Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

ОСОБЕННОСТИ ТРАНСФОРМАЦИОННОГО ПРОЦЕССА В РОССИИ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА

miya_pal 590 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 90 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 10.10.2018
В результате проведенного магистерского исследования по выбранной теме, мы можем сделать следующие выводы: В Конституции РФ произошло юридическое закрепление трех основных компонентов правовой государственности - гуманитарно¬-правовой (права и свободы человека и гражданина), нормативно-правовой (конституционно-правовая природа и требования ко всем источникам действующего права) и институционально-правовой (система разделения и взаимодействия властей). Однако реализация конституционных основ правового государства столкнулась с обратными изменениями. Исходя из вышеуказанных конституционных основ правового государства, к ценностным аспектам правового государства можно отнести: 1) признание правового государства важнейшим институтом общества, которое учреждается гражданским обществом, подконтрольное обществу и функционирует на основе учредительного акта государствоорганизованного общества (Конституция РФ); 2) осознанное ограничение своей деятельности основными естественными правами человека, признание верховенства права в обществе, функционирование государства в режиме разделения ветвей власти.
Введение

Актуальность темы магистерского исследования. В современной России вокруг проблемы государственно-правовой трансформации сложились две позиции. Первая исходит из представлений о незавершенности процесса трансформации, вторая – из представлений о его несостоятельности. Указанные позиции влияют на возможность и способность реализации идеи правового государства как целевой функции трансформационного процесса. Проведение в жизнь конституционных основ правового государства (нормативно-правового, гуманитарно-правового, институционально-правового компонентов) зависит, в свою очередь, от консолидации демократического режима, реформирования политической системы, конституционной модернизации правовой системы и процесса институционализации. Установление предметной и функциональной связи между данными факторами – это одновременно и возможность определения приемлемого вектора развития на пути к правовому государству. Исходя из этого, применение трансформационного подхода в изучении идеи и практики формирования правового государства актуально, так как он позволяет определить границы, основания и условия процесса государственно-правовых преобразований. Сегодня «кризис трансформации» не является уникальным свойством российского государства, диктуется конфликтная форма развития новой политической системе и ее институциональному механизму. Точное концептуальное описание и исследование современной государственно-правовой действительности без трансформационного подхода достаточно сложно. Главная причина в том, что современное политическое пространство сочетает в себе как элементы архаики, авторитарных тенденций в политическом режиме, электоральной и суверенной демократии, так и модерна, постмодерна. Все эти фундаментальные противоречия требует дополнительного исследования. В отличие от модернизации, трансформация характеризует правовое государство как политико-правовой институт, не достигший устойчивого состояния и обреченный на возвращение к исходному пункту. Таким образом, в диссертации установлено, что процесс трансформации имеет свои пределы. Это означает, что трансформационность российской государственно-правовой системы - это сохранение некой преемственной константы (сохраняющейся или воспроизводимой в любых формах). Степень разработанности темы магистерского исследования. Реализация идеи правового государства в России выступает в научной работе базовой целью трансформационного процесса. Отдельные вопросы идеи правового государства освящены в научных трудах дореволюционных, советских и современных отечественных ученых-юристов, среди которых: Пантин В.И., Лапкин В.В; Подвинцев О. Б.; Полтерович В.М.; Пляйс Я.А.; Расторгуев В. Н. и др. Общетеоретические основы трансформации политической системы в России раскрыты в работах: При этом некоторые авторы разрабатывают различные теории трансформации, а именно: теорию демократического транзита, социальной трансформации, политической модернизации. Теоретические и практические аспекты трансформации изначально рассматривались зарубежными учеными, среди которых можно выделить: Белов Г.А.; Веденеев Ю.А.; Ведерников В.В., Китаев В.А., Луночкин A.B.; Гельман В.Я.; Гордон Л.А., Пинскевич Л.М. В свою очередь, вопросы институционализации как важного фактора процесса трансформации рассмотрены в работах многих отечественных и зарубежных ученых: Лукашева Е.А.; Медушевский А.Н.; Милюков A.C.; Морозова Л.А.; Новгородцев П.И.; Норт Д. Целью научной работы является комплексный анализ теоретических и практических проблем, поставленные процессом государственно-правовой трансформации в современной России, целевой функцией которого является правовое государство. Для достижения вышеуказанной цели были поставлены следующие задачи: - рассмотреть исторические аспекты идей о становлении правового государства; - раскрыть понятие и содержание государственно-правовой трансформации; - рассмотреть стадии государственно-правовой трансформации; - изучить реформаторские и нереформаторские процессы изменений государственно-правовой системы; - рассмотреть соотношение государственно-правовой трансформации с институтами власти. - изучить процедуры управления государственно-правовой трансформацией; - подвести итоги и перспективы развития трансформационным процессом в контексте правового государства. Объектом работы выступают общественные отношения в сфере процесса трансформации в современной России. При этом комплексно исследуется его государственно-правовой аспект, а именно: изменения политической системы и правового поля. Предметом работы является идея правового государства с точки зрения границ, оснований и условий ее реализации, а также проблемы организации и функционирования государственной власти и политических институтов в современной России. Одновременно в работе предметом является и проблема трансформации основных компонентов правового государства, а именно: нормативно-правового, гуманитарно-правового и институционально-правового. Для достижения цели работы и решения поставленных задач были применены следующие общенаучные методы. Диалектический метод помог в исследовании рассмотреть некоторые стороны содержания правового государства и процесса трансформации в развитии, в постоянном движении, при этом внутренними импульсами развития являются противоречия разного уровня. Данный метод выдвигается в качестве способа познания государственно-правовых преобразований. Методы формальной логики (описание, классификация, анализ, синтез) позволили проанализировать многообразную особенность процесса государственно-правовой трансформации, рассмотрев его как целостность, разделяя на два аспекта (государственную и правовую), каждый из которых был исследован отдельно и комплексно. Системно-структурный метод способствовал рассмотрению категории «государственно-правовая трансформация» как систему, которая имеет свою внутреннюю структуру. Показана связь государства и права, политики и закона при анализе государственно-правовых преобразований. Функциональный метод выявил основные направления деятельности институтов власти и характеристики процедур управления. Научная новизна магистерского исследования состоит в том, что в научный оборот введена категория «государственно-правовая трансформация»; выявлены основные характеристики процесса государственно-правовой трансформации в современной России; разработаны три модели государственно-правовой трансформации: концептуальная, нормативная и институциональная; проведен анализ трансформации нормативно-правового, гуманитарно-правового, институционально-правового компонентов правового государства на различных исторических этапах; разработана модель современного государственно-правового пространства, выявившая новый вектор политики перехода к правовому государству. Положения и выводы, выносимые на защиту: 1) Дано определение категории «государственно-правовая трансформация», под которой понимается политика перехода к новой государственно-правовой системе, направленная на установление демократического режима и конституционализма. Категориальный аппарат «государственно-правовая трансформация» имеет свой объект исследования, определенную классификацию, а также цель и методические процедуры ее реализации, между которыми существуют функциональная связь. 2) При процессе трансформации возможность реализации конечной цели не может быть изначально предопределена. Причины отсутствия телеологической заданности заключаются в том, что «трансформация» является более сложным и менее изученным процессом изменения государственно-правового устройства, чем реформирование. На практике она не отвечает таким характеристикам, как: заданный характер развития, наличие цели, определенность перехода, целенаправленность изменения определенных социальных институтов, строгое соответствие законодательству. Таким образом, в работе сформулирована рекомендация относительно лишения категории «трансформация» статуса управляемой модели. 3) Теоретическое осмысление проблем перехода к правовому государству позволило выделить в подходах транзитологии две концептуальные ошибки: 1) представление о формировании правового государства как о стратегии, чей успех связан со снижением роли государственного строительства; 2) убеждение, что эта стратегия применима к политической системе России. Таким образом, изучение проблем трансформации в России не попадает под теорию транзитологии, которую можно применить к странам Западной, Центральной и Восточной Европы. 4) Разработанные модели государственно-правовой трансформации (концептуальная, нормативная и институциональная) связаны между собой функционально. Концептуальная модель трансформации в исследовании исходит из доктринальных аспектов реформирования, которые отвечают за теоретические схемы перехода и основаны на эмпирических данных. Данная модель отражена в законодательной базе (нормативная модель). За сферу разработки и принятия стратегических решений институтами власти в исследовании отвечает институциональная модель. Практическая значимость магистерского исследования состоит в том, что сделанные в работе выводы и полученные результаты могут быть использованы для совершенствования правового обеспечения идеи правового государства и процессов трансформации. Результаты исследования, сделанные в процессе исследования выбранной темы могут способствовать эффективной работе государства по совершенстванию правового государства и трансформационных процессов на современном этапе развития. Апробация результатов работы. Основные теоретические выводы и положения диссертации обсуждались на заседаниях кафедры теории и истории государства и права Северо-Кавказского федерального университета, филиала в г. Пятигорске и нашли отражение в опубликованных статьях: «Особенности идеи правового государства и проблемы государственно-правовой трансформации в России», «В поисках идеи правового государства». Объем и структура магистерской диссертации. Объем магистерской диссертации составляет 96 страниц. Структура магистерской диссертации обусловлена целью и логикой исследования и включает в себя введение, три главы, подразделенные на параграфы, заключение, список использованных источников.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..5 1. ГЕНЕЗИС СТАНОВЛЕНИЯ ИДЕЙ О ПРАВОВОМ ГОСУДАРСТВЕ…...11 1.1 Исторические аспекты идей о становлении правового государства……..11 1.2 Понятие и содержание государственно-правовой трансформации………24 2. ОСОБЕННОСТИ ТРАНСФОРМАЦИОННОГО ПРОЦЕССА В РОССИИ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА 32 2.1 Стадии государственно-правовой трансформации 32 2.2 Реформаторские и нереформаторские процессы изменений государственно-правовой системы 40 3. МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 50 3.1 Соотношение государственно-правовой трансформации с институтами власти 50 3.2 Процедуры управления государственно-правовой трансформацией 62 3.3 Итоги и перспективы развития трансформационным процессом в контексте правового государства 71 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 90
Список литературы

Нормативные правовые акты 1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законом РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ, от 05.02.2014 №2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Cобрание законодательства РФ.04.08.2014.№31.ст.4398. 2. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 26.04.2007 «О важнейших общенациональных интересов» // Парламентская газета от 27.04.2007 № 60. 3. Постановление Правительства РФ от 24.07.1998 № 832 «О Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998 - 2000 годы» // Собрание законодательства РФ, 10.08.1998, № 32, ст. 3886. Монографии, учебники, учебные пособия 4. Багдасарян, В. Э. Властная идейная трансформация : исторический опыт и типология / В. Э. Багдасарян, С. С. Сулакшин ; Центр проблемного анализа и гос.-упр. проектирования. – М. : Научный эксперт, 2012. – 344 с. 5. Батурин Ю.М., Лившиц Р.З. Социалистическое правовое государство: от идеи к осуществлению (политико-правовой взгляд). М.: Наука, 1989. – 256 с. 6. Гессен В.М. Русское государственное право. Лекции, читанные Гессеном в Санкт- Петербургском Политехническом Институте. СПб.: Студ. кассы взаимопомощи, 1930. – 242 с. 7. Гессен В.М. Лекции по полицейскому праву. Изд. студентов 1907-1908 гг. Вып. 1. СПб.: Север, 1908. – 196 с. 8. Ершов В.В. Судебная власть в правовом государстве . - М.,2012. – 320 с. 9. Казмер М.Э. Социологическое направление в русской дореволюционной правовой мысли. Рига: Зинатне, 1983. – 130 с. 10. Кистяковский Б.А. Государственное право (общее и русское). М.: Издание студенческой комиссии общества взаимопомощи студентов Коммерческого института, 1908. – 328 с. 11. Кравец И А. Конституционализм и российская государственность в начале XX века: учеб. пособ. М.: ИВЦ Маркетинг; Новосибирск: ЮКЭ, 2012. – 368 с. 12. Лукашева Е.А. Права человека: проблемы и перспективы. М.: Изд. ИГПАН СССР. 1990. – 155 с. 13. Медушевский А.Н. Размышления о современном российском конституционализме. М.: РОССПЭН, 2012. – 174 с. 14. Милюков A.C. На рубеже двух столетий. (Воспоминания. 1881-1914.). Прага: Орбис, 1929. – 473 с. 15. Морозова Л.А. Конституционное регулирование. М.: Юридическая литература, 1985. – 143 с. 16. Новгородцев П.И. Введение в философию права: Кризис современного правосознания. М.: Наука, 1996. – 269 с. 17. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. – М.: Фонд экономической книги «Начала», 1997. – 180 с. 18. Линц X. и Степан А. «Государственность», национализм и демократизация: Учебное пособие. М.: Полис. Политические исследования, 1997. – 263 с. 19. Омельченко H. A. русский опыт: революция 1917 г. В России и политическая практика большевизма в общественно-политической мысли российского зарубежья (1917 - нач. 1930-х гг. ) / гос. Акад. Упр. Им. С. Орджоникидзе. – М., 1995. – 160 с. 20. Панарин А.С. Глобальное политическое прогнозирование. Учебник. Изд.: «Алгоритм», 2012. – 188 с. 21. Симонов К.В. Политический анализ: Учебное пособие. М.: Логос, 2002. – 152 с. 22. Четвернин В.А. Демократическое конституционное государство. М.: Наука, 1993. – 141 с. 23. Чиркин В.Е. Конституционное право. Учебник. – Изд.: Норма, 2015. – 304 с. Научные статьи 24. Мирзоян С.В. Особенности идеи правового государства и проблемы государственно-правовой трансформации в России. Ежегодник. Правотворческая политика. – Москва – Саратов – Минеральные Воды: Издательство ООО «РИА-КМВ», 2015. – № 3. – 228 с. 25. Мирзоян С.В., Акопова С.Н. В поисках идеи правового государства. Сборник научных трудов магистрантов, членов студенческого научного кружка «Logos» / Под общ. ред. А.В. Скрипник. – Пятигорск: Издательство ПФ СКФУ, 2016. – 128 с. Периодическая литература 26. Белов Г.А. Пути эволюции нормативной политической системы российского общества // Вестник МГУ. Сер.12. № 1. 2012. - С 31. 27. Веденеев Ю.А. Политическая демократия и электорально-правовая культура граждан //Государство и право. 2012. - № 2. - С.33. 28. Ведерников В.В., Китаев В.А., Луночкин A.B. Конституционный вопрос в русской либеральной публицистике 60 - 80-х гг. 19 в. М.: Магистр, 1997. - С. 30. 29. Гельман В.Я. Институциональное строительство и неформальные институты в современной российской политике // Полис. 2013. - № 4 - С.6. 30. Гордон Л.А., Пинскевич Л.М. Развилки и ловушки переходного времени //Полис. -1995. - № 4. - С. 82. 31. Жеребкин М.В. Группа интересов в трансформационном процессе // Власть. 2012. - № 3. - С. 59. 32. Зорькин В. Д. Путь России к праву: размышления о судьбе российской правовой демократии // Вестник Московского университета. Право, Сер. 11. – 2012. – № 3. – С. 3. 33. Каганович Л. Двенадцать лет строительства советского государства и борьба с оппортунизмом // Советское государство и революция права. 1930. - № 1. - С. 8. 34. Коваленко В.И. Проблемы трансформирующейся демократий в условиях новых вызовов // Вестник МГУ. Серия: политические науки. 2012. - №2. - С. 4. 35. Краснов М.А. Перспективы правового государства в России // Общественные науки и современность. 2013. - №2. - С. 56. 36. Кузнецов И.И. Парадигма транзитологии // Общественные науки и современность. 2012. - № 5. - С.46. 37. Кутафин O.E. Российский конституционализм // Государство и право. 2012. - № 6. - С. 117. 38. Мальцева Д. А. Стратегическое моделирование в политическом пространстве // Политэкс. 2013. - № 3. - С. 240. 39. Мамут Л.С. Современная российская государственность и культура демократии //Государство и право. 2012. - № 1. - С. 5. 40. Мартышин О.В. Конституция Российской Федерации 1993 года как памятник эпохи // Государство и право. 2014. - №4. - С. 13. 41. Мачкув Е. Преобразование коммунистического тоталитаризма и посткоммунистическая системная трансформация // Полис. 2000. - № 4. - С. 45. 42. Пантин В.И. Кризис как рубеж мирового развития // Полис. 2012. - №3. - С. 9. 43. Пантин В.И., Лапкин В.В. Волны политической модернизации в истории России // Полис. 2012. - № 2. - С. 42. 44. Подвинцев О. Б. Трансформация политической системы РФ и критерий конкуренции российских регионов на современном этапе // Трансформация политической системы России: проблемы и перспективы. Международная научная конференция: Тезисы докладов. Москва, 22–23 ноября 2013 г. М.: Российская ассоциация политической науки, 2013. – С. 30. 45. Полтерович В.М. Проектирование реформ: как искать промежуточные институты // Montenegrin Journal of Economics, 2012. - № 2. – С. 25. 46. Пляйс Я.А. Тотальная системная модернизация - абсолютный императив для России // Власть. 2012. - № 8. - С.3. 47. Расторгуев В. Н. Политическое планирование и прогнозирование: идеологические рамки и цивилизационный контекст // Вопросы философии. – 2012. – № 2. – С. 3. 48. Ржевский В.А., Овсепян Ж.И. Конституционные основы социалистического правового государства // Правоведение. 1990. - № 1. - С. 4. 49. Роуз Р., Шин Д. Концепции «Rule of Law» («верховенство права») и «Rechtsstaat» («правовое государство») // /Государство и право. -2015. - № 5. - С. 5. 50. Смыкалин A.C. Этапы конституционного строительства в дореволюционной России // Государство и право. 2004. - № 3. - С. 80. 51. Соколов Н.Я. Правовая реформа глазами юристов // Государство и право. 2014. № 6. – С. 15. 52. Хантингтона С. Проблематика модернизации: теория и практика // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета, 2016. - № 120 (06). – С. 4. 53. Шевцова Л. Ф. От России Ельцина к России Путина (эволюция выборной монархии) // Современная Европа. 2000. - №4. – С. 30.
Отрывок из работы

1. ГЕНЕЗИС СТАНОВЛЕНИЯ ИДЕЙ О ПРАВОВОМ ГОСУДАРСТВЕ 1.1 Исторические аспекты идей о становлении правового государства На дореволюционном этапе, вместо понятия «правовое государство» использовались термины «законность» и «закономерность». Начальный концепт правового государства «Rechtsstaat» исходил из правового позитивизма, согласно которому государство - это высший источник права. Будучи переведенным как «правовое государство», оно привязалось к понятию «законность». Исходя из этого, правовое государство следует толковать как «государство, основанное на праве», где право играет ведущую роль в инициируемом государством реформировании. Отличие категории «Rechtsstaat» (правовое государство) от концепции «The Rule of Law» (господство права) приобрело политический оттенок. Следует понимать, что политическое начало всегда было и будет шире правового. Безусловно, «правовое государство - это правление посредством закона», но не «правление закона». Причина в том, что категория «The Rule of Law» основывается на теории естественного права, согласно которой существует более высокий закон, чем просто санкционированный государством. Именно отсюда и пошла идеализация правового государства у некоторых отечественных ученых- юристов. Идея правового государства 19-20-х вв. получила наибольшую разработку в странах, где правового государства вовсе и не было (Германия и Россия). «Теория «Rechtsstaat» куда больше, нежели сложившаяся в русле обычного права концепция «The Rule of Law», способствовала упрочению самодержавной власти». В отечественной юридической литературе существует утверждение, что «концептуальная модель правового государства была разработана в России в начале 20-го века. Данный вывод связывали с трансформацией Российской империи в конституционное самодержавие» . Однако сам период становления идеи правового государства приходится на вторую половину 19-го века. Это был период проведения буржуазных реформ 60-70-х годов, которые были направлены на погашение революционной ситуации в стране.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg