Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

miya_pal 210 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 34 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 03.10.2018
Человек не рождается со сформировавшейся речью. Ее появление и развитие зависит от различных факторов. Речь начинает формироваться тогда, когда созданы все предпосылки для ее развития, когда все физические и функциональные возможности достигли необходимого уровня. Также необходима речевая среда, ведь ребенок не заговорит, пока у него не появится в этом потребность. В ходе изучения литературных источников было выявлено, что у детей с нарушением интеллекта, развитие речи происходит в зависимости от уровня умственной отсталости.
Введение

Речь в жизни ребенка выполняет различные функции. Важнейшей и первостепенной функцией является - коммуникация (речь, как средство общения). Целью общение становиться установление социальных контактов и обмен информацией. Именно достижение этих целей является для ребенка главной мотивацией в овладение языком, лексикой, фонетикой, грамматическим строем и диалогической речью. Речь представляет основную форму общения, в области которой формируется связная речь. На данный момент педагогика богата различными методиками применимых к дошкольникам. Не секрет, что для формирования личности и воспитания ребенка главную роль играют различные виды деятельности. Стоит отметить, что поставленная, красивая речь, правильное усвоение лексических единиц является видом умственной деятельности. Грамотная устная речь способствует быстроте, легкости общения между людьми, придает речи коммуникативное совершенство. Цель исследования: изучение особенностей развития речи у умственно отсталых детей дошкольного возраста и проведение коррекционно-развивающей программы с целью повышения уровня ее развития. Задачи данного исследования: 1.Теоретически изучить и проанализировать психолого-педагогическую и литературу по проблеме исследования. 2.Изучить особенности развития речи у детей с умственной отсталостью. 3. Показать особенности формирования речи у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью. Объект исследования: процесс развития речи у умственно отсталых детей дошкольного возраста. Предмет исследования: особенности развития речи умственно отсталых детей дошкольного возраста. Гипотеза исследования: если в программу занятий с детьми включить диагностику речевого развития, использовать специальные упражнения, заставляющие детей осознавать значение слов, чтобы увидеть возможности сочетания их с другими словами, пересказы, составление сюжетных рассказов по картинам, проблемные задания, то это внесет значительный вклад в повышение уровня развития речи у умственно отсталых детей и обогащение их словарного запаса. Теоретическую основу исследования составляли научные работы: К.Д. Ушинского, С.Л. Рубинштейна, Е.И. Тихеевой, Е.А. Флериной, Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.А. Леонтьева, Л.И. Айдаровой и др. Методы исследования: теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования; экспериментальное исследования (констатирующий эксперимент). Теоретическое и практическое значение: работа представляет собой теоретико-эмпирическое исследование, в котором рассматриваются вопросы феномена речи в психолого-педагогических исследованиях, этиопатогенез нарушений интеллекта, методы изучения речевого развития у детей 5-6 лет с нарушениями интеллекта. Работа состоит из введения, двух глав и заключения. В первой главе приводится общий анализ литературы по проблеме исследования: рассматриваются вопросы феномена речи в психолого-педагогических исследованиях, этиопатогенез нарушений интеллекта детей дошкольного возраста. Во второй главе описывается методы изучения речевого развития у детей 5-6 лет с нарушениями интеллекта, практическое применения в процессе развития речи умственно отсталых детей младшего дошкольного возраста.
Содержание

Введение………………………………………………………………......................3 Глава 1 Теоретическое изучение проблемы речи у детей с ментальными проблемами. 1.1 Феномен речи в психолого-педагогических исследованиях…………...……..5 1.2 Этиопатогенез нарушений интеллекта …………………….…………...….....11 1.3 Специфика речи у детей дошкольного возраста с различными нарушениями интеллекта…………………………..……………………………………………....17 Глава 2 Практическое изучение особенностей речи у детей 5-6 лет с нарушением интеллекта. 2.1 Методы изучения речевого развития у детей 5-6 лет с нарушениями интеллекта……………………………………………………………………..……21 2.2 Анализ результатов изучения речевого развития у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта……………………………………...………..23 Заключение……………………………………………………………….................26 Список использованных источников……………………………………….……..28 Приложения………………………………………………………………………....31
Список литературы

1. Акименко, В.М. Речевые нарушения у детей / В.М. Акименко. – Ростов н /Д: Феникс, 2008. 141с. 2. Антипова, Ж.В., Горина, Н.В. Понятие о фонетико-фонематическом недоразвитие речи.// В кн.: Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений./ Под ред. Т.В. Волосовец. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 200с. 3. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей 3-7 лет: Развитие диалогического общения / А.Г. Арушанова. М.: Мозаика-Синтез, 2004. 128 с. 4. Бородич, А.М. Методика развития речи детей. - М.:Просвещение, 1981.-256с. -с.14. 5. Выготский, Л.С. Основы дефектологии. – СПб.: Лань, 2003. – 654с.-с.94, с144 6. Выготский Л.С. Мышление и речь. - М.: Просвещение, 2004. - 321 с- с51, с178 . 7. Годфруа, Ж. Что такое психология Т -1[Текст]/ Ж. Годфруа - М.: Мир, 1992. - 496 с.- с.97 8. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи- 2-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2004. - 168 с. 9. Гуревич, К.М. Развитие волевых действий у детей младшего дошкольного возраста// Дисс.... канд. наук. – М., 1940. 10. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного учреждения. Сборник методических рекомендаций, - С-Пб.: «Детство-Пресс», 2000г 11. Жинкин, Н.И. Механизмы речи. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. – 370с. 12. Замский, Х.С. Умственно отсталые дети: История их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины ХХ века. – М., 1995. 13. Запорожец, А.В. Избранные психологические труды: В 2 т. Т. I.: Психическое развитие ребенка. [Текст] / А.В.Запорожец - М., 1986. с. 127. 14. Калягин, В.А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Калягин, Т.С. Овчинникова. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 320с. 15.Катаева, А.А., Стребелева, Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика: Учеб.для студ. высш. учеб, заведений - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.— 208с. 16. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет-М.:УРАО,1998.-410с 17. Кулагина, И.Ю., Колюцкий, В.Н. Психология развития и возрастная психология. Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект, Трикста, 2011, 2013. 420 с.-с.20 18. Лурия, А.Р. под ред. Е.Д. Хамской. – М.; Изд-во Московский университет, 1979. – 320с. 19. Лямина, Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста//Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста:Учеб.пособие для студ.высш. и сред. Пед. учеб. заведений./ сост. М.М. Алексеева, В.И.Яшина.-М.:Академия,2000-с.460, с.108, с.80. 20. Нарушение речи у дошкольников. Сост. Р.А. Белова-Давид. М.: «Просвещение», 1972. – 232с. 21.Немов, Р.С. Психология [Текст] / Р.С. Немов - М.: Владос, 1997.,- с. 14 22. Основы олигофренопедагогики: учеб. пособие для студ. сред. учеб. заведений / В.М.Мозговой, И.М.Яковлева, А.А.Еремина. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 244c- с.20, с.21 23. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. - М.: Просвещение, 1967. - 173с.-с.27, с.29 24. Петрова, В.Г. Развитие речи уч-ся вспомогательной школы. М.1977. с.279. 25. Петрова, В. Г Речь умственно отсталых школьников. - В кн.: Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы М.- 1965,426с. 26. Психология детей с нарушениями интеллектуального развития: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Л. М. Шипицына, В. М. Сорокин, Д. Н. Исаев и др.; под ред. Л. М. Шипицыной. — 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2014. — 224 с. — (Сер. Бакалавриат).-с.54 27.Психология лиц с умственной отсталостью: Уч. -- метод. пособие/Составитель Е.А. Калмыкова. – Курск: Курск. гос. ун-т, 2007. – 121 с. 28. Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И. Лубовский, В.Г. Петрова, Т.В. Розанова, и др.; Под ред. В.И. Лубовского. —— 6-е изд., испр. и доп.— М.: Издательский центр «Академия», 2009. — 560 с.-с.44, с.69 29. Шипицына, Л.М. "Необучаемый" ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. - 2-е изд., перераб. и дополн.— СПб.: Речь, 2005. — 477 с.-с29 30. Эльконин, Д. Б. Детская психология. - М.: Учпедгиз, 1960. - 328 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С МЕНТАЛЬНЫМИ ПРОБЛЕМАМИ 1.1 Феномен речи в психолого-педагогических исследованиях Большинство педагогов и психологов посвящали внимание вопросу развития речи у умственно отсталых детей дошкольного возраста. В числе их редчайший ученый Лев Семенович Выготский [6, с51]. Л.С. Выготский высказывал, что речь — это неотъемлемая часть каждой деятельности, так же рисунки и т.д. считаются своего рода речью малыша. На базе многолетнего исследования процессов речи и мышления, Лев Семенович Выготский выдвинул поризму: «Значение слова оказывается одновременно речевым и интеллектуальным феноменом… оно есть единство слова и мысли» [6, с.178]. Основное, что сделал Выготский Л.С, это постарался на основе своих трудов выстроить полноценную психолингвистическую теорию. Так же Л.С. Выготский внес огромный вклад в теорию об исторических происхождениях высших психических функций у человека. Один из сторонников Льва Семеныча является А.Н. Леоньтев, который представил психологическую природу речи [19, с.128]: 1. Речь занимает центральное место в процессе психического развития. 2. Речь имеет полифункциональный характер; речи присущи коммуникативная функция, индикативная и интеллектуальная, сигнификативная функция; все эти функции связаны между собой. 3. Речь является полиморфной деятельностью, выступая то как громкая коммуникативная, то как громкая, на не несущая прямой коммуникативной 4. функции, то, как речь внутренняя. Эти формы могут переходить одна в другую. 5. В речи следует различать ее физическую сторону, ее форму, ее смысловую сторону. 6. Слово имеет предметную отнесенность и значение, то есть является носителем обобщения. 7. Процесс развития речи - это процесс действительного развития, который, будучи внутренне связан с развитием мышления и сознания, охватывает все перечисленные функции, стороны и связи слова [14]. Не мало важный вклад в исследования развития речи у детей внес А.Н.Гвоздев ученый-лингвист, многие года он посвятил проблеме онтогенеза детской реи от 1 года до 9-ти лет. Главной его целью было через процессы ознакомления с речью и языком в детском возрасте, так же изучить закономерности и правила развития самого языка, а также его перспектив[12]. Из этого следует, что А.Н.Гвоздев создал подлинно лингвистическое направление в изучении детской речи. Еще один выдающийся исследователь, который занимался философскими аспектами психологии был С.Л.Рубинштейн [19, с.80]. Его мнение, как и мнение Л.С.Выгосткого говорило о том, что основополагающим и главным для речи становиться ее отношение к мышлению. В исследованиях С.Л.Рубинштейн изучает привязка мышления и речи, так же развитие речи у детей дошкольного возраста и высказывает, что «ребенок нормально овладевает речью, пользуясь речью в процессе общения, а не изучая ее в процессе учения» [19, с.460]. Данную тему, так же затрагивал выдающийся психолог Д.Б.Элькони, он выдвигал теорию о том, что речь необходимо рассматривать, как особый предмет, а не просто функцию, которым ребенок осваивает так же как и другими предметами[10].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Психология, 44 страницы
240 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg