Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИССЕРТАЦИЯ, ПЕДАГОГИКА

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ «ГРУППЫ РИСКА»

miya_pal 850 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 158 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 22.09.2018
Итак, в результате проведённого исследования по нашей теме исследования можно сделать ряд выводов: 1. Теоретико-методологическое исследование показало множество подходов к организации работы с детьми группы риска, а также выявило понятийную некорректность в педагогической теории и практике в отношении таких детей. 2. К детям «группы риска» мы относим детей с особенностями в развитии и поведении, так как их специфика, обусловленная нарушениями физического, социального, нравственного состояния создает неблагоприятные условия для воспитания и создает широкую зону риска. Детей с особенностями развития необходимо рассматривать как индивидуальность, имеющую больше неповторимых качеств, влияющих на их развитие и требующих создания специальных педагогических условий для воспитания.
Введение

Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме социально-педагогической деятельности с детьми группы риска в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов, связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость. Ухудшение социально-экономического положения большинства российских семей, снижение финансирования образовательных, культурно-просветительских учреждений, учреждений социальной защиты, социальных служб, недостаточная государственная поддержка общественных молодежных и детских объединений, увеличившаяся за последние годы миграция населения, особенно из нестабильных в экономическом и социальном отношении регионов страны, неблагоприятно отражаются на социальном благополучии детей и молодежи, приводят к негативным тенденциям в социальной ориентации молодых граждан, к росту агрессии, преступности несовершеннолетних. В настоящее время в нашей стране серьезную озабоченность государственных органов и общества в целом вызывает рост числа семей и детей, находящихся в социально опасном положении, увеличение социального сиротства, безнадзорности и беспризорности, преступности и наркомании среди детей и подростков, обострение ситуации с молодежью, подростками, относящимися к так называемой «группе риска». В известном смысле, по мнению специалистов, в современных условиях потенциально все подрастающее поколение в нашей стране в большей или меньшей степени по тем или иным причинам подвержено риску - риску потери жизни, здоровья, роста и развития в нормальных условиях, воспитания в семье, риска потери права на образование и т.д. (Л.Н.Антонова). Дети «группы риска» находятся в трудной жизненной ситуации. Под такими ситуациями специалистами понимаются: болезнь, опасность, инвалидность, смерть; ситуации, связанные с выполнением какой-либо задачи (затруднения, противодействия, помехи); ситуации, связанные с социальным взаимодействием - ситуации «публичного поведения», оценки и критики, конфликты, давление и проч. (М.Тышкова). На этом основании к детям группы «риска» относятся и дети с ограниченными возможностями, и дети - жертвы вооруженных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, и дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев и т.д. Общим для детей «группы риска» является и то, что их социальный статус полностью разрушен или подвергается деформации, их основные права (право на жизнь, свободу, здоровье, нормальное развитие) в силу различных обстоятельств попираются или вообще не реализуются. Дети этой категории не в состоянии самостоятельно разрешить свои проблемы и нуждаются в помощи и поддержке общества, государства - в специально организованной профессиональной социально-педагогической помощи (Л.Н.Антонова, Л.Я.Олиференко). По мнению специалистов (С.А.Беличева, А.П.Гоголева, В.А.Канаян, В.И.Орел, В.М.Середа, В.М.Фокин и др.), дезадаптация личности несовершеннолетних детей, девиация их поведения - это процессы, имеющие определенную временную протяженность и средовое развитие, то есть они разворачиваются в конкретной ситуации и в данной среде обитания, в которых формируются устойчивые новообразования личности, поведения и системы отношений. Обострение социально-экономической ситуации в стране, резкое ухудшение экологической ситуации в целом и множество иных факторов привели наше общество к увеличению роста числа детей «группы риска». По статистике 15 процентов российских детей не посещают школу — это те, кто составляет группу риска. Большая часть из них имеет особенности физического, психического, социального развития, к которым, как правило, относят проблемы со здоровьем, трудности в воспитании и обучении, ограничение возможностей физического развития, сиротство и другие. Поэтому важнейшим приоритетом современной государственной политики в отношении детей с особенностями в развитии считается обеспечение гарантии их прав на выживание, развитие и защиту. Педагогический подход определен законом РФ «Об образовании» и Конвенцией ООН о правах ребенка, в соответствии с которыми система образования должна быть адаптирована к возможностям ученика, а созданные условия для детей «группы риска», должны соответствовать его потребностям, возможностям и желаниям родителей. Объектом исследования являются теоретические основы социально-педагогической деятельности социального педагога с «детьми группы риска». Предметом исследования являются технологии социально–педагогической деятельности с «детьми группы риска». Целью исследования является анализ теории и практики социально-педагогической деятельности относительно детей «группы риска» и апробация технологий деятельности социального педагога, способствующих выявлению данной категории воспитанников. В рамках достижения поставленной цели автором были поставлены и решения следующие задачи: 1. Рассмотреть специфику социально-педагогической деятельности с детьми группы риска. 2. Изучить теоретические аспекты и выявить природу социально-педагогической деятельности с данной категорией детей. 3. Охарактеризовать формы и методы социально-педагогической деятельности. Методологическую основу исследования составляют: экосистемный подход, обусловливающий многоаспектное воздействие на личность ребенка факторов микро-, мезо-, экзо- и макросистем среды; междисциплинарный подход, позволяющий рассматривать феномен социального риска и проблемы социально-педагогической адаптации с точки зрения философии, социологии, психологии, педагогики и других наук; принцип детерминизма, раскрывающий объективную закономерную взаимосвязь и причинную обусловленность явлений. Теоретико-методологическую базу исследования составили общенаучные и частнонаучные теории и концепции, касающиеся проблем развития личности (А.Г.Асмолов, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Э.Фромм и др.), взаимодействия человека и общества (А.А. Бодалев, Л.П.Буева, И.М.Ильинский, А.М.Новиков, П.А.Сорокин и др.), социализации личности и социального воспитания (В.Г.Бочарова, Б.З. Вульфов, В.Н.Гуров, М.З.Ильченков, А.В.Мудрик, М.М. Плоткин Б.А. Смирнов, А.Г.Харчев, Л.С.Яковлев и др.), ценностных ориентаций (В.Г. Алексеева, М.В .Богуславский, Р.Ф.Рогова), гуманистических ориентаций в образовании и воспитании (Е.В.Бондаревская, О.С.Газман, В.В.Давыдов, И.Д. Демакова, И.И.Зарецкая, В.С.Ильин, В.А.Караковский. Н.Д.Никандров, Л.И. Новикова, А.И.Савостьянов, Н.Л.Селиванова, И.С.Якиманская и др.), воспитания и обучения детей «группы риска» (Л.Н. Антонова, Н.А.Баранова, М.И. Буянова, З.И.Воронина, И.Ф.Дементьев, В.А.Еремин, В.А.Иванников, Е.И. Казакова, Л.С.Колесова, А.Р.Маллер, И.А.Невский, Л.Я.Олиференко, М.М. Плоткин, А.И.Прихожан, Г.В.Семья, Н.Н.Толстых, Т.И.Шульга и др.), в том числе работы с детьми с девиантным поведением (Б.Н.Алмазов, С.А. Беличева, Ю.В.Гербеев, М.Н.Голоднюк, Д.А.Керимов, Г.М.Потанин, В.С. Собин, Д.И.Фельдштейн и др.). Проблемы отклоняющегося поведения детей и подростков отражены в трудах H.H. Верцинской, Ю.В. Гербеева, Э.Г. Костяшкина, Г.П. Медведева, A.И. Невского, Г.М. Потанина, И.П. Прокопьева и других. Специфика отклонений в поведении учащихся с точки зрения психологии показана в работах М.А. Алемаскина, С.А. Беличевой, Л.М. Зюбина, А.Г. Ковалева, Т.Д. Молодцовой, Д.И. Фельдштейна и других. Поиском путей и средств преодоления, предупреждения и профилактики отклонений в поведении детей занимаются К.Ш. Ахияров, В.Г. Баженов, В.Г. Бочарова, Ю.В. Гербеев, B.Н. Гуров, Н.В. Квитковская, Э.Г. Костяшкин, А.И. Кочетов, И.А. Невский, А.И. Островский, И.В. Павлов, Ю.И. Юричка, Н.В. Ялпаева. Проблемы диагностики отклоняющегося поведения детей решаются в работах C.А. Беличевой, A.C. Белкина, В.М. Обухова, Л.Я. Олиференко, Т.Н. Шульга, И.Ф. Дементьева, М.И. Шония и других. Источниками информации для написания работы послужили базовая научная и учебная литература, теоретические труды учёных в рассматриваемой области, результаты практических исследований отечественных и зарубежных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, справочная литература. Научная новизна и теоретическая значимость настоящего исследования заключаются в следующем: - раскрыта педагогическая сущность понятия «дети группы риска»; - выявлены педагогические условия социализации детей группы риска в общеобразовательной, такие как открытый характер деятельности, развитие внутреннего позитивного потенциала ребенка, реализация гуманного подхода в работе с детьми, постоянный профессиональный рост субъектов социально-педагогической адаптации и другие. Для осуществления цели исследования, решения поставленных задач и проверки исходных теоретических положений был использован комплекс взаимодополняющих методов исследования: -методы теоретического анализа (сравнительно-сопоставительный, ретроспективный, моделирующий); - методы психодиагностического исследования; -методы экспериментального исследования: анкетирование, тестирование, наблюдение, интервьюирование, беседа, анализ продуктов деятельности; изучение рабочей документации; - описание, обобщение и систематизация полученных данных. База исследования: МБОУ СОШ №6 г. Армавир. В исследовании принимали участие всего 80 человек из них были подростки, их родители, педагогический коллектив школы. Практическая значимость работы определяется тем, что в нем адаптирована и внедрена в практическую деятельность технология социально-педагогического воздействия на детей группы риска. Полученные результаты исследования могут быть использованы в системе социально-воспитательной работы в условиях образовательных учреждений в процессе работы с подростками. Разработанная программа воздействий может использоваться при организации и планировании системы социально-воспитательной работы. Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из 2 глав, заключение, библиографический список, приложение.
Содержание

Введение ………………………………………………………………… 3 Глава ?. Теоретические основы социально-педагогической деятельности с детьми «группы риска» 1.1. Сущность понятия дети «группы риска» и характеристика их особенностей ………………………………………………… 6 1.2. Формы и методы изучения детей «группы риска» …………… 13 1.3. Технологии социально–педагогической деятельности с детьми «группы риска ………………………………………… 18 Глава II. Содержание и результаты опытно-экспериментальной работы по социально-педагогической поддержке детей «группы риска» 2.1. Методы и методики исследования …………………………. 36 2.2. Содержание, результаты и выводы по итогам комплексной диагностики личностных особенностей детей «группы риска» …………………………………………………………….. 38 2.3. Методические рекомендации для использования социально-педагогических технологий в работе с детьми « группы риска» ……………………………………………………… 42 Заключение …………………………………………………………… 52 Список литературы ………………………………………………….. 54 Приложение …………………………………………………………… 56
Список литературы

1. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. - М.: Консорциум «Социальное здоровье России», 2004. - 224 с. 2. Белкин A.C. Основы возрастной педагогики: Учебн. пособие. М.: Академия, 2010. - 192с. 3. Бланков A.C. Актуальные проблемы предупреждения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних // Социальная дезадаптация: нарушение поведения детей и подростков. М.: МПА, 2006, с. 3-10. 4. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования: Ученик в структуре личностно-ориентированного образования / Отв. Ред. Е.В. Бондаревская. Ростов н/Д.: РГГГУ, 2007. 266 с. 5. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: Учеб. пособие для студентов высших пед. учебн. завед. - М.: Академия, 2011. 6. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: курс лекций: Учебное пособие. М.: «Академия», - 2009. - 440 с. 7. Вопросы оптимизации воспитательной работы с трудными детьми. Под ред. Д.И. Фельдштейна. Сборник статей. Душанбе, 1999. - 201 с. 8. Воспитательный потенциал семьи. // Педагогика. 2009. - №4.С. 27-39. 9. Вульфов Б.З., Семенов В.Д. Школа и социальная среда: взаимодействие. -М.:МПА, 1999.-С. 96. 10. Гуров В.Н., Селюкова Л.Я. Социализация личности: социальный педагог, семья и школа: Учебное пособие. Ставрополь: Изд-во СКИУУ, 2013. - 184с. 11. Девиантология: (Психология отклоняющего поведения): Учеб. пособие для ВУЗов / Е. В. Знаменовская. – М.: Академия, 2008. – 288 с. 12. Дети улицы. Образование и социальная адаптация безнадзорных детей. Доклад. /O.E. Лебедев, Е.Е. Чепурных, А.Н. Майоров, В.М. Золотухина; Под ред. А.Н. Майорова М.: Интеллект - Центр, 2011. - 192с. 13. Диагностика и коррекция социальной дезадаптации подростков / Под ред. С.А. Беличевой. М.: Консорциум «Социальное здоровье России», 2009.- 183 с. 14. Замбржицкая А.К. Возможности использования ролевых игр в социальной работе с подростками /Российский журнал социальной работы. -2016. -№2/4.-С. 53-57. 15. Защита прав ребенка. Социальные и юридические аспекты. М.: Российский благотворительный фонд «Нет алкоголизму и наркомании», 2010. -184с. 16. Иванников В.А. Концепция помощи детям и подросткам // Вестник образования, 2003, №10, с. 15 -23. 17. Казакова Е.И. Комплексное сопровождение развития учащихся в образовательном процессе. // Дети группы риска: материалы международного семинара. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. - С. 56-70. 18. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: исправление недостатков характера у детей и подростков. Пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений. М.: «Академия», 2014. - 304 с. 19. Ковалев A.C. Психология семейного воспитания. М.: Просвещение, 2012.-255с. 20. Коган JI.H. Всестороннее развитие личности и культуры. М.: Просвещение, 2011.- 131с. 21. Котова И.Б., Шиянов E.H. Социализация и воспитание. Р-н/Д: Изд-во Ростовского педагогического университета, 2007. - 144с. 22. Кочетов А.И. Перевоспитание подростка. М.: Педагогика, 1992. - 120 с. 23. Кочетов А.И., Верцинская H.H. Работа с трудными детьми. Книга для учителя. М.: Просвещение, 2006. - 160 с. 24. Кубликов H.H., Шинкаренко Н.Ф. Социально-педагогическое обеспечение районной межведомственной программы «Дети семья - школа -микрорайон» / Научн. ред. Гуров В.Н. - Ставрополь, СКРИПКРО. - 2014. -66 с. 25. Кудрявцев В.Н. Причины правонарушений. М.: Наука, 1996. - 286 с. 26. Кумарина Г, Ф. Дети «группы риска» // Советская педагогика. 1991. -№11. -С. 33-37. 27. Летунова В.Е. «Дети группы риска» в системе работы ПМПС- Центра // Дети группы риска: Материалы международного семинара. СПб. Издательство РГПУ им. А.И. Герцена,2008. - 178 с. 28. Лихтарников А.Л. Диагностика и психотерапия детей группы риска // Дети группы риска: Материалы международного семинара. СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. - 178 с. 29. Лодкина Т.Д. Взаимодействие семьи и школы в работе с трудными детьми. 2-е издание. - Вологда: ВГПУ «Русь», 2008. - 133 с. 30. Макаренко A.C. О воспитании / Сост. B.C. Хелемендик. 2-е изд. - М.: Политиздат, 2000. - 415 с. 31. Мардахаев JI.B. Основы социально-педагогической технологии: Учебное пособие. Рязань: Ярмарка, 2009. - 92 с.
Отрывок из работы

Глава ?. Теоретические основы социально-педагогической деятельности с детьми «группы риска» 1.1. Сущность понятия дети «группы риска» и характеристика их особенностей Категория детей «группы риска» является предметом исследования различных отраслей научного знания, вследствие чего имеет междисциплинарный характер изучения, обусловливающийся сложностью и многогранностью этого явления. В зависимости от области изучения выделяют множество классификаций детей «группы риска». В психологии, педагогике, социальной педагогике к данной категории детей относят тех, кто испытывает трудности в обучении, психическом развитии, социальной адаптации, взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, социализации в целом. Осложнение социально-экономических условий жизни населения, воздействие средств массовой информации, распространяющих идеи и ценности, противоречащие установкам на формирование нравственно-экологического общества, обострили проблему «дети группы риска». [19] Принадлежность детей к группе риска обусловлена различной неблагоприятной этиологией, т.е. имеет разные социальные корни. Это категория детей в силу определенных причин своей жизни более других категории подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов ставшим причиной дезадаптации несовершеннолетних. Дети «группы риска» - это те дети, которые находятся в критической ситуации под воздействием некоторых нежелательных факторов. Риску обычно подвергаются дети из-за отсутствия нормальных условий их полноценного развития. Нежелательными факторами, которые воздействуют на детей с особенностями развития и обуславливают большую вероятность их неблагоприятной социализации, являются физические недостатки, социальная и педагогическая запущенность, и т. п.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg