Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Технология развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста в ДОО

miya_pal 210 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 39 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 03.10.2018
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования позволил выявить, что методика развития речи в процессе обучения рассказыванию по картине (описание и повествование) опирается на классическое наследие западной и русской педагогики, использованное позднее применительно к работе с детьми дошкольного возраста Е.И.Тихеевой, Е.Л. Флериной, Л.А. Пеньевской, Е.И. Радиной, М.М.Кониной и другими. Все они подчеркивали большое значение картинки, как для общего развития детей, так и для развития их речи. Для методики обучения рассказыванию по картине существенное значение имеет понимание особенностей восприятия и понимания картин детьми. Эта проблема рассматривается в работах С.Л.Рубинштейна, Е.А.Флериной, АА.Люблинской, В.С.Мухиной. В исследованиях отмечается, что уже в два года ребенок с удовольствием рассматривает картинки и называет их вслед за взрослым.
Введение

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. Родной язык является средством овладения знаниями, изучения всех учебных дисциплин в школьном и последующем образовании. На основе длительного изучения процессов мышления и речи Л.С. Выготский пришел к выводу, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находятся в непосредственной зависимости от речи. Исследования отечественных педагогов, психологов и психолингвистов доказали, что овладение речью не просто что-то добавляет к развитию ребенка, а перестраивает всю его психику, всю деятельность.[9] Главным аспектом обучения детей дошкольного возраста владению родным языком является развитие связной речи (Л.В.Ворошнина, А.А.Зрожевская, Е.А. Смирнова, Н.Г. Смольникова, Л.Г.Шадрина и др.). При изучении проблемы развития связной речи как важнейший показатель связности высказываний рассматривается умение ребенка структурно правильно строить текст и использовать необходимые для этого средства связи (Г.Я. Кудрина). Путь к формированию этого умения ведет от диалога между взрослым и ребенком, в котором взрослый берет на себя руководящую роль, направляя ход мысли дошкольника и подсказывая способы выражения, к развернутой монологической речи самого ребенка. В процессе перехода от диалога к монологу есть своя четкая логика: взрослый учит ребенка вначале строить простые высказывания, затем соединять их между собой. При этом речь ребенка приобретает произвольный характер, в нее включается элемент планирования. Это дает возможность перейти к обучению планированию и составлению пересказа и самостоятельного рассказа. Наиболее высокие требования к связной речи предъявляются при письменном изложении мыслей, когда ребенок диктует, а взрослый записывает.[14] Понимание детьми связной речи взрослых, осознание слышимого звукового потока предшествует усвоению отдельных предложений, словосочетаний, слов, морфем, т.е. предшествует способности вычленять их из потока речи. Овладение связной речью невозможно без развития способности вычленять ее компоненты – предложения, слова и т.д. Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми. Средством обучения связной речи является рассказывание детей, т.е. самостоятельное развернутое изложение ребенком определенного содержания. Игрушки, предметы и картины служат прекрасным материалом для обучения разным типам высказываний, поскольку они подсказывают содержание речи. При описании дети опираются на восприятие наглядного материала, вычленяют характерные признаки предметов и явлений.[8] В методике развития речи обучение рассказыванию по картине разрабатывалось М.М. Кониной, Л.А. Пеньевской, Е.И. Радиной, Е.И. Тихеевой, Е.А. Флериной и другими.[4] Для методики обучения рассказыванию по картине существенное значение имеет понимание особенностей восприятия и понимания картин детьми. Цель исследования: Разработать педагогические условия развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста. В соответствии с целью определены задачи исследования: 1. Осуществить теоретический анализ лингвистической и психолого-педагогической литературы по проблеме формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста. 2. Изучение уровня развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста. 3. Разработать систему работы по развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста. 4. Оформление материалов курсовой работы. Объектом исследования является процесс развития связной речи детей дошкольного возраста. Предметом исследования является педагогические условия развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста. Базой исследования является ДОУ № 124 «Планета Детства». Всего в эксперименте приняли участие 9 детей старшей группы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.
Содержание

Введение………………………………………………………………………..3 Глава 1. Теоретические основы развития связной речи детей дошкольного возраста……………………………………………………..….6 1.1Особенности развития связной речи в дошкольном возрасте…………….6 1.2 Задачи и содержание развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………..10 Глава 2.Опытно-практическая работа по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста…………………………………...…21 2.1 Констатирующий эксперимент……………………………………………..21 2.2. Система работы по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………….…29 Заключение………………………………………………………………….…..35 Список литературы…………………………………………………………....37
Список литературы

1. Алексеева М.М., Ушакова О.С. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях // Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста. – М.: 2008. – 27-43с. 2.Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений-- 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 400 с 3.Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей 3—7 лет [Текст] / А.Г.Арушанова. — М.: Мозаика-Синтез, 2001. — 272 с. 4. Бородич A.M. Методика развития речи детей дошкольного возраста— М.: Просвещение, 2014. – 189 с. 5. Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. - М.: Просвещение, 2009. - 102 с. 6.Гербова В. В. Занятия по развитию речи в старшей дошкольной группе детского сада / В. В. 6Гербова. - М.: Просвещение, 2009. – 40с. 7.Гербова В.В. Составление описательных рассказов // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 9. 8.Гербова В. В. Обучение рассказыванию //Дошкольное воспитание. - 2001. - № 6. 9.Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 2007. – 480 с. 10.Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. — 000 с. 11.Ерастов Н.Л. Культура связной речи. — Ярославль. 2013. —183 с. 12.Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников / Л. Н. Ефименкова. - М.: Просвещение, 2010. - 132 с. 13.Ёлкина Н.В. Формирование связной речи у детей дошкольного возраста: Учебное пособие. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 2006.-220с. 14.Жинкин Н. И. Механизмы речи / Н. И. Жинкин.- М.: Издательство «Норма», 2008. - 106 с. 15.Жуковская Р. И.Роль картинки в воспитании ребенка дошкольного возраста / Р. И.Жуковская. - М.: Просвещение, 1984.- 256 с. 16.Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного образования. — 5-е изд. — М.: ТЦ Сфера, 2014. — 161 с. 17.Конина М.М. Роль картинки в обучении родному языку детей старшего дошкольного возраста (словарная работа) //Дошкольное воспитание - 1998. - № 6. 18.Киселева, О.И. Теория и методика развития речи детей: теория и технология обучения речевому творчеству / О. И. Киселева. - Томск : Изд. ТГПУ, 2006. - 84 с. 19.Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся.— М., Просвещение, 2012. – 256 с. 20.Образовательная программа дошкольного образования «Развитие» /Под ред. Булычевой А.И. – М: НОУ «УЦ им. Л.А.Венгера «РАЗВИТИЕ», 2016 г. 173 с. 21.Рубинштейн С.Л. Развитие связной речи.//Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста./ Сост.М.М.Алексеева, В.И.Яшина.-М.:Издательский центр «Академия», 1999.-560с. 22.Радуга.Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. - М.: «Просвещение» 2014.-232 с. 23.Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада. / под ред. Ф.А. Сохина. — 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 2012. — 223 24.Стародубова, Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников : учеб. пособие для студ. высш. заведений / Н. А. Стародубова. – 4-е изд., стер. – М. : Академия, 2009. – 256 с. 25.Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. – М., Воронеж, 2002. – 224 с. 26.Современные технологии развития речи детей дошкольного возраста : учебно-методическое пособие / сост. И. В. Колосова. – Челябинск : Изд-во ЧГМА, 2011. – 62 с. 27.Тихеева Е.И. Развитие речи детей. / Под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 2011. - 159 с. 28.Ушакова О.С. Связная речь // Психолого-педагогические вопросы развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1984. Ушакова О.С, Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010. — 288 с. 29.Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольника.- М.,ТЦ Сфера,2008.-287 с. 30. Ушакова О.С. Диагностика речевого развития дошкольников. - М.: 1997.- 218 с. 31. Ушакова О.С. Занятия по развитию речи в детском саду. — М.: ТЦ «Сфера», 2003. - 384 с. 32.Филичева Т.Б. Особенности формирования речи детей дошкольного возраста. — М.: Просвещение.2013. – 364 с. 33. Шадрина Л.Г. Фомина Е.П. Развиваем связную речь.- М.: ТЦ Сфера,2012.- 218с. 34.Шадрина Л.Г. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования:учебное пособие.-Ульяновск ,2014.-216 с.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические основы развития связной речи детей дошкольного возраста. 1.1Особенности развития связной речи в дошкольном возрасте. Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми. В подготовительном периоде развития речи, на первом году жизни, в процессе непосредственно-эмоционального общения со взрослым закладываются основы будущей связной речи. В эмоциональном общении взрослый и ребенок выражают разнообразные чувства (удовольствие или неудовольствие), а не мысли. Постепенно отношения взрослого и ребенка обогащаются, расширяется круг предметов, с которыми он сталкивается, а слова, которые раньше выражали только эмоции, начинают становиться для малыша обозначениями предметов и действий. Ребенок овладевает своим голосовым аппаратом, приобретает умение понимать речь окружающих. Понимание речи имеет огромное значение во всем последующем развитии ребенка, является начальным этапом в развитии функции общения. Складывается особый тип общения, при котором взрослый говорит, а ребенок отвечает мимикой, жестом, движением.[12] На основе понимания, сначала очень примитивного, начинает развиваться активная речь детей. Ребенок подражает звукам и звукосочетаниям, которые произносит взрослый, сам привлекает внимание взрослого к себе, к какому-нибудь предмету. Все это имеет исключительное значение для развития речевого общения детей: зарождается намеренность голосовой реакции, ее направленность на другого человека, формируются речевой слух, произвольность произнесения (С. Л. Рубинштейн, Ф. А. Сохин).[2] К концу первого – началу второго года жизни появляются первые осмысленные слова, но они преимущественно выражают желания и потребности ребенка. Только во второй половине второго года жизни слова начинают служить для малыша обозначениями предметов. С этого момента ребенок начинает использовать слова для обращения к взрослому и приобретает возможность посредством речи вступать в сознательное общение со взрослым. Слово для него имеет смысл целого предложения. Постепенно появляются первые предложения, сначала из двух, а к двум годам из трех и четырех слов. К концу второго года жизни ребенка слова начинают грамматически оформляться. Дети выражают свои мысли и желания более точно и ясно. Речь в этот период выступает в двух основных функциях; как средство установления контакта и как средство познания мира. Несмотря на несовершенство звукопроизношения, ограниченность словаря, грамматические ошибки, она является средством общения и обобщения.[14] На третьем году жизни быстрыми темпами развиваются как понимание речи, так и активная речь, резко возрастает словарный запас, усложняется структура предложений. Дети пользуются самой простой, естественной и первоначальной формой речи – диалогической, которая сначала тесно связана с практической деятельностью ребенка и используется для налаживания сотрудничества внутри совместной предметной деятельности. Она состоит в прямом обращении к собеседнику, содержит выражение просьбы и помощи, ответы на вопросы взрослого. Такая грамматически малооформленная речь маленького ребенка ситуативна. Ее смысловое содержание понятно лишь в связи с ситуацией. Ситуативная речь больше выражает, чем высказывает. Контекст заменяют жесты, мимика, интонация. Но уже в этом возрасте дети учитывают в диалоге при построении своих высказываний то, как их поймут партнеры. Отсюда эллиптичность в построении высказываний, остановки в начатом предложении.[2]
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg