Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ ШКОЛЬНИКА

miya_pal 320 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 64 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 17.09.2018
В первой главе рассматривается генезис и развитие идеи толерантности от античности до наших дней. Анализируется вклад в разработку правового оформления и законодательного введения принципа свободы совести и веротерпимости Дж. Локка, Ф. Вольтера, П. Бейля, И. Канта и других философов эпохи Просвещения. Рассматриваются различные подходы к интерпретации толерантности, представленные в работах А. Г. Асмолова, В. А. Лекторского, Б. З. Вульфов, анализируется существующие подходы к типологии толерантности. Не смотря на вариативность смысловой нагрузки понятия «толерантность», главной ее особенностью является принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности.
Введение

Интеграция России в мировое образовательное пространство сопряжена с поиском новых путей формирования личности современного специалиста, способного свободно ориентироваться в поликультурном мире, толерантно относиться к представителям разных народов, их культурному многообразию и ценностям. В связи с этим особое значение в педагогической науке приобретает проблема воспитания этнокультурной толерантности, которая актуализировалась в последнее время не только в нашей стране, но и во всем мире. Толерантность в контексте профессионального взаимодействия педагога и обучаемых определяет возможности личностного саморазвития субъектов учебного процесса, активное усвоение различных способов познавательной деятельности, открытость новым образовательным возможностям. Педагог является одной из ключевых фигур в реализации декларируемого подхода. В силу объективных причин он не только осуществляет передачу знаний, формирование умений и навыков, но и оказывает психологическое воздействие на развитие обучаемых. В межличностном общении особую роль приобретает его личность, в связи с этим объектом пристального внимания становятся индивидуально-психологические особенности личности педагога, способствующие созданию атмосферы открытости и доверия, толерантному поведению в педагогическом взаимодействии. Кроме того, обращение к данной проблеме обусловлено наличием глубоких противоречий между потребностью системы образования и общества в целом в реализации педагогами принципа толерантности на практике, с одной стороны, и недостаточной теоретической и методической разработанностью вопросов ее комплексного исследования – с другой. Исследования в данном направлении актуальны, поскольку образование, как одна из важнейших сфер человеческой жизни, стремится соответствовать современным тенденциям и отвечать требованиям общества в формировании толерантного сознания. Значимость проблемы воспитания толерантности школьников, ее недостаточная разработанность в отечественной педагогической науке и практике обусловили выбор темы исследования. Степень научной разработанности проблемы исследования. Теме толерантности посвящены многие исследования как отечественных, так и зарубежных ученых и философов. Однако корни изучения этой категории имеют длительную историю, и уходят в культуру античности, где философы и общественные деятели Греции (Перикл, Платон, Сократ, Фукидид, Аристотель, Гераклит, и др.) так или иначе затрагивали тему терпимости и свободы мнения. В средние века и эпоху возрождения рассмотрение толерантности носило религиозный контекст (Марсилий Падуанский, Эразм Роттердамский, М. Монтень). Но значительный вклад в осмыслении терпимости и его необходимости для развития человека и общества в целом привнесли философы нового времени. Данная тема, так или иначе подымалась Жан-Жак Руссо в его трактате «Теории Общественного договора», в таких работах Ш. Монтескье как «Персидские письма» и «О духе законов». Также пристальное внимание терпимости уделяет Вольтер в своих «Философских письмах». Но наиболее цельно и глубоко идею терпимости удалось осмыслить Джону Локку в его двух трактатах «Опыт о веротерпимости» и «Послание о веротерпимости», где он смог соединить все существующие до него идеи толерантности. Русские мыслители также делали толерантность своим предметом исследования. Идеи толерантности можно встретить во многих российских гуманистических книгах философского и литературного содержания. Например, в произведениях И.А. Ильина, B.C. Соловьева, П. Флоренского, JI.H. Толстого, Ф.М. Достоевского, H.A. Бердяева. В области современной отечественной философии также имеется целый ряд исследований по вопросу толерантности (В.А. Васильев, Б.С. Гершунский, В.А. Лекторский, В.И Гараджа). Также хотел особняком обозначить те исследования, которые рассматривают толерантность во взаимодействии с этикой (А. А. Гусейнов, Р. Р. Валитова, В. А. Петрицкий, Г. Л. Бардиер, И. С. Кон, Е. В. Магомедова и др.). Среди социологов стоит упомянуть фамилии таких исследователей, как А. Капто, Н.С. Ладыжец, М.Б. Хомяков, М.П. Мчедлов, В.М. Соколов. Политологический аспект толерантности раскрывается в работах С.Г. Ильинской и JI.M. Романенко. Вопрос толерантности в образовательном процессе представлен в отечественной психологической и педагогической науке в разнообразных аспектах. Так, тема, как гуманитарные дисциплины способны влиять на формирование терпимости, представлена в исследованиях А.И. Репинецкого, А.Т. Кинкулькина, А.В. Никольского, В.А. Лекторского. Общие вопросы психологических и педагогических основ толерантности можно встретить трудах А.Г. Асмолова, В.В.Глебкина, И.В.Абакумовой, П.Н. Ермакова, А.А. Погодиной, JI.A. Шайгеровой, О.Д. Шаровой, и др.). Весьма значимы и интересны исследования, в которых раскрывается проблема этнической толерантности, (Г.М. Гогеберидзе, Г.В. Палаткина, Г.Г. Абдулкаримов, B.C. Кукушин, З.Т. Гасанов и др.). По вопросам воспитания толерантности на настоящий момент существуют диссертационные исследования Г.М Шеламовой, A.M. Байбакова, Н.П Едыговой, П.В.Степанова. Цель исследования – изучение особенностей проявления и условий формирования толерантности у школьников. В соответствии с целью определены следующие задачи исследования: – систематизировать опыт исследований феномена толерантности зарубежными и отечественными учеными; – рассмотреть условия формирования установок толерантного сознания и поведения у школьников; – рассмотреть государственные программы и технологии повышения толерантности школьников; – определить роль и место системы образования в профилактике интолерантности в школьной среде. Объект исследования – толерантность как социальный феномен. Предмет исследования – особенности формирования толерантности школьников. Методы исследования: общенаучные методы (анализ и синтез, индукции и дедукции), историко-генетический, диахронический, системный, сравнительного и этимологического анализа. Информационной базой исследования являются идеи и теории отечественных и зарубежных философов, социологов, психологов, лингвистов, историков, политологов. Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, список литературы, приложения.
Содержание

Введение……………………………………………………………………... 5 Глава I ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН…………. 9 1.1. Генезис проблемы толерантности……………………………………... 9 1.2. Понятие толерантности, ее структура, виды и формы………….……. 18 Глава II СПЕЦИФИКА ОБРАЗОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОГО (ИНТОЛЕРАНТНОГО) СОЗНАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ…………………... 29 2.1. Школьники как субъект толерантного (интолерантного) поведения. Факторообразующие компоненты толерантности школьников…………. 29 2.2. Государственные программы и технологии повышения толерантности школьников………………………………………………… 39 2.3. Роль и место системы образования в профилактике интолерантности в школьной среде ……………………………………… 46 Заключение………………………………………………………………….. 58 Список литературы…………………………………………………………. 60 Приложения…………………………………………………………………. 64
Список литературы

1. Постановление от 25 августа 2001 года N 629 О федеральной целевой программе «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 годы)» 2. Указ Президента РФ от 01.06.2012 N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» // -Режим доступа: http://www.consultant.ru – (Дата обращения: 23.05.2017). 3. Абдуразакова Д. М. Развитие толерантного сознания: культурно-педагогический аспект // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2014. – N 5. – С. 69-73. 4. Артемьева В. А., Данилова М. В. Анализ понятия «толерантность» в современной научной литературе // Молодой ученый. – 2015. – №2. – С. 471-474. 5. Асташова Н. А. Проблема воспитания толерантности в системе образовательных учреждений // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): сб. науч.-метод. Статей. – Наука, 2003. – С. 153. 6. Асмолов А. Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. – М.: Смысл, 2001. – С. 205. 7. Бахчиева О. А. Формирование терпимости - основа духовно-нравственного развития общества // СОТИС - социальные технологии, исследования. – 2008. – N 2. – С. 41-43. 8. Бережная М. С. Развитие толерантного сознания личности в социокультурном пространстве образования и искусства // Философские науки. – 2015. – N 4. – С. 58-68. 9. Бейль П. Исторический и критический словарь в 2-х т. / Бейль П. Общ. ред.и вступ. Статья В. М. Богуславского. Пер. с фр. – М.: Мысль, 1968. – Т. 2 – 510 с. 10. Вебер А.Б. Толерантность в глобальном измерении // Доклад на симпозиуме «Публичная сфера и культура толерантности: общие проблемы и российская специфика». – Документы, 2002. – 8 с. 11. Вольтер Ф. М. Собрание сочинений: в 3-х т. – Спб.: Вестник знания, 1910. – Т. 1. – 720 с. 12. Вострухина Т. Н. Формирование толерантности у участников педагогического процесса // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 3. – С. 103-114. 13. Вульфов Б. З. Воспитание толерантности: сущность и средства // Внешкольник. – 2002. – № 6. – С. 16-19. 14. Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.61 генеральной конференции ЮНЕСКО от 16.11.1985 г. Режим доступа. - http://www.un.org/ru 15. Дмитриев Г. Д. Многокультурное образование. – М.: Народное образование, 2014. – 208 с. 16. Евдокимова Т. Л. Правовое регулирование толерантности молодежи как средство противодействия экстремизму // Власть. – 2015. – N 11. - С. 64-66. 17. Иоффе А. Н. Воспитание толерантности и уважения к культурному многообразию // Преподавание истории в школе. – 2015. – № 4. – С. 22-27. 18. Иванова Е.М. Формирование новой культуры отношений – толерантность //Школьная библиотека. – 2016. – № 3. – С. 11-15. 19. Касьянова Е.И. Социально-философские основания толерантности// Социальная философия. 2014. – № 14. – С. 211-241. 20. Клепцова Е. Ю. Психология и педагогика толерантности: учеб. пособие для вузов. – М.: Академия, 2014. – С. 142. 21. Кочергина З. А. Проблема толерантности в науке и общественном сознании//Ученые записки. 2016. - № 2. С. 45-49. 22. Кузьмин И.А., Камкин А. В. «Истоки». Режим доступа: http://www.istoky-co.ru - (Дата обращения: 23.05.2017). 23. Лекторский В. О толерантности, плюрализме и критицизме // Вопросы философии. – 1997. – № 11. – С. 45-47. 24. Леонтьев Д. А. К операционализации понятия «толерантность» // Вопросы психологии. – 2014. – № 5. – С. 21-23. 25. Локк Дж. Сочинения в 3 т./ Локк Дж. [ред. и сост. А. Л. Субботин.] – М.: Мысль, 1988. – Т. 3. – 668 c. 26. Лопушнян Г.Е. Разрешение школьных жизненных ситуаций на основании ценностей толерантности //Управление качеством образования. – 2015. – №7. – с.3-11. 27. Мчедлова, М. М. Религиозная идентичность в современных социально-политических процессах в России и Европе // Вестник МУ. Серия 12. Политические науки. – 2009. – № 3. – С. 95-102. 28. Морозов А. Ю. Заметки о национальных традициях воспитания толерантности// Преподавание истории в школе. – 2014. – № 1. – С. 25-27. 29. Перепелицына М. А. Формирование педагогической толерантности у будущих учителей. Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. Волгоград: 2004. – С. 140. 30. Плешаков А. А. Учебно-методический комплекс «Школа России». Режим доступа: http://siteofficial.ru/school-russia/ - (Дата обращения: 23.05.2017). 31. Рогова Н. С. Тема толерантности в педагогическом образовании // Высшее образование в России. – 2015. - № 11. – С. 148-151. 32. Синицин В.А. Авторская комплексно-целевая программа «Созидайте дух: культура. общение. миролюбие. творчество». Режим доступа: https://www.infouroki.net/ - (Дата обращения: 23.05.2017). 33. Солдатова Г. У. Психология межэтнической напряженности. – М.: Психология, 2015. – С. 118 с. 34. Степанов П. В. Воспитание толерантности у школьников – подростков // Учитель. – 2015. – № 12. – с. 12-15 35. Стрельцова Е.А. Диалоговая интерпретация знания как средство воспитания толерантности у студентов: автореф. дис. канд. пед. наук. Липецк, 2003. – С. 160. 36. Столяренко Е. В. Толерантность в общей системе формирования ценностного отношения к человеку у современной молодежи // Педагогическое образование и наука. – 2015. – N 12. – С. 78-83. 37. Толок Е. С. Россия: место и роль института образования в формировании толерантной личности // Философия хозяйства. –- 2015. – N 2 (68). – С. 230-236. 38. Федоренко Л. Г. Толерантность в общеобразовательной школе. – СПб.: КАРО, 2015. – С. 128. 39. Чебыкина О.А. Беседа с родителями о проблемах формирования толерантной личности //Воспитание школьников. – 2017. – №1. – С.44-48. 40. Шалин В. В. Толерантность: культурная норма и политическая необходимость. – Краснодар, 2014. – С. 125. 41. Шеламова Г. М. Педагогические условия формирования толерантности профессионального лицея. Авто-реф. дисс. ... канд. пед. наук. М., 2003. – с. 59. 42. Шустова Л. П. Воспитание толерантности: приемы для индивидуальной и групповой работы / // Классный руководитель. – 2016. – № 4. – С. 77-80.
Отрывок из работы

Глава I ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН 1.1. Генезис проблемы толерантности Вопрос формирования терпимости (толерантности) сегодня является одним из самых проблемных вопросов современности. Это объясняется целым рядом факторов: резкое расслоение мировой цивилизации по социальным, экономическим и иным признакам и связанный с этим рост нетерпимости; развитие религиозно-политического экстремизма; усугубление межнациональных и межконфессиональных отношений, спровоцированное локальными военными конфликтами, и миграционными проблемами. Последние события в жизни различных стран также указывают на большое значение проблемы межэтнических и межкультурных взаимоотношений. В воспитательных программах различных учебных заведений все чаще можно встретить формулирование такой задачи, как образование терпимости учащихся и студентов. Достижение ее определено в значительной мере ясностью осознания этого социокультурного явления. Толерантность как социальный и культурный феномен имеет немалую историю. Предыстория вопроса толерантности корнями уходит в античный мир. Следует заметить, что хотя толерантность не стала объектом исследования древних философов, в данную эпоху были созданы многие теоретические установки, которые получили развитие в дальнейшем. Не случайно мыслители более поздних веков ссылаются в своих трудах по толерантности на те или иные идеи античных политических деятелей и философов. Античный мир показывает два вида толерантности: полисный и имперский. Для полисного характерны неустойчивость, подвижность, взаимосвязь с самой подвижностью античной демократии. Он имеет проявление в напряженном рационалистическом диалоге, в течении софистов, в наличии многообразных форм религиозного опыта. Имперский же тип толерантности легализируется сильной политической властью. При нем очевиден философский и религиозный плюрализм, отсутствие этнической антипатии и гонений за взгляды. Следует отметить, что вопрос веротерпимости не мог вырасти в условиях античного язычества. Для античного мира преследования на конфессиональной почве не были свойственны. Это связано с тем, что достаточно демократичный политеизм допускал «правило гостеприимства» как и между людьми, так и в отношениях между божествами.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Реферат, Стратегический менеджмент, 13 страниц
111 руб.
Курсовая работа, Менеджмент организации, 42 страницы
300 руб.
Курсовая работа, Политология, 41 страница
2300 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg