22 Глава II. Организация и результаты исследования. Характеристика исследуемых детей………………………………………………………………24 2.1 Цель, задачи, методы и организация исследования……………………..24 2.2 Характеристика детей экспериментальной группы……………………..25 2.3 Результаты констатирующего эксперимента……………………………26 Выводы по II главе………………………………………………………………37 Глава III. Методические рекомендации по профилактики дисграфии у младших школьников с общим недоразвитием речи…………………….…39 3.1 Цель, задачи и направления коррекционной работы…………………….39 3.2 Основные принципы логопедической работы по профилактики дисграфии………………………………………………………………………...41 3.3 Содержание методических рекомендаций для детей 1 группы…………..44 3.4 Содержание методических рекомендаций для детей 2 группы…………..47 Заключение……………………………………………………………………….52 Библиографический список……………………………………………………..56
Список литературы

1. Ананьев Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом. – Л, 1976. 2. Безруких М. М, Ефимова С.П. Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности при обучении письму. – М.: Новая школа, 1994. 3. Волкова Л.С., Шаховская С.Н. Логопедия: учебник для студентов дефектологических факультетов педогических высших учебных заведений. – М.: ВЛАДОС, 2003. 4. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Просвещение, 1961. – 365 с. 5. Гопиченко Е.М., Соботович Е.Ф. О механизмах нарушения дифференциации звуков в процессе письма умственно отсталых учащихся / Дефектология // 29 Герценовские чтения. Л., 1976. 6. Гурьянов Е.В. Психология обучения письму. – М., 1989. 7. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М.: Просвещение, 1991. 8. Иванов Е.С. Психические и речевые нарушения у детей. Вопросы реабилитации. Сб. научн. тр. – Л.: ЛГПИ, 1978. 9. Козырева Л.М. Развитие речи: Дети 5 – 7 лет. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002. – 160 с. 10. Кортнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. – СПб.: Речь, 2003. – 330 с. 11. Ланцов А.А. Расстройства речи. Клинические проявления и методы коррекции. Сб. научн. тр. – СПб.: Наука, 1994. 12. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. – М.: Медицина, 2000. 13. Левина Р.Е. Нарушения чтения и письма у детей. – М.: Учпедгиз, 1966. 14. Левина Р.Е. Нарушения речи у детей дошкольного возраста. – М.: Наука, 2004. 15. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. – М.: Педагогика, 1983. – Т.1. – 392 с. 16. Леушина А.М. Развитие связной речи у дошкольника. / Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Издат. Центр «Академия», 1999. – С. 358 – 369. 17. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии. – СПб.: Образование, 1994. 18. Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма. М.: Просвещение, 1989. 19. Львов М.Р. Основы теории речи. – М.: Издат. Центр «Академия», 2000. – 248 с. 20. Ляпидевский С.С., Шаховская С.Н. Расстройства речи и методы их устранения. Сб. трудов. – М., 1975. 21. Ляпидевский С.С., Шаховская С.Н. Расстройства речи и голоса в детском возрасте. Сб. трудов. – М.: Просвещение, 1973. 22. Ляховская Ю.С. Особенности словаря старших дошкольников. / Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Издат. Центр «Академия», 1999. – С. 223 – 226. 23. Мешкова Л.В. Развитие речи детей. – СПб.: Питер, 2002. 24. Назарова Л.К. О роли речевых кинестезий в письме // Советская педагогика. – 1952. – №6. 25. Неволина Л.Г. Речевые и нервно-психические нарушения у детей и взрослых. – Л.: ЛГПИ, 1987. 26. Панченко И.И. Особенности фонетико-фонематического анализа расстройств звукопроизношения и некоторые принципы лечебно-коррекционных мероприятий при дислалических и дизартрических нарушениях речи. // Расстройства речи и голоса в детском возрасте. Сб. трудов. – М.: Просвещение, 1973. 27. Парамонова Л, Г. Как подготовить ребенка к школе. – СПб.: Дельта, 1997. 28. Парамонова Л.Г. Предупреждение и преодоление дисграфии у детей. – СПб.: Союз, 2001. 29. Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. 30. Расстройства речи у детей и подростков./ Под ред. С.С. Ляпидевского. – М., 1963. 31. Рождественская В.И., Радина Е.И. Основные принципы воспитания правильного произношения у дошкольников. / Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Издат. Центр «Академия», 1999. – С. 319 – 331. 32. Серебрякова Н.В. К вопросу о методике изучения ориентировки на слово у детей – дошкольников с нарушениями речи. // Речевые и нервно – психические расстройства у детей и подростков. – Л.: Медицина, 1987. 33. Серебрякова Н.В. Формирование ориентировки на слово у дошкольников со стертой формой дизартрии. / Дифференциальная диагностика и коррекция нарушений речи и поведения у аномальных детей. – Л.: Медицина, 1988. 34. Сизова Э.Я., Макарова Э.К. О механизме бокового сигматизма. / Психические и речевые нарушения у детей. – Л.: Наука, 1979. 35. Сохин Ф.А. Психолого – педагогические основы развития речи дошкольников. – М.: Издательство Московского психолого – социального института; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002. – 224 с. 36. Токарева О.А. Расстройства письменной речи у детей. Очерки по патологии речи и голоса / Под ред. С.С. Ляпидевского. Вып. 2. М.: Учпедгиз, 1963. 37. Токарева О.А. Расстройства чтения и письма (дислексии и дисграфии) // Расстройства речи у детей и подростков / Под ред. С.С. Ляпидевского. М.: Медицина, 1969. 38. Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 56 с. 39. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. – М.: ГНОМ и Д, 2000. – 80 с. 40. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. – М., 1991. – 44 с. 41. Фомичева Г.А., Федоренко Л.П., Лотарев В.К., Николаичева А.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1984. – 240 с. 42. Фролов Е.А. Логопедия. – М.: Просвещение, 1999. – 198 с.
Отрывок из работы

Глава I. Теоретические основы формирования письменной речи у детей и представления об общем недоразвитии речи 1.1 Общее недоразвитие речи. Этиология, симптоматика, классификация Общим недоразвитием речи принято считать такую форму речевой аномалии, при которой у ребенка с нормальным слухом и сохранным интеллектом оказываются несформированными все компоненты языковой системы: фонетика, лексика и грамматика. У всех детей с ОНР всегда отмечается нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя речи. ОНР может проявляться в разной степени. Поэтому на сегодняшний день выделяют четыре уровня речевого развития. В.П. Глухов отмечает, что «указания на это содержатся в работах ряда исследователей – Т.Б.Филичева, Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская и др.» [1]. 1-й уровень речевого развития характеризуется полным или почти полным отсутствием речи. Фразовая речь у таких детей почти полностью отсутствует; при попытке рассказать о каком-либо событии они способны назвать лишь отдельные слова или одно-два сильно искаженных предложения. 2-й уровень речевого развития детей характеризуется начатками общеупотребительной речи. Дети используют в общении простые, состоящие из двух-трех, редко четырех слов, или искаженные фразы, владеют обиходным словарным запасом. Они могут отвечать на вопросы, с помощью педагога беседовать по картинке, рассказывать о семье. Лексический запас этих детей отстает от возрастной нормы. Это проявляется в незнании слов, обозначающих, например, части тела названии животных и их детенышей, различных профессий, предметов мебели и т.д. Дети не знают многие цвета, формы, размеры предметов и т.д. Нередко дети заменяют слова другими, близкими по смыслу. Отмечаются грубые ошибки в грамматике: неправильное использование падежных форм, ошибки в употреблении существительных мужского и женского рода, отсутствие согласования прилагательных и числительных с существительными. Предлоги пропускаются или заменяются другими. Грубо нарушается слоговая структура слов и звуконаполняемость: наблюдается сокращение количества слогов, перестановка и добавление слогов, выпадение звуков. Логопедическое обследование позволяет обнаружить у детей недостаточность фонематического слуха и восприятия.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg