Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИССЕРТАЦИЯ, ПСИХОЛОГИЯ

ВЗАИМОСВЯЗЬ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ВЫРАЖЕННОСТИ «ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ» У МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ (СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СИНДРОМА ВЫГОРАНИЯ У МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ)

miya_pal 890 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 174 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 04.10.2018
Основные научные результаты диссертации 1. Термин «burnout» (выгорание) вошел в систему психологических категорий относительно недавно, в 80-е гг. XX в. Однако за последние десятилетия проблема выгорания заняла в психологической науке одно из ведущих мест. Проведенный анализ показал, что одной из актуальных проблем изучения феномена является исследование его особенностей в разных видах деятельности, относящихся к одной профессиональной сфере, т.е. интрапрофессиональной специфики синдрома. Синдром выгорания с позиции его проявления в профессиональной деятельности можно охарактеризовать следующими симптомами: ? Эмоциональное истощение, которое проявляется в переживаниях сниженного эмоционального тонуса, утрате интереса к окружающему или эмоциональном перенасыщении; в агрессивных реакциях, вспышках гнева, появлении симптомов депрессии;
Введение

На современном этапе развития белорусского общества в условиях социально-экономических изменений и социальных стрессов актуализируется проблема сохранения и укрепления психологического здоровья личности, определения и развития профессионально значимых качеств личности, опосредующих результативность и качество выполнения профессиональной деятельности. Вместе с тем самореализация личности в профессии затрудняется при возрастании вероятности развития неблагоприятных психических состояний. Особо социально значимым данный факт становится при осуществлении профессиональной деятельности в сфере типа «человек-человек». К такой сфере относится и деятельность медицинских работников. Нагрузка и объективная степень ответственности, которая возлагается на медицинского работника, может привести к возникновению ошибок в профессиональной деятельности [22, 123, 147], профессиональной деформации, возникновению психологических и соматических проблем. В связи с этим все больше внимания уделяется психологическому здоровью медицинских работников, влиянию эмоционального состояния на возникновение личностных проблем. Проведенные в последние десятилетия психологические и социологические исследования актуализируют проблему возникновения у медицинских работников психосоматических и психологических расстройств, негативно влияющих на осуществление специалистом своих функциональных обязанностей, обусловленных спецификой выполнения профессиональной деятельности. Согласно современным исследованиям, наличие проблем, обозначенных выше, формирует у пациентов недоверие к врачу и нежелание обращаться за необходимой медицинской помощью [147]. Несмотря на возрастающий интерес к проблеме «профессионального выгорания» в отечественной и зарубежной психологии, современные научные взгляды не позволяют составить единого представления о сущности данного понятия, его детерминантах и закономерностях развития [7-А]. Имеются лишь единичные исследования в области специфики формирования профессионального стресса у врачей (О.В. Рыбина) [123], специфики эмоционального выгорания у врачей узкой специализации [60, 133] и ухаживающего персонала [200, 206], гендерная специфика профессиональной деятельности в контексте возникновения и протекания профессионального стресса и др. Исследователи синдрома выгорания у специалистов других профессий, связанных с межличностным взаимодействием, прежде всего, отмечают деформацию эмоциональной сферы личности. Однако многими учеными неоднократно подчеркивается сложный и многоуровневый характер этого процесса (Т.В. Большакова [25], М.В. Борисова [26], М. Буриш [172], Е.К. Веселова [32], Н.Е. Водопьянова [36], К. Маслач [189; 192], В.Е. Орел [97; 98; 99; 100; 101], А.А. Рукавишников [121], на что, в первую очередь, указывают признаки и симптомы синдрома выгорания: от усталости и излишней эмоциональной напряженности в процессе выполнения профессиональной деятельности до состояния глубокой невротизации, экзистенциального отчаяния, ощущения пустоты и бессмысленности жизни (М. Буриш [173], Т. И. Ронгинская [117]. Исследователями определены следующие специфические характеристики данной дефиниции: 1. выгорание представляет собой вариант многофакторного рабочего стресса, что позволяет изучать его как системную реакцию в целом; 2. последствия выгорания оказывают влияние на личную, не связанную с профессиональной деятельностью, жизнь специалиста; 3. последствия выгорания негативно сказываются на экономическом благополучии организации и ведут к потере кадров, однако в исследовательских контекстах недостаточно представлен аспект влияния социально-психологических факторов в возникновении данного состояния. Необходимо отметить, что специфика работы медработника отличается наличием большого количества ситуаций с высокой эмоциональной насыщенностью и когнитивной сложностью межличностного общения, а это требует от специалиста значительного личного вклада в установление доверительных отношений и умения управлять эмоциональной напряженностью делового общения. Для некоторых взаимодействие и общение с пациентами является источником нервных стрессов, конфликтов и неудовлетворенности. В связи с этим для выявления возможных причин синдрома выгорания становится актуальным исследование социального интеллекта (СИ), как способности формировать отношение к самому себе, прогнозировать результаты своей деятельности, понимать свое поведение и поведение окружающих; адаптационных способностей и стратегий преодолевающего поведения. Роль психической адаптации в профессиональной деятельности медицинских работников возрастает по мере увеличения значения этой деятельности и расширения круга профессиональных ситуаций, предъявляющих повышенные требования к адаптационным механизмам. При этом требования к психической адаптации в соответствии с общими закономерностями можно поставить в зависимость от тенденции к возникновению или усилению в профессиональных ситуациях психического стресса. Факторами, способствующими возникновению эмоционального стресса, могут быть следующие: недостаточность информации, необходимой для принятия решений, ее противоречивость, чрезмерное разнообразие или монотонность, оценка работы как превышающей возможности индивидуума по объему (количественная перегрузка) или степени сложности (качественная перегрузка), противоречивые или неопределенные требования (ролевой конфликт, ролевая неопределенность), несоответствие выполняемой деятельности уровню притязаний, критические обстоятельства и риск при принятии решения (Kahn, 1974; Chischolm et al., 1983; James, White, 1983; Shaw, Riskind, 1983; Keenan, Newton, 1984). Все многообразие причин, детерминирующих профессиональные деструкции или синдром выгорания, приводит к психологической защите от неприятных переживаний, либо к конструктивной активности личности, направленной на разрешение проблемы [174, 182, 199]. Современный подход к изучению механизмов формирования преодолевающего поведения учитывает следующее положение: человеку присущ инстинкт преодоления, одной из форм проявления которого является поисковая активность, обеспечивающая участие стратегий во взаимодействии субъекта с различными ситуациями (А. Адлер [4], Л.И. Анциферова [14], С.В. Ковалев, С.К. Нартова-Бочавер [92], W. Ensel, N. Haan, R. Lazarus [74], N. Lin, R.H. Moos, M.D. Rich, S. Folkman). Критерии эффективности преодоления в основном связаны с психическим благополучием субъекта и определяются понижением уровня его невротизации, выражающейся в депрессии, тревожности, психосоматической симптоматики и раздражительности. Надежным критерием эффективного coping (копинга) считается и ослабление чувства уязвимости к стрессам [153, 175, 184]. В настоящее время получены некоторые данные о «средней» эффективности различных форм копинга (С.К. Нартова-Бочавер), однако они не отражают специфики их реализации в профессиональной деятельности [92]. Таким образом, изучение структурных составляющих синдрома выгорания и его детерминирующих факторов в практике работы специалистов учреждений здравоохранения становится значимым и актуальным в современном обществе. Анализ теоретических работ, посвященных изучению синдрома выгорания и результаты собственных эмпирических исследований позволили выявить ряд объективно существующих противоречий, обусловливающих актуальность разработки данной проблемы: – между признанием важности межличностного общения и его когнитивной сложностью, что требует от специалиста значительного личного вклада в установление доверительных отношений и умения управлять эмоциональной напряженностью делового общения. ? между многочисленными исследованиями детерминирующих факторов синдрома выгорания и недостаточной изученностью роли социального интеллекта, адаптивных способностей и стратегий преодолевающего поведения, опосредующих его формирование и возникновение; ? между необходимостью предупреждения и коррекции синдрома выгорания у медицинских работников и не разработанностью эффективных медико-биологических, социально-психологических программ, направленных на решение этой проблемы; Таким образом, актуальность проблемы и ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность обусловили выбор темы диссертационного исследования: «Социально-психологические детерминанты возникновения синдрома выгорания у медицинских работников».
Содержание

ОГЛАВЛЕНИЕ…………………………………………………………………………2 ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ…………………………………………4 ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..5 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ………………………………………….....9 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СИНДРОМА ВЫГОРАНИЯ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ…………………………..……..13 1.1 Понятие и сущность синдрома выгорания в отечественных и зарубежных исследованиях…………………………………………………………………………13 1.2 Специфика структурирования и проявления синдрома выгорания………………………………………………………………………….......21 1.3 Причины и факторы, детерминирующие возникновение синдрома выгорания в профессиональной деятельности медицинских работников………...30 Выводы по первой главе………………………………………….…………………..53 ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ……………………………………………………………………..57 2.1 Методология и методы эмпирического изучения факторов возникновения синдрома выгорания у медицинских работников………………………………………57 2.2 Характеристика выборки и организация проведения исследования……………………………………………………………………..…….62 ГЛАВА 3 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФАКТОРОВ, ДЕТЕРМИНИРУЮЩИХ ВОЗНИКНОВЕНИЕ СИНДРОМА ВЫГОРАНИЯ У МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ……………..........................................................65 3.1. Эмпирическое изучение социально-психологических детерминант возникновения синдрома выгорания у медицинских работников…………………65 3.1.1. Изучение уровней развития СИ у медицинских работников …………….....65 3.1.2. Исследование уровней и характеристик СВ у медицинских работников…..74 3.1.3. Изучение уровней развития адаптивных способностей у медицинских работников……………………………………………………………………………..80 3.1.4. Исследование уровней развития стратегий преодолевающего поведения у медицинских работников……………………………………………………………..85 3.2 Определение взаимосвязи социально-психологических детерминант, опосредывающих возникновение или деструктуризацию синдрома выгорания у медицинских работников………………………………………………………….….93 3.2.1 Определение зависимости показателей синдрома выгорания от изучаемых социально-психологических факторов…………………………………………..….93 3.2.2 Определение зависимости показателей синдрома выгорания от уровней сформированности изучаемых социально-психологических факторов…………...96 3.2.3 Определение структуры взаимосвязи между компонентами синдрома выгорания и изучаемыми социально-психологическими факторами………...….104 3.3 Характеристика эмпирической модели структурирования синдрома выгорания у медицинских работников…………..…………………………………106 Выводы по второй главе…………………………………………………….…...….108 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………
Список литературы

Список использованных источников 1. Абрамова, Г.С. Психология в медицине / Г.С. Абрамова. – М. : Кафедра-М, 1998. – 272 с. 2. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова-Славская. – М. : Наука, 2000. – 335 с. 3. Абульханова-Славская, К.А. Социальное мышление личности: проблемы и стратегии исследования / К.А. Абульханова-Славская // Психологический журнал. – 1994. – № 4. – С. 39–55. 4. Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии. Лекции по введению в психотерапию для врачей, психологов и учителей / А. Адлер. – М. : Издательство Института Психотерапии, 2002 . – 224 с. 5. Айзенк, Г. Ю. Интеллект: новый взгляд / Г.Ю. Айзенк // Вопросы психологии. – 1995. – № 1 – с. 111 – 131. 6. Айзенк, Г. Ю. Количество измерений личности: 16,5 или 3? – критерии таксономической парадигмы / Г. Ю. Айзенк // Иностранная психология. – 1993. – Т. 1. – с. 9–19. 7. Александровский, Ю.А. Познай и преодолей себя: (Наедине со всеми..) / Ю.А. Александровский. – М. : Профиздат, 1992. – 222 с. 8. Александровский, Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация / Ю.А. Александровский.– М. : Наука, 1976. – 272 с. 9. Альбрехт, К. Социальный интеллект: наука о навыках успешного взаимодействия с окружающими / К. Альбрехт: пер. с англ. М. Чомахидзе-Дорониной. – М. : Бизнес Психологии, 2011. – 301 с. 10. Ананьев, Б. Г. Структура личности / Б.Г. Ананьев. // Психология личности в трудах отечественных психологов: хрестоматия / cocт. А.В. Куликов. – СПб. : Питер, 2000. – С. 91–95. 11. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. – Л., 1969. – 339 с 12. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды: в 2 т. / Б. Г. Ананьев. – М, 1980. – Т. 1. – 230 с. 13. Андреева, Г.М. Психология социального познания. / Г.М. Андреева – Издание второе, перераб. и доп. – М. : Аспект Пресс, 2001. – 384 с. 14. Анцыферова, Л.И. Системный подход в психологии личности / Л.А. Анцыферова // Принцип системности в психологических исследованиях. – М. : Наука, 1990. – 368 с. 15. Аронсон, Э. Большая психологическая энциклопедия. Психологические законы человеческого поведения / Э. Аронсон, Т. Уилсон, Р. Эйкерт. – М. : Прайм-Еврознак, 2008. – 560 с. 16. Аронсон, Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию / Э. Аронсон. – М. : Прайм-Еврознак, 2006. – 416 с. 17. Арутюнов, В.В. Управление персоналом: учеб. пособие / В.В. Арутюнов, И.В. Волынский. – Ростов-на-Дону, 2009. – 448с. 18. Арутюнов, В.С. Социологические основы научной деятельности / В.С. Арутюнов, Л.Н. Стрекова. – М. : Наука, 2003. – 299 с. 19. Асмолов, А.Г. Психология личности / А.Г. Асмолов. – М. : Смысл : ИЦ «Академия», 2002. – 367 с. 20. Батурин, Н.А. Социальный и эмоциональный интеллект: мифы и реальность / Н.А. Батурин, Л.Г. Матвеева // Вестн. Юж.-Урал. гос. ун-та. – 2009. – № 42. – С. 4–11. 21. Бодалёв, А.А. Восприятие и понимание человека человеком / А.А. Бодалев – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1982. – 200 с. 22. Бойко, В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном обучении / В.В. Бойко. – М. : Просвещение, 2006. – 175 с. 23. Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других / В.В. Бойко. – М. : Просвещение, 2006. – 469с. 24. Бойко, Ю.Г., Клинико-анатомический анализ врачебных ошибок / Ю.Г. Бойко, Н.Ф. Силяева. – Минск : Вышэйшая школа, 1994. – 106 с. 25. Большакова, Т.В. Личностные детерминанты и организационные факторы возникновения психического выгорания у медицинских работников : дисс. … канд. психол. наук : 19.00.03 / Т. В. Большакова. – Ярославль, 2013. – 173 л. 26. Борисова, М.В. Психологические детерминанты феномена эмоционального выгорания у педагогов / М.В. Борисова // Вопросы психологии. – 2005. – № 2. – С. 96– 104. 27. Брушлинский, А.В. Субъект, мышление, учение, воображение: Избр. психол. тр. / А.В. Брушлинский. – Воронеж : НПО «МОДЭК», 1996. – 390 с. – с. 28. 28. Бурлачук, Л. Ф. Словарь-справочник по психологической диагностике / Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов. – Киев : Наукова думка, 1989. – 199 с. 29. Бурлачук, Л.Ф. Психодиагностические методы исследования интеллекта / Л.Ф. Бурлачук. – Киев, 1985. – 140 с. 30. Бушов, Ю.В. Психофизиологическая устойчивость человека в особых условиях деятельности. Оценка и прогноз. – Томск : Изд-во Томского университета, 1992. – 173 с. 31. Валентик, Ю.В. Характеристика основных компонентов взаимодействия между врачом и пациентом в процессе психотерапии // Российский психиатрический журнал. – 1999. – №1. – С. 36-41 32. Веселова, Е.К. Метод исследования нравственной сферы личности / Е.К. Веселова // Диагностика здоровья. Психологический практикум / под ред. проф. Г. С. Никифорова. – СПб. : Речь, 2007. – С. 359–374. 33. Вид, В.Д. Современная клиническая психиатрия / В.Д. Вид, Ю.В. Попов. – М. : Экспертное бюро – М, 1997. – 496 с. 34. Вишнякова, Н.Ф. Креативная психопедагогика: монография. – Ч. 1. – Минск : НИО, 1995. – 240 с. 35. Водопьянова, Н.Е. Противодействие синдрому выгорания в контексте ресурсной концепции человека / Н.Е. Водопьянова // Вестник Санкт-Петербургского университета – Вып. 2. – Сер. 12. – март, 2009. – С. 75–87. 36. Водопьянова, Н.Е. Профессиональное выгорание и ресурсы его преодоления / Н.Е. Водопьянова // Психология здоровья / под ред. Г.С. Никифорова. – СПб. : Изд-во Питер, 2003. – 218 с. 37. Водопьянова, Н.Е. Психодиагностика стресса. Психологический практикум / Н.Е. Водопьянова. – СПБ. : Изд-во Питер, 2008. – 430 с. 38. Водопьянова, Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н.Е Водопьянова, Е.С. Старченкова. – СПб. : Изд-во Питер, 2005. – 336 с. 39. Водопьянова, Н.Е. Современные подходы к превенции синдрома выгорания / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова // Современные проблемы исследования синдрома выгорания у специалистов коммуникативных профессий: коллективная монография / под. ред. В.В. Лукьянова, Н.Е. Водопьяновой, В.Е. Орла, С.А. Подсадного, Л.Н. Юрьевой, С.А. Игумнова – Курск, 2008. – С. 235–248. 40. Выготский, Л.С. Психология / Л.С. Выготский. – М. : Изд-во «ЭКСМО», 2000. – 1007 с. 41. Выготский, Л.С. Лекции по психологии / Л.С. Выготский. – СПБ. : Союз, 2004. – 142 с. 42. Выготский, Л.С. Психология развития человека: Сборник / Л.С. Выготский. – М. : Эксмо, 2003. – 1134 с. 43. Геранюшкина, Г.П. Социальный интеллект: методики оценки и развития / Г.П. Геранюшкина. – Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2003. – 103 с. 44. Гилфорд, Дж. Три стороны интеллекта / Дж. Гилфорд // Психология мышления / под ред. А. М. Матюшкина. – М., 1965. – С. 433– 456. 45. Гиппенрейтор, Ю.Г. Введение в общую психологию: курс лекций / Ю.Г. Гиппенрейтор. – М. : ЧеРо, 1999. – 336 с. 46. Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект на работе / Д. Гоулман. – М. : АСТ, 2010. – 476 с. 47. Гринберг, Дж. Управление стрессом. / Дж. Гринберг. – 7-е изд. – СПб. : Питер, 2002. – 496 с. 48. Громов, А.П. Врачебная деонтология: ответственность медицинских работников / А.П. Громов. – М. : Медицина, 1969. – 80 с. 49. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей / В. Н. Дружинин. – СПб. : Питер Ком, 1999. – 368 с. 50. Егорова, М.С. Макиавеллизм в структуре личностных свойств / М.С. Егорова // Вестн. Перм. гос. пед. ун-та. – 2009. – № 1. – С. 65–80. 51. Егорова, М.С. Психология индивидуальных различий / М.С. Егорова. – М. : Планета детей, 1997. – 328 с. 52. Емельянов, Ю. Н. Активное социально-психологическое обучение / Ю.Н. Емельянов. – Л., 1985. –165 с. 53. Емельянов, Ю.Н. Теоретические и методологические основы социально-психологического тренинга / Ю. Н. Емельянов, Е. С.Кузьмин. – Л. : ЛГУ, 1983. – 103 с. 54. Емельянов, Ю.Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности / Ю.Н. Емельянов. – М. : Просвещение, 1995. – 183 с. 55. Заборовский, Г.И. Образ жизни и заболеваемость медицинских работников / Г.И. Заборовский // Здравоохранение Беларуси. – 1993. – № 6. – С. 98-51. 56. Знаков, В.В. Понимание в познании и общении. / В.В. Знаков. – М. : ИП РАН, 1994. – 235 с.
Отрывок из работы

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Связь работы с крупными научными программами и темами Диссертационное исследование является частью научно-исследовательских работ, осуществляемых кафедрой клинической психологии учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» в рамках тем НИР: «Психологическая реабилитация личности на разных этапах онтогенеза» (№ ГР 20080839, 2009-2011 гг.), «Психологическое здоровье личности в контексте изменяющихся условий социально-психологической адаптации» (№ ГР 20115414, 2011-2016гг.) и «Научное обоснование и разработка методики профилактики и коррекции аутодеструктивного поведения личности в контексте психолого-акмеологического подхода» (2016гг). Цели и задачи исследования. Цель исследования – изучить основные показатели синдрома выгорания и факторы его детерминирующие у медицинских работников. Задачи исследования: 1. Изучить и определить структурные составляющие синдрома выгорания у медицинских работников; 2. Установить специфику структурирования социально-психологических факторов, детерминирующих возникновение синдрома выгорания у медицинских работников; 3. Определить структурную взаимосвязь и взаимообусловленность факторов синдрома выгорания у медицинских работников. 4. Разработать и описать модель взаимодействия социально-психологических факторов с характеристиками синдрома выгорания у медицинских работников. Научная новизна исследования В ходе теоретического анализа был изучен и обобщен материал, который позволил констатировать своеобразие медицинской профессии, определяющее специфику формирования и развития синдрома выгорания у представителей данной профессиональной группы. Эмпирическим путем обнаружены различия в выраженности синдрома выгорания и факторов его возникновения на примере выборок врачей и медицинских сестер. Впервые комплексно исследована и концептуально раскрыта специфика детерминации синдрома выгорания в контексте медицинской профессии. Новым в научном плане аспектом данной работы в сопоставлении с ранее проводимыми исследованиями стало изучение влияния социального интеллекта, социально-психологической адаптации и стратегий преодолевающего поведения на проявления синдрома выгорания. Факторизация социально-психологических детерминант на разных фазах синдрома выгорания у медицинских работников позволила выявить общие и специфические тенденции его возникновения. На основании принципов системного анализа сформулирована и концептуально обоснована модель детерминации состояния «выгорания» у медицинских работников, которая получила эмпирическое подтверждение в ходе экспериментального исследования. Положения, выносимые на защиту 1. Выявлена значительная распространенность синдрома выгорания среди медицинских работников. Синдром выгорания представляет собой сложное структурно-динамическое образование, включающее в себя эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию личных достижений. Проявление синдрома выгорания имеет содержательные отличия в зависимости от уровня квалификации, стажа работы и возраста. В структуре синдрома выгорания у медицинских работников разного профессионального уровня имеются значимые содержательные отличия: у медицинских сестер доминирует эмоциональное истощение и редукция личных достижений; для врачей наиболее характерно явление деперсонализации в структуре синдрома. 2. Эмпирическим путем установлена специфика структурирования социально-психологических факторов, детерминирующих возникновение синдрома выгорания у медицинских работников; 3. Выявлено, что синдром выгорания у медицинских работников детерминирован некоторыми характеристиками социального интеллекта, личностного адаптационного потенциала, стратегиями преодолевающего поведения. Имеются различия в детерминации синдрома выгорания среди специалистов разного профессионального уровня. 4. Разработанная эмпирическая модель детерминации синдрома выгорания у медицинских работников отражает зависимость синдрома от поведенческой регуляции и адаптационного потенциала, социального интеллекта (общий уровень), а также пассивных и асоциальных стратегий преодолевающего поведения. Личный вклад соискателя ученой степени Впервые в качестве предиктора синдрома выгорания рассматривался социальный интеллект, адаптационные способности и механизмы преодолевающего поведения. Были изучены социально-психологические детерминанты, которые способствуют либо препятствуют формированию и структурированию изучаемого феномена у медицинских работников.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg