Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ИСТОРИЯ

ОБРАЗ ВАРВАРОВ В «RES GESTAE» ПОЗДНЕАНТИЧНОГО ИСТОРИКА АММИАНА МАРЦЕЛЛИНА

miya_pal 250 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 59 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 16.09.2018
Произведение Аммиана Марцеллита «История» принадлежит к числу наиболее значительных в исторической литературе Древнего Рима. Книга как бы продолжает заложенную Титом Ливием, Цезарем и Тацитом традицию описания исторических событий (в том числе и наделение варваров несвойственными им идеальными чертами). Собственно сам Аммиан считал себя прямым прододжателем сочинений Тацита. И если Тацит идеализирует нравы германцев осознанно и целенаправленно, стремясь таким образом оказать благотворное влияние на общественную и духовную жизнь римлян, то для Аммиана Марцеллина представление некоторых народов в выгодном свете является лишь данью традиции, результатом следования сложившимся задолго до него правилам и канонам.
Введение

Актуальность: Данная тема, по моему мнению, представляет большой интерес среди прочих аспектов изучения истории взаимоотношений Рима и «мира варварства». Образ варваров через призму взглядов римского позднеантичного историка, очевидца последнего этапа вечного противостояния римского и варварского мира станет важной вехой в понимании процесса формироваия этого образа в римской литературной традиции. Тем более важно рассмотрение различных аспектов взаимоотношений римской и варварской цивилизаций в условиях Великого переселения народов и рождения нового цивилизационного пространства, поскольку эти события меняли представление о границах «своего» и «чужого», критерии друзей и врагов, отличия человека цивилизованного от «варвара». Любое исследование истории Поздней Римской Империи в 353-378 гг. в той или иной степени основывается на «Res gestae» Аммиана Марцеллина, так как до нас не дошло более детального описания событий этого периода, составленного к тому же современником. В связи с этим труд Аммиана Марцеллина является самым крупным нарративным источником IV в. Учитывая указанную важность «Res gestae» как источника, изучение особенностей изображения Аммианом исторической реальности представляется актуальным. Сегодня мировое сообщество вступает в крайне сложный этап своей истории, для которого характерно размежева¬ние человечества на основе социокультурных, цивилизационных различий, предоставляемая Аммианом Марцеллином информация о взаимоотношениях Рима и «мира варварства» представляет собой бесценный опыт. Опираясь на него мы сможем построить по-настоящему полноценные и конструктивные межцивилизационные отношения, основанные на принципах взаимного уважения, равноправия и терпимости. Поэтому изучение данной проблемы имеет большое значение и для современности. Тема работы: Образ варваров в трудах Аммиана Марцеллина. Объект исследования: Образ варваров в трудах позднеантичного историка Аммиана Марцеллина, а также сопоставление его труда (в русле исследуемой проблемы) с римской литературной традицией. Предмет исследования: Взаимоотношения Римской империи с германцами, номадами и персами в охватываемый трудами Аммиана период с 353 по 378 года. Суть проблемы исследования: стало выявление взглядов и представлений Аммиана Марцеллина о «мире варварства». Историография: Первое русскоязычное издание "Деяний" было снабжено предисловием, подготовленным Ю.А. Кулаковским. В нем известный российский ученый дает высокую оценку произведению Аммиана Марцеллина, отмечая, что в римской историографии "три имени имеют право на особенное наше внимание - Ливий, Тацит и Аммиан Марцеллин". Одной из первых в советской историографии попыток по созданию специальной работы, посвященной произведению Аммиана Марцеллина, стала статья В.И. Холмогорова "Римская стратегия IV в. н.э. у Аммиана Марцеллина". Автор рассматривает Аммиана Марцеллина прежде всего как военного историка. Главное внимание исследователь уделяет выявлению причин, приведших к переменам в римской военной стратегии в IV в. н.э. Большой интерес представляет опубликованная в 1968 г. в "Византийском временнике" статья З.В. Удальцовой "Мировоззрение Аммиана Марцеллина". Это была первая в нашей науке попытка дать всестороннюю характеристику мировоззрению Аммиана Марцеллина и его представлениям о различных сферах общественной жизни Римской империи в IV в. Монография Т. Барнса посвящена репрезентации Аммианом исторической реальности. В ней рассмотрены главные стороны мировоззрения Аммиана и методы его исторического повествования, повлиявшие на изображение современного ему общества. Его анализ взглядов Аммиана на политические реалии ограничивается лишь наиболее важными «историческими деятелями». Внимание к информации об Иране, содержащейся в сочинении Аммиана Марцеллина уделено в исследованиях Н.В. Пигулевской - крупнейшего ученого, специалиста по истории Ближнего Востока и Византии. В своих работах она довольно часто привлекала сочинение Аммиана, как один из источников при рассмотрении вопросов, связанных с историей Сасанидского Ирана и прилегающих к нему стран, а также взаимоотношениями между Персидским государством и Византией. Н.В. Пигулевская высоко оценивала исторический труд Аммиана Марцеллина, считая приведенные в нем данные достоверными и объективными. М.М. Дьяконов в своем обобщающем труде, посвященном истории Древне¬го Ирана, также использует данные Аммиана Марцеллина о державе Сасанидов. Однако М.М. Дьяконов основное внимание уделил описанию римским историком римско-персидских войн в IV в. н.э., и в частности - походу императора Юлиана. Исследователь отмечает, что труд Аммиана Марцеллина имеет первостепенное значение для изучения взаимоотношений между Римской империей и сасанидским Ираном. Однако наиболее выделяются работы ведущего отечественного ученого по истории варварского мира эпохи Великого переселения народов В.П. Будановой. В них тщательно исследуются такие важные вопросы, как парадоксы лимеса, институт федератов и «варварских королевств», анализируются особенности формирования отношений «Свой» и «Чужой» у германских племен в процессе их взаимодействия с Римской империей. Цель работы: Реконструировать образ «мира варварства», нашедший свое отражение в сочинении Аммиана Марцеллина, в его связи с предшествующей античной традицией и современными автору «Дея¬ний» реалиями. Задачи работы: - систематизировать содержащиеся в «Деяниях» сведения о «мире варварства» и рассмотреть их через призму античной литературной традиции; - дать интерпретацию представлениям Аммиана Марцеллина о номадах; - дать интерпретацию представлениям Аммиана Марцеллина о германцах; - дать интерпретацию представлениям Аммиана Марцеллина о персах; Хронологические рамки: определяются временем, описываемым автором. Верхняя и нижняя временные границы исследования определяются границами «Res gestae», т.е период с 353 по 378 года. Но в работе также рассматриваются образы варваров у классический латинских авторов (Цезарь, Тацит, Страбон), следовательно хронологические рамки включают в себя рассматриваемые в их трудах периоды. Источниковая база исследования: Если говорить об источниках, то важнейшими из них являются непосредственно труды самого Аммиана Марцеллина (ок. 330, - Антиохия, Римская империя - после 395, вероятно, Рим), древнеримского историка, участвовавшего в войнах Рима и в середине IV века, также служившего в западной части Империи. По происхождению Аммиан был сирийским греком. В своем труде «Деяния», в различных экскурсах, он освещает события 353 - 378 годов, от подавления восстания Магненция до битвы при Адрианополе. Автором, творчество которого имеет непосредственное отношение к данной теме, можно считать Публия (или Гая) Корнелия Тацита (50-е, Нарбонская Галлия, Римская империя — ок. 120 года) - древнеримского историка, одного из самых известных писателей античности, автора трёх небольших сочинений («Агрикола», «Германия», «Диалог об ораторах») и двух больших исторических трудов («История» и «Анналы»). В его трудах основной массив информации, посвящённой варварским племенам и народам, приходится на долю северных варваров - германцев, галлов и британцев. Целый ряд сведений, касающихся Персии, восходит к сочинению Ктесия Книдского. Ктесий - автор второй половины V - начала IV вв. до н.э. - провел достаточно долгий срок (17 лет) в Персии, оказавшись там в качестве пленника. Несколько лет Ктесий провел при дворе Артаксеркса II, где выполнял функции придворного лекаря, причем пользовался доверием со стороны матери Артаксеркса, Парисатиды . Вместе с царским двором Ктесий побывал в разных частях Персии. Много материала, касающегося образа варварских народов в римской литературной традиции, мы можем подчерпнуть из трудов Гая Юлия Цезаря (12 или 13 июля 100 года до н. э. — 15 марта 44 года до н. э.) - древнеримского государственного и политического деятеля, полководца, писателя. В своих «Записках о гальской войне» он довольно подробно описал быт, нравы и обычаи ряда варварских племен. Сведения о гуннах мы можем получить из сочинений Приска Панийского - позднеантичный дипломата, историка и писателя V века. В 448 году он находился в составе византийского посольства к вождю гуннов Аттиле. Целью посольства, по словам Приска, было заключение договора о мире и дружбе, а также подтверждение прежних договоров о ярмарках, выплатах и перебежчиках. Сочинения Приска Панийского являются одними из важнейших источников об эпохе Великого Переселения народов и входят в золотой фонд «гуннологии».
Содержание

ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА1. ВАРВАРЫ В РИМСКОЙ ЛИТЕРАТУРНОЙ ТРАДИЦИИ ГЛАВА2. ОБРАЗ НОМАДОВ У АММИАНА МАРЦЕЛЛИНА ГЛАВА3. ОБРАЗ ГЕРМАНЦЕВ У АММИАНА МАРЦЕЛЛИНА ГЛАВА4. ОБРАЗ ПЕРСОВ У АММИАНАМАРЦЕЛЛИНА ЗАКЛЮЧЕНИЕ ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
Список литературы

Источники 1. Марцеллин Аммиан. История / пер. с лат. Ю. А. Кулаковского, А. И. Сонни. СПб.: Алетейя, 1996 2. Тацит Корнелий. Анналы: малые произведения: история. М.: ООО «Издательство АСТ»; «Ладомир», 2001 3. Цезарь Гай Юлий. О галльской войне / пер. с лат. М. М. Покровского // Цезарь Гай Юлий. Записки Цезаря и его продолжателей: в 2 т. М.: День, 1991 4. Аппиан Александрийский. Римская история. М., 2002 5. Геродот. История /пер. с древнегр. Г. А. Стратановского. Л.: Наука, 1972 6. Страбон. География / пер. с древнегреч. Г. А. Стратановского. М.: Ладомир, 1994 7. «Римская история» Веллея Патекула / под ред. А.И. Немировского и М.Ф. Дашковой. Воронеж, 1985 8. Колумелла. О сельском хозяйстве // Катон, Варрон, Колумелла, Плиний. О сельском хозяйстве. М.; Л., 1937 9. Иосиф Флавий. Иудейская война. Минск, 1991 10. Марк Аврелий Марциал. Эпиграммы. М., 1968 11. Поздняя латинская поэзия / пер. с лат. М. Л. Гаспарова М., 1982 12. Сказания Приска Панийского // Учёные записки второго отделения императорской академии наук, Книга VIII. Вып. 1. СПб. 1861 13. Гай Саллюстий Крисп. Сочинения. / пер. с лат. В. О. Горенштейна. М., Наука. 1981 14. Помпоний Мела. / пер. С. К. Апта. // Античная география. М.: 1953 15. Плиний Старший. Естествознание: Об искусстве. / пер. с лат. Г. А. Тароняна. (Серия «Античная классика»). М.: Ладомир, 1994 Литература 1. Удальцова З.В. Идейно-политическая борьба в ранней Византии (по данным историков IV - VII вв.). М., 1974 2. Дуров В. С. Художественная историография Древнего Рима. СПб.: СПбГУ, 1993 3. Гуревич А.Я. Древние германцы. Викинги // Избранные труды. М.; СПб., 1999. Т. 1 4. Граков Б.Н., Моравский С.П., Неусыхин А.И. Древние германцы: сб. док. М., 1937 5. Голенищев-Кутузов И.Н. Средневековая латинская литература Италии. М., 1972 6. Ешевский С. К.С. Аполлинарий Сидоний. Эпизоды из литературной и политической истории Галлии V в. М., 1855 7. Лосев А.Ф. Античная литература. М., 2005 8. Тронский И.М. История античной литературы. Л., 1946 9. Санников С.В. Религия на службе королевской власти в дохристианской Германии и Скандинавии // Вестник Новосибирского государственного университета. Сер.: История, филология. 2005. Т. 4, вып. 1: История. C. 36 10. Буданова В.П. Готы в эпоху Великого переселения народов. М., 1990; 2-е изд. СПб., 1999 11. Хизер П. Падение Римской империи. М. : АСТ: Астрель, 2011. 12. Томпсон Э.А. Римляне и варвары. Падение Западной империи. Варвары - пособники Рима и варвары-христиане. «Ювента». Спб., 2003 13. Корсунский А.Р., Гюнтер Р. Упадок и гибель Римской империи и возникновение германских королевств. М. : Изд-во МГУ, 1984. 14. Тодд М. Варвары. Древние германцы. Быт, религия, культура. М., 2005 15. Пьянков И. В. «История Персии» Ктесия и среднеазиатские сатрапии Ахеменидов в конце V в. до н.э. // Вестник древней истории. 1965. № 2 16. Кнабе Г. С., Протопопова И. А. Культура античности // История мировой культуры. Наследие Запада. М.: РГГУ, 1998 17. Томсон Дж. История древней географии. М., 1953 18. Muller K. E. Geschichte der antiken Ethnographie und ethnologischen Theoriebildung. Von den Anfangen bis auf die byzantinischen Historiographen. Teil II // Studien zur Kulturkunde. 42. 1980 19. Sherwin-White A. N. Racial Prejudice in imperial Rome. Cambridge, 1967 20. Куклина И. В. Abioi в античной литературной традиции // Вестник древней истории. 1969. № 3. С. 128 21. Ермолова И. Е. Историко-географические экскурсы в «Деяниях» Аммиана Марцеллина // Молодая наука на рубеже веков: сборник статей молодых ученых РГГУ. М.: РГГУ, 1997. С. 12-18. 22. Энодий. Панегирик, сказанный всемилостивейшему царю Теодориху / Энодий // ВДИ. – 1949. – № 4 (30). – С. 304. – В работе: Известия древних писателей о Скифии и Кавказе / В. В. Латышев. 23. Алемань А. Аланы в древних и средневековых письменных источниках / А. Алемань. — М., 2003 24. Дельбрюк Г. История военного искусства в рамках политической истории. Т.1. СПб.,1994 25. Клавдий Элиан. О животных / Клавдий Эллиан // ВДИ. – 1948. – № 2 (24). – С. 223–227. – В работе: Известия древних писателей о Скифии и Кавказе / В. В. Латышев. 26. Максим Тирский. Речь XXVII / Марсим Тирский // ВДИ. – 1948. – № 2 (24). – С. 279. – В работе: Известия древних писателей о Скифии и Кавказе / В. В. Латышев. 27. Неусыхин А.И. Очерки истории Германии в средние века (до XVв.) // Проблемы европейского феодализма. М., 1976 28. Луконин В.Г. Культура сасанидского Ирана. Иран в III - V вв. Очерки по истории культуры. М., 1969 29. Дьяконов М.М. История Ирана с древнейших времен до конца 18 в. М., 1958 30. Толстов С.П. Древний Хорезм. М., 1948
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ВАРВАРЫ В РИМСКОЙ ЛИТЕРАТУРНОЙ ТРАДИЦИИ Внимание к миру варваров всегда было присуще античным писателям-историкам. Более четко «варварская» тема в сочинениях античных авторов звучала в периоды активизации взаимоотношений грекоримского мира с соседними народами: таковы, например, эпохи греко-персидских войн, походов Александра Македонского, римско-парфянских войн. С усилением активности варварских народов на границах Римской империи в IV—V вв. н.э. образ варваров и связанные с ним сюжеты вновь становятся одним из заметных явлений в римской историографии. В данном отношении не является исключением и последний крупный римский историк — Аммиан Марцеллин (ок. 330 - ок. 400), автор эпохального труда под названием «Деяния», сохранившиеся книги которого охватывают период с 353 по 378гг . Важной чертой, характеризующей восприятие Аммианом Марцеллином варварского (т.е. неримского) мира, является идеализация им некоторых народов. В этом отношении Аммиан, безусловно, является продолжателем древней античной традиции, существовавшей со времен Геродота и Ктесия , в сочинении которых уже есть элементы идеализации ряда варварских племен (например, египтян и ливийцев у Геродота, дирбеев — у Ктесия), а может быть, и более ранних авторов (в частности, Гесиода и даже Гомера). В не меньшей (если не в большей) степени наделение варваров несвойственными им идеальными чертами наблюдается в римской литературе. В этом отношении предшественниками Аммиана являлись такие авторы, как Юлий Цезарь , Саллюстий , Тацит (создавший на страницах своей «Германии» настоящий панегирик духовно-нравственной чистоте германцев) и многие другие. Причины такого своеобразного отношения римских писателей-историков к варварам следует искать в особенностях римского менталитета, изначально формировавшегося на основе синтеза мировоззренческих систем, по меньшей мере, нескольких этносов. В последствии, в процессе расширения границ Римского государства и включения в его состав все новых и новых народов, у римлян появилась возможность (несмотря на все негативное и крайне пренебрежительное отношение к варварам в целом) убедиться не только в существовании достаточно высоко развитых в культурном и нравственном плане обществ за пределами Италии, но и в наличии целого ряда положительных даже с римской точки зрения качеств в быте и нравах совсем, казалось бы, отсталых племен . Нечто похожее наблюдалось еще раньше в эллинистических представлениях о варварах, когда греки впервые в своей истории (как и римляне в III—I вв. до н.э.) так близко познакомились с варварскими народами. Сравнение с ситуацией в римском обществе подталкивало писателей к поиску у варваров той духовно-нравственной чистоты, которой в Риме (по сравнению с легендарным временем начала республики) становилось все меньше и меньше.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg