Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Невербальные проявления эмоциональных состояний человека

miya_pal 210 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 41 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 02.10.2018
Многочисленные исследования подтверждают, что отношения слабо поддаются вербализации, поэтому человек склонен использовать для их презентации экспрессию. При этом вопрос об изучении эмоций приобретает особую важность. Это, несомненно, связано с тем, что эмоции выполняют важную коммуникативную функцию в процессе общения людей, а адекватное опознание и интерпретация эмоций обеспечивает его эффективность.
Введение

В структуре общения выделяют два канала коммуникации: речевой (вербальный, словесный) и неречевой (невербальный). Восприятие информации из внешнего мира происходит благодаря неразрывной связи, постоянному взаимодействию данных каналов общения. Поэтому эффективность социально-психологического взаимодействия во многом зависит не только от точного понимания слов, произносимых собеседником, от интонации, а также, в значительной степени, от умения «читать» сообщения, передаваемые невербально. Альберт Мейерабиан в 50-е гг. ХХ в. обнаружил, что информация любого сообщения делится следующим образом: 7% информации передаётся путём вербальных средств (только слов); 38% информации передаётся за счёт звуковых средств (включая тембр и интонацию голоса, силу звука), а 55% - составляют невербальные средства информации. По вербальному каналу передаётся чистая информация, а по невербальному – отношение к партнёру по общению. Высказывание древнегреческого философа Публиция: «Говорим мы голосом, беседуем всем телом», лишь в очередной раз подтверждает выводы современных учёных. Целый ряд научных дисциплин, особенно в последние годы, обращены к изучению эмоций. Уникальность эмоций обнаруживается, прежде всего, в многообразии и богатстве языковых средств и их выражения. До сих пор не существует ни единой номенклатуры, ни общепринятой теории эмоций. Вместе с тем, в настоящее время отмечается возрастающий интерес к изучению эмоций, процессом их интерпретации и опознания. Это, несомненно, в первую очередь связано с тем, что успешное опознание эмоций позволяет адекватно описывать, перерабатывать и в дальнейшем выражать эмоции, а, следовательно, способствует более эффективному общению. Для эмоций, в значительно большей мере, чем для других психических функций, характерен внешневыразительный аспект. Экспрессия, являясь одним из древнейших и универсальных способов общения людей, существует в неразрывном единстве с импрессивной деятельностью человека, т. е. способностью опознавать выразительные движения окружающих. Люди значительно различаются по возможностям опознания эмоций других людей. Этот факт констатируется большинством работ, посвящённых исследованию опознания экспрессии. Отдельные вопросы, касающиеся особенностей опознания эмоций, освещаются в работах П.В. Симонова, В. А. Лабунской, В. А. Барабанщикова, Т. Н. Малковой, Е. Д. Хомской, К. Изарда, П. Экмана и др. (исследования лицевой экспрессии) Анализ степени научной разработанности темы исследовательской работы позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на обилие публикаций по различным аспектам психологии восприятия эмоций, затрагиваемые вопросы изучены недостаточно. Нет специальных исследований, связанных с особенностью распознавания эмоций по фотоснимкам знакомых и незнакомых людей, недостаточно разработаны методы сбора и их анализа (процедуры, требования), вне поля зрения исследователей остаются вопросы зависимости социальной эффективности коммуникации и возможности понимать мимические выражения эмоций по лицам людей. Актуальность темы исследовательской работы. Таким образом, пристальное внимание, с нашей стороны, к проблеме интерпретации и опознания эмоций обусловлено, в первую очередь, тем, что в современной социальной жизни человеку необходимо постоянно вступать в контакты с другими людьми, а эффективность взаимодействия во многом определяется характером интерпретации и успешностью опознания эмоций собеседника, их учётом в процессе общения. Актуальность темы исследования обуславливает выбор его объекта и предмета, цели и задач. Цель исследования: Выяснить возможность понимания эмоциональных состояний других людей методом наблюдения и анализа экспрессии лица и взгляда. Гипотезой исследования явилось следующее предположение: эмоциональные состояния человека распознаются по выражению лица. Данная общая гипотеза может быть конкретизирована в следующих частных гипотезах: 1. Наиболее успешно распознаются эмоции по фотографиям знакомых людей, чем незнакомцев. 2. На точность опознания эмоций по выражениям лицевой экспрессии влияет межличностный аспект эмоционального интеллекта, а именно эмпатия и способность к распознанию, пониманию эмоциональных состояний других людей. Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи: 1. Изучить научные литературные источники для существующих методик диагностики распознавания эмоций по выражению лица и выявлению способности понимания отношения личности, репрезентуемые в эмоциях. 2. Сформировать комплекс наиболее информативных методик для изучения опознавания и интерпритации эмоций. 3. Разработать и адаптировать методики исследования опознания эмоций по лицевой экспрессии для подросткового возраста. 4. Спланировать и провести эксперимент по распознаванию эмоциональных состояний человека по лицевой экспрессии и изучению эмоционального интеллекта подростков. 5. Исследовать особенности восприятия эмоций знакомых и незнакомых людей на фотоснимках. 6. Обработать и проанализировать полученные данные, составить таблицы, и диаграммы. 7. Выявить зависимость уровней парциального эмоционального интеллекта на особенность восприятия эмоций человека по фотоснимку. Объектом исследования являются мимические выражения экспрессии лица и взгляда. Предмет исследования: особенности восприятия эмоционального состояния человека по выражению лица на фотоснимке. Экспериментальная база. На различных этапах экспериментального исследования, разработки и адаптации методик изучения особенностей в распознавании и интерпретации эмоций, нами были привлечены учащиеся 9-х классов Государственного бюджетного образовательного учреждения «Средняя школа №4» г.Нарьян-Мара. В состав выборки вошли 30 учащихся. Теоретико-методологической основой исследования явилась теория базовых эмоций – подход П.Экмана, концепция универсального способа мимических выражений и выделение 6 базовых эмоций: гнев, отвращение, страх, радость, грусть, удивление. Программа исследований выражений лица 1997, периферическая теория эмоций Джеймса-Ланге, структурно-функциональный подход к анализу невербальных средств общения В.А. Лабунская. Тест на распознавание выражений лица Пола Экмана. Методика диагностики «эмоционального интеллекта» Н.Холл. (Опросник EQ) Этапы эксперимента. Вводная часть. Анализировались эмоциональные реагирования учащихся на определённые ситуации, несущие некую эмоциональную нагрузку (гнев, отвращение, страх, радость, грусть, удивление), путём выборки наиболее информативных, в оценке которых наблюдатели проявили полное единогласие. На первом этапе. Анализу подлежали показатели правильно распознаваемых эмоциональных состояний знакомых учащихся на фотоснимках, а также типичные ошибки при идентификации эмоций. На втором этапе. Изучалась индивидуальные особенности личности, способности понимания отношения личности, репрезентуемые в эмоциях и управления эмоциональной сферой на основе принятия решений, используя методику оценки «эмоционального интеллекта» Н. Холл. Особый акцент был сделан на анализе уровней парциального эмоционального интеллекта. А также был изучен интегративный уровень эмоционального интеллекта. На третьем этапе. Изучались и анализировались распознавания стандартных изображений мимических проявлений, соответствующих эмоций. Для диагностики использовалась методика П. Экмана «тест на распознавание выражений лица», адаптированная к условиям нашего эксперимента. Достоверность полученных результатов обеспечивается опорой на теоретические положения отечественной и зарубежной науки, тщательностью анализа полученных материалов и применением адекватных методов математической обработки данных.
Содержание

Введение…………………………………………………..………………………..3 1. Теоретическая часть…………………………………………………..................8 1.1. Изучение особенностей невербальных средств общения……………..….8 1.2. Мимика как отражение эмоциональных состояний человека…………...…...................................................................................10 1.3. Основные характеристики эмоций и эмоциональных состояний ……………………………………………………………………………….13 2. Практическая часть…………………………………………………………….16 2.1. Анализ результатов по 1 этапу эксперимента……………………….....18 2.2. Анализ результатов по 2 этапу эксперимента………………………....21 2.3 Анализ результатов по 3 этапу эксперимента…………………………..26 Заключение………………………………………………………………...….....31 Литература………………………………………………………………...……..33 Приложение……………………………………………………………………….34
Список литературы

1. Барабанщиков В.А., Малкова Т. Н. Зависимость точности идентификации экспрессии лила от локализации мимических проявлений // Вопр. Психологии. 1988 №54. С. 131-140. 2. Вилюнас В.К. Митивация и эмоции. СПб., 2014. С.292. 3. Изард К. Психология эмоций. –М., 2009. 4. Изард К. Эмоции человека. М., 2010. 5. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. СПб., 2014. 6. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб., 2011. 7. Лабунская В.А. Невербальное поведение (социально-перцептивный подход). Ростов-на-Дону, 2016. 8. Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. Ростов-на-Дону, 2009. 9. Лафренье П. Эмоциональное развитие детей и подростков. СПб., 2014. 10. Мартин Д. Психологические эксперименты. Секреты механизмов психики. СПб.,2012. 11. Межличностное общение: Учебник. – Спб., 2011. 12. Межличностное общение: Хрестоматия. – СПб.,2011. 13. Пиз А. Язык телодвижений. – Нижний Новгород, 2002. 14. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М.,1979. 15. Фаст Дж. Язык тела. М.,1997. 16. Фрейджер Р., Фрейдимен Д. Личность. Теории, упражнения, эксперименты. СПб., 2014. 17. Эмоциональные и познавательные характеристики общения/ под ред. В.А. Лабунской. Ростов-на-Дону, 2010. С. 150-153.
Отрывок из работы

1. Теоретическая часть 1.1. Изучение особенностей невербального общения Невербальное общение – неречевая форма общения, включая в себя жесты, мимику, позы, визуальный контакт, тембр голоса, прикосновения и передающая образное и эмоциональное содержание.[Непп М., Холл Д., 2007] Язык нашего тела, по сравнению с другими вербальными (речевыми) средствами общения, является уникальным. Временами с помощью этих средств можно сказать гораздо больше, чем с помощью слов. Специалист по «языку телодвижений» А. Пиз утверждает, что с помощью слов передаётся - 7% информации, звуковых средств (включая тон голоса, интонацию и т.п.) – 38%, мимики, жестов, позы (невервальное общение) – 55%. Иными словами, можно сказать, что важно не что говорится, а как это говорится. Наблюдения показывают, что в процессах общения 60% - 95% информации передаётся именно с помощью системы невербалики. [Юсупов И.М., 2003] Невербальная коммуникация включает следующие основные системы [В. А. Лабунская, 1989]: - оптико-кинетическая: жесты, мимику, позы и пантомимику; - пара- и экстралингвистическая - Паралингвистическая система – это система вокализации, т. е. качества голоса, его диапазон, тональность, - организация пространства и времени коммуникативного процесса, - визуальный контакт, - ольфакторная. Совокупность этих средств выполняет следующие функции: дополнение речи, замещение речи, репрезентация эмоциональных состояний партнёров по коммуникативному процессу [Г. М. Андреева, 2003]. В хрестоматии «Межличностное общение» [2001], выделяют основные функции невербального общения: - выражение межличностных отношений, - выражение чувств и эмоций, - управление процессами невербального общения, - обмен ритуалами, - регуляция самопредъявлений. Особенностью невербального общения является то, что его поведение обусловлено импульсами человеческого подсознания, и человек, не владеющий методикой контроля своих невербальных средств выражения, не может подделать эти импульсы, что позволяет доверять этому языку больше, чем обычному, вербальному каналу общения. Знание невербального языка позволяет не только лучше понимать собеседника, но и (что более важно) предвидеть, какую реакцию вызвало услышанное ещё до того, как собеседник выскажется, почувствовать необходимость изменений для достижения желаемого результата.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Творческая работа, Бизнес планирование, 5 страниц
600 руб.
Курсовая работа, Финансы, 36 страниц
210 руб.
Творческая работа, Бизнес планирование, 5 страниц
800 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg