Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

ПРОЯВЛЕНИЕ ПРАВОВОГО НИГИЛИЗМА И ПУТИ ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ В РОССИИ

miya_pal 590 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 91 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 10.10.2018
Проведение магистерского исследования по выбранной теме, позволило нам сделать следующие выводы: В настоящее время правовому воспитанию, как проблеме, к которой научно- исследовательский интерес заметно возрастает, посвящено немалое количество теоретических исследований. Однако, как правило, они носят в большей степени частный характер - рассматривается узкий круг вопросов правового воспитания, определяемых конкретными целями и задачами исследователя. Научно-обоснованные выводы, являющиеся результатом анализа отдельных аспектов правового воспитания в рамках юридических и других наук, несомненно, обогащают его, но, вместе с тем не всегда и не в полной мере подтверждаются общими устоявшимися в науке взглядами на правовое воспитание.
Введение

Актуальность темы магистерского исследования. Процесс поступательного, динамичного, однако нередко и заметно отклоняющегося от заданных траекторий, а потому весьма неоднозначного развития российского общества, диктует постановку новых задач, стратегически важных для государственно-правового строительства, незавершённого в условиях отсутствия должного уровня правовой и политической зрелости общества. В настоящее время круг общественных отношений, подпадающих под правовое регулирование, заметно расширяется, сопровождаясь, с одной стороны, государственно-правовыми трансформациями, диктуемыми объективной необходимостью перехода на качественно иной этап правового развития, а с другой - недооценкой роли и значения права, искажением правовых идеалов, усугублением недоверия общества к государственной власти и, как следствие, ростом преступности и других правонарушений. В таких условиях всестороннее и устойчивое развитие российского государства, которое бы в полной мере соответствовало подверженным стремительным изменениям потребностям современного общества, может быть достигнуто только при наличии и успешном функционировании целостного механизма правового воспитания. Актуализация проблемы правового воспитания детерминирована целым рядом экономических, политических и духовных факторов развития российского общества, при которых распространение правового нигилизма в массовом сознании полностью исключает какую-либо возможность реформирования тех или иных сфер общественной жизни, являясь следствием множества стратегических ошибок предшествующей и действующей власти, в числе которых - отсутствие единой рационально организованной системы правового воспитания. В 2011 году Президентом Российской Федерации были утверждены Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан. Это первый документ в новейшей истории России, направленный на формирование высокого уровня правовой культуры населения, традиции безусловного уважения к закону, правопорядку и суду. Однако само по себе утверждение Основ государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан не решает автоматически всех накопившихся проблем. В этой связи вопросы и правового воспитания, и правового нигилизма рассматриваются в настоящем диссертационном исследовании с учётом их исторических аспектов, современного состояния и существующих тенденций. Борьба с правовым нигилизмом, фронтом которой является российское общество в целом, должна быть обозначена как ключевое направление в государственной политике современной России. Текущее и перспективное планирование, а главное, своевременная и качественная реализация правовоспитательных мероприятий оправдывали бы саму заявленную задачу «борьбы», предполагающую наличие разветвлённой системы средств и способов правового воздействия, подчинённых продуманной стратегии искоренения тяжелого социального недуга, каким является правовой нигилизм во всех своих проявлениях и среди всех категорий граждан. Именно такой подход будет служить надёжным подспорьем для полноценной реализации законодательных замыслов, снижения уровня совершаемых преступлений и иных правонарушений, стабилизации социально-экономического положения граждан, формирования непоколебимой веры в право. Современный уровень развития юридической науки, характеризующийся интеграцией научного знания, выделением комплексных проблем, взаимопроникновением и обогащением ряда наук, а также широкое применение различных методов познания позволили провести настоящее исследование. Обязательным условием качественной реализации государственной политики в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан является научный подход, обеспечить который призваны образовательные учреждения и научное сообщество в целом в тесном сотрудничестве и взаимодействии друг с другом на базе единого специально организованного Научно-образовательного центра правового воспитания. Правовое воспитание, специфика которого с необходимостью определяется особенностями правового уклада российского общества, должно в полной мере учитывать тенденции, перспективы и возможные последствия глобализационных процессов, а также быть ориентированным на внешнее (международное) взаимодействие в реализации правовой политики государства. Представители профессионального юридического сообщества (юристы), осуществляющие свою деятельность в рамках правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности, а также оказывая гражданам и организациям квалифицированную юридическую помощь, принимают участие в борьбе с правовым нигилизмом в рамках двух основных направлений: осуществления непосредственной профессиональной деятельности (в процессе реальной юридической практики); участия в решении конкретных социально значимых проблем, не утрачивая своего «профессионального статуса», который в таком случае не является определяющим для степени и характера такого участия, однако есть гарантия компетентностного подхода. Степень разработанности темы магистерского исследования. Исследование правового воспитания является необходимым, важным и перспективным направлением в различных отраслях науки. Большая научно-исследовательская работа была проведена такими учёными, как: Григорьева О. В., Наумова А. Н.; Жигулин А. А.; Каландаришвили З.Н. Крыгин И. А. Центральной проблема правового нигилизма стала в работах: Матузов Н.И.; Булова А. А.; Варламова Н.В.; Ганиев Б. Х. Отдельные вопросы возникновения, распространения правового нигилизма и необходимости борьбы с ним рассматривались также в работах: Попов В.В.; Кудрявцев В.Н. Цель исследования состоит в том, чтобы выработать определённый концептуальный подход к обоснованию правового воспитания в качестве важного инструментального средства в борьбе с правовым нигилизмом. Необходимость достижения указанной цели определила постановку и решение следующих задач исследования: - рассмотреть подходы к пониманию правового воспитания в современной юриспруденции; - изучить роль и значение правового воспитания в России; - раскрыть особенности развития и формирования правового воспитания и правовой культуры; - рассмотреть понятие, причины и значение правового нигилизма как негативного явления; - проанализировать механизм противодействия правовому нигилизму посредством правового воспитания. Объектом исследования являются общественные отношения в сфере государственно-правовой действительности сквозь призму нигилистических тенденций в современном российском обществе, состояния и перспектив борьбы с ними. Предметом исследования выступает механизм функционирования системы правового воспитания российских граждан, причины возникновения и условия распространения правового нигилизма в современной России, а также возможности в борьбе с ним правового воспитания. Методологический основа исследования. Поставленные цели и задачи, а также характер исследования предопределили использование общенаучных и частнонаучных методов познания, в том числе диалектический, формально-логический, системно¬-структурный и формально-юридический методы. Научная новизна магистерского исследования обусловлена самой постановкой проблемы и заключается в том, что диссертационная работа является комплексным исследованием механизма функционирования системы правового воспитания, которому в современных условиях развития российского общества придаётся главенствующая роль в борьбе с правовым нигилизмом, а также подходом к использованию форм правового воспитания в противодействии конкретным проявлениям правового нигилизма. Положения и выводы, выносимые на защиту: 1. Правовое воспитание является важным инструментальным средством в борьбе с правовым нигилизмом, эффективное использование которого напрямую зависит от реальных «социализирующих условий», как способствующих, так и препятствующих достижению положительного результата - правовой культуры личности. 2. Правовой нигилизм - эго сознательное негативное отношение человека (социальной группы, общества) к праву, выражающееся в отрицании (полном либо частичном) ценности права для общества в целом и каждого его члена в отдельности, оправдываемом убеждением в объективной неспособности права выполнять роль действенного социального регулятора. 3. Функционирование механизма системы правового воспитания в настоящее время, несмотря на постановку перспективных целей по формированию правосознания и правовой культуры граждан, учитывая формы и масштабы правового нигилизма в России, будучи ориентировано на предупреждение и пресечение нигилистических проявлений, выполняет всё ещё роль «сдерживающего», а не «преобразующего» фактора. 4. Борьба с правовым нигилизмом, решающее значение в которой принадлежит правовому воспитанию, предполагает адресное применение форм правового воспитания, подразделяемых на сингулярные и универсальные, в противодействии конкретным формам проявления правового нигилизма. Практическая значимость магистерского исследования состоит в том, что основные научные положения и выводы, содержащиеся в работе, могут быть использованы в ходе выполнения фундаментальных и прикладных научных исследований при постановке последующих научных проблем, решение которых будет способствовать повышению эффективности функционирования механизма правового воспитания в России. Апробация результатов работы. Основные теоретические выводы и положения диссертации обсуждались на заседаниях кафедры теории и истории государства и права Северо-Кавказского федерального университета, филиала в г. Пятигорске и нашли отражение в опубликованных статьях: «Особенности правового воспитания в условиях построения правового государства», «Правовой нигилизм российской ментальности», «Правовой нигилизм: основания и способы преодоления». Объем и структура магистерской диссертации. Объем магистерской диссертации составляет 97 страниц. Структура магистерской диссертации обусловлена целью и логикой исследования и включает в себя введение, две главы, подразделенные на параграфы, заключение, список использованных источников.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..5 1. ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ В УСЛОВИЯХ ПОСТРОЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ 11 1.1 Подходы к пониманию правового воспитания в современной юриспруденции 11 1.2 Роль и значение правового воспитания в России 27 1.3 Особенности развития и формирования правового воспитания и правовой культуры 45 2. ПРОЯВЛЕНИЕ ПРАВОВОГО НИГИЛИЗМА И ПУТИ ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ В РОССИИ 54 2.1 Понятие, причины и значение правового нигилизма как негативного явления 54 2.2 Механизм противодействия правовому нигилизму посредством правового воспитания 66 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 91
Список литературы

Нормативные правовые акты 1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законом РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ, от 05.02.2014 №2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Cобрание законодательства РФ.04.08.2014.№31.ст.4398. 2. Европейская хартия местного самоуправления (совершено в Страсбурге 15.10.1985) // Собрание законодательства РФ, 07.09.1998, № 36, ст. 4466. 3. Конвенция о защите прав человека и основных свобод ETS № 005 (Рим, 4 ноября 1950 г.) (с изм. и доп. от 21 сентября 1970 г., 20 декабря 1971 г., 1 января 1990 г., 6 ноября 1990 г., 11 мая 1994 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 8 января 2001 г., № 2, ст. 163. 4. Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 № 1-ФКЗ (с изм. и доп. от 31.01.2016) «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 03.03.1997, № 9, ст. 1011. 5. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ (с изм. и доп. от 18.07.2017) // Собрание законодательства Российской Федерации от 6 октября 2003 г. № 40 ст. 3822. 6. Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» // Собрание законодательства РФ, 04.06.2012, № 23, ст. 2994. 7. Указ Президента РФ от 19.05.2011 № 653 «О внесении изменений в Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313» // Собрание законодательства РФ, 23.05.2011, № 21, ст. 2927. 8. Указ Президента РФ от 26.05.2009 № 599 «О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 01.06.2009, № 22, ст. 2698. 9. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (с изм. и доп. от 10.02.2017) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года») // Собрание законодательства РФ, 24.11.2008, № 47, ст. 5489. Монографии, учебники, учебные пособия 10. Алексеев С.С. Собрание сочинений. В 10 т. Том 2: Специальные вопросы правоведения. – М.,2010. – 471 с. 11. Беккариа Ч. О преступлениях и наказаниях. Изд.: Инфра-М, 2004. – 184 с. 12. Гойман В.И. Действие права (методологический анализ). - М., 1992. – 145 с. 13. Иванников И.А. Теория государства и права. М.: РИОР; ИНФРА-М: Академцентр, 2012. – 464 с. 14. Ильин И. А. О сущности правосознания: собр. соч.: в 10 т. Т. 4. М., 1994. - 576 с. 15. Кистяковский Б. А. Избранное / Богдан Александрович Кистяковский; сост., авт. вступ. ст. и коммент. А. Н. Медушевский; Ин-т общественной мысли, Ч. 2. – М.: РОССПЭН, 2010. – 656 с. 16. Крусс В.И. Теория конституционного правопользования. М., 2007. – 752 с. 17. Кудрявцев В.Н. Правовое поведение: норма и патология. Избранные труды по социальным наукам: В 3 т. Т. 1: Общая теория права. Уголовное право. - М.: Наука, 2002. – 287 с. 18. Лукашева Е. А. Правосознание и законность в социалистическом обществе (идеологические и социально-психологические факторы обеспечения законности): монография. - М.,2012. – 224 с. 19. Нерсесянц B.C. Проблемы общей теории права и государства. М., 2001. – 368 с. 20. Павленко Е. М. Формирование культуры прав человека и конституционного правосознания в современной России: монография / Е. М. Павленко. – М.: Права человека, 2012. – 184 с. 21. Парсонс Т. О структуре социального действия. - М.: Академический Проект, 2000. – 880 с. 22. Петручак Л.А. Правовая культура современной России: теоретико-правовое исследование. Дис.д.ю.н. Москва, 2012. – 426 с. 23. Соколов Н.Я., Матевосова Е.К. Правовое воспитание в современном российском обществе. Учебное пособие. Изд.: ООО «Проспект», 2015. – 124 с. 24. Соколов Н. Я. Профессиональная культура юристов и законность: учебное пособие. М., 2012. – 123 с. 25. Фридмэн Л. Введение в американское право. Пер. с англ./ Под ред. М. Калантаровой. - М.: Издательская группа «Прогресс», 1992. – 286 с. 26. Ушинский, К. Д. Избранные педагогические сочинения : в двух томах / отв. ред. А. И. Пискунов, под ред. Г. С. Костюка, Д. О. Лордкипанидзе, М. Ф. Шабаевой, Т. 2, Проблемы русской школы. – М. : Педагогика, 1974. – 584 с. Научные статьи 27. Кодзокова С.А. Особенности правового воспитания в условиях построения правового государства. Ежегодник. Правотворческая политика. – Москва – Саратов – Минеральные Воды: Издательство ООО «РИА-КМВ», 2015. – № 3. – 228 с. 28. Кодзокова С.А. Правовой нигилизм: основания и способы преодоления. Научные труды студентов, магистрантов и аспирантов. Сборник научных трудов. – Пятигорск: Издательство ПФ СКФУ, 2015. – 80 с. 29. Кодзокова С.А. Правовой нигилизм российской ментальности. Сборник научных трудов магистрантов, членов студенческого научного кружка «Logos» / Под общ. ред. А.В. Скрипник. – Пятигорск: Издательство ПФ СКФУ, 2016. – 128 с. Периодическая литература 30. Ахметов А. С. Правовое воспитание как важнейшее условие формирования правовой культуры // Юридическое образование и наука. – 2014. – № 3. – С. 25. 31. Бабенко А.Н. Значение правовых ценностей для процесса правового воспитания // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. – 2013. - № 2. – С. 24. 32. Баев В.Г. «Борьба за право» Рудольфа Иеринга // Юридическая наука. 2012. - № 1. – С. 10. 33. Блясова И. Ю. Правовое воспитание в условиях современного образовательного пространства // Вестник развития науки и образования. – 2013. – № 5. – С. 101. 34. Булова А. А. Природа политико-правового нигилизма // Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Россия в поисках эффективных моделей демократии, правовой системы и гражданского общества: политические, правовые и социальные проблемы современности». – Ставрополь, 2012. – С. 31. 35. Варламова Н.В. Правовой нигилизм: прошлое, настоящее и будущее России? // Конституционное право: Восточно-европейское обозрение. 2012. № 1. – С. 15. 36. Ганиев Б. Х. Угрозы правового нигилизма в модернизационном измерении правовой политики // Юристъ – правоведъ. – 2015. – № 4. – С. 111. 37. Григорьева О. В., Наумова А. Н. Правовое воспитание как неотъемлемая часть образовательного процесса // Молодой ученый. - 2014. - №4. - С. 816. 38. Жигулин А. А. Правовая культура как профессиональное пространство // Alma mater. – 2013. – № 7. – С. 58. 39. Зорькин В.Д. Тезисы о правовой реформе в России // Законодательство и экономика. 2004. - № 6. – С. 15. 40. Каландаришвили З.Н. Роль правовой культуры в правовой социализации // Ленинградский юридический журнал. 2009. - № 2. – С. 30. 41. Красинский В. В. Современный взгляд на сильное государство // Государство и право. – 2017. – № 5. – С. 122. 42. Крыгин И. А. Совершенствование правовоспитательных технологий в условиях трансформационных процессов // Юристъ – правоведъ. – 2015. – № 6. – С. 72. 43. Лобанова О. Л. Кадровая политика и профилактика коррупционных проявлений // Советник в сфере образования. – 2016. – № 8. – С. 68. 44. Матузов Н.И. Правовой нигилизм в свете российского менталитета // Актуальные проблемы теории права. Саратов, 2003. - С. 182. 45. Матузов Н. И. Правовой идеализм как оборотная сторона правового нигилизма // Государство и право. – 2013. – № 10. – С. 5. 46. Мосин Е. Ф. Правопонимание и инструментальная ценность права: (в контексте научной концепции А. В. Полякова) // Известия вузов. Правоведение. – 2014. – № 5. – С. 114. 47. Певцова Е. А. Актуальные вопросы международного права в системе образования // Преподавание истории в школе. – 2015. – № 1. – С. 58. 48. Певцова Е.А. Формирование правового сознания школьной молодежи: состояние, проблемы и перспективы // Государство и право. 2005. - № 4. - С. 30. 49. Петражицкий Л. И. О старой школе и новых течениях в науке права // Известия вузов. Правоведение. – 2015. – № 3. – С. 207. 50. Попов В.В. Некоторые формы проявления правового нигилизма и пути его преодоления // Юрист. 2012. - №1.- С. 10. 51. Самыгин П.С. Состояние правового образования в России как фактор правовой социализации учащейся молодежи // Теория и практика общественного развития. 2012. - № 7. – С. 30. 52. Семенов В. Е. Проблемы правового нигилизма // «Черные дыры» в Российском Законодательстве. – 2012. – № 3. – С. 258. 53. Тельнов В. Гармоничная личность – ориентир воспитательной работы // Высшее образование в России. – 2013. – № 5. – С. 95. 54. Торкин Д.А. Последствия признания договора незаключенным // Сборник докладов по материалам научно-практической конференции «Роль судов в укреплении законности и предупреждении правонарушений в сфере предпринимательской деятельности». - Екатеринбург: Форт Диалог-Исеть, 2010. - С. 23.
Отрывок из работы

1. ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ В УСЛОВИЯХ ПОСТРОЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ 1.1 Подходы к пониманию правового воспитания в современной юриспруденции Для исследования такого комплексного и многоаспектного явления, каким является правовое воспитание, требуется использование современной научной методики с обозначением и глубинным анализом таких вопросов, как природа и социальные факторы правового воспитания. В настоящее время изучению проблем правового воспитания уделяется значительное внимание, однако многие принципиально важные вопросы, касающиеся данного процесса, остаются пока нерешёнными. Основные формы и средства правовоспитательного воздействия, результаты их влияния на поведение людей в правовой сфере, структура потребностей, которые необходимо формировать с помощью правового воспитания, изучены ещё недостаточно глубоко. Процесс научного исследования правового воспитания порождает своеобразную познавательную ситуацию, характеризуемую наличием множества различных специальных понятий и терминов, используемых в социологии, психологии, педагогике, философии и других гуманитарных науках, изучающих смежные с юридической наукой вопросы, одним из которых и является правовое воспитание. Это в очередной раз подтверждает то, что ни одну сложную юридическую проблему не представляется возможным разрешить с помощью только правовых категорий, понятий и терминов, и исключительно в рамках юридической науки . Однако в данном контексте следует указать и на существование тесной взаимосвязи юридической науки с целым рядом других наук (педагогики, социологии, политологии и др.), состоящей в том, что последние с необходимостью должны учитывать и в определённой степени (в значении и объёме, оправданных для решения конкретных целей и задач исследования) отталкиваться от устоявшегося и признанного в юридической науке понятийного (категориального) аппарата.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Социальная работа, 46 страниц
1900 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 34 страницы
1000 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 89 страниц
520 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 55 страниц
2000 руб.
Дипломная работа, Архитектура и строительство, 96 страниц
45000 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 30 страниц
190 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg