Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИССЕРТАЦИЯ, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Публично-частное партнерство в России и зарубежных странах. Правовые аспекты

miya_pal 590 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 91 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 04.10.2018
В результате проделанной работы по глубокому изучению понятия, правовой природы и основных форм публично-частного партнерства и особенностей заключения соглашений о ПЧП в России и зарубежных странах следует говорить о том, что применение ПЧП на практике позволяет экономить значительные бюджетные средства за счет их более эффективного использования и привлечения частных инвестиций, внедрять технические новшества, снижать стоимость публичных услуг для потребителей, а также отвлекать государство от непосредственного участия в производстве, концентрируя его усилия на организационных и контрольных функциях.
Введение

Публично-частное партнёрство (Далее также – «ПЧП») без преувеличения может быть названо правовым феноменом третьего тысячелетия, которое имеет глубокие социально-экономические корни и охватывает различные правовые системы. Несмотря на то, что многие вопросы правового регулирования публично-частного партнерства еще не урегулированы и до конца не изучены, данный термин является популярным и широко распространенным в экономике ряда развитых и развивающихся стран мира. Объективная необходимость в строительстве новых объектов социальной инфраструктуры, реконструкции и модернизации существующих объектов требует больших капиталовложений. Решение столь сложных задач только за счет бюджетных средств или только за счет частных капиталовложений не всегда возможно, и одним из способов их осуществления является ПЧП. Публично-частное партнерство можно определить как соглашение о передаче публичным партнером (государственным, муниципальным или иным публично-правовым образованием) частному партнеру (лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность: коммерческой организации, индивидуальному предпринимателю) функций по частичному или полному финансированию строительства, эксплуатации, реконструкции и управлению объектами социальной инфраструктуры, таких, например, как транспортная инфраструктура, инфраструктура жилищно-коммунального хозяйства, спортивные сооружения, школы, больницы и других. В экономической и юридической литературе отмечается, что разнообразие видов, форм и сфер применения ПЧП делает его универсальным механизмом для реализации многих долгосрочных проектов - от создания и развития инфраструктуры до задач инвестиционной и инновационной политики. В стратегических документах, посвященных социально-экономическому развитию России на долгосрочную перспективу, обсуждениях «Стратегии 2020» постоянно подчеркивается значение ПЧП как важнейшего механизма государственной инвестиционной политики, позволяющего привлечь частные средства для реализации приоритетных проектов, повысить эффективность управления производственной и социальной инфраструктурой, стимулировать развитие инноваций, создавать условия для реализации бизнес-проектов, имеющих общегосударственное стратегическое значение. Однако до сих пор не сложилось единого определения понятия ПЧП. Наряду с термином "публично-частное партнерство" широко применяется термин "государственно-частное партнерство", а также термины "частно-государственное партнерство" и "частно-публичное партнерство" . Многие ученые считают, что в научном обороте и законодательстве целесообразно использовать термин "публично-частное партнерство", поскольку такое партнерство осуществляется не только в отношениях государства и бизнеса, но и в отношениях муниципальных образований (не являющихся государственными) и бизнеса. В связи с чем, указанный термин будет в большинстве случаев применяться в настоящем исследовании. Чтобы подчеркнуть бытующую в России и других государствах - участниках СНГ, а также большинстве стран Западной Европы (в отличие, например, от Великобритании, США и ряда других стран) ведущую роль публичного партнера в инициировании (определении сфер применения совместных проектов, условий отбора частных партнеров, условий реализации проектов), также правильнее оперировать термином "публично-частное партнерство". Все вышесказанное указывает на актуальность и значимость данной темы, а также на активный научный интерес ученых к понятию и сущности ПЧП, что обосновывает ее выбор в качестве объекта исследования. Объект диссертационного исследования — ПЧП как форма правовых отношений публичного и частного партнеров (представителей власти и бизнеса) и основополагающий фактор модернизации в России и зарубежных странах. Предметом исследования являются теоретические концепции, политико-правовые действия и мероприятия, в том числе на законодательном уровне, по созданию условий становления, развития и институционализации форм ПЧП в России и зарубежных странах. В исследовании подробно рассматриваются такие важные с теоретической и практической точек зрения вопросы, как социально-экономическая природа ПЧП, причины, которые определили потребность в данном институте, его становлении и развитии; правовая природа ПЧП и основания возникновения соответствующих правоотношений, а также правовые формы их реализации. Ключевым моментом для разрешения затрагиваемых в исследовании вопросов является изучение системы правового регулирования ПЧП в России и зарубежных странах, а также рекомендаций международных организаций в сфере правового регулирования ПЧП. Цель и задачи исследования. Целью диссертационной работы является выявление и анализ теоретических и практических проблем правового регулирования взаимоотношений публичного и частного партнера, защите прав каждого из них и существенных условий заключения соглашения между ними в целях реализации проектов ПЧП; исследование и сравнительно-правовой анализ тенденций законодательного регулирования ПЧП в России и зарбежных странах; а также отражение перспектив развития ПЧП в России и выявление проблем в рассматриваемой сфере, подлежащих урегулированию и совершенствованию на законодательном уровне. В соответствии с указанной целью в диссертации поставлены следующие задачи: - изучение социально-экономической природы ПЧП и выявление причин, которые определили потребность в данном институте, его становлении и развитии в мировом масштабе; - выявление правовой природы отношений, возникающих в процессе реализации правоотношений между публичным и частным партнером, определение понятия ПЧП на научном и законодательном уровнях, исследование принципов на которых оно основывается; - изучение материально-правовых форм ПЧП, а именно договорной и институциональной и определение формы, наиболее приемлемой для России и отвечающей требованиям современных реалий; - анализ ключевых теоретических концепций, раскрывающих различные аспекты взаимодействия государства и частного сектора в развитии ПЧП; - классификация и анализ правового положения субъектов ПЧП, в том числе выделение правовых границ возможного участия каждого из них при реализации проекта ПЧП, а также выделение объектов, которые могут быть реализованы (созданы, реконструированы) в рамках соглашения о ПЧП; - правовой анализ структуры и особенностей заключения соглашения о ПЧП в России и зарубежных странах, выделение существенных условий соглашения о ПЧП; - проведение сравнительного анализа специфики и форм развития ПЧП в современных политических и экономических условиях в России и зарубежных странах, выявление основных тенденций, проблем и успешных примеров реализации проектов ПЧП; - определение ключевых проблем и тенденций развития политических и правовых условий становления ПЧП в России, проведение сравнительной оценки основных форм ПЧП, используемых в России и зарубежных странах и определение перспектив их развития в нашей стране; - проведение сравнительно-правового анализа российского законодательства, существовавшего до и после принятия федерального закона о государственно-частном партнерстве (2015 г.); - разработка рекомендаций по совершенствованию и применению действующего законодательства в сфере публично-частного партнерства, в том числе на основе зарубежного опыта по реализации проектов ПЧП. Методологическую основу настоящего исследования составили общенаучный диалектический метод познания, а также специальные и частные методы: формально-юридический (для оценки состояния правовой базы), сравнительно-правовой (при обзоре и сопоставлении зарубежного законодательства с национальным), системный (для выяснения связей между различными элементами правового регулирования), нормативный, правового моделирования. Ключевыми для изучения выбранной темы являлись сравнительный подход для анализа феномена ПЧП и условий его развития в зарубежных странах и России и системный подход, который обеспечил исследование ПЧП как механизма, состоящего из взаимосвязанных элементов и двух основных подсистем власти и бизнеса: государственных структур и частных компаний. Теоретической основой исследования являются труды российских и зарубежных исследователей, в том числе работы ученых - юристов, специально изучавших проблемы правового регулирования публично-частного партнерства, таких, как: А.В. Белицкая, В.Ф. Попандопуло, А.И. Татаркин, Г.Н. Богдановская, А.В. Гладов, Я.С. Гришина, Д.А. Любинин, В.В. Килинкаров, С.Е. Лонтьев, С.А. Мороз, Р.А. Макарова, Н.А. Шевелева, Е.А. Суханов, А.Е. Черноморец, А.Я. Рыженков, Ю.А. Халимовский, Д.Б. др. К числу значимых исследователей, занимающихся вопросами взаимодействия государственной и экономической сфер, изучением отдельных аспектов отношений государственной власти и бизнеса следует отнести западных ученых Э. Аткинсона, Д. Стиглица, Г.Е. Хейла, Г. Манссен, Р. Бойл, С. Грив, М.Б. Джеррар, Е.Р. Ескомб, Т. Дж. Мерфи, С. Осборн, Б. Харзберг. Исследование проведено на основании анализа Конституции РФ, законов РФ, законов субъектов РФ, подзаконных нормативных актов, в том числе научно-практических комментариев основных положений Федерального закона о государственно-частном партнерстве, законодательства, регулирующего инвестиционные отношения с участием публично-правовых образований, судебной и правоприменительной практики. В целях выявления перспектив применения в России правовой конструкции ПЧП в исследовании представлена сравнительно-правовая характеристика зарубежного и международного опыта его правового регулирования. Неотъемлемым материалом для исследования выступили законодательные акты федерального и регионального значения, международные и зарубежные правовые акты, регламенты и рекомендации, прямо или косвенно затрагивающие реализацию и применение механизма ПЧП. Ключевыми в рамках раскрытия и изучения проблематики исследования являлись Постановления Правительства РФ, Указы Президента РФ, Федеральные программы развития. Научная новизна исследования. К числу результатов, обладающих научно-практической новизной и выносимых на защиту, относятся: - на теоретическом и концептуальном уровне представлены и описаны основополагающие характеристики ПЧП и его правовой природы, предпосылки условий развития ПЧП и реализации его форм в России. Предложено авторское определение ПЧП, переосмысливающее и уточняющее введенные в научно-правовой оборот определения этого феномена в части его сущности, значения, а также ролей и функций главных субъектов (государства и бизнеса); - предложено три основных подхода к разрешению вопроса о правовой природе инвестиционных соглашений с участием публично-правовых образований; - в исторической ретроспективе на основе анализа процесса развития ПЧП за последние 20 лет выявлены основные и второстепенные факторы успешного развития механизма ПЧП как в России, так и в передовых зарубежных странах и определены ключевые положительные и негативные предпосылки для его становления в нашей стране; - на эмпирическом уровне, на основе сравнительного анализа и с учетом социально-политической специфики определены существенные недоработки, несовершенства и ключевые факторы, препятствующие эффективности и более широкому применению тех или иных форм ПЧП в России. Обозначены ключевые сферы для улучшения; - выявлены основные проблемы и перспективы формирования политико-правового поля ПЧП в стране. Оценена ранее применяемая нормативно-правовой база, регулирующая основы ПЧП и проанализированы изменения, произошедшие после принятия Федерального Закона о ГЧП. Представлены рекомендации по решению указанных в исследовании проблем в данной сфере; - рассмотрена конструкция соглашения о ПЧП в России, выявлены его существенные условия, на основании чего проведен сравнительно-правовой анализ механизма заключения соглашений о ПЧП в России и зарубежных странах, указаны правовые выводы о необходимости совершенствования российского законодательства, регулирующего сферу заключения соглашений о ПЧП и его направленности на защиту интересов частного и публичного партнеров и взаимовыгодное сотрудничество последних; - проведена сравнительная оценка реализации ПЧП в зарубежных странах (Великобритании, Франции, Болгарии, Румынии, Молдовы, Греции и др.) и России. Представлен анализ эффективности институтов ПЧП в России, произведена оценка их политических перспектив и выявлены ключевые направления их развития с учетом опыта зарубежных стран; - определены проблемы и перспективы, а также обозначены политические, экономические и правовые факторы реализации механизма ПЧП в решении стратегических государственных задач, официально провозглашенных в «Стратегии 2020 года»; - по результатам эффективно действующей институциональной среды ПЧП в зарубежных странах предложен вывод о формировании в России федерального независимого центра развития ПЧП с наличием необходимых управленческих полномочий и системой относительно равного представительства интересов власти и бизнеса, а также необходимостью концептуального изменения модели взаимоотношений частного и публичного партнеров (в сторону концепции «активизирующего государства»). Структура и объем работы. Структурно диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемых источников и литературы.
Содержание

Введение………………………………………………………………………....2 Глава 1 Общая характеристика публично-частного партнерства 1.1. Понятие и сущность публично-частного партнерства…………………..5 1.2. Правовая природа публично-частного партнерства…………………....11 1.3. Материально-правовые формы публично-частного партнерства……..21 Глава 2 Соглашение о публично-частном партнерстве, его структура и особенности заключения в России и зарубежных странах 2.1. Особенности заключения соглашения о публично-частном партнерстве ……………………………………………………………………………………33 2.2. Существенные условия соглашения о публично-частном партнерстве ……………………………...............................................................................42 2.3. Перемена лиц в обязательстве из соглашения о публично-частном партнерстве ….................................................................................................54 Глава 3 Правовое регулирование публично-частного партнерства 3.1 Система российского законодательства о публично-частном партнерстве………………………………………………………………………58 3.2. Зарубежный опыт государственно-правового регулирования публично-частного партнерства ………………………………………………………….70 Заключение……………………………………………………………………..79 Список использованной литературы и источников…………………..............82
Список литературы

Нормативно - правовые акты 1. Конституция Российской Федерации. Официальный текст. – М.: Юридическая литература, 1993 – 64с. 2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. (ред. от 13.07.2015 г.) // СЗ РФ. 1994. №32. Ст. 3301. 3. Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2015. № 29. Ст. 4350. 4. Федеральный закон от 21.07.2005 г. № 115-ФЗ (ред. от 28.11.2015 г.) «О концессионных соглашениях» // СПС «Консультант плюс». 5. Модельный закон о публично-частном партнерстве (принят в г. Санкт-Петербурге 28.11.2014 Постановлением № 41-9 на 41-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ) // СЗ РФ. 05.12.1994. N 32. Ст. 3301 (документ опубликован не был) 6. Федеральный закон от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» // СЗ РФ. 2012. № 31. Ст. 3434. 7. Федеральный закон от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // СЗ РФ. 2013. N 14. Ст. 1652. 8. Федеральный закон от 21.12.2001 г. № 178-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О приватизации государственного и муниципального имущества» (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.09.2015) // СПС «Консультант плюс» (дата обращения 03.09.2017 г.). 9. Федеральный закон от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» // СЗ РФ. 2010. № 31. Ст. 4159; 10. Федеральный закон от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» // СЗ РФ. 2011. N 50. Ст. 7358. 11. Постановление Правительства № 1386 от 19.12.2015 г. «Форма предложения о реализации проекта государственно-частного партнерства. Требования к сведениям в предложении о реализации проекта государственно-частного партнерства» // СПС «Консультант плюс» (дата обращения 03.09.2017 г.). 12. Постановлением Правительства № 1309 от 03.12.2015 г. «Правила проведения уполномоченным органом переговоров, связанных с рассмотрением предложения о реализации проекта государственно-частного партнерства на предмет оценки эффективности проекта и определения его сравнительного преимущества» // СПС «Консультант плюс» (дата обращения 03.09.2017 г.). 13. Постановление Правительства № 1322 от 04.12.2015 г. «Правила проведения предварительного отбора участников конкурса на право заключения соглашения о государственно-частном партнерстве» // СПС «Консультант плюс» (дата обращения 03.09.2017 г.). 14. Приказом Министерства экономического развития России № 894 от 30.11.2015 г. «Методика оценки эффективности проекта государственно-частного партнерства и определения его сравнительного преимущества» // СПС «Консультант плюс» (дата обращения 03.09.2017 г.). 15. Закон Ставропольского края от 12.10.2009 N 67-кз "О государственно-частном партнерстве в Ставропольском крае, Закон Челябинской области от 24.09.2009 № 475-ЗО "Об участии Челябинской области в государственно-частном партнерстве"// СПС «Консультант плюс» (дата обращения 03.09.2017 г.). 16. Закон Вологодской области от 31.05.2010 N 2308-ОЗ "Об участии Вологодской области в государственно-частном партнерстве" // СПС «Консультант плюс» (дата обращения 03.09.2017 г.). 17. Постановление Правительства Самарской области от 01.07.2016 г. № 338 «О реализации отдельных положений Федерального закона «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» на территории Самарской области // [Электронный ресурс] http://economy.samregion.ru/activity/GCHP/novosti_gp/prinyato-postanovlenie-pravitelstva-samarskoy-oblasti-ot-01-07-2016-338-o-realizatsii-otdelnykh-polo/ (дата обращения 05.04.2017 г.)
Отрывок из работы

ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПУБЛИЧНО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА 1.1 Понятие и сущность публично-частного партнерства Публично-частное партнерство как явление, известное под названием Public Private Partnership (PPP), впервые появилось в Великобритании в начале 90-х годов прошлого века и связано с реализацией новой концепции управления государственной собственностью посредством привлечения частного финансирования. Впоследствии идея ПЧП распространилась в Европе, США, Австралии, Канаде и других странах. Появление и распространение различных форм и видов публично-частного партнерства было связано с кризисом государственного финансирования общественно-значимых инфраструктурных проектов, стремлением государств привлечь частные средства для инвестирования в такие проекты и разделить инвестиционные риски, связанные с реализацией проектов между государством и бизнесом. Использование такой формы сотрудничества государства и бизнеса позволяет экономить значительные бюджетные средства, привлекать частные инвестиции, внедрять технические новшества, имеющиеся у бизнеса, отвлекать государство от непосредственного участия в производстве, концентрируя его усилия на организационных и контрольных функциях. В связи с возникновением и развитием практики ПЧП взаимоотношения между государством и бизнесом в разных странах складывались по-разному. Можно выделить две основные модели таких взаимоотношений: британскую модель и французскую модель. Согласно британской модели публично-частного партнерства, характеризуемой как частноправовая (либеральная), государство предоставляет предпринимателям право решать, как, где и когда строить объекты ПЧП. При этом за государством остается право выдавать частным партнерам разрешения на реализацию того или иного проекта ПЧП, а также осуществлять контроль за его последующей эксплуатацией. Французская модель публично-частного партнерства характеризуется как публично-правовая, основанная на административно-правовом акте. В соответствии с такой моделью ПЧП государство полностью контролирует все этапы реализации инфраструктурного проекта, включая проектирование, строительство и эксплуатацию объекта ПЧП.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 62 страницы
310 руб.
Ответы на вопросы, Философия, 21 страница
350 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 33 страницы
800 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 42 страницы
210 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg