Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ ВОСПРИЯТИЯ ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСИ У УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ КЛАССОВ НА УРОКАХ ИЗО ( НА МАТЕРИАЛЕ РУССКОЙ ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСИ)

miya_pal 240 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 40 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 23.09.2018
В заключение данной работы в их поставленной цели - изучить особенности влия-ния темы русской пейзажной живописи в общеобразовательной школе на подростков бы-ли поставлены и решены следующие задачи: Были рассмотрены этапы развития и становления русской пейзажной живописи и выявлены ее особенности. Определены основные воспитательные функции пейзажной живописи – развитие художественного, воспитание культуры восприятия ребенка произведений искусства, развитие качеств творческой личности. Также была определена степень положительного влияния на развитие детей подросткового возраста.
Введение

Актуальность. Культура восприятия ? процесс формирования целостного воспри-ятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и действительности, способность, дающая возможность входить в мир культуры, позволяющая создавать новые миры, на основе индивидуального мировосприятия. От качества восприятия окружающего мира зависит жизнь человека, его душевное и физическое состояние. Показателем восприятия мира, является физическое и моральное чувство человека. Восприятие индивидом окружающего мира это отражение внутреннего состояния человека. Изменив мировосприятие людей, можно изменить не только образ мыслей, но и действий, поступков. Общение с изобразительным искусством, благотворно действует на психические и мыслительные процессы ребенка, обогащает его внутренний мир, побуждает к самопо-знанию и самовыражению, формирует способности к творчеству, импровизации и экспе-риментированию. Развитие творческих способностей становится неотъемлемой частью личности, ее культурно-нравственной ценностью. Именно поэтому, очень важно заложить основы правильного культурного воспри-ятия окружающего мира у детей. Педагогу необходимо на максимально долгий срок по-пытаться сохранить непосредственность детского восприятия, его остроту и естествен-ность, помочь увидеть прекрасное в окружающем мире. Очень важно использовать в раз-витии восприятия ближайшее окружение детей. Именно на любви к родному краю должно основываться развитие детского восприятия и большое значение при этом имеет ближайшее окружение. Обращение к русской пейзажной живописи является действенным способом воспитать у школьника нравственные качества: патриотические чувства, любовь к родной природе, наблюдательность и пытливость ума, творческое воображение, развитие представлений и вкуса, способность воспринимать образ, способность к аналитической деятельности, область эмоциональных проявлений, раскрыть творческий потенциал ребенка и развить его творческие способности. То есть, обращение к пейзажу русской природы затрагивает практически все аспекты формирования духовной жизни ребенка младшего подросткового возраста. Любой край, область, город неповторимы. Каждое место имеет свою душу, непо-вторимую атмосферу, колорит. Необходимо не только обращать внимание детей на мир вокруг них, но и реализовывать свое видение в творческой деятельности, иллюстрируя этот процесс произведениями разных авторов из разных исторических эпох. И в этой за-даче нам поможет жанр пейзаж и русский пейзаж в частности. На протяжении довольно продолжительного времени среди педагогов, как зарубежных, так и российских, сформи-ровалось убеждение в том, что природа является важным фактором для формирования че-ловеческой личности. В классической педагогике давно обоснованы положения о нравст-венном развитии детей под воздействием природы, а также о ценности наблюдения и изучения природных факторов и явлений в системе воспитания. Еще в начале XVIII столетия педагоги советовали учиться у природы и постоянно наблюдать ее процессы, используя ее воспитывающий потенциал. Из западноевропейских педагогов наибольшее значение воспитательной роли природы придает Жан-Жак Руссо. Он рассматривал природу как один из важнейших факторов воздействия на ребенка. Русский педагог К.Д. Ушинский, утверждал, что логика природы есть самая доступная и самая полезная логика для детей. Он также писал в своих воспоминаниях, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога, день проведенный ребенком посреди рощи и полей стоит многих недель, проведенных на учебной скамье. Л.Н. Толстой также был сторонником воспитания детей в тесном единстве с при-родой. Он практиковал использование влияния природы на формирование личности ре-бенка, активно использовал такую форму обучения как экскурсии, которые способствова-ли развитию наблюдательности. В.А. Сухомлинский в своих задачах и принципах обучения ставил природу на пер-вое место в сущности школьной программы, которая выражалась в тезисе: природа – труд – общество. Пейзаж – один из интереснейших жанров живописи именно потому, что он всегда связан с историей, жизнью страны, народа. С помощью пейзажной живописи у детей вос-питывается интерес и любовь к прекрасному, развивается эстетическое чувство. Перед ними раскрывается богатство и разнообразие красок окружающего мира, форм, движений. Русский пейзаж – это не просто изображение природы, или города, а скорее образ национального единства, основанный на личных впечатлениях художника и его русского духа. Виду всего сказанного, хотелось бы указать, что целью нашей выпускной квалифи-цированной работы является выявление возможностей русского пейзажа как средства, способствующего развитию восприятия учащихся средних классов. Объект исследования ? Развитие культуры восприятия школьников в процессе обучения в общеобразовательной школе. Предмет исследования – Методическое обоснование развития восприятия уча-щихся средних классов общеобразовательной школы на урока ИЗО. Гипотеза – мы предположили, что исследование жанра русского пейзажа в качест-ве стимулирующего материала может повысить эффективность процесса развития куль-туры восприятия у школьников средних классов, если мотивационная структура изобразительной деятельности будет обогащена эмоциональными переживаниями, сопричастности к культуре своего народа, любви к малой Родине. Данная цель реализуется через задачи: 1. Рассмотреть особенности восприятия как психологического процесса; 2. Исследовать психолого-педагогические особенности развития учащихся сред-них классов и их восприятия живописи; 3. Рассмотреть русский пейзаж как часть мировой культуры; 4. Исследовать средства формирования культуры восприятия пейзажа подростка-ми. Методы исследования: Теоретически анализ искусствоведческой, психолого-педагогической, методической литературы, выявление, анализ исследований по данной теме, сравнение материала, обобщение, изучение практической деятельности. Практическая значимость работы: Результаты проводимого в данном проекте исследования можно использовать в школьной практике. Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………………….. 3 ГЛАВА I. ЖАНР ПЕЙЗАЖ И ОСОБЕННОСТИ ЕГО ВОСПРИЯТИЯ................................ 6 1.1 ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФЕНОМЕНА ВОСПРИЯТИЯ............................ 6 1.2 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ КЛАССОВ И ИХ ВОСПРИЯТИЕ ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСИ.................................................................................................................. 13 ВЫВОД ПО I ГЛАВЕ………………………………………………..…………….….. 21 ГЛАВА II. ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ВОСПРИЯТИЯ ПЕЙЗАЖА НА УРОКЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА ШКОЛЬНИКАМИ В СРЕДНИХ КЛАССАХ…… 22 2.1. РУССКИЙ ПЕЙЗАЖ КАК ЧАСТЬ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ ………….….. 22 2.2. СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПЕЙЗАЖА ПОДРОСТКАМИ .......................................................................................................... 30 ВЫВОД ПО II ГЛАВЕ................................................................................................... 36 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ......................................................................................................................... 38 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………..……………........................................................... 40
Список литературы

1. Астахов, А.Ю. Русская живопись. Большая коллекция. / А.Ю. Астахов. / Белый город, 2006. – 936 с. 2. Алферов А.Д. Психология развития школьников: Учебное пособие для вузов. - Ростов-на-Дону, 2010. – 384 с. 3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – Москва; Воронеж: Ин-т практической психологии, 1995. – 352 с. 4. Беда Г. В. Основы изобразительной грамоты – М.: Просвещение, 1989 – 192 с. 5. Верижникова, Т. Малые голландцы. / Т. Верижникова. СПб: Аврора, 2010. – 256 с. 6. Выготский Л.С. Педология подростка // Психология подростка. Под ред. Ю.И.Фролова. / Л.С. Выготский,– М.: Роспедагентство, 1997, – С. 232-286. 7. Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства: В 10 т.– СПб.: Азбука-Классика, 2007. – С.230-245. Т.7. 8. Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства: В 10 т. – Т.8. – СПб.: Азбука-Классика, 2008. – С.359-370. 9. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия. - М.: Академия,2010.- 367 с. 10. Гладких, З.И. Пути познания и понимания мира детства в русской педагогической ан-тропологии // Вестник православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4. Педагогика. Психология. №1(24), 2012. – С. 66-79. 11. Давалева, Д.А. Развитие восприятия произведений искусства как условие формирова-ния художественного вкуса младших подростков. // Омский научный вестник №1 (105). 2012. – С. 227-230. 12. Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли: Учеб.пособ. для сту-дентов педвузов / А.Н. Джуринский. – М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2008.– 150 с. 13. Игнатьев С.Е. Закономерности изобразительной деятельности детей. Учебное пособие для вузов. / С.Е. Игнатьев. – М.: 2005. – С. 82-83. 14. Игнатьев С.Е. Программы для общеобразовательных учреждений Изобразительное искусство. 5-9 классы. / С.Е. Игнатьев, П.Ю. Коваленко, В.С. Кузин. – М.: Дрофа, 2010. – 235 с. 15. Ильина Т.В . История искусств. Западноевропейское искусство. / Ильина Т.В. // Учеб. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Высш. шк., 2000.– 370 с. 16. Ильина Т. В. Национальное своеобразие русского искусства XVIII века и его место среди европейских школ. Учебно-методическое пособие с указателем рекомендован-ной литературы. Санкт-Петербург: Полиграф.база ист. фак-та СПбГУ, 2012. –100 с. 17. Ильина Т. В. История искусств: учебник для высших учебных заведений. Отечествен-ное искусство. Изд. 4-е, стер. Москва : Высшая школа, 2009. – 405 с. 18. Ильина Т. В. Русское искусство XVIII века. Учебник для студентов вузов. Москва: Высшая школа, 1999, 2000, 2001. –399 с. 19. «Искусство в жизни человека» 6 класс, под редакцией Б.М. Неменского. М.: «Просвя-щение» 2008г. – 178 с. 20. Картавцева, О.Д. Методика обучения изобразительному искусству (интенсивный курс): Учеб.пособие. – Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 2003. – 112 с. 21. Красильников, И. Творческое задание на уроках искусства. // Искусство в школе. 2001, №3. – С.13-14. 22. Козловская, М.А. Проблема формирования художественного восприятия у учащихся 5-6 классов общеобразовательной школы в психолого-педагогической теории и прак-тике. // Фундаментальные исследования № 12-2, 2011. – С. 311-316. 23. Кон, И.С., Фельдштейн Д.И. Отрочество как этап жизни и некоторые психолого-педагогические характеристики переходного возраста. // Хрестоматия по возрастной психологии. М.МПСИ, 1996,– С. 239-248. 24. Кузин В.С. Психология живописи. / В.С. Кузин. – М.: ОНИКС 21 век, 2005. – 304 с. 25. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Развитие человека от рожде-ния до поздней зрелости: Учебное пособие для вузов.– М.: Юрайт,2011.–464 с. 26. Курочкина Н. А. Знакомим с пейзажной живописью – С-Пб.: OOO «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС». 2013.– 24 с. 27. Медкова Е.С. Эксперимент. Новое содержание общего образования. Искусство. / Е.С. Медкова, В.С. Кузин, С.П. Ломов. – М.: Просвещение, 2002. – 31 с. 28. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. Вузов/ 4-е изд., стереотип.// - М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 456 с. 29. Немов, Р.С. Общая психология. В 3-х т. Т. 3. Психология личности: Учебник / Р.С. Немов. ? М.: Юрайт, 2012. ? 739 c. 30. Немов, Р.С. Общая психология. В 3-х т.Общая психология: Учебник / Р.С. Немов. ? М.: Юрайт, 2012. ? 2472 c. 31. Основы эстетики и искусствознания. Факультатив.курс. Пособие для учителей / И. Л. Любинский, В. В. Неверов, В. К. Скатерщиков и др., Под ред. И. Л. Любинского, В. К. Скатерщикова. – 2е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1979. – 302 с. 32. Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева и др.: Изобразительное искусство. Ра-бочие программы. Прдеметная линия учебников под ред. Б.М. Неменского. 1-4 классы. - М.: Просвещение, 2011 33. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Россия, 2011, 414 с. 34. Палий, В.Ф. Диалектика духовно-практического освоения природы. / В.Ф. Палий, В.Ф. Щербина. - Л., 1980. – 144 с. 35. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Пед. общество России, 2009. 36. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – М., 2007. 37. Романовский, А. Пейзаж в русской живописи. / А. Романовский. – Белый город, 2008. – 416 с. 38. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. / Н.Н. Ростовцев. – М. 2000. – 251 с. 39. Роботова А.С. Введение в педагогическую деятельность/ Роботова А.С., Леонтьева Т.В., Шапошникова И.Г. и др. – М.: Академия, 2009. – 208 с. 40. Сухомлинский, В.А. Рождение гражданина. / В.А. Сухомлинский, - М.: Молодая гвар-дия, 1971. – 336 с. 41. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2009. 42. Юон К.Ф. Об искусстве /К.Ф. Юон. М., 1959. Т. 1. – С. 297-301.
Отрывок из работы

ГЛАВА I. КУЛЬТУРА ВОСПРИЯТИЯ ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСИ В ИСКУССТВЕ 1.1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВОСПРИЯТИЯ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА Восприятие ? это целостное отражение предметов, ситуаций, событий, возникаю-щее при воздействии на рецепторные поверхности органов чувств. Такое целостное отра-жение складывается в результате взаимодействия анализаторов, с подключением памяти и мыслительных процессов [29, с. 302]. Процесс восприятия является деятельностью сопоставления с хранящимися в памя-ти образами, сравнение с уже имеющимися знаниями относительного данного субъекта. Все то, что при восприятии не имеет опоры на знание, например текст, или речь на незна-комом языке, не воспринимается, а лишь отражается как внешняя форма. В отличие от отражения объектов, восприятие предполагает получение новых знаний. Это зависит от характера воспринимаемого объекта. Получение информации зависит от того, насколько человек сохраняет способность видеть индивидуальные особенности в объектах, изменения которые происходят в цело-стной структуре, в деталях, в соотношении с другими элементами этой системы. В боль-шинстве случаев при восприятии доминирует обобщенное понятие, схематичное, зритель видит только общее, а не индивидуальное. Восприятие субъективно, так как одну и ту же информацию люди восприни-мают по-разному, в зависимости от интересов, потребностей, способностей и т.п. Зависи-мость восприятия от прошлого опыта, от общего содержания психической деятельности человека и его индивидуальных особенностей называется апперцепцией [29, с. 304 ]. Свойства восприятия: • Предметность явлений ? выражается в так называемом простыми акте возникающие объективации, т.е. в отне-сении восприятии сведений, получаемых из внешнего явлений мира предметность, к этому миру сложные. Предметность, не будучи едметов врожденным восприятие качеством, выполняет может ориентирующую и регулирующую функцию в отражении практической простые деятельности. Предметность воспринимают как качество восприятия времени играет вида особую роль в восприятие регуляции поведения. • Целостность ? относительно складывается незнакомом на основе обобщения восприятие знаний об отдельных самом свойствах сторон и качествах предмета, насколько получаемых в виде различных предметность ощущений целостность. Компоненты настолько воздействующих прочно связаны зависимости между сложные собой, что единый механизмом сложный образ предмета предметность возникает отличие даже тогда сравнение, когда на человека отражаемый непосредственно восприятие действуют только сложные отдельные свойства или отдельные одна части формируется объекта. • Структурность восприятие – формируется из восприятия времени фактически также абстрагированной из ощущений свойствах обобщеннойструктуре которая относительно формируется удельный в течение некоторого особенность времени. • Константность ? отличие называется явления относительное постоянство восприятие некоторых свойств предметов при другими изменении настолько его условий. Благодаря величины свойству константности, благодаря состоящему насколько в способности компенсировать эти константность изменения, мы воспринимаем окружающие нас работы предметы зависимость как относительно постоянные свойствах. В наибольшей степени вида константность способности наблюда-ется при зрительном предмет восприятии цвета, величины и другими формы отнесении предметов. • Осмысленность простые восприятия ? сознательно воздействующих воспринимать восприятие предмет — значит которых мысленно назвать его, т. е. отнести к может определенной восприятие группе, классу времени, обобщить его в слово. одна Даже предметностьпри виде незнакомого способности предмета мы пытаемся установить в нем особенность сходство механизмом со знако-мыми [29, с. 310]. Одна свойствах из задач восприятий самом состоит которые в том, чтобы формировать у человека человека правиль-ные образы обобщенное объективной константностьреальности. В зависимости от количества формируется анализаторов, участвующих в отражении свойствах мира незнакомого, вос-приятия подразделяют явленияна: простые и сложные. • сложные Простые свойства восприятия ? возникают на простыми основе работы преимущественно константность одного возникающие анализатора.Например особенность, по звуку работающего отнесении двигателя работы специалист может человека определить не только тип автомобиля, но и возникающие состояние человека самого двигателя простыми. В зависимости от модальности восприятие рецепторов свойствах различают зрительные, свойства слуховые, осязательные, вкусовые, предмет обонятельные зависимости вос-приятия. • Сложные которые восприятия ? возникают на восприятии основе явлений работы нескольких структуре анализаторов. Например восприятие которые обстановки незнакомом на рабочем месте зависит, в квартире, в общественном которые транспорте сложные и т.д. Сложные восприятия восприятии более полно отражают воспринимают действительность структуре по сравнению с простыми также.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg