Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Содержание и использование учебно-методического комплекса по биологии для 5 класса (в соответствии с ФГОС 2 поколения)

miya_pal 210 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 38 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 23.09.2018
Учебник занимает особое место в системе средств обучения, поскольку является одним из основных источников знаний учащихся. С помощью учебника осуществляется закрепление материала урока, структурирование первичных знаний. В учебнике находят выражение такие логические структуры как сравнения, различия, описания, определения, доказательства, факты и т.д. Таким образом, учебник - это универсальное средство обучения. Наиболее полная реализация функций учебника возможна лишь в том случае, если учащиеся достаточно хорошо владеют навыками работы с ним. Существуют различные приемы работы с учебником, которые необходимо применять систематически.
Введение

В настоящее время биология занимает лидирующее положение среди естественных наук. Если 20 век был по праву назван веком физики (полеты в космос, работы в области ядерной физики, изобретение радио, телевидения и др.), то 21 век называют веком биологии. По словам академика Николая Платэ, «без генетики, молекулярной биологии и Интернета Россия не может стать великой державой». Можно с уверенностью сказать, что судьба каждого из нас – здоровье, питание, экологическая обстановка – так или иначе, зависят от достижений биологии. Поэтому особенно важно получить качественное биологическое образование. Сегодня уже всем ясно: в «новое» время со старыми стандартами «войти» нельзя. Как показала массовая прак- тика, задача формирования новой личности неосуществима традиционными подходами к образованию школьников. Возможно, поэтому одной из важнейших задач биологического образования разработка методического обеспечения реализации идей стандарта. Задачи, стоящие перед школьным биологическим образованием, реализуются через учебные программы и учебники, разработанные на основе нормативов, утвержденных Министерством образования и науки РФ. Учебник - главный компонент учебно-методического комплекта (УМК), один из основных источников знаний, необходимых для получения учащимися новой учебной информации. Учебник выполняет информационную, систематизирующую, интегрирующую, мотивационную функции, а также функции закрепления, самоконтроля и самообразования. С помощью учебника решаются основные цели и задачи обучения. Он способствует овладению учащимися различными видами репродуктивной и творческой учебной деятельности на основе усвоения системы биологических знаний и умений. Учебник помогает учителям решать задачи развития и воспитания школьников. Своим содержанием, структурой, иллюстративным материалом учебник призван побуждать и активизировать творческую деятельность ученика. Через учебную литературу подрастающему поколению, с одной стороны, передаются информация и опыт, накопленные в ходе исторического развития человечества, а с другой – внедряется то новое, что диктует настоящее время. Новые социально-экономические условия, модернизация российского образования требуют создания современных учебников, содержание, структура и оформление которых должны развивать интерес к биологии, формировать у школьников положительную мотивацию, желание глубже и шире познать живую природу, свой организм, принять участие в охране окружающей среды, заботиться о своем здоровье. Длительное время в школе использовался лишь один учебник биологии для каждого раздела. Это обстоятельство лишало учителя права выбора, в то время как каждый учитель желал, чтобы учебник вызывал интерес у школьников, способствовал успешному, продуктивному действенному их обучению. В настоящее время эта проблема решена, по каждому разделу биологии создано и рекомендовано МО РФ к использованию в школе нескольких вариативных учебников, которые можно рассматривать как самостоятельные «линии». Вариативные учебники различаются между собой содержанием и, в наибольшей степени структурой, объемом учебной информации, методическим аппаратом. С одной стороны, наличие вариативных учебников – положительное явление, позволяющее учителю использовать в своей работе те книги, которые он считает наиболее интересными, доступными для усвоения учащимися, отвечающими целям и задачам обучения. С другой стороны, вариативность учебников – одна из проблем школьного образования. К сожалению, многим учителям трудно выбрать один из множества УМК. Они не имеют возможности заранее оценить новые учебники, понять, по которому из них хотели бы работать. Кроме того, вариативность учебников вызывает трудности при миграции населения, так как они различаются последовательностью развития понятий, изучением их в разные отрезки времени. А главное – право на выбор учебника часто нарушается администрацией региона, по своему усмотрению решающей, какой из УМК будет использоваться в школах. От выбора учебника зависит не только работа учителя, но и результат освоения материала школьником. Вот почему в условиях многообразия учебников необходима информация об их особенностях. Для успешного решения учебно-воспитательных задач в учебнике должен быть реализован ряд требований. Одни из главных требований, предъявляемые к учебнику, – его научность и доступность. Принцип научности – основополагающий принцип формирования содержания образования в школе. Во всех учебниках по педагогике и дидактике принцип научности рассматривается как важный дидактический принцип процесса обучения. Принцип научности предусматривает изложения учебного материала на современном уровне развития науки, знакомство учащихся с основами наук. Научность в учебнике биологии предполагает, прежде всего, раскрытие содержания и сути основных понятий, законов, теорий, системы биологических знаний в свете ведущих идей: многоуровневой организации живой природы, ее эволюции, взаимосвязи строения и функций клетки, органа, организма, связи организма со средой. Этому требованию должны соответствовать логика развития общебиологических понятий, отбор научных фактов, постановка вопросов и заданий. В соответствии с принципом научности в учебнике биологии должны отражаться достоверные факты, теории, закономерности, основные достижения биологической науки, раскрываться пути их использования в практической деятельности человека, даваться критическая оценка антинаучных взглядов, различных гипотез на ряд вопросов (причины эволюции органического мира, происхождения человеческих рас, возникновения жизни). Ознакомление с различными гипотезами позволит избежать привития учащимся представлений о научных положениях как застывших догмах, показать, что наука развивается, открывает новые факты и обосновывает их теоретически. Вместе с тем увлечение теоретическими знаниями без соответствующей их адаптации и учета возрастных и познавательных возможностей школьников вступает в противоречие с принципом доступности. Если принцип научности предусматривает необходимость изложения учебного материала на современном уровне развития биологической науки, то принцип доступности указывает на необходимость изложения учебного материала с учетом возможностей понимания и усвоения его учащимися данного возраста, их развития и подготовки. Наука во всей ее сложности как бы противостоит ребенку с его познавательными возможностями. Вот почему реализация принципов научности и доступности в учебнике требует от авторов четких, лаконичных, адаптированных для учащихся соответствующего возраста формулировок определений, понятий, закономерностей, теорий, вопросов и заданий, логичного изложения текста, не перегруженного научными терминами, малопонятными рассуждениями, многочисленными примерами, что обеспечит повышение доступности учебного материала, эффективность его усвоения учащимися. Доступности содержания и лучшему его усвоению способствуют краткие выводы по каждому параграфу, которые помогают учащимся выделить главные мысли в нем, структурировать изложенные в нем знания. Учебник также должен удовлетворять и таким требованиям, как соответствие нормам времени, развитие познавательной активности учащихся, оптимальное соотношение текста и иллюстративного материала, наличие аппарата ориентировки, соответствие шрифта и объема гигиеническим нормам. Мотивом к работе с параграфом, пробуждением интереса к изложенному в нем материалу служит постановка проблемы в начале текста. Большую роль в создании мотивации для работы с параграфом имеют фотографии, рисунки, схемы, таблицы, иллюстрирующие текст, дополняющие содержание параграфа, конкретизирующие его. Использование иллюстративного материала при ответе ученика дает возможность выявить действительные знания, умения работать с информацией в символьной форме. Совершенно очевидно, что рисунки, схемы должны быть четкими, красочными, научно грамотными и в то же время не перегружены деталями. Важно, чтобы текст и задания к параграфу ориентировали учащихся на работу с иллюстрациями, и учитель проверял умение работать с ними. Невозможно переоценить значение методического аппарата учебника в усвоении учащимися биологических знаний и овладении умениями. Кроме вопросов и заданий на воспроизведение знаний значительную часть из них должны составлять практико-ориентированные задания, проверяющие умения учащихся принимать грамотные решения, аргументировать проблемы сохранения природы, биосферы, здоровья людей, личного здоровья, нормы здорового образа жизни, понимать жизненные ситуации. Задания должны проверять не только знания, но и интеллектуальные и общеучебные умения, навыки и способы деятельности, которые облегчают учебный труд учащихся, и пригодятся им при дальнейшем обучении в вузе, в трудовой деятельности, т.е. ключевые компетенции. Раскрытие в учебниках биологии научных взглядов на происхождение жизни, причины эволюции органического мира, многообразия видов, приспособленности организмов, освещение значения взаимосвязей в природе, биоразнообразия и круговорота веществ, роли человека в сохранении равновесия в биосфере обеспечивает формирование научного мировоззрения и нравственное воспитание учащихся. На решение этой задачи должны быть направлены вопросы и задания, контролирующие взгляды учащихся на процессы и явления живой природы, позволяющие учащимся совершенствовать свои общие учебные умения. На современном этапе развития общества возникла настоятельная необходимость в усилении личностно и практикоориентированной направленности учебника, увеличения его вклада в общекультурную подготовку учащихся. Это обусловлено изменением приоритетов в образовании, смещением акцентов со знаниевого на компетентностный подход. Только освоения знаний и умений недостаточно для конкурентоспособности на современном рынке труда. На первое место выходят умения, необходимые современному человеку для успешной работы, для постоянного приобретения новых знаний, саморазвития и самореализации. Компетентностный подход не отрицает значения знаний, но он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания. К числу важнейших компетентностей курса биологии, которые реализуются в учебниках, можно отнести: - эколого-природоохранные; - здоровьесберегающие; - информационные; - практико-исследовательские. Эколого-природоохранные компетентности предусматривают понимание последствий деятельности человека в окружающей среде, рациональное использование природных ресурсов, оценку влияния собственных поступков на живые организмы и экосистемы, моральную ответственность за сохранение биоразнообразия как основы устойчивости биосферы. Здоровьесберегающие компетентности в учебниках реализуются через содержание, предусматривающее понимание влияния физического труда и спорта на здоровье человека, соблюдение правил личной и общественной гигиены, здорового образа жизни, безопасного для жизни поведения в окружающей среде; обоснование отрицательного воздействия вредных привычек на организм человека, последствий влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на репродуктивное здоровье, на развитие зародыша человека, оказание первой помощи при несчастных случаях; предупреждение и профилактику заболеваний, вызываемых вирусами и бактериями, распространение эпидемий, заботу о собственном здоровье и здоровье окружающих. Информационные компетентности находят отражение в методическом аппарате, который обеспечивает проверку умений работать с текстом и рисунками, информацией, полученной из других источников, в том числе сети Интернет. Практико-исследовательские компетентности в учебнике формируются путем включения в него кратких инструкций для проведения лабораторных работ, экскурсий, наблюдений в природе; использования заданий, проверяющих умения учащихся применять биологические знания для объяснений процессов и явлений живой природы, работать с биологическими приборами и инструментами, объяснять результаты наблюдений за биологическими объектами и экспериментов. Личностно-ориентированная направленность учебника проявляется в его приближении к жизни, к познанию самого себя, в побуждении к деятельности, к использованию других источников информации, например интернет-ресурсов, к самостоятельным выводам, выражению собственного мнения, оценки явлений и событий, что способствует развитию критического мышления. В последнее время создаются учебники, которые объединяют текст учебника, материал мультимедийного учебного пособия и методические печатные издания в единое целое и которые рассматриваются в качестве модели образовательного процесса, организатора деятельности учащихся, их самообразования. Электронно-информационная поддержка учебников, предлагаемая в ряде УМК, позволяет задействовать различные типы восприятия учебного материала, формировать у школьников жизненно важные компетенции. Электронные учебные пособия пользуются популярностью как у учителей, так и у учащихся. Они позволяют расширить традиционные средства наглядности, «оживить» картинки, продемонстрировать видеоматериалы, организовать виртуальный диалог взаимодействие, изучать предмет на различном уровне сложности.
Содержание

Введение…………………………………………………………………………3 Глава I. Общие понятия об УМК……………………………………………...10 1.1 Функции УМК………………………………………………………………10 1.2 Общая характеристика учебного предмета……………………………….12 Глава II. Практическая часть………………………………………………….15 2.1 Общее содержание учебно-методического комплекса по биологии…...15 2.2 Обзор УМК биологии 5 класса (в соответствии с ФГОС 2 поколения)…32 Заключение………………………………………………………………………37 Список использованных литератур…………………………………………….38
Список литературы

1. Биология: еженедельное учебно-методическое приложение к газете «Первое сентября». http:// bio.1september.ru. 2. Министерство образования и науки РФ: http://www.mon.gov.ru/ 3. Сайт энциклопедий: http://www.encyclopedia.ru/ 4. Примерные программы основного общего образования. Биология. Естествознание. – М.: Просвещение, 2010.- 79 с. – (Стандарты второго поколения). 5. Биология 5 класс. И.Н. Пономарева, И.В. Николаев, О. А. Корнилова- М.: Вентана - Граф, 2012 год 6. Сборник нормативных документов. Биология /Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004. – 174 с. 7. Фундаментальное ядро содержания образования: проект /под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – М.: просвещение, 2009. – (Стандарты второго поколения) 8. В.В. Пасечник. Биология. Учебник. 5 класс. М.: Дрофа. 2012. 9. Пономарева И.Н., Соломин В.П., Сиделъникова Г.Д. Общая методика обучения биологии. – М.: Академия, 2007. 10. Антонова С.Г., Тюрина Л.Г. Современная учебная книга. Создание учебной литературы нового поколения. М., 2001 с. 21 11. Анохина Н.В.Введение Федерального государственного образовательного стандарта в малокомплектных школах. //Вестник образования.-2011.- №11.-С.51-58. 12. Бабинский М.Б.Стратегический анализ идеологии стандарта школьного образования.//Народное образование.-2011.-№6.-С.11-16. Благинин А.Г. Нормативно-правовое обеспечение введения на региональном уровне.//Вестник образования.- 2011.- №11.-С.21-28. 13.Ячменникова Т.С. Деятельностный подход в формировании универсальных учебных действий на уроках математики в 1 классе.//Муниципальное образование: инновации и эксперимент.-2011.- №1.-С.25.-32.-(От теории к практике реализации ФГОС второго поколения). 14. Галеева Н.Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии: Методическое пособие для учителя. – М.: «5 за знания», 2006. – 144 с. –(«Методическая библиотека») 15. Примерные программы основного общего образования. Биология. Естествознание. – М.: Просвещение, 2010.- 79 с. – (Стандарты второго поколения) 16. Жук А.И., Макаров А.В. Учебно-методические комплексы (из опыта разработки): Методическое пособие. – Мн.: БГУ, 2001. — 47 с. 17. Макаров А.В., Трофимова З.П., Вязовкин В.С., Гафарова Ю.Ю. Учебно-методический комплекс: модульная технология разработки: Учебно-методич. пособие – Мн. РИВШ БГУ, 2001. — 118
Отрывок из работы

Глава I. Общие понятия об УМК Для того, чтобы понять, что собой представляет учебно-методический комплекс дисциплины нужно, сперва, разобраться в определении данного понятия и уяснить цель, с которой, собственно, УМК создается. Учебно-методический комплекс - система нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и контроля, необходимых и достаточных для качественной организации основных и дополнительных образовательных программ, согласно учебному плану. Основная цель создания УМК - предоставить студенту полный комплект учебно-методических материалов для самостоятельного изучения дисциплины. При этом, помимо непосредственного обучения студентов, задачами преподавателя являются: оказание консультационных услуг, текущая и итоговая оценка знаний, мотивация к самостоятельной работе. 1.2 Функции УМК Являясь модельным описанием педагогической системы, УМК: 1. Выступает в качестве инструмента системно-методического обеспечения учебного процесса по взятой дисциплине, его предварительного проектирования. В этом его главная функция. 2. Объединяет в единое целое различные дидактические средства обучения, подчиняя их целям обучения и воспитания. 3. Не только фиксирует, но и раскрывает (развертывает) требования к содержанию изучаемой дисциплины, к умениям и навыкам выпускников, содержащиеся в образовательном стандарте, и тем самым способствует его реализации. 4. Служит накоплению новых знаний, новаторских идей и разработок, стимулирует развитие творческого потенциала педагогов. Однако функции УМК не будут исполнены и его предназначение не будет достигнуто (во всяком случае в полной мере), если данный комплекс представляет собой лишь собранные вместе компоненты (учебник, пособие, практикум, хрестоматия и т.д.), не связанные между собой единым концептуальным подходом.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg