Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Праздник как социальный и культурный феномен

miya_pal 210 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 47 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 04.10.2018
Со временем некоторые из праздников утрачивают первоначальный смысл, например связь с культом, приобретают светский характер, игра и забава, сопутствующие им, как правило, не превращаются в центральный элемент, т.е. такой элемент, который придает смысл самому празднику. В забавной, комической, сатирической форме, также часто берущей начало в культе, выражаются идеи праздника, важные для празднующего сообщества. Забава, игра, состязание имеют, наконец, цель придать блеск праздничному дню, сделать его привлекательным, сообщить участникам состояние радостного возбуждения, служить празднику.
Введение

Актуальность темы. Праздник с давних времён является неотъемле-мым элементом культуры. Он всегда был значимым событием как для общества, так и для каждого как уникальная форма эмоционально-символического выражения ценностно-мировоззренческих установок. В современной культуре происходит проникновение атрибутивных свойств праздника в мир повседневности, в результате чего праздник как форма эмоционально-символической деятельности теряет специфику своей самодостаточности в культуре. Сейчас праздником называют культурные оживления, отличающиеся по своим функциям, методам и содержанию от ритуального действа и народного гуляния, зародивших это понятие. Однако, именно в XXI веке праздничная культура приобретает совершенно новые пределы, являющиеся «ответом» на «вызов» массовой культуры в виде запроса на новые его формы. Уникальность праздника привлекала внимание историков культуры, этнографов, культурологов и философов культуры. Теория праздника складывалась по мере скапливания материала по этнографическим, историческим, культурологическим аспектам праздника. Праздник как многомерный феномен культуры в своем становле-нии и развитии тесно опутан с такими культурными формами как ритуал и миф, поэтому для разработки проблемы генезиса и структурной специфики праздника оказались весьма значимыми работы К. Леви-Стросса, Л. Леви-Брюля, В.Я. Проппа, Л.А. Абрамяна, А.К. Байбурина, М. Евзлина и др., обозначивших проблематику праздника в психоаналитическом ключе. Иг-ровая природа праздника рассматривается в работах А.И. Мазаева, Т.А. Апинян, С.П. Гурина, проанализировавших специфику праздника-игры. Однако при всем разнообразии подходов к изучению праздника до сих пор отсутствуют работы, в которых была бы представлена его универсальная и единая концепция, что определило злободневность выбранной темы. Цель работы – изучение праздника как социального и развитого фено-мена. Достижение поставленной цели полагает решение следующих задач: 1) раскрыть системную упорядоченность праздника; 2) рассмотреть разнообразие функций праздника; 3) охарактеризовать праздник как социальное явление; 4) рассмотреть праздник как культурный феномен. Объект работы – праздник как феномен культуры. Предмет работы – социальный и развитый феномен праздника. Теоретическую базу работы составили работы философов С.Ф. Алмазова, П.Я. Питерского, М.И. Воловиковой, М.И., С.В. Тихомировой, А.М. Борисовой, Н.Л. Юдина. Проблемы теории праздника изучались на основании работ Д.Б. Бур-менской, А.И. Мазаева, О.Л. Орлова, И.М. Снегирева, И.И. Шангиной и др. авторов, предпринимавших попытки осмысления праздника как социального и культурного феномена. Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, за-ключения, списка литературы, приложения.
Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3 Глава 1. Праздник как феномен культуры 1.1. Системная упорядоченность праздника………………………………….5 1.2. Классификация и функций праздника……………………………………..11 Глава 2. Тенденции развития праздничной культуры 2.1. Праздник как основа современной праздничной культуры……………17 2.2. Особенности праздничного календаря…………………………………..26 Заключение……………………………………………………………………….32 Список литературы………………………………………………………………34 Приложение
Список литературы

1. Аванесова Г.А. Культурно-досуговая деятельность: Теория и практика организации: учебное пособие. – М.: Аспект-Пресс, 2006. - 236 с. 2. Алмазов С.Ф., Питерский П.Я. Праздники православной церкви. - М.: СФЕРА, 2002.- 128 с. 3. Алмазов С.Ф., Питерский П.Я. Праздники языческие и христианские. Проникновение на Русь христианских праздников и слияние их с язы-ческими. - Хабаровск: Вече, 2015. - 116 с. 4. Брежнев А. Праздник как явление культуры // Культурно–просветительная работа. - 2008. - №4/6. - С.69-72. 5. Бурменская Д.Б. К вопросу о роли праздника в жизни общества // Из-вестия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2008. - №6. - С. 43-49. 6. Воловикова, М.И., Тихомирова, С.В., Борисова, А.М. Психология и праздник: Праздник в жизни человека. - М.: ПЕР СЭ, 2003. - 143 с. 7. Главацкая Е. Праздник как выражение коллективных и индивидуаль-ных идентификаций // Методология, теория и практика социологиче-ского анализа. Сборник научных работ. - Харьков, 2011. - С.350-354. 8. Григорьев С.В. История праздника // Я вхожу в мир искусств. – 2012. – №10. – С.34-36. 9. Гужова И.В. Праздник как средство нравственного и художественно-эстетического воспитания личности // Образование и искусство в фор-мировании целостной личности: междисциплинарные стратегии и комплексные технологии (опыт, проблемы, перспективы): Сборник материалов Всероссийской научно-методической конференции. Томск, 3-5 декабря 2002 г. – Томск: Томский государственный университет, 2005. – С.49-51. 10. Гужова И.В. Целостная модель праздника как феномена культуры // Вестник Томского государственного педагогического университета. Серия: Гуманитарные науки (Философия и культурология). - 2006. -Вып. 7 (58). - С. 92-95. 11. Жигульский К. Праздник и культура. - М.: Мысль, 1995. - 335с. 12. Каверина, Е.А. Праздник как эстетический и социальный феномен [Электронный ресурс] / Е.А. Каверина. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/prazdnik-kak-esteticheskiy-i-sotsialnyy-fenomen. 13. Козлова А.Д. Трансформация праздничной культуры в условиях современного российского мегаполиса // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. XXXVII междунар. науч.-практ. конф. № 6(37). - Новосибирск: СибАК, 2014. - С.124-132. 14. Культурология: ХХ век: Словарь. - СПб.: Университетская книга, 2007. - С.355-356. 15. Мазаев А.И. Праздник как социально-художественное явление. Опыт историко-теоретического исследования. - М.: Наука, 1978. - 392 с. 16. Орлов О.Л. Генетические корни праздничной культуры.- СПб.: Остров, 2007. - 78 с. 17. Орлов О.Л. Праздничная культура России. - СПб.: КультИнформПресс, 2001. - 160 с. 18. Орлов О.Л. Российский праздник как историко-культурный феномен. - СПб.: Нестор, 2003. - 166 с. 19. Орлов О.Л. Российский праздник как феномен культуры // Вестник СПбГУКИ. - 2015. - №3. - С.32-41. 20. Панкеев И.А. Русские праздники. - М.: Яуза; Эксмо-Пресс, 1998. -254 с. 21. Праздник Святой Троицы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://bibliodvorik12.blogspot.ru/2013/06/blog-post_23.html 22. Прокаева О.Н. Особенности праздника как культурного феномена // Регионология. - 2011. - №2. - С.42-48. 23. Рябков В.М. Антология форм праздничной и развлекательной культуры России. (XVIII– начало XX века). - Челябинск: ЧГАКИ, 2006. - 705 с. (Антология форм.... Т. 2) 24. Смыслы праздника: сб. статей памяти А.И. Мазаева / под ред. И.В. Кондакова - М.: ГИИ, 2009. - 460 с. 25. Снегирев И.М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды. - М.: Советская Россия , 1990. - 158 с. 26. Суханов И.В. Обычаи, традиции, обряды как социальные явления. – Горький: Волго-Вятское кн. Изд-во, 2003. - 256 с. 27. Чередниченко Т.В. Праздничность // Новый мир. - 2012. - № 11. - С. 155–165. 28. Шангина И.И. Русские праздники. От святок до святок.- СПб: Азбука-классика, 2004. - 272 с. 29. Юдин Н.Л. Праздник и победа как социальные феномены // Личность. Культура. Общество. – 2006 , Т.8 - №4. - С. 264-271. 30. Юдин Н.Л. Социальный смысл праздника. - Иваново: Независимый институт гражданского общества, 2006.- 187 с.
Отрывок из работы

Глава 1. Праздник как феномен культуры 1.1. Системная упорядоченность праздника Праздник как феномен культуры – день или дни торжества, определённые в честь или память кого или чего-либо; в сознании человека праздник ассоциируется, как отметил Бахтин, с «временным вступлением в утопическое царство всеобщности, свободы, равенства и изобилия». Праздник – антитеза будням, обычной жизни, специфически кратковременная форма человеческого бытия (14,с.355). Исторические корни праздника уходят в глубокую древность, они тес-но объединены с магией, ритуалом, трудовым занятием, мировосприятием, образом жизни, ценностными ориентациями. Издавна существовала общечеловеческая необходимость в празднике, исполнявшем важные социальные функции: компенсаторную, эстетическую, нравственно облагораживающую. Праздник выступал как способ духовного союза, коллективного самовыражения и обретения свободы, раскрепощения, снятия гнета повседневных забот и тревог. Праздник всегда имеет жизнерадостный, жизнеутверждающий харак-тер; его содержательная сторона отличается выраженно-духовной устрем-ленностью. В нем достаточно ощутима многовековая преемственность ду-ховных ценностей. Особое значение в празднике завоёвывает его эстетиче-ская составляющая: чувственно-эмоциональная интенсивность содержания, выразительность, экспрессивность, алогизм, зрелищность, элементы карна-вальности, театрализация. Все эти качества роднят праздник с искусством, но не отождествляются с ним. Праздник – некая сопредельная зона между реальной жизнью и художественным произведением. Психологический механизм воздействия праздника близок к воздействию искусства. Типология праздника разнообразна: народные, (национальные), рели-гиозные, государственные, профессиональные и др. Народным праздникам свойственна естественность, органичность, самостийность; государственные отличает высокая степень протокольной регламентированности, выраженная идеологическая, направленность; религиозным являются отражением той или иной формы верований. Наблюдается определенная близость народных и религиозных праздников, т.к. в этнонациональных культурах религия выступает одной из важных форм ценностной ориентации. Но народные праздники могут не подходить религиозными, т.к. включают в себя и элементы светской культуры (карнавальная культура в рамках средневековья). Существует возможность превращения в исторической будущности государственных праздников в народные.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg