Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Обогащение семейных традиций в процессе взаимодействия детского сада и семьи

miya_pal 290 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 61 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 23.09.2018
Анализ особенностей семейного воспитания в разных странах демонстрирует важность семейного воспитания для жизни общества. Именно благодаря семейному воспитанию, которое лежит в основе формирования личности и успешной социализации индивида, усвоения им правил конкретного общества, достигается повышение человеческого потенциала нации и, тем самым, обеспечивается успешное социальное развитие. Как показывает практика, невнимание к семейному воспитанию и проблемам семьи в целом ведет к широкому распространению девиаций в обществе и, в конечном счете- к духовно- нравственной деградации населения.
Введение

Семья представляет собой систему, имеющую черты социального института и малой социальной группы. Для дошкольника семья является первой общественной средой. Именно семья была, есть и всегда будет важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания. Главным фактором семейного воспитания считается его эмоциональный, интимный характер, основанный на родственных чувствах и выражающийся в любви к детям. Стойкость, постоянство воспитательных воздействий на детей со стороны всех членов семьи – это основные факторы, которые отличают семью от других институтов. Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» безусловным приоритетом объявлена семья и семейные ценности. Дети должны стать активными участниками в реализации этих важнейших задач, направленных на возрождение и всемерное укрепление социального института семьи, семейных ценностей и традиций как основы основ российского общества и государства. Исследования педагогов, психологов, социологов показывают, что уважительное отношение к семейным традициям должно формироваться в период дошкольного детства. Особенности формирования уважительного отношения к семейным традициям изучались В. А. Сухомлинским, В. А. Титаренко, С. А. Козловой, Т.А. Марковой, О. Л. Зверевой, Л. В. Загик, Д. О. Дзинтере, Л. Д. Вавиловой, Е. С. Бабуновой, В. М. Ивановой, Т. А. Репиной и др. В процессе исследования проблемы обогащения семейных традиций в процессе взаимодействия детского сада и семьи нами были выявлены противоречия между: - возросшей потребностью государства в возрождении семейных традиций и недостаточной готовностью дошкольных образовательных учреждений к решению данной проблемы; - требованием практики к методическому обеспечению исследуемого процесса и неразработанностью педагогических условий обогащения семейных традиций в процессе взаимодействия детского сада и семьи. Выявленные противоречия позволили обозначить проблему исследования, которая заключается в поиске педагогических условий, обеспечивающих обогащения семейных традиций в процессе взаимодействия детского сада и семьи. Актуальность проблемы обусловила выбор темы исследования: «Обогащение семейных традиций в процессе взаимодействия детского сада и семьи». Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия обогащения семейных традиций в процессе взаимодействия детского сада и семьи. Объект исследования: процесс обогащения семейных традиций в процессе взаимодействия детского сада и семьи. Предмет исследования: педагогические условия обогащения семейных традиций в процессе взаимодействия детского сада и семьи. Гипотеза исследования: обогащения семейных традиций в процессе взаимодействия детского сада и семьи будет успешным, если: - определено содержание понятия «уважительное отношение к семейным традициям»; - определены педагогические условия обогащения семейных традиций в процессе взаимодействия детского сада и семьи: разработана и реализована программа «Моя семья», направленная на обогащения семейных традиций в процессе взаимодействия детского сада и семьи; взаимодействие ДОУ и семьи будет осуществляться посредством проведения: мини-лектория для родителей «Семейные традиции»; мастер-классов; обогащения предметно-развивающей среды воспитателем совместно с родителями и детьми; создания детско-родительских проектов. В соответствии с целью и гипотезой были определены задачи исследования. - Изучить состояние проблемы исследования в психолого-педагогической литературе. - Определить особенности обогащения семейных традиций в процессе взаимодействия детского сада и семьи. - Установить критерии и показатели оценки уровня сформированности обогащения семейных традиций в процессе взаимодействия детского сада и семьи. - Выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия обогащения семейных традиций в процессе взаимодействия детского сада и семьи. Методологической и теоретической основой исследования являются концептуальные философские, социальные, психолого-педагогические положения: теория традиции В.Д. Плахова; идеи о нормах и ценностях культуры Л. Н. Когана; идеи народной педагогики (Г.Н. Волков, И.С. Кон, Е. В. Субботский); положения о социальной обусловленности семейного воспитания (И.В. Гребенников, С.И. Голод, В.Д. Семенов); теоретические основы нравственного воспитания (Л.И. Божович, Е.В.Бондаревская, С.А. Козлова, Г.Н. Година и др.); философские, психологические и педагогические теории отношений (А.Г. Асмолов, Н.В. Мясищев, И.Ф. Харламов). Выдвинутые цели и задачи обусловили выбор методов исследования: теоретические (анализ и обобщение научной литературы по проблеме исследования), эмпирические (наблюдение, беседа, педагогический эксперимент), математические методы обработки результатов. База исследования: МБДОУ «Детский сад №9 «Ёлочка» (г.Нурлат, РТ). Новизна исследования заключается в том, что обоснована возможность и необходимость обогащения семейных традиций в процессе взаимодействия детского сада и семьи; Практическая значимость исследования заключается в следующем: - разработана и реализована программа «Моя семья»; - разработано информационное обеспечение взаимодействия ДОУ и семьи в воспитании уважительного отношения к семейным традициям в период дошкольного детства. Материалы исследования могут быть использованы в практической деятельности педагогов дошкольных образовательных организаций, в системе повышения квалификации и переподготовки педагогов дошкольных образовательных организаций.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБОГАЩЕНИЕ СЕМЕЙНЫХ ТРАДИЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ 1.1. Сущность и значение обогащения семейных традиций в психолого-педагогической литературе 7 1.2. Педагогические условия обогащения семейных традиций у детей старшего дошкольного возраста 11 1.3. Современные формы взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи детей старшего дошкольного возраста по формированию семейных традиций 20 ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОБОГАЩЕНИЮ СЕМЕЙНЫХ ТРАДИЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ 2.1. Диагностика уровня сформированности обогащения семейных традиций в процессе взаимодействия детского сада и семьи 28 2.2. Формирующий эксперимент. Взаимодействие семьи и детского сада в работе ДОУ №9 «Ёлочка» 41 2.3. Анализ результатов исследования 50 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 57
Список литературы

1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика [Текст] / Ю.П.Азаров. - СПб.: Питер, 2016. - 400 с. 2. Арнаутова Е.П., Иванова В.М. Общение с родителями: Зачем? Как? [Текст] / Е. П. Арнаутова, В.М. Иванова. - М.: Просвещение, 2016. - 114 с. 3. Аронина И.А. Специфика семейного воспитания: позитивное и негативное влияние семьи [Текст] / И.А. Аронина // Управление ДОУ. - №4. 2016. - С. 108-111. 4. Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика [Текст]: учебное пособие / Т. М. Бабунова. - М.: ТЦ Сфера, 2017. - 208 с. 5. Байбурии А.К. Некоторые общие соображения о ритуале [Текст] / К.Байбурии. Aequinox. - М.: 1993. - С. 4. 6. Баринова Т. Семейные традиции как часть общечеловеческой культуры и социально- педагогическое явление [Текст] / Т.Баринова // Детский сад от А до Я. - 2013. - №4. - С. 64-75. 7. Бестутьева С. Семья в нашей стране: историческая правда [Текст] / С. Бестутьева // Воспитание школьников. - 2008. - №10. - С. 6-9. 8. Богданова И.В. О возрождении традиций семейного воспитания [Текст] / И.В.Богданова // Начальная школа плюс до и после. - 2009. - №3. - С. 18-20. 9. Бодалев А.А. Психология личности [Текст] / А.А. Бодалев.- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. - 188 с. 10. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст]: психологическое исследование / Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 1986. - 464 с. 11. Брудная Л.И.Энциклопедия обрядов и обычаев [Текст] / Л.И.Брудная. - СПб.: «РЕСПЕКС», 1996. - 280 с. 12. Букатова В.М. Как наладить и сохранить диалог поколений [Текст] / М.Букатова // Народное образование. - 2015. - №8. - С.190-195. 13. Буре Р.С. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников [Текст]: книга для воспитателя дет. сада, - 2-е изд., испр. и доп / Под ред. А. М. Виноградовой. - М.: Просвещение, 1989. - 96 с. 14. Бурмистрова Л. Праздники в нашей жизни: Возрождение традиций семейных праздников [Текст] / Л. Бурмистрова // Народное образование. - 1991. - №8. - С. 39-44. 15. Волков Г.Н. О времени, детях и о семье [Текст] / Г.Н. Волков // Некоторые социально-психологические вопросы формирования личности ребенка. -М.: Знание, 1971. - 96 с. 16. Гребенников И.В. Сущность педагогического руководства семейным воспитанием [Текст] / И.В. Гребенников // Педагогические проблемы руководства семейным воспитанием. - М., 1980. 17. Дозорова М.А. «Семья»: я + мама + папа + 2 бабушки + 2 дедушки: программа и материалы по социально-личностному развитию детей дошкольного возраста [Текст]: уч.-метод. пос. д/дошк. воспитания, д/гуверн. и родит. АРКТИ / М.А. Дозорова, Н.В. Кошлева, А.А.Кроник. - М., 2013. - 150 с. 18. Дорохина Н.А. Особенности воспитательного взаимодействия между родителями и старшими поколениями в семьях дошкольников [Текст] / Н.А.Дорохина // Наука и школа. - 2015. - №1. - С.60-61. 19. Загвозкин В.К. Эмоциональный интеллект и его развитие в условиях семейного воспитания [Текст] / В.К.Загвозкина // Управление ДОУ. - 2013. - №4. - С. 115-122. 20. Загик Л.В. Особенности детского труда в семье и его роль в нравственном воспитании ребенка-дошкольника [Текст] / Л.В. Загик, Д.О. Дзинтере // Средства и методы нравственного воспитания детей дошкольного возраста в труде: сб. науч. тр. - М., 1984. - С. 130-138. 21. Залевская Н.А. Ценностный подход к проблеме семейного воспитания [Текст] / Н.А. Залевская, С.А. Есенина. Образование. - 2014. - № 6. - С. 16-24. 22. Зверева О.Л. Семейная педагогика и дошкольное воспитание детей раннего и дошкольного возраста [Текст] / О.Л.Зверева // Управление ДОУ. - 2013. - №3. - С. 23¬28. 23. Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности [Текст] / Г.Здравомыслов. - М.: Политиздат, 1986. 24. Иванова Н.П. Воспитание в семье в контексте социальных изменений [Текст] / Н.П. Иванова, И.А. Бабылева // Начальная школа. - 2014. - №3. - С. 6-13. 25. Каратаева Н. А. Воспитание уважительного отношения к традициям семьи у детей дошкольного возраста [Текст]: учебно-методическое пособие для студентов факультета дошкольной и социальной педагогики и психологии / Н. А. Каратаева. - Шадринск: Изд-во Шадринский гос. пед. институт, 2017. - 118 с. 26. Ким Т.К. Структура, специфика и воспитательные возможности современной семьи [Текст] / Т.К. Ким // Преподаватель 21 века. - 2016. -№1, №2, №4. - С. 331-337. 27. Ковалев С.В. Психология современной семьи [Текст]: информационно - методические материалы к курсу этика и психология семейной жизни / С.В.Ковалев. - М.: Просвещение. - 1998. - 208 с. 28. Коган Л.Н. Теория культуры [Текст] / Л.Н. Коган. - Екатеринбург, 1994. 29. Коджаспирова Г.М. Словарь по педагогике [Текст] / Г. М. Коджаспирова, П. М. Коджаспиров. - М.: ИКцп Март, Ростов-Н / Д, издат. Центр Март, 2015. - 445 с. 30. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. - М.: Издат. Центр Академия, 2014. - 416 с. 31. Кон И.С. Ребенок и общество [Текст] / И.С.Кон // Историко-этнографическая перспектива. -М.: Наука, 1988. - 270 с. 32. Коробкова В.В. Воспитательный потенциал семьи [Текст] / В.В.Коробкова // Педагогическое образование и наука. - 2015. - №6. - С.99-102. 33. Короткова Л.Д. Авторская дидактическая сказка как средство духовно¬нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Л.Д.Короткова.- М.,2008. - 25 с. 34. Кузнецова Л.В. Семья как воспитательная среда ребёнка [Текст] / Л.В. Кузнецова // Педагогическое образование и наука. - 2011. - №12. - С. 84-89. 35. Кузьмина И.В. Формирование семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / И.В.Кузьмина // Дошкольная педагогика. - 2013. - №4. 36. Куликова В.А. Ценностный подход к проблеме семейного воспитания [Текст] / А.Куликова // Образование. - 2014. - №6. - С. 27-35. 37. Лебедев П.А. Семейное воспитание [Текст]: хрестоматия: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / П.А.Лебедев. - М.: Издательский центр «Академия». - 2016. - 512 с. 38. Мясищев В.Н. Психология отношений [Текст] / В.Н. Мясищев. М.: НПО «Модек», 1995 - 356 с. 39. Парыгин Б.Д. Социальная психология [Текст]: учебное пособие / Б. Д. Парыгин. - СПб: СПбГУП, 2013. — 616 стр. 40. Пеккин И.В. Воспитание семейных ценностей в системе образования [Текст] / И.В.Пеккин // Образование. - 2014. - №12. - С. 3-8. 41. Плахов В.Д. Традиции и общество: философско-социальные исследования [Текст] / В.Д.Плахов. - М.: Мысль, 1982. - 220 с. 42. Рапацевич Е.С. Педагогика [Текст]: большая современная энциклопедия / Е.С.Рапацевич. - М.: «Современное слово», 2015. - 720 с. 43. Ривина Е. Родословная в детском саду - история и образ семьи [Текст] / Е.Ривина // Дошкольное воспитание, 2017. - № 12. - С. 37- 51. 44. Рыжова Н. Мини-музей в детском саду [Текст] / Н.Рыжова, Л. Логинова. М.: Линка-Пресс, 2013. - 256 с. 45. Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: практическое пособие / О.В.Солодянкина. - М.: АРКТИ, 2016. - 80 с. 46. Сотникова С.И. Музеология [Текст]: пособие для вузов/ С.И.Сотникова. - М.: Дрофа, 2014. - 192 с. 47. Спицин И.Г. О дружбе брата и сестры [Текст] / И.Г.Спицин // Начальная школа. - 2013. - №12. - С.16-20. 48. Субботский Е.В. Ребенок открывает мир [Текст] / Е.В.Субботский.: Питер, Просвещение, 1991. - С.179-183. 49. Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений [Текст] /И.В.Суханов. - М.: Политиздание, 1976. - 216 с. 50. Приказ Минобрнауки России № 1155 от 17 октября 2013 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный текст]: http://минобрнауки.рф 51. Теплюк С. Отечественная культура в нравственном воспитании [Текст] / С. Теплюк // Дошкольное воспитание. - 2014. - №2. - С. 12-14. 52. Тугаринов В.П. О ценностях жизни и культуры [Текст] / В.П.Тугаринов.- Л.: Изд-во ЛГУ, 1960. - 156 с. 53. Штанько Н.В. Проектная деятельность с детьми дошкольного возраста [Текст] / Н.В.Штанько // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2014. - №4. - С. 99-101. 54. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" // Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/70183566/#ixzz4hdDwKrQg 55. Урунтаева Г.А. Практикум по дошкольной психологии [Текст]: учеб. пособие для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина. - М.: Академия, 2015. - 304 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБОГАЩЕНИЕ СЕМЕЙНЫХ ТРАДИЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ 1.1 Сущность и значение обогащения семейных традиций в психолого-педагогической литературе Прежде чем приступить к рассмотрению понятия «уважительного отношение к семейным традициям» попытаемся дать определение основным понятиям «отношение», «семья», «традиция». На наш взгляд, целесообразно начать с определения понятия «отношение». Одни ученые считают, что отношения личности объективны, так как являются проявлением экономических отношений (Г.М. Гак). Придерживающиеся другой точки зрения считают, что отношения личности не следует рассматривать вне сознания, направленности наших мыслей, чувств, внимания (В.Н. Купцов). Третьи рассматривают отношение как общественное явление, представляющее собой «единство объективного и субъективного» (О.Г.Дробицкий, А.Г.Здравомыслов), которое необходимо трактовать как единство объективного содержания и субъективной формы, так как объективно существующие потребности - это материальные основы отношения личности, а само отношение всегда оформлено в сознании. Эта точка зрения наиболее полно определяет природу отношения личности и позволяет рассматривать его существенные стороны. Определение структуры отношений дано в исследованиях А.А.Бодалёва, Я.Л.Коломинского, Б.Д.Парыгина, С.Л.Рубинштейна. Авторы выделяют три основных компонента отношений: а) гностический (когнитивный или информационный); б) аффективный (эмоциональный, мотивный); в) поведенческий (практический). Прежде чем определить понятие «уважительного отношение к семейным традициям», обратимся к определению понятия «семья» и рассмотрению роли семьи в развитии ребенка. Семья - это малая социальная группа, не многочисленная по составу, «члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения групповых норм и групповых процессов» [24]. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности [1]. Приобретенный в семье в период дошкольного детства жизненный опыт ребенка становится, как правило, единственным показателем его отношения к окружающему миру. Действия и поступки, потребности и идеалы, интересы и умозаключения, образ действий и образ мыслей, образ чувств и характер взаимоотношений, особенности общения и установки, цели и верования - все это множество феноменов, раскрывающих социально-психологический аспект образа жизни семьи, который достаточно легко может быть упорядочен, и тогда речь пойдет об эмоциональном, поведенческом и когнитивном компонентах образа жизни семьи. Когнитивный компонент - взгляды, представления и верования родителей, их ожидания и знания. Эмоциональный компонент представлен системой внутрисемейных отношений: супружеских, детско-родительских, отношений между братьями и сестрами. Поведенческий компонент - совокупность трех составляющих: практики ухода за ребенком, характера дисциплинарных воздействий, стиля общения, принятого в семье [22]. Н.А.Каратаева отмечает, что уважительное отношение к семье необходимо воспитывать именно в период дошкольного детства, когда у ребенка формируются основные представления о семье, семейных традициях и устоях и т.д. Большая роль в воспитании уважительного отношения к семье автором отводится традициям [25].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg