Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Развитие речи детей дошкольного возраста

miya_pal 420 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 75 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 04.10.2018
В данной работе был проведен теоретический анализ психолого-педагогической литературы и экспериментальное исследование по вопросам развития речи и формирования ее выразительности у старших дошкольников средствами театрализованных игр, сделаны соответствующие выводы, разработаны методические рекомендации для педагогов и родителей по изученной проблеме.
Введение

Развитие навыков связной диалогической и монологической речи в дошкольном возрасте вытекает из требований государственной программы развития личности ребенка, что способствует развитию в детях креативности, творческого восприятия окружающей действительности. Такие важные качества, как эмоциональность, способность адекватно реагировать на различные внешние воздействия развиваются в процессе речевой деятельности. Речевая деятельность как совокупность речи, процессов говорения и понимания является основой коммуникативной деятельности и включает не речевые средства: жесты, мимику, пантомимические движения. В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Кроме того, речевые нарушения могут сопровождаться отклонениями в формировании личности. Как правило, такие дети отличаются отвлекаемостью, агрессивностью, неуверенностью в себе, повышенной двигательной активностью. Поэтому речевое развитие нужно начинать уже с младшего дошкольного возраста. Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры, т.к. игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности и т.д. Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют ребят думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. Выразительность является качественной характеристикой речи, в связи с чем она рассматривается, как важный показатель речевой культуры личности. Основным назначением выразительности речи является обеспечение эффективности коммуникации, вместе с тем, выразительность можно считать значимым средством речевого самовыражения личности. Актуальность темы исследования заключается в том, что театрализованная игра помогает решить одну из важнейших задач – развитие речи старшего дошкольника и ее выразительности, так как в процессе театрализованной игры активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный и грамматический строй, улучшается диалогическая речь. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. Вместе с тем, возникли противоречия между необходимостью формирования выразительности речи у старших дошкольников и практическом отсутствии методик для работы в данном направлении, поэтому сегодня в дошкольных учреждениях развивающий потенциал театрализованной игры используется еще недостаточно. Цель исследования – отобрать наиболее эффективные виды использования театрально-игровой деятельности для развития выразительности речи и формирования фонематического слуха старших дошкольников. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: - изучить психолого-педагогические основы использования театрализованной деятельности в развитии речи и фонематического слуха; - проанализировать влияние театрально-игровой деятельности на развитие речи дошкольников; - выявить дидактические основы использования театрально-игровой деятельности в образовательном процессе; - провести опытно-экспериментальную работу с использованием театрализованных игр по формированию выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста; - проанализировать итоги и оценить результаты опытно-экспериментальной работы, а также разработать методические рекомендации по формированию выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованных игр. Объект исследования – речь и ее выразительность у детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования - условия развития речи и ее выразительности в процессе театрализовано-игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста. Гипотеза исследования: использование театрализованной деятельности в психолого-педагогической работе с дошкольниками позволяет существенно повлиять на развитие их речи в целом, и, в частности, на ее выразительность. При рассмотрении состояния исследуемой проблемы на практике использовались такие методы научного познания, как анализ психолого-педагогической литературы, комплексный метод диагностики развития речи, наблюдение, эксперимент, анализ полученных данных, обобщение. База исследования: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Москвы «Школа № 609» (дошкольное отделение корп.330 г.Зеленограда). В педагогическом эксперименте участвовали дети двух подготовительных групп возраста 6-7 лет, 36 человек. Исследование проводилось с полного согласия родителей. Проблема формирования выразительности детской речи нашла отражение в трудах известных отечественных психологов, таких как Л.С. Выготский, Н.В. Бякова, а также в работах известных российских педагогов по особенностям развития речи детей именно в процессе театрализованной игровой деятельности – Е.В. Вальчук, В.В. Гербова, Н.Ф. Губанов, А.И. Максаков, Н.А. Стародубова, Н.Ф. Сорокина, О.С. Ушакова. Они и составили информационную и методологическую основу данной работы. Структура работы определена поставленными целями и задачами исследования, логикой изложения материала и представлена введением, двумя главами, заключением, списком источников и литературы, приложениями.
Содержание

Введение...................................................................................................................3 1 Теоретические основы развития речи у детей старшего дошкольного возраста.....................................................................................................................7 1.1 Особенности формирования речи и ее выразительности у старших дошкольников...........................................................................................................7 1.2 Психолого-педагогические основы использования театрализованной деятельности в развитии речи и фонематического слуха дошкольников.........................................................................................................12 1.3 Возможности театрализованной деятельности в формировании и развитии речи у старших дошкольников.............................................................................18 1.4 Дидактические основы использования театрально-игровой деятельности в образовательном процессе....................................................................................24 2 Опытно-экспериментальная работа по формированию выразительной речи у детей дошкольного возраста средствами театрализованных игр..................36 2.1 Содержание опытно-экспериментальной работы и констатирующий этап исследования.........................................................................................................36 2.2 Формирующий этап опытно-экспериментальной работы по развитию речи и ее выразительности у детей старшего дошкольного возраста.......................51 2.3 Итоговый этап опытно-экспериментальной работы по формированию выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста......................60 Заключение.............................................................................................................68 Список источников и литературы........................................................................72 Приложения............................................................................................................75
Список литературы

1. Башаева Т.В. Развитие восприятия. Дети: 3-7 лет. - Ярославль: Академия развития, 2012. - 173с. 2. Бякова Н.В. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие для студентов вузов: Ч. 1: Возрастная психология Текст. - Шадринск: Шадрин. Дом Печати, Каргоп. Фил, 2011. - 203с. 3. Вальчук Е. В. Развитие связной речи детей 6-7 лет. - Волгоград: Учитель, 2011. - 127с. 4. Волков Б.С. Дошкольная психология: психол. развитие от рождения до школы : учеб. пособие для вузов. - Изд. 5-е, перераб. и доп. - М.: Акад. Проект, 2007. - 285с. 5. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Астрель, 2005. - 670с. 6. Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие для студентов пед. вузов. - Изд. 2-е. - М.: Пед. о-во России, 2009. - 508с. 7. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: программа и метод. рекомендации. - 2-е изд., испр. и доп.. - М.: Мозаика-Синтез, 2010. - 58с. 8. Гомзяк О. С. Говорим правильно в 5-6 лет: конспекты занятий по развитию связ. речи в ст. логогруппе. - М.: Гном, 2011. - 159с. 9. Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников: метод. рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей: 2-5 лет. - М.: Вако, 2007. - 255с. 10. Губанова Н. Ф. Театрализованная деятельность дошкольников: метод. рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей : первая мл. группа, вторая мл. группа, сред. гр.: 2-5 лет. - М.: ВАКО, 2011. - 255с. 11. Гуськова А. А. Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет. - М.: Сфера, 2011. - 119с. 12. Коноваленко С. В. Развитие психо-физиологической базы речи у детей дошкольного возраста с нарушениями развития. - СПб: Детство-пресс, 2012. - 109с. 13. Краснощекова Н.В. Диагностика и развитие личностной сферы детей старшего дошкольного возраста: тесты, игры, упражнения. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. - 299с. 14. Кулагина И. Ю. Педагогическая психология: учеб. пособие для студентов вузов. - М.: Трикста, 2011. - 314с. 15. Львов Л.В. Психология и педагогика: учебное пособие. - Челябинск: [ЧГАА], 2009. - 135с. 16. Максаков А.И. Развитие правильной речи ребенка в семье: пособие для родителей и педагогов. - М.: Мозаика-Синтез, 2011. - 143с. 17. Нетрадиционные формы занятий с дошкольниками. - Изд. 2-е. - Волгоград: Учитель, 2012. - 127с. 18. Новоторцева Н. В. Развитие речи дошкольников и коррекция ее недостатков в детском саду. - Ярославль: Акад. Развития, 2012. - 255с. 19. Педагогическая психология: учеб. пособие для студентов вузов/под ред. Л. Регуш, А. Орловой. - СПб.: ПИТЕР, 2011. - 414с. 20. Психология: разработки занятий: сред. и ст. дошк. возраст. - Волгоград: Корифей, 2012. - 112с. 21. Психология дошкольника. Хрестоматия: учеб. пособие/ Сост. Г.А. Урунтаева. - 2-е изд., перераб., доп.. - М.: ИЦ "Академия", 2012. - 408 с. 22. Развивающие игры 2-7 лет /авт.-сост. Е. Н. Михина. - Волгоград: Учитель, 2014. - 153с. 23. Развитие речи детей 6-7 лет: программа, метод. рекомендации, конспекты занятий, игры и упражнения/ авт.-сост. О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. - М.: Вентана – Граф, 2011. - 287с. 24. Развитие речи: конспекты занятий с детьми ст. дошк. возраста / авт.-сост. Л. Е. Кыласова. - 2-е изд.. - Волгоград: Учитель, 2013. - 233с. 25. Рудик О. С.Развитие речи детей 2-4 лет в свободной деятельности: метод. рекомендации. - М.: ТЦ Сфера, 2010. - 158с. 26. Смирнова Н. Г. Развитие выразительности и образности речи дошкольников в процессе театрализованной деятельности: учеб.-метод. пособие. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2011. - 95с. 27. Сорокина Н.Ф. Сценарии театральных кукольных занятий: календарное планирование: пособие для воспитателей, педагогов доп. образования и муз. рук. дет. садов. - М.: АРКТИ, 2011. - 286с. 28. Сорокина Н.Ф. Развитие творческих способностей у детей от 1 года до 3 лет средствами кукольного театра. - М.: Айрис - Пресс, 2012. - 86с. 29. Стародубова Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников: учеб. пособие. - 5-е изд., стер.. - М.: Академия, 2012. - 255с. 30. Стефанова Н.Л. Развитие мелкой моторики и речи у детей 3-7 лет. - Волгоград: Учитель, 2012. - 97с.
Отрывок из работы

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1.1. Особенности формирования речи и ее выразительности у старших дошкольников Старший дошкольный возраст - это период интенсивного формирования личности, который характеризуется становлением основ самосознания и творческой индивидуальности ребёнка в разных видах деятельности . В системе факторов, обусловливающих становление личности, особая роль принадлежит выразительности речи. Уже на ранних стадиях онтогенеза речь становится основным средством общения, мышления, планирования деятельности, произвольного управления поведением . Вопросом изучения детской речи занимались многие исследователи: Н.Ф. Сорокина, О.С. Ушакова и др. Психологическая особенность звуковых выражений ребенка первого года состоит в том, что основным носителем смысла речи является не слово, а интонация и ритм, которые сопровождаются звуком. Лишь с появлением слова начинает проявляться смысловое значение звуков. Через слово ребенок овладевает системой звуков языка. Ребенок становится чутким к звучанию слов взрослых, и от случая к случаю он руководствуется в овладении звуками языка преимущественно то слухом, то артикуляцией. Однако ребенок не сразу овладевает системой звуков языка. В области речевого выражения и восприятия все еще ярко проявляется его ритмико-интонационная настроенность. Неоднократно отмечались случаи, когда ребенок, схватывая слоговой состав слова, обращает мало внимания на звуки этого слова. Слова, произносимые в этих случаях детьми, большей частью весьма точно отвечают по количеству слогов словам взрослых, но по составу звуков чрезвычайно отличаются от них. Ритмичность речевого выражения и восприятия ребенком обнаруживается в случаях так называемой слоговой элизии, то есть опускания слогов слова. Общепринятое определение слоговой элизии гласит: ребенок выделяет в слове ударный слог и обычно опускает неударные слоги. Например, вместо «молоток» ребенок произносит «ток», вместо «голова» – «ва». Как известно, слова русского языка в ритмическом отношении могут быть односложными, двухсложными (хорей, ямб), трехсложными (дактиль, амфибрахий, анапест) и, наконец, многосложными. Первые ритмические выражения, по мнению А.А. Гуськовой, принимают структуру хорея. Это предположение подкрепляется тем, что первые слова, с которыми взрослый обращается к ребенку, по преимуществу, двухсложны, с ударением на первом слоге. В процессе дальнейшего речевого развития ребенок сталкивается со словами взрослых, которые обладают различной ритмической структурой. Указанные факты приводят к выводу, что слоговая элизия происходит не только вследствие выделения ударного слога и опущения неударных слогов и не только в силу несовершенства артикуляции звуков слова, а и в связи с наклонностью ребенка воспринимать речь взрослых в определенной ритмической структуре – в структуре хорея.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg