Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ФИЛОСОФИЯ

Соотношение религиозного и светского в трудах русских философов

miya_pal 210 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 47 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 10.10.2018
В основе истории и духовного развития русского народа лежало христианское православие. Поэтому философия приобретает религиозный характер, что проявляется в русской философии в целом и ее религиозно-идеалистическом направлении в частности. Важнейшие философско-мировоззренческие проблемы по поводу понимания и толкования духовного и материального, веры и разума, смысла жизни, свободы, человека, смерти и бессмертия и другие были в поле зрения как философии, так и религии. Оригинальная русская мысль проявилась как мысль историософическая, что она стремилась разгадать, что помыслил творец о России и каков путь и предназначение России и русского народа в мире.
Введение

Актуальность темы исследования связана с тем, что проблема ценностных ориентации общества актуализируется, как правило, в переломные эпохи, когда история бросает вызов тому или иному государству, требует переосмысления накопленного опыта и выработки новых ориентиров общественного развития. Наиболее активную позицию в решении проблемы формирования новых основ гражданской идентичности, ценностных ориентации, способных консолидировать российское общество, заняло государство, а также ряд религиозных объединений, ценностно-нормативная функция которых в России традиционно, была велика. Российская Федерация является светским государством, что предполагает отделение? религиозных объединений от государства и, следовательно, их взаимную независимость в вопросах формирования мировоззрения и ценностных ориентации общества, возникает проблема, связанная с возможностью бесконфликтного сосуществования светского и религиозного в системе ценностей российских граждан. Эта проблема стала очевидной уже с; первых шагов реформирования российского общества. С одной стороны, демократические; реформы способствовали возрождению религиозной веры, актуализации, традиционного религиозного мировоззрения. С другой стороны, молодые реформаторы, проникшись идеями либерализма, не свойственными прежде российскому обществу, решили за короткий исторический период преобразовать страну по модели процветающих либеральных европейских государств. Россия оказалась, перед дилеммой: или прививать на российской почве: либеральную систему ценностей, тем самым приобщаясь к западной цивилизации, или развивать собственный самобытный путь на основе традиционных ценностей, в том числе культурно-религиозных. Однако обозначился и иной путь решения проблемы — путь диалога светского и религиозного. В отсутствие диалога между государством и религиозными объединениями в вопросах формирования ценностей общества практически невозможно создать систему ценностей, способную оздоровить и консолидировать общество, помочь ему преодолеть социально-экономический и духовный кризис. Поэтому сегодня перед учеными и философами стоит задача выработки модели бесконфликтного сосуществования ценностей, предлагаемых светским и религиозным мировоззрениями. Такая модель должна- быть положена в основу отношений между государством, обществом и религиозными объединениями. Характеризуя степень разработанности темы исследования следует отметить, что определяющее значение имеют две группы работ: 1) работы посвящённые установлению предмета, структуры и основных проблем философии религии; 2) работы по истории русской философии, в которых рассматривались эти проблемы. К первому кругу работ следует отнести исследования И.Н. Яблокова, Л.М. Гаврилиной, Н.С. Капустина, Ю.А. Кимелева, Д.В. Пивоварова, В.К. Шохина, а также зарубежные исследования: Р. Суинберна, М. Мюррея и М. Рея, М. Томпсона. Вопрос о предмете философии религии продолжает быть дискуссионным, поскольку не существует единого мнения о проблемной области философских исследований религии, определяющей предмет философии религии как отрасли философского знания. Мы разделяем тот подход к философскому изучению религии, который нашёл отражение в трудах профессора МГУ И.Н. Яблокова. Второй круг работ очень широк, поскольку проблематика философии религии затрагивалась в многочисленных исследованиях по истории русской философии: как тех, что посвящены тем или иным конкретным мыслителям, так и имеющих обобщённый характер. Уже в работах первой половины XX в. (Н.А. Бердяева, Л.А. Зандера, В.В. Зеньковского, С.А. Левицкого, Н.О. Лосского, Г.П. Флоровского), посвященных творчеству конкретных философов или направлений мысли, рассматривались отдельные темы философии религии. Они, однако, никогда не выделялись в особый раздел «философия религии» (поскольку сама философия религии в русской философии ещё не была институциализирована), а представлялись как формы философского выражения религиозных идей. В Советском Союзе творчество русских религиозных мыслителей изучалось исключительно с позиции материалистической критики, поэтому проблемное поле философии религии в русской философии не получило никакой дескрипции. За последние два десятилетия было издано много работ, посвящённых разным аспектам творчества русских религиозных мыслителей, но и относительно большинства из них можно сказать, что для их авторов религиозно-философские концепции русских мыслителей есть, прежде всего, оригинальная религиозная философия, выражение религиозного мировоззрения в философской теории, то есть религиозный характер философии не позволяет исследователям обратить внимание на философию религии. Целью исследования является социально-философский анализ соотношения религиозного и светского в трудах русских философов. Поставленная цель исследования обусловливает необходимость решения следующих задач: 1. Изучить эволюцию русской философии. 2. Проанализировать особенности раскрытия проблемы соотношения религиозного и светского в трудах русских философов. 3. Рассмотреть исторический опыт взаимоотношения светского и религиозного и светского в трудах русских философов. Объект исследования — ценностные ориентации в трудах русских философов. Предмет исследования — религиозные и светские аспекты русских философов. Структура исследования включает в себя введение, две главы и заключение. Методология работы представлена наиболее распространенными методами и приемами исследований: анализ и синтез научной и учебной литературы, структурно-логический подход, исторический метод. Источниковая база работы представлена современной научной и учебной литературой по курсу философии, религиоведения, отдельными публикациями специалистов по вопросам особенностей русской философии. Это труды таких авторов, как Антонов К.М., Василенко Л.И., Капустин Н.С., Кимелев Ю.А., Лосев А.Ф., Франк С.Л., Шохин В.К., Яблоков И.Н. и др.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4 ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЛИГИОЗНОГО И СВЕТСКОГО В ИССЛЕДОВАНИЯХ РУССКИХ ФИЛОСОФОВ 7 1.1 Становление русской философии 7 1.2 Краткий обзор русской религиозной философии 10 1.3 Взаимодействие государственных и религиозных институтов в трудах русских философов 13 ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РЕЛИГИОЗНЫХ И СВЕТСКИХ ВЗГЛЯДОВ РУССКИХ ФИЛОСОФОВ 23 2.1 «Новое религиозное сознание» и русское богоискательство. 23 2.2 Противостояние западнической и славянофильской тенденций в русской философии. 30 2.3 Политическая философия в 20 веке. 38 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 47
Список литературы

1. Антонов К.М. Философия религии в русской метафизике XIX – начала ХХ века. – М., 2016. – 52 с. 2. Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н. Философия. Учебное пособие. М.: Просвещение, 2005 3. Василенко Л.И. Введение в русскую религиозную философию. – М., 2016. – 142 с. 4. Галактионов А.А Никандров Л.Ф. Русская философия IX – XIX вв. Л: ЛГУ 1989 - 255 с. 5. Громов М.И., Козлов Н.С. Русская философская мысль 10-17 вв., М., 2001 6. История философия : Учебник для ВУЗов / А.Н.Волкова, В.С.Горнев – М.: изд-во Приор, 1997 7. Капустин Н.С. Этапы развития философии религии // Гуманитарные и социальные науки. – 2016. – № 6. – С.36–37. 8. Кимелев Ю.А. Современная философия религии. – М., 2014. – 285 с. 9. Красников А.Н. Проблемы философии религии и религиоведения: учебное пособие. Калининград: Изд-во КГУ, 2013. – 150 с. 10. Лосев А.Ф. Русская Философия- М.,2003 11. Пивоваров Д.В. Философия религии. Курс лекций. С-Пб., 2016 - 201с. 12. Философия : Учебник для ВУЗов / под ред.проф. В.Н.Лавриненко, проф. В.П.Ратникова – М.: Культура , 2004 13. Философия. Учебник / Под ред. В.Д.Губина, Т.Ю.Сидориной, В.П.Филатова. - М.: Русское слово, 2005 14. Франк С.Л. Сущность и ведущие мотивы русской философии. М., 2002 15. Хрестоматия по философии: Учебное пособие/Отв. ред. А. А. Радугин. — Москва: Центр, 2001 16. Чуешов В. И. Введение в современную философию: Учебн. пособие /В. И. Чуешов, З. И. Дунченко, О. И. Чеснокова - Мн. НТООО "ТетраСистемс", 2014 - 314с. 17. Шохин В.К. Исторический генезис философии религии: проблема и её наиболее вероятное решение // Философия религии: альманах. – М.: Наука, 2014 - 184с. 18. Шохин В.К. Исторический генезис философии религии: проблема и её наиболее вероятное решение // Философия религии: альманах. – М.: Наука, 2007. – С. 15–16 19. Яблоков И.Н. Основы теоретического религиоведения. – М., 2015. – 220 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЛИГИОЗНОГО И СВЕТСКОГО В ИССЛЕДОВАНИЯХ РУССКИХ ФИЛОСОФОВ 1.1 Становление русской философии Начальный период становления русской философии – 11-13 веков. С самого начала своего зарождения она характеризуется связью с мировой философией, но вместе с тем, ей присуща самобытность. Она возникает в Киевской Руси и тесно связана с процессом христианизации, начало которому было положено крещением Руси в 988 году. В своем возникновении она, с одной стороны, восприняла ряд черт и образов славянского языческого мировоззрения и культуры, с другой - принятие христианства тесными узами связало Древнюю Русь с Византией от которой она получила много образов и идей античной философии. Кроме этого через Византийское посредничество Россия восприняла многие положения восточно-христианской философии. Таким образом, русская философия возникла не в стороне от столбовой дороги развития философской мысли, а впитала в себя идеи античной, византийской, древнеболгарской мысли, хотя и не в чистом, а христианизированном виде. При этом она с самого начала использовала свой собственный письменный язык, созданный в 1Х веке Кириллом и Мефодием. Философское знание выполняло функцию не только мировоззренческую, но и функцию мудрости, а так как именно монастыри были концентрацией духовной жизни Древней Руси, то это «…прежде всего и повлияло на характер философских учений. Философская и историческая мысль в общем, основывалась на принципе христианства. В философском осмыслении судеб человечества и русского народа с самого начала присутствует патриотизм и историческая глубина» . В истории русской мысли, сыздавна обозначались и борются два течения. Первые – это те, кто остались духовно с народом в его православной церкви и во всяком случае не отделялись от него в его верованиях в живого Бога. Это: Жуковский, Алексей Толстой, Пушкин, Тютчев, Соловьев, Достоевский, Пирогов, Лев Толстой. Второе противоречивое идейное течение, считающее в своих рядах большинство прогрессивных публицистов и общественных деятелей, усвоило себе рационалистически-атеистическое мировоззрение, господскую веру русской интеллигенции. Это неверие есть действительно вера в научность, в рационализм, в неверие. Наше русское неверие обычно остается на уровне слепой наивной веры. Особенность русского духовного развития, имеющую свои исторические и бытовые причины, с обычной своей проницательностью указал Достоевский, сделавший русский и мировой атеизм как бы своей специальностью «атеистом все же легко сделаться русскому человеку, легче чем всем остальным во всем мире». И наши не просто становятся атеистами, а непременно уверуют в атеизм, как бы в новую веру, никак не замечая, что уверовали в нуль. Происходит это не все ведь от одних скверных, тщеславных чувств, а из боли духовной, их жажды духовной, из тоски по высшему делу, по крепкому берегу.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg