Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Диагностика и коррекция оптической дисграфии у младших школьников

miya_pal 490 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 84 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 04.10.2018
Данное исследование было направлено на изучение особенностей письменной речи у учащихся и выявление специфических ошибок на письме у младших школьников общеобразовательной школы. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что систематическая специально организованная работа по развитию письменной речи младших школьников, может формировать у учащихся все коммуникативно-речевые умения, направленные как на восприятие готового текста, так и на создание собственного.
Введение

Проблема специфических нарушений письма у учащихся общеобразовательной школы остается одной из наиболее актуальных в современной логопедии. Доказательством этого может служить огромное число научных исследований, проводимых во всех странах мира. Дисграфия составляет значительный процент среди других нарушений речи, встречающихся у учащихся массовых школ. Она является серьезным препятствием в овладении учениками грамотой на начальных этапах обучения, а на более поздних – в усвоении грамматики родного языка. В основе подобных ошибок лежат более серьезные причины: такие как несформированность фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи. Отставание в развитии лексико-грамматической стороны речи приводит к аграмматизму. Дети не чувствуют интонационной и смысловой законченности предложения, не умеют выражать мысли, не понимают причинно-следственные связи, словарный запас беден. Все это приводит к тому, что учащиеся на более поздних этапах обучения не умеют писать изложения и сочинения. Актуальность исследования определяется противоречием между необходимостью коррекции нарушений письма у младших школьников и недостаточной теоретической и практической разработкой вопросов, касающихся анализа причин, механизмов и методов преодоления оптической дисграфии в младшем школьном возрасте. Цель исследования – обосновать, разработать и реализовать систему коррекционных мероприятий, направленных на преодоление оптической дисграфии у младших школьников, обучающихся в общеобразовательной школе. Объект исследования - процесс письма у младших школьников с оптической дисграфией. Предмет исследования - особенности коррекции письма у младших школьников с оптической дисграфией. На основании обозначенных цели, объекта и предмета, мы можем сформулировать гипотезу исследования: эффективность работы по коррекции оптической дислексии, проводимая логопедом на школьном логопункте, зависит от правильно разработанной программы и систематичности проведения; от целесообразно подобранных и используемых методик, направленных на формирование пространственно-временных представлений, развитие речезрительных функций и графомоторных навыков; а также при условии взаимосвязи работы учителя и логопеда. Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи исследования: 1. Изучить состояние проблемы в психолого-педагогической литературе. 2. Определить особенности нарушения письма у младших школьников с оптической дисграфией. 3. Разработать и экспериментально проверить приемы работы, которые направлены на преодоление оптической дисграфии у младших школьников. 4. Составить рекомендации по повышению эффективности работы логопеда на логопункте общеобразовательной школы. Для осуществления поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ, синтез и обобщение психолого-педагогической и методической литературы; эмпирические методы (наблюдение, изучение документов, анализ результатов деятельности); метод тестирования; методы обработки данных. База исследования - начальные классы (1-3) МБОУ Барабанщиковской СШ № 4, х.Щеглова. Практическая значимость. Данная работа представляет интерес для специалистов в области логопедии, студентов дефектологических факультетов, родителей учащихся с оптической дисграфией.
Содержание

Введение 3 Глава 1. Исследование процесса усвоения письменной речи детьми младшего школьного возраста 5 1.1 Разработка проблемы нарушения письменной речи у младших школьников в научных работах 5 1.2 Особенности проявления оптической дисграфии у детей младшего школьного возраста 10 1.3 Профилактическая и коррекционная работа при оптической дисграфии. 12 Глава 2. Диагностика проявлений нарушений в письменной речи детей при оптической диграфии 20 2.1 Описание констатирующего этапа исследования 20 2.2 Методика проведения диагностики 21 2.3 Результаты и выводы по данному этапу 30 Глава 3. Методика работы учителя-логопеда по устранению оптической дисграфии 37 3.1 Особенности отбора методов и приемов для формирующего этапа исследования 37 3.2 Результаты и выводы по данному этапу 45 Заключение 48 Список использованных источников 50 ПРИЛОЖЕНИЕ 1 55 ПРИЛОЖЕНИЕ 2 56 ПРИЛОЖЕНИЕ 3 78
Список литературы

1. Алексеева А.М., Яншина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: уч. пособие. - 3-е изд.. - М. Академия, 1998. 2. Альбом для логопеда. - М.: Владос, 1998. 3. Ахутина Т.В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция: Учебное пособие / Под общ. ред. О.Б. Иншаковой. - М.: МПСИ, 2001. С. 7-20. 4. Ахутина Т.В., Золотарева Э.В. О зрительно-пространственной дисграфии: нейро-психологический анализ и методы ее коррекции // Школа здоровья. 1997. №3. С 38-42. 5. Баренцева Н.С., Колесшкова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. - М., 1997. 6. Безруких М.М., Ефимова С.П. Ребенок идет в школу. - М.: «Академия», 2000. 7. Белобрыкина О.А. Речь и общение. Пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1998 8. Бородич А.М. Методика развития речи детей. Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкольная педагогика и психология». - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1981. 9. Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Учимся читать и писать. - М.: Знание, 1994. 10. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г. Воспитание сенсорной культуры ребёнка. - М.; Просвещение, 1988. 11. Венгер Л.А., Марцинковская Т.Д., Венгер А.Р. Готов ли ваш ребенок к школе. - М.: Знание, 1994. 12. Винарская Е.Н., Лепская Н.И. Звуковые нарушения артикулированной речи при эфферентной моторной афазии // Исследования по речевой информации. Вып 2. - М., 1968. 13. Волоскова Н.Н. Формирование графо-моторного компонента письма у учащихся начальных классов// Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция: Учебное пособие/ под общ. ред. канд. пед. наук, доцента О.Б. Иншаковой. - М: Московкий психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 2001 - с. 193-199 14. Волоскова Н.Н. Трудности формирования навыка письма у учащихся начальных классов. - М., 1996. 15. Валлон А. Психическое развитие ребенка. - М, 1967. 16. Воспитание и обучение детей с расстройствами речи. - М., 1968. 17. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. Из неопубликованных трудов. - М.: Изд-во Акад. пед. наук, 1960. 18. Гойхман О.Я., Надеина Т. М..Основы речевой коммуникации. Учеб. Для вузов. //Под ред. Гойхмана О. Я. - М.; ИНФРА - М., 1997. 19. Дефектологический словарь. - М., 1970. 20. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. - М., 1985. 21. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Кн. для логопедов. - М.: Просвещение, 1991. 22. Корнев А.Н. Нарушения письма и чтения у детей. - СПб.: Дом МиМ, 1997. 23. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. - СПб.: ИД «МиМ», 1997. 24. Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., Балашова Е.Ю. Неуспевающие дети: Нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. - М.: «Российское педагогическое агентство», 1997. 25. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Дифференциальная диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. - СПб.: Образование, 1997. 26. Логопедия: Учеб. для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов. Под. ред. Л.С. Волковой. - 2-е изд. - М.: Просвещение: Владос, 1995. 27. Мазанова Е.В. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий с младшими школьниками — М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2006. 28. Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей: Из опыта работы: Учебное пособие. - Санкт-Петербург, фирма "Стройлеспечать", 1995. 29. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие. - М.: Владос, 1995. 30. Сумченко Г.М. Буквы я, е, е, ю в письме младших школьников // Совершенствование методов диагностики и преодоления нарушений речи / Под ред. В.А. Ковшикова. - Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена. - 1989. С. 78-86. 31. Усанова О.Н. Психолого-педагогическое изучение детей с нарушением речи. // Дефектология, № 2, 1993. 32. Ястребова А.В., Спирова Л.Ф., Бессонова Т.П. Учителю о детях с недостатками речи. - М., 1996. 33. Ахутина Т.В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция. – М., МПСИ, 2001. – С.7 –20. 34. Аманатова М.М. Обзор нарушений чтения и письма у учащихся общеобразовательных школ / Ранняя диагностика, профилактика и коррекция нарушений письма и чтения: Материалы II международной конференции Российской ассоциации дислексии. — М. изд-во МСГИ, 2006г., с.10-13 35. Брагинский В. Необычные дети в обычной школе / Русский медицинский журнал, 2000, №2 36. Буковцова Н.И. Преодоление дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза у учащихся с задержкой психического развития // Практическая психология и логопедия. - 2010, №2 (9). - С.47-51 37. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В., Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. - СПб., 2001. 38. Коррекция нарушений письменной речи: Учебно-методическое пособие /Под ред. Яковлевой Н.Н. М.: Каро, 2009. 39. Бочкарева, Т. А.,Филиппова, Э.А. Языковые предпосылки нарушений речи у детей-билингвов (на материале русского и татарского языков)// Актуальные проблемы логопедии: Сборник научных трудов/ Отв. Редактор и составитель В.П.Крючков. — Саратов: Издательство «Наука образования, 2013.164с. С.84-91. 40. Бочкарева, Т. А.Филиппова, Э.А. Билингвизм как логопедическая проблема//Билингвальное (полилингвальное) образование и межкультурная коммуникация в 21 веке: сборник научных статей/ Чуваш. Гос. Пед.ун-т; отв. ред. Г.П.Захарова.— Чебоксары: Чуваш. Гос.пед. Ун- т, 2014. - 247 с. С.195-198. 41. Емельянова, Е. Н., Соболева, А. Е. Пишу без ошибок. Русский язык с нейропсихологом/ Е.Н. Емельянова, А.Е. Соболева. СПб.: Питер, 2008. 96 с.: ил. 42. Поливара, З.В. Этнопсихолингвистический подход к процессу усвоения лексико-грамматических категорий русского языка у татар-билингвов в условиях русско-татарского двуязычия/ З.В.Поливара// Научное обозрение. Серия 2. Гуманитарные науки. Лингвистика. № 4, 2011. С.112-118. 43. Данилина Т.А. Зедгенидзе В.Я. Степина Н.М. В мире детских эмоций / Т.А. Данилина. — М.: Айрис Пресс. 2004. — 160 с. 44. Фотекова, Т.А., Ахутина, Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: пособие для логопедов и психологов. / Т.А. Фотекова, Т.В. Ахутина. М.: АРКТИ, 2002. 136 с: ил. (Библиотека практикующего логопеда) 45. Ахутина, Т.В., Пылаева, Н.М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход / Т.В. Ахутина, Н.М. Пылаева. СПб.: Питер, 2008. 320 с. 46. Багана Ж., Хапилина, Е.В.:Контактная лингвистика. Взаимодействие языков и билингвизм. Монография./ Жером Багана, Е.В. Хапилина. 2010. 220с. 47. Верещагин, Е.М. Психологическая и методическая характеристика двуязычия (билингвизма)./ Е.М. Верещагин. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1969. 201 с. 48. Киселёва Н.Ю. Формирование операций контроля при коррекции дисграфии // ж-л Логопед 2008, № 7 Бельтюков В.И. О закономерностях развития речевой функции в онтогенезе / Вопросы психологии – 1984 - №1 – 141 с. 49. Барылкина, Л.П. и др. Эти трудные согласные: Как помочь ребёнку с нарушениями процесса письма и чтения: Пособие для учителей и логопедов. – М.: 5 за знания, 2005. – 128 с. 50. Безруких, М.М., Крещенко, О.Ю. Психофизиологические критерии трудностей обучения письма и чтению у школьников младших классов // Актуальные проблемы логопедической практики. – СПб.: 2004. – С. 247-253. 51. Бирич, Г.В. Использование опорных схем при коррекции дисграфии: из опыта работы учитeлей-дефектологов / сост. Г.В.Бирич. - Гродно: Гродненский ГОИПК и ПРР и СО, 2006. - 57с. 52. Бернштейн Н.А. О построении движений. М., Медицина, 1974. – 256 с. 53. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / В.К. Воробьева. — М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006. — 158 с 54. Визель, Т.Г. Нарушение чтения и письма у детей дошкольного и младшего школьного возраста: Учебно-методическое пособие. – М.: Астрель, 2005. – 127с. 55. Грибова О.В. Технология организации логопедического обследования. Метод.пособие. – М., 2005. – 206 с. 56. Гурьянов Е. В. Психология обучения письму. М., 1989. – 256 с. 57. Дмитрова Е. Д. Логопедические карты для диагностики нарушений. М., 1998. – 222с. 58. Еджменкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М., 1991. – 240 с. 59. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. – М., 2006. – 210 с. 60. Елецкая, О.В. Формирование орфографического навыка письма у учащихся с дизорфографией// Логопед. 2007. № 5 – С. 16-37.
Отрывок из работы

Глава 1. Исследование процесса усвоения письменной речи детьми младшего школьного возраста 1.1 Разработка проблемы нарушения письменной речи у младших школьников в научных работах Развитие связной письменной речи является более сложным процессом, чем формирование устной речи. Письменная форма речи является важным средством коммуникации. Ее развитие осуществляется с опорой на устную речь. Письменность - это особая, новая для ребенка знаковая система. Для ее усвоения от ребенка требуются определенные усилия, поскольку буквы – символы уже второго порядка, после слов – символов первого порядка. Кроме того, изображение букв при письме может вызывать у ребенка сложности, поскольку имеет довольно сложную сенсомоторную организацию. А.Н. Корнев пишет, чтобы овладение письмом стало возможным, языковые и когнитивные способности ребенка должны достичь определенного, минимально необходимого уровня зрелости. Поскольку хронологически этот этап совпадает с моментом поступления ребенка в школу, то это состояние называют «школьной зрелостью» [23, 8]. Однако в разных странах это происходит по-разному: в Индии - в 4 года, в Англии - в 4-5 лет, в Швеции и Германии - в 6-7 лет. Таким образом, понятие «школьная зрелость» [15, 87] следует соотносить с уровнем требований и методикой обучения, присущей той или иной программе. Письменная речь – особая форма коммуникации с помощью системы письменных знаков. Она реализуется в таких жанрах, как эпистолярная продукция, дневниковые записи (аутокоммуникация), литературное творчество. Она отличается особыми стилистическими нормами, отличными от устно-языковых, сложной системой пунктуационных правил [28, 21]. При разработке проблемы формирования письменной речи выделяются два наиболее существенных вопроса: мотивация процесса усвоения письменной речи и определение уровня и ее структуры. Относительно мотивации усвоения письменной речи Л.С. Выготский показал, что в начале обучения у детей нет потребности в использовании и развитии письменной речи и что такую потребность следует создавать специально [17, 112]. В большинстве исследований, изучающих второй вопрос, выдвигается положение о том, что ввиду сложности структуры письменной речи отдельные ее компоненты: навык письма, отбор слов, - необходимо формировать в условиях устной речи.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg