Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Проблема подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе

miya_pal 420 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 77 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 04.10.2018
В данной работе была поставлена цель: на основе анализа литературных источников по проблеме исследования, выявить особенности психологической готовности к школе у детей старшего дошкольного возраста, разработать психолого-педагогическую программу по формированию психологической готовности к школе и апробировать её в экспериментальном исследовании. Для достижения данной цели было проведено теоретическое и эмпирическое исследование особенностей психологической готовности ребенка к школе.
Введение

Подготовка детей к школе является одной из проблем, интерес к которым со стороны исследователей разных стран не иссякает. Постоянное совершенствование системы школьного образования, новые данные о потенциальных возможностях развития ребенка в дошкольные годы, углубление понимания самоценности дошкольного детства и его значимости для всего последующего развития личности, социально-культурные процессы, происходящие в современном обществе, - все это оказывает самое непосредственное влияние на осознание сущности феномена «готовность к школе» и подходы к его дальнейшему изучению. Готовность ребенка к современному школьному образованию выступает как совокупный результат системы воспитания, направленной на полноценное личностное развитие каждого дошкольника. Выражением готовности к школе является ряд новообразований развития, которые начинают «заявлять» о себе в конце дошкольного детства и проявляются в качественно новых чертах и возможностях деятельности, поведения, отношения ребенка к социальному и предметному миру. Именно в готовности к школе получают свое воплощение важные новообразования и достижения развития, создающие ребенку благоприятный старт для начала учебной деятельности и вхождения в ситуацию школьного образа жизни. Полноценная готовность ребенка к обучению в школе выступает, с одной стороны, как своеобразный показатель достижений его личностного развития в дошкольный период, а с другой - как базовый уровень для освоения школьной программы и как показатель готовности к принятию позиции субъекта учебной деятельности (Т.И. Бабаева, Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, Е.Е. Кравцова и др.) В нашей стране изучение этой проблемы имеет долгую историю. Начиная с двадцатых годов нашего века, она становилась предметом, как специального обучения, так и попутного рассмотрения в ходе исследования смежных вопросов. Можно с полным основанием сказать, что большинство наиболее крупных исследователей в области отечественной детской психологии и дошкольной педагогики, так или иначе, затрагивали проблему готовности к школьному обучению, что обусловлено органичной связью данного феномена с общим ходом физиологического, психологического, социально-личностного развития ребенка дошкольного возраста и его индивидуальных особенностей. Этой проблеме посвящено множество исследований и монографий (Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Г.М. Гуткина, И.В. Дубровина, Е.Е. Кравцова, А.А. Люблинская, В.С. Мухина, Н.Н. Поддъяков, К.Н. Поливанова, Е.О. Смирнова и др.). Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена: 1. Низким уровнем подготовленности детей к школе. Современные исследования показывают, что 30 – 40 % детей приходят в первый класс массовой школы неготовыми к обучению. Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяются тем, на сколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению. 2. В современной педагогике и психологии пока не существует единого и четкого определения понимания «готовности», или «школьной зрелости», что затрудняет процесс ее формирования, применение методического инструментария, форм и методов диагностики. 3. Недооценкой игровой деятельности в развитии психических процессов детей и в связи с этим сокращением свободной игры в период от 5 до 7 лет. Раннее обучение детей в детских садах, а теперь в дошкольных гимназиях приводит к их недоразвитию во время игры, что с нашей точки зрения наносит ребенку непоправимый вред, поскольку в этот период в игре развиваются мышление, воображение, фантазия, мотивационная сфера и др. Цель исследования: на основе анализа литературных источников по проблеме исследования, выявить особенности психологической готовности к школе у детей старшего дошкольного возраста, разработать психолого-педагогическую программу по формированию психологической готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста и апробировать её в экспериментальном исследовании. Задачи исследования: 1. Провести анализ литературы по проблеме формирования психологической готовности к школе детей старшего дошкольного возраста; 2. Подобрать методы исследования и методики диагностики; 3. Провести экспериментальное исследование по выявлению психологической готовности детей к школе и ее формирование; 4. Провести анализ результатов экспериментального исследования по формированию психологической готовности к школе детей старшего дошкольного возраста; 5. Выработать рекомендации для родителей и педагогов. Объект исследования: психологическая готовность детей к школе. Предмет исследования: формирование психологической готовности к школе детей старшего дошкольного возраста. Гипотеза исследования: психологическая готовность детей старшего дошкольного возраста не соответствует требуемому уровню готовности для обучения в школе. Применение психолого-педагогической программы «Психологическая подготовка детей к школе» позволяет повысить психологическую готовность детей и снизить проблемы адаптации к школьному обучению. Эмпирическая база исследования Исследование проводилось на базе Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения г. Москвы «Школа № 609» (дошкольное отделение корп.336а) в течение 6 недель с «17» апреля по «28» мая 2017 года. В исследовании приняли участие 14 человек, из которых 11 мальчиков и 3 девочки в возрасте от 6 до 7,5 лет. Работа проводилось в 3 этапа: 1 этап. Изучение и анализ состояния исследования проблемы психологической готовности детей к школьному обучению; определение цели, задач, гипотезы. 2 этап. Организация и проведение экспериментальной работы, в ходе которой выделяются: - констатирующий эксперимент – проведение первичной диагностики психологической готовности детей к школьному обучению, - формирующий эксперимент – реализация психолого-педагогической программы по формированию психологической готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста, и проведение повторной диагностики. 3 этап. Обобщение, анализ и интерпретация полученных результатов экспериментального исследования. Для достижения исследовательской цели и реализации поставленных задач были использованы методы: изучения литературных источников, анализ результатов деятельности, проведение беседы, тестирование с использованием психологических методик: • «методика по определению доминирования познавательного или игрового мотивов в аффективно - потребностной сфере ребенка» Н.И. Гуткина; • методика «Домик» Н.И. Гуткина; • методика «Да и Нет» Н.И. Гуткина; • методика «Мотивационная готовность» Л.А. Венгер. • методика «Звуковые прятки» Н.И. Гуткина; • методика «Способность к обучению в школе» Г. Вицлак; Теоретической основой исследования выступили концепции: • отечественных педагогов и психологов: В.С. Мухиной, Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.Н. Леонтьева, В.В. Давыдова, Р.С. Немова, Н.Г. Салминой, Н.И. Гуткина, Е.О. Смирновой, Е.Е. Кравцовой, А.В. Запорожец. • зарубежных психологов: Л.А. Венгер, С. Штребел, А. Керн, Я. Йирасек, Ф.Л. Илг, Л.Б. Эймс, С.Д. Цукерман, Р.И. Айзман, Л.К. Айзман. Теоретическая значимость данного исследования обусловлена: - обобщением основных подходов отечественных и зарубежных авторов к проблеме подготовки детей к школе; - разработкой эффективного комплекса методик, позволяющих диагностировать психологическую готовность детей к обучению в школе, который может быть в дальнейшем использован педагогами и психологами. Практическая значимость исследования связана с тем, что результаты могут быть использованы педагогами, психологами и другими специалистами, работающими с детьми для: - последующих психологических и педагогических исследований; - разработки коррекционно-развивающих программ; - разработки рекомендаций для воспитателей и родителей. Структура исследования представлена введением, двумя главами, заключением, списком литературы и 12 приложениями. В первой главе рассмотрены теоретические основы психологической готовности ребенка к обучению в школе, методы исследования психологической готовности к школьному обучению. Во второй главе приведено описание эмпирического исследования особенностей психологической готовности детей к школе.
Содержание

Введение…………………………………………………………………………. 3 Глава 1. Теоретические основы психологической готовности ребенка к обучению в школе………………………………………………………………...8 §1.1 Изучение проблемы готовности к школьному обучению в отечественной и зарубежной науке……………………………………………………………….8 §1.2 Психологические аспекты готовности ребенка к школьному обучению…………………………………………………………………………15 §1.3 Значение игровой деятельности для формирования готовности к школе……………………………………………………………………………..25 §1.4 Методы и методики диагностики психологической готовности к школе детей старшего дошкольного возраста…………………………………………30 Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей психологической готовности детей к школе……………………………………………………….37 §2.1 Результаты констатирующего эксперимента………………………….…37 §2.2 Особенности организации психолого-педагогической программы………………………………………………………………………..44 §2.3 Апробирование психолого-педагогической программы и анализ полученных результатов………………………………………………………...56 §2.4 Рекомендации для педагогов и родителей……………………………..…65 Заключение……………………………………………………………………....67 Список литературы……………………………………………………………...70 Приложения……………………………………………………………………...77
Список литературы

1. Айзина Ю.В. Развивающие программы для детей дошкольного возраста из неблагополучных семей //Психолог в детском саду. — 2001. — № 1 - 2. — С. 150 - 159. 2. Анастази А. Психологическое тестирование. Книги 1. – М., 1982. с.271. 3. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М., 1972. 4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1998. — 464 с. 5. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. — М.: Педагогика, 1990. — 144 с. 6. Бурлачук Л.Ф., Морозов СМ. Словарь-справочник по психодиагностике. — СПб., 1999. — С. 83. 7. Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидере А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. — С. 40-48. 8. Васильева О.С, Филатов Ф.Р. Особенности психокоррекционной работы с детьми разного возраста // Журн. практического психолога. — 1999. — № 4. — С. 74 — 84 9. Венгер А.Л., Поливанова К.Н. Особенности принятия учебных заданий детьми шести лет // Вопросы психологии. - 2003. - №4 10. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. - М.: Владос-Пресс, 2005. - 159 с. 11. Виноградова Н.Ф. Современные подходы к реализации преемственности между дошкольным и начальным звеньями системы образования // Начальная школа. 2000. № 1. С. 7 — 12 12. Волков Б.С. Детская психология: Логические схемы: учеб. Пособие для студентов учреждений среднего проф. образования, обучающихся по спец. пед. профиля / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – 2-е изд.; стереотипное – М.: Гуманитар. изд. центр. ВЛАДОС, 2007 – С. 226 – 230. 13. Выготский Л.С. Детская психология // Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. — М.: Педагогика, 1984. — Т. 4. — 432 с. 14. Выготский Л.С. Динамика умственного развития школьника в связи с обучением // Педагогическая психология. – М., 1991. 15. Вьюнова Н.И., Гайдар К.М., Темнова Л.В. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе: психолого – педагогические основы: Учебное пособие для студентов вузов. – 2-е изд. – М.: Академический Проект, 2005. – 256 с. 16. Гайдар К.М., Вьюнова Н.И. Диагностическая работа психолога в конфликтной ситуации // Журн. практического психолога. — 1996. — № 4. — С. 8 -15. 17. Гамезо М.В. и др. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития / Гамезо М.В., Герасимова B.C., Орлова Л.М. - М., 1998. 18. Годовикова Д.Б. Общение и познавательная активность у дошкольников // Вопросы психологии. - 1994. - № 1. 19. Гранатов Г.Г. Метод дополнительности в развитии понятий (педагогика и психология мышления). - Магнитогорск, 2000, С. 86. 20. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. — 3-е изд. — М.: Академический Проект, 2000. — 184 с. — (Руководство практического психолога). 21. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба: Вопросы теории и практики. — М.: Педагогика, 1991. —232 с. 22. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2 т. — М.: Педагогика, 1996. — Т. 1. Психическое развитие ребенка. — С. 36 — 275. 23. Изучение эмоционального отношения к школе / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И.Б. Дерманова. – СПб., 2002. С.31-32. 24. Ковалева Л.М., Тарасенко Н.Н. Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе // Начальная школа. — 1990. — № 7. — С. 17 – 22. 25. Колесникова Е.В. Готов ли ваш ребенок к школе? Тесты. – Изд. 3-е, перераб. – М.: Издательство «Ювента», 2008. – 32 с. 26. 27. Колесникова Е.В. Тесты для детей 6 лет. – М.: Издательство «Ювента», 2007. – 32 с. 28. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. - М.: Просвещение, 1998. - с. 190. 29. Конева О.Б. Психологическая готовность детей к школе. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2000. – 32 с. 30. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе. — М.: Знание, 1997. — 118 с. 31. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. - М.: Педагогика, 1991. - с. 152. 32. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. - М., 1991. 33. Кравцова Е.Е. Уровень развития общения как показатель психологической готовности к школе // Вопр. психологии. — 1984. — № 5. — С. 53 - 58. 34. Кудрявцев В.Т. Концепция научных исследований Института дошкольного образования и семейного воспитания РАО // Психолог в детском саду. — 2000. — № 2 — 3. — С. 20-47. 35. Кудрявцев Т.В., Егоров Б.Б. Психолого-педагогические основы оздоровительно-развивающей работы // Психолог в детском саду. — 2000. — № 2 - 3. — С. 158-167. 36. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведения. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – С. 232 – 245. 37. Лаврентьева М. В. Психологическая готовность детей к обучению в школе как учебно-важные качества // Дошкольное образование, 2008, №3 38. Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка // Проблемы развития психики. – М., 1972. 39. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников. — М.: Академия, 2000. — 320 с. 40. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. - М.; Воронеж, 1997. 41. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. — М.: Педагогика, 1986. — 144с. 42. Локалова Н.П. Психологическое развитие как составляющая образования // Вопр. психологии. — 2003. — № 1. — С. 27-40. 43. Майер И.П. Развитие эмоциональной сферы как средство развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста // Психолог в детском саду. — 2000. — № 1. — С. 65-69. 44. Мамайчук И.И. Развитие ребенка от рождения до семи лет. Методика наблюдения ребенка. Документы психолога и педиатра. - СПб., 1998. 45. Мухина В.С. Детская психология: Учеб. Для студентов пед. ин-тов / Под ред. Л.А. Венгера. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2000. – С. 262 – 270. 46. Немов Р.С. Психология: учеб.для студентов высш. пед. учеб. заведений. Кн. 2. Психология образования – 3-е изд. – М., 1997. 47. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. — М., 1996. — С. 264-270. 48. Общая психология. Словарь / Под. ред. А.В. Петровского //Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2005. — 251 с.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические основы психологической готовности ребенка к обучению в школе §1.1 Изучение проблемы готовности к школьному обучению в отечественной и зарубежной науке Психологическая готовность к обучению в школе рассматривается на современном этапе развития психологии как комплексная характеристика ребенка, которой раскрываются уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для нормального включения в новую социальную среду и для формирования учебной деятельности. В психологическом словаре понятие «готовность к школьному обучению» рассматривается как совокупность морфо-физических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста, обеспечивающая успешный период к систематическому, организованному школьному обучению. В.С. Мухина утверждает, что готовность к школьному обучению – это желание и осознание необходимости учиться, возникающее в результате социального созревания ребенка, появления у него внутренних противоречий, задающих мотивацию к учебной деятельности. [45] Д.Б. Эльконин считает, что готовность ребенка к школьному обучению предполагает «вращивание» социального правила, то есть системы социальных отношений между ребенком и взрослым. [68] Наиболее полное понятие «готовность к школе» дано в определении Л.А.Венгера, под которой он понимал определенный набор знаний и умений, в котором должны присутствовать все остальные элементы, хотя уровень их развития может быть разным. Составляющими этого набора, прежде всего, является мотивация, личностная готовность, в которую входят «внутренняя позиция школьника», волевая и интеллектуальная. [69] Новое отношение ребенка к окружающей среде, возникающее при поступлении в школу, Л.И. Божович назвала «внутренней позицией школьника», считая это новообразование критерием готовности к обучению. А.Н. Леонтьев считает непосредственно движущей силой развития ребенка его реальную деятельность с его изменениями во «внутренней позиции». [38]
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Государственное и муниципальное управление, 16 страниц
220 руб.
Дипломная работа, Управление персоналом, 90 страниц
590 руб.
Курсовая работа, Связи с общественностью, 27 страниц
120 руб.
Дипломная работа, Бухгалтерский учет и аудит, 80 страниц
490 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 28 страниц
350 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg