Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / РЕФЕРАТ, ФИЛОСОФИЯ

СОЗНАНИЕ И САМОСОЗНАНИЕ

miya_pal 60 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 30 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 03.10.2018
Сознание человека возникло и развивалось в общественный период его существования, и история становления сознания не выходит, за рамки нескольких десятков тысяч лет, которые мы относим к истории человеческого общества. Главным условием возникновения и развития человеческого сознания является совместная продуктивная опосредованная речью орудийная деятельность людей. Это такая деятельность, которая требует кооперации, общения и взаимодействия людей друг с другом. Она предполагает создание такого продукта, который всеми участниками совместной деятельности сознается как цель их сотрудничества. Индивидуальное сознание на заре истории человечества возникло в процессе коллективной деятельности как необходимое условие ее организации: ведь для того чтобы вместе людям заниматься каким-либо делом, каждый из них должен ясно представлять себе цель их совместной работы. Эта цель должна быть определена и выражена в слове.
Введение

Существенное отличие человека как вида от животных состоит в его способности рассуждать и мыслить абстрактно, размышлять о своем прошлом, критически оценивая его, и думать о будущем, разрабатывая и реализуя рассчитанные на него планы и программы. Все это вместе взятое связано со сферой человеческого сознания. Сознание – это воспроизведение человеком идеального образа своей деятельности и идеального представительства в ней позиций других людей. Сознание – рефлексия субъектом действительности, своей деятельности, самого себя. Сознание есть со-знание в том смысле, что индивидуальное сознание может существовать только при наличии общественного сознания и языка, являющегося его реальным субстратом. Сознание не дано изначально и порождается не природой, а обществом. Сознание является высшим уровнем отражения человеком действительности, его психику рассматривают с материалистических позиций, и собственно человеческой формой психического начала бытия, если психику трактуют с идеалистических позиций. В истории психологической науки сознание явилось труднейшей проблемой, которую до сих пор не удалось решить с материалистических или идеалистических позиций, на пути ее материалистического понимания возникало множество самых сложных вопросов. Именно по этой причине сознание, несмотря на важнейшее значение этого явления в понимании психологии и поведении человека, до сих пор остается одним из наименее разобранных. Независимо от того, каких философских позиций придерживались исследователи сознания, с ним неизбежно связывали так называемую рефлексивную способность, т.е. готовность сознания к познанию других психических явлений и самого себя. Наличие у человека такой способности является основанием для существования и развития психологических наук, ибо без нее данный класс феноменов был бы закрыт для познания. Без рефлексии человек не мог бы иметь даже представления о том, что у него есть психика. Осознание. Осознанием является акт сознания, предмет кото¬рого — сама деятельность сознания. В основе осознания лежит обобщение собственных психических процессов, приводящее к овладению ими. Для осознания справедливы следующие законы: Закон Клапареда (закон осознания): чем больше мы пользу¬емся каким-либо отношением, тем меньше мы его осознаем. Или иначе: мы осознаем лишь в меру нашего неумения приспособить¬ся. Чем более какое-нибудь отношение употребляется автомати¬чески, тем труднее его осознать. Закон сдвига или смещения: осознать какую-нибудь опера¬цию— значит перевести ее из плоскости действия в плоскость языка, т. е. воссоздать ее в воображении, чтобы можно было выразить ее словами. Самая общая характеристика сознаваемости (сознательности) психических процессов состоит в следующем: 1) человек может осознать то, что воспринимает; то, что он вспоминает, о чем мыс¬лит, к чему внимателен, какую эмоцию испытывает; 2) человек может осознать, что именно он воспринимает, вспоминает, мыс¬лит, чувствует. Осознаваемость психических процессов не означает ни то, что человек всегда сознает содержимое своего восприятия, мышле¬ния, памяти, внимания, ни то, что он всегда сознает себя в этом процессе. Речь идет лишь о том, что человек может осознать себя и этом процессе. Поле сознания. Сознание может уменьшаться или увеличи¬ваться, отчасти утрачиваться во сне, полностью утрачиваться при обмороке. Это своеобразное «свечение», перемещающийся свето¬вой зайчик или, лучше сказать, прожектор, луч которого осве¬щает внешнее или внутреннее поле. Его перемещение по этому полю выражается в явлениях внимания. «Поле внимания», или, что то же самое, «поле сознания», может быть более узким, бо¬лее концентрированным, или более широким, рассеянным; оно может быть более устойчивым или менее устойчивым, флуктуи¬рующим. Содержание поля сознания определяется следующим законом: актуально сознаваемым является лишь то содержание, которое выступает перед субъектом как предмет, на который непосред¬ственно направлено то или иное действие. Иначе говоря, для того чтобы воспринимаемое содержание было осознано, нужно, чтобы оно заняло в деятельности субъекта структурное место непосредственной цели действия и таким образом вступило бы и соответствующее отношение к мотиву этой деятельности. Сознание, подсознание и сверхсознание. Психическая деятель¬ность человека имеет трехуровневую структуру, включая в себя сознание, подсознание и сверхсознание (надсознание). Сознание есть знание, которое может быть как-то передано другим, это возможность в речи или другим способом передать свое знание другому. К сфере подсознания относится все то, что когда-то было осознаваемым или может стать осознаваемым в определенных условиях. Это — хорошо автоматизированные на¬выки, глубоко усвоенные социальные нормы и мотивационные конфликты, тягостные для субъекта. Подсознание защищает со¬знание от излишней работы и Психических перегрузок. К подсо¬знанию относятся и проявления интуиции, не связанные, с порождением новой информации, а основанные лишь на использовании ранее накопленного опыта. Подсознание формируется также на основе имитации поведения. Поэтому пример взрослых и сверст¬ников, непосредственно воздействующих на подсознание ребенка, минуя сознание, оказывает большое влияние на формирование личности ребенка. Деятельность сверхсознания (творческой интуиции) проявля¬ется в виде первоначальных этапов творчества, которые не кон¬тролируются сознанием и волей. Неосознанность этих этапов представляет защиту рождающихся гипотез от консерватизма со¬знания, от чрезмерного давления ранее накопленного опыта. Толь¬ко затем сознание отбирает нужную гипотезу путем их логиче¬ского анализа. Важнейшим средством тренировки и развития сверхсознания является детская игра. Будучи свободна от дости¬жения утилитарных и социально престижных целей (до опреде¬ленного возраста), игра обладает той самоценностью, которая направляет ее на решение бескорыстно-творческих задач. Детская игра мотивируется исключительно потребностями познания и при¬обретения знаний, умений и навыков (вооруженности), которое понадобится в дальнейшем. Эти потребности питают деятельность детского сверхсознания, делая каждого ребенка фантазером, пер¬вооткрывателем и творцом. Недаром подлинно великие умы ха¬рактеризуются сохранением отдельных черт детскости. Неполное осознание субъектом движущих им потребностей снимает мнимое противоречие между объективной детерминиро¬ванностью поведения человека наследственными задатками, ус¬ловиями воспитания, окружающей средой и субъективно ощу¬щаемой им свободой выбора. Эта иллюзия свободы является чрезвычайно важной, поскольку обеспечивает чувство личной от-ветственности, побуждающее всесторонне анализировать и прогно¬зировать возможные последствия того или иного поступка. С точки зрения внешнего наблюдателя человек несвободен, ибо все его поступки могут быть объяснены его характером, об¬стоятельствами и т. д. В то же время с позиции внутреннего наблюдателя — его рефлексирующего сознания — он свободен, что и порождает чувство личной ответственности за совершенный поступок. Становление морального сознания. Становление морального сознания проходит через три главных уровня по степени осознан¬ности, обобщенности и ннтериоризованности норм: доморальный уровень, когда ребенок выполняет установленные правила исхо¬дя из эгоистических соображений; конвенциональную мораль, когда поведение ориентировано на внешние нормы и мнения окру¬жающих; автономную мораль — ориентацию на определенную внутреннюю, автономную систему принципов. Сначала в своем поведении ребенок ориентируется на внешнее начало: он должен вести себя хорошо, чтобы избегать нака¬заний и получать, поощрения, свои поступки он оценивает по их прямым последствиям (плохое наказывается, хорошее поощряется). Постепенно внешняя система правил и норм интериоризуется: ребенок старается вести себя хорошо уже из потребности и одобрении со стороны значимых для него лиц и в поддержании определенного порядка. «Хорошее» осознается как то, что одоб¬ряют значимые для ребенка другие (родители, учителя и, т. д.), а затем — как то, что соответствует определенным правилам. Од¬нако понимание морали как совокупности правил и ожиданий окружающих означает, что источник моральных предписаний все еще мыслится как нечто внешнее, формальное. Эта ориентация не на осознанный принцип, а на внешний авторитет. Отсюда — определенная неустойчивость поведения ребенка, его зависимость от внешних влияний. Только с развитием абстрактного мышления личность обретает осознанные моральные принципы, имеющие общую мировоззренческую основу. В осуществлении этих принципов человек начинает ориентироваться прежде всего на собственную совесть. Уже Л. С. Выготский связывал развитие морального сознания и самосознания личности с прогрессом абстрактного, понятийного мышления. Новейшие исследования в частности работы американского психолога Л. Колберга, убедительно доказывают наличие такой связи. Самосознание. Совокупность психических процессов, посред¬ством которых индивид осознает себя в качестве субъекта дея¬тельности, называется самосознанием, а представления индиви¬да о самом себе складываются в мысленный «образ Я». Самосознание человека, отражая реальное бытие личности, делает это не зеркально. Представление человека о самом себе далеко не всегда адекватно. Мотивы, которые человек выдвига¬ет, обосновывая перед другими людьми и перед самим собой свое поведение, даже и тогда, когда он стремится правильно осознать свои побуждения и субъективно вполне искренен, далеко не всег¬да отражают его побуждения, реально определяющие его дей¬ствия. Самопознание не дано непосредственно в переживаниях, оно является результатом познания, для которого требуется осо¬знание реальной обусловленности своих переживаний. Самосознание не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития. По мере того как человек приобретает жизненный опыт, перед ним не только открываются все новые стороны бытия, но происходит более или менее глубокое переосмыс¬ление жизни. Этот процесс ее переосмысления, проходящий через всю жизнь человека, образует самое сокровенное и основное со¬держание его внутреннего существа, определяющее мотивы его деятельности и внутренний смысл тех задач, которые он разреша¬ет в жизни. Способность осмыслить и распознать то, что в жизни подлинно значимо, умение не только изыскать средства для реше¬ния случайно всплывших задач, но и определить самые задачи и цель жизни так, чтобы по-настоящему знать, куда в жизни идти и зачем, — это нечто бесконечно превосходящее всякую ученость, хотя бы и располагающую большим запасом специальных зна¬ний. Это драгоценное и редкое свойство — мудрость. Обобщение практического знания человека о других людях яв¬ляется главным источником образования отношений к себе как личности. Ребенок начинает отделять в своем сознании людей от окружающего внешнего мира довольно рано. Образное знание ребенком людей играет огромную роль в общем развитии его сознания. Именно на этой основе, через осознание правил взаи¬моотношений, ребенок овладевает собственными движениями и действиями, осознаёт их с помощью оценок взрослых. Однако тре¬буется несколько лет жизни, чтобы у ребенка образовалось обоб¬щенное отношение к себе, которое предполагает не только накоп¬ление знаний, но и развитие частичных форм самооценки, которые возникают раньше, чем представления о «Я», и заключаются в представлениях о себе в разных ситуациях, в отношении к раз¬ным вещам. Лишь в процессе обобщения этих представлений фор¬мируется самосознание в собственном смысле этого слова, т. е. как обобщенное знание своей личности. Всякое изменение жизненного положения человека в общест¬венной, трудовой, личной жизни не только изменяет деятельность человека, но изменяет отношение человека к себе как к деятелю, как к субъекту этого положения. Следовательно, осознать себя — это значит осознать себя не только как психофизическое суще¬ство, но и прежде всего как трудящегося, как семьянина, как отца, как воспитателя, как товарища, как часть коллектива. Компоненты самосознания. В самосознании человека можно выделить следующие компоненты: 1. Сознание тождественности, зачатки которого возникают уже в месячном возрасте, когда младенец начинает отличать ощуще¬ния, исходящие от его собственного тела, от ощущений, вызывае¬мых внешними предметами. 2. Сознание «Я» как активного начала, как субъекта деятель¬ности. Оно появляется в 2—3 года, когда ребенок овладевает лич¬ными местоимениями и возникает первая фаза детского негати¬визма, выражаемая формулой «Я сам...». 3. Сознание своих психических свойств, которое происходит в результате обобщения данных самонаблюдения и поэтому пред¬полагает достаточно развитое абстрактное мышление. 4. Наконец, социально-нравственная самооценка, способность к которой формируется в подростковом и юношеском возрастах, на основе накопленного опыта общения и деятельности. Сознание не является единственным уровнем, на котором представлены психические процессы, свойства и состояния человека, и далеко не все, что воспринимается и управляется поведением человека, актуально осознается им.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2 1. ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕКА 9 2. СОЗНАНИЕ И МОЗГ 17 3. «Я-КОНЦЕПЦИЯ» 21 4. Сознание и язык 24 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30
Список литературы

1. История философии: Учебник для вузов. – Ф/Д, 2015. – 576 с. 2. Дубровина И. В. Психология. – М., 2014. (Сознание и самосознание: 147 – 157.) 3. Выготский Л.С. Собрание сочинений: 6 т. – Т. I. – М., 2014. (Сознание как проблема психологии поведения: 78 – 98. Психика, сознание и бессознательное: 132 – 148.) 4. Горбачев В.Т. История философии: Краткий курс лекций. – Брянск, 2015. – 336 с. 5. Спиркин А.Г. Философия: Учебник для технических вузов. – М., 2016. – 368 с. 6. Радугин А.А. Философия: Курс лекций. – М., 2015. – 272 с. 7. Философия: Уч. пособие для вузов. – Ф/Д, 2016. – 595 с
Отрывок из работы

1. ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕКА Начало человеческой истории означает качественно новую ступень развития, коренным образом отличную от всего предшествующего пути биологического развития живых существ. Новые формы общественного бытия порождают и новые формы психики, коренным образом отличные от психики животных, – сознание человека. Развитие сознания у человека неразрывно связано с началом общественной трудовой деятельности. В развитии трудовой деятельности, изменившей реальное отношение к окружающей среде, заключается основной и решающий факт, из которого проистекают все отличия человека от животного; из него же проистекают и все специфические особенности человеческой психики. По мере развития трудовой деятельности человек, воздействуя на природу, изменяя, приспособляя ее к себе и господствуя над нею, стал, превращаясь в субъекта истории, выделять себя из природы и осознавать свое отношение к природе и другим людям. Через посредство своего отношения к другим людям человек стал все более сознательно относиться и к самому себе, к собственной деятельности; сама его деятельность становилась все более сознательной: направления в труде на определенные цели, на производство определенного продукта, на определенный результат, она все более планомерно регулировалась в соответствии с поставленной целью. Труд как деятельность, направленная не определенные результаты, требовал предвидения. Характерная для трудовой деятельности человека целенаправленность действия, строящегося на предвидении и совершающегося в соответствии с целью, составляет основное проявление сознательности человека, которая коренным образом отличает его деятельность от несознательного, “инстинктивного” в своей основе поведения животных. Возникновение человеческого сознания и человеческого интеллекта может быть правильно объяснено только в зависимости от его материальной основы, в связи с процессом становления человека как исторического существа. Развитие все более совершенных чувств было неразрывно связано с развитием все более специализированных сенсорных областей в мозгу человека, преимущественно тех, в которых локализованы высшие чувства, а развитие все более совершенных движений – с развитием все более дифференцированной моторной области, регулирующей сложные произвольные движения. Все более усложнявшейся характер деятельности человека и соответственно все углублявшейся характер его познания привел к тому, что собственно сенсорные и моторные зоны, т.е. проекционные зоны в коре мозга, которые непосредственно связаны с периферическими и эффекторными аппаратами, как бы расступились, и особое развитие в мозгу человека получили зоны, богатые ассоциативными волокнами. Объединяя различные проекционные центры, они служат для более сложных и высоких синтезов, потребность в которых порождается усложнением человеческой деятельности. В частности, особое развитие получает фронтальная область, играющая особенно существенную роль в высших интеллектуальных процессах. При этом с обычным у большинства людей преобладанием правой руки связано преобладающее значение противостороннего левого полушария, в котором расположены главнейшие центры высших психических функций, в частности центры речи.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Психология, 33 страницы
390 руб.
Курсовая работа, Психология, 20 страниц
190 руб.
Реферат, Психология, 35 страниц
120 руб.
Курсовая работа, Гостиничное дело, 40 страниц
210 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg