Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Правовое положение ребенка в Российской Федерации: гражданско-правовой и семейно-правовой аспекты

miya_pal 390 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 72 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 16.09.2018
В процессе исследования темы выпускной работы были рассмотрены гражданско-правовые и семейно-правовые аспекты положения ребенка в Российской Федерации. Вопросы права в указанных областях требует сложного и всестороннего анализа. В ходе проведенного исследования, выявлены особенности реализации прав и интересов детей на основе специфики правового статуса несовершеннолетних. В процессе исследования были сделаны следующие выводы: Термин «ребенок (дети)» и «несовершеннолетние» употребляются как идентичные, при этом понятие «дети» формулируется как «лица, не достигшие совершеннолетия», т.е. возраста, с которым закон связывает наступление дееспособности. Таким образом, главным признаком ребенка, отличающим его от взрослого, является недостижение определенного возраста (18 лет).
Введение

Актуальность темы. Вопрос о сущности и содержании правового положения ребенка в Российской Федерации является сегодня одним из наиболее актуальных вопросов отечественного семейного и гражданского права. Обусловлено это тем, что дети в силу особенностей психического и физического развития требуют особого подхода, а в силу отсутствия жизненного опыта и, в определенной степени, зависимого положения от взрослых не всегда могут самостоятельно обратиться в соответствующие органы за защитой своих прав и законных интересов. Проблема осуществления и защиты прав и интересов несовершеннолетних детей относится к основным проблемам современного мира, так как она определяет дальнейшую судьбу общества. Поэтому Конституция Российской Федерации предусматривает обязанности родителей по воспитанию своих детей и заботе о них (ст. 38 Конституции Российской Федерации). Без иждивения, обеспечиваемого родителями, а в случае, когда нет родителей, опекунами, попечителями, а также органами государства, на которые возложены функции по опеке над несовершеннолетним ребенком, ребенок не получит должного воспитания, не сможет стать достойным представителем общества. Основываясь на вышеизложенном, можно сказать, что на современном этапе развития российского государства и его правовой системы, с позиции глобализации в политико-правовой, социально-экономической, нравственно-культурной сферах жизни общества, все более актуальным становится повышение эффективности такой правовой модели, которая обеспечит охрану и защиту основных прав и законных интересов человека, включая детей. Практический интерес к исследованию проблем правового положения ребенка в семейном и гражданском праве обусловлен тенденцией к отражению универсальных принципов и норм международного права в Конституции Российской Федерации, что предопределило признание высшей ценностью прав и свобод человека, соблюдение и защита которых гарантируется государством. Провозглашение в ст. 7 Конституции России социальным государством обуславливает создание в рамках национальной политики такого государственного механизма, который обеспечит достойную жизнь и свободное развитие человека. В связи с этим, одним из важнейших аспектов правовой политики проводимой государством является улучшение механизма надзора за соблюдением прав семьи и ребенка. Производя исследование вопросов, касающихся правового положения несовершеннолетних детей в России, необходимо обозначить, что права и обязанности по воспитанию ребенка в соответствии с действующим законодательством содержатся в большом количестве нормативных актов о правах несовершеннолетних и обязанностях родителей или опекунов. Так, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, одним из важнейших направлений правовой политики государства является охрана семьи, материнства, отцовства, забота о детях и их воспитание. Основываясь на положениях Конституции Российской Федерации, Семейный кодекс содержит принципы политики государства, направленной на защиту интересов семьи, определяя: обязанности родителей в отношении детей; обязанности совершеннолетних детей в отношении нетрудоспособных родителей; защиту прав и законных интересов ребенка родителями, органом опеки и попечительства, прокуратурой и судом; алиментные обязательства членов семьи, порядок уплаты и взыскания алиментов . Тем не менее, несмотря на конституционные нормы и отраженные в законодательстве принципы, проводя анализ правового положения детей в современной России, можно одновременно заметить снижение уровня благосостояния семьи, имеющей детей; недостаточную развитость системы социальной защиты материнства и детства (пособия на детей очень малы); рост безработицы и т. д. Также немаловажной проблемой правового положения несовершеннолетних детей является и то, что зачастую родители, воспитывая ребенка, уделяют внимание лишь тем аспектам его формирования как личности, которые непосредственно направлены на несовершеннолетнего (обучение ребенка в школе, сопровождение его в различные кружки и секции), а культурно-нравственное воспитание отходит на второй план. Таким образом, можно констатировать недостаточно внимательное отношение к проблемам практического применения законодательных норм, которые регулируют права несовершеннолетних. Современный механизм государственно-правовой охраны семьи и прав ребенка в Российской Федерации должен основываться на универсальных принципах и нормах международного права, которые уже сейчас отразились на нормах Конституции Российской Федерации и законодательных актов соответствующих отраслей права, но не выполняются в достаточной степени, если речь идет о реальной практике. Цель и задачи работы. Цель данной выпускной квалификационной работы заключается в комплексном теоретическом исследовании гражданско-правового и семейно-правового положения ребенка в Российской Федерации, а также в выявлении противоречий и пробелов в действующем семейном и гражданском законодательстве и предложении путей выхода из них. Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие основные задачи: 1. Дать обоснование актуальности выбранной для исследования темы; 2. Проанализировать понятие и структуру правового положения ребенка в России; 3. Исследовать гражданскую и семейно-правовую правосубъектность ребенка; 4. Провести анализ судебной практики в области реализации прав и интересов ребенка. Объект исследования. Объектом исследования является круг общественных отношений, в том числе детско-родительских и семейных, в сфере регулирования прав и свобод ребенка в Российской Федерации. Предмет исследования составляют гражданско-правовые и семейно-правовые нормы, определяющие правовое положение ребенка в Российской Федерации. Методологическую основу исследования составляют общелогические методы (анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, индукция и дедукция, аналогия, системно-структурный метод): группа частно-научных методов (методы толкования права, исторический и сравнительно-правовой). Историковедческую основу для изучения правового положения ребенка в Российской Федерации составили нормативно-правовые акты, монографии, учебные пособия, справочные издания, материалы судебной практики. Теоретическая основа. В работе использованы исследования следующих авторов – С.С. Алексеев, А.Б. Бабаев, Д.В. Березовский, А.Ю. Беспалов, Е.М. Ворожейкина, В.И. Данилина, О.С. Иоффе, В.В. Лазарева, Б.Х. Мальсагова, Н.И. Матузова, М.М. Махмутова, А.М. Нечаева. Практическая значимость работы заключается в возможности использования полученных результатов исследования автором и другими лицами в своей работе, в сфере защиты прав детей в сферах семейно-правового и гражданско-правового законодательства. Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, шести пунктов-параграфов, заключения, списка использованных источников.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….4 ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ЭЛЕМЕНТЫ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ РЕБЕНКА………………………………………………………………………............8 1.1. Понятийный анализ правового положения ребенка в России………..…….…..8 1.2. Гражданская и семейная правоспособность ребенка ……………………….....16 ГЛАВА 2. ГРАЖДАНСКАЯ И СЕМЕЙНАЯ ДЕЕСПОСОБНОСТЬ РЕБЕНКА ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИИ… ………………………………………………………………………………………….28 2.1.Понятие дееспособность ребенка в гражданском и семейном праве ………....28 2.2.Понятиеделиктоспособность ребенка в гражданском и семейном праве……………………………………………………………………………………37 ГЛАВА 3. РЕАЛИЗАЦИЯПРАВИ ИНТЕРЕСОВ РЕБЕНКА ………......……..47 3.1. Понятие и виды прав ребенка …………………………………………….……..47 3.2. Особенности реализации прав и интересов ребенка в Российской Федерации……………………………………………………………..………………55 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………..67 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………..70
Список литературы

Нормативные правовые акты 1. Конституция Российской Федерации // Российская газета.-1993.- 25декабря.- № 237. 2. Конвенция о правах ребенка. – 1990 // Сборник международных договоров СССР". - выпуск XLVI. - 1993 3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30 ноября 1994г. - № 51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации.- 1994. - № 32. – Ст. 3301. 4. Гражданский кодекс Российской Федерации Часть вторая от 26января1996г. № 14-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. - № 5. – Ст. 410. 5. Гражданский кодекс Российской Федерации Часть третья от 26 ноября 2001г. № 146-ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации. – 2001. - № 49. Ст. 4552. 6. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995г. № 223-ФЗ//Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. - № 1. – Ст. 16. 7. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002г. № 138-ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. - № 46. – Ст. 4532. 8. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004г. № 188-ФЗ//Собрание законодательства Российской Федерации. – 2005. - № 1. – Ст. 14. 9. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001г. № 197-ФЗ//Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. - № 1. – Ст. 3. 10. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации от 30 декабря 2001г. № 195-ФЗ// Российская газета. – 2001. - № 256 11. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996г. № 63-ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. - № 25. Ст. 2954. 12. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998г.- № 146-ФЗ//Собрание законодательства Российской Федерации. – 1998. - № 31. Ст.3824. 13. Федеральный закон от 24 июля 1998г. -№ 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации.- 1998. - № 31. – Ст. 3802. 14. Федеральный закон от 28 декабря 2014г. - № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации.- 1998. - № 31. – Ст. 3802. 15. Федеральный закон от 21 декабря 1996г. - № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // Российская газета. – 2000. № 100. 16. Федеральный закон от 3 июля 2016г. - № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // Российская газета. – 2016. № 100. 17. Федеральный закон от 6 октября 2003г.- № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2003. - № 40. Ст. 3822. 18. Федеральный закон от 7 июня 2017г..- № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2017. - № 46.. 19. Федеральный закон от 8 августа 2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // Собрание законодательства Российской Федерации.- 2001. - № 33. – Ст. 3431. 20. Федеральный закон от 28 декабря 2016 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // Собрание законодательства Российской Федерации.- 2016. - № 38. 21. Федеральный закон от 31 мая 2000г.- № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» // Российская газета .- 2000. - № 100. 22. Федеральный закон от 1 мая 2016г.- № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» // Российская газета .- 2016. - № 100. Учебная и научная литература 23. Агарков М.М. Избранные труды по гражданскому праву. В 2-х томах. Т. 1.- Москва.: АО: «ЦентрЮрИнфоР», 2015. – Ст. 490. 24. Агарков М.М. Избранные труды по гражданскому праву. В 2-х томах. Т. 2.- Москва.: АО: «ЦентрЮрИнфоР», 2015. – Ст. 452. 25.Аксенчук Л.А. Правоспособность несовершеннолетнего в сфере предпринимательской деятельности. – Законодательство. – Москва. – 2013. № 12. – Ст. 8-11. 26. Алексеев С.С. Общая теория права: Курс в 2-х томах. Т. 1 – Москва.:Юрид. лит. – 2014. Ст. 360. 27. Алексеев С.С. Общая теория права: Курс в 2-х томах. Т. 2 – Москва.:Юрид. лит. – 2014. Ст. 359. 28. Антокольская М.В. Семейное право: Учебник. – Москва: Юристь – 2014. – Ст. 366. 29. Баринов Н.А. О правоспособности иностранных граждан в России // Актуальные проблемы частноправового регулирования: Материалы Всероссийской третьей научной конференции молодых ученых. – Самара: изд-во «Самарский университет». – 2015. – Ст. 28-32. 30. Беспалов Ю.Ф. Защита прав несовершеннолетних // Российская юстиция. 2014. № 1. – Ст. 32-34. 31. Беспалов Ю.Ф. Некоторые вопросы семейной дееспособности ребенка // Нотариус. – 2015. – № 2. 32. Беспалов Ю.Ф. Семейные права ребенка и их защита: Монография //Владимир – 2013. – Ст. 209. 33. Букшина С. Эмансипация: проблемы и перспективы / Хозяйство и право. – 2015. – № 7. – Ст. 49-56. 34. Букшина С. Эмансипация: проблемы и перспективы / Хозяйство и право. – 2015. – № 8. – Ст. 27-30. 35. Веберс Я.Р. Правоспособность граждан в советском гражданском и семейном праве. – Рига: «Зинатне» - 2013. – Ст. 231.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ЭЛЕМЕНТЫ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ РЕБЕНКА 1.1. Понятийный анализ правового положения ребенка в России Исследование понятия правового положения несовершеннолетних детей порождает необходимость ответа на вопрос о том, кого следует считать ребенком и являются ли тождественными термины «ребенок» и «несовершеннолетний» В энциклопедической литературе термин «ребенок (дети)» и «несовершеннолетние» употребляются как идентичные, при этом понятие «дети» формулируется как «лица, не достигшие совершеннолетия», т.е. возраста, с которым закон связывает наступление дееспособности. Таким образом, главным признаком ребенка, отличающим его от взрослого, является недостижение определенного возраста (18 лет). Анализ юридической литературы позволяет утверждать, что научное понятие данной категории отсутствует. Вместе с тем, существует легальное определение, которое совпадает с вышеупомянутым. Согласно ст. 1 Конвенции ООН о правах ребенка, п. 1 ст. 54 Семейного кодекса Российской Федерации , ст. 1 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07. 1998 г. № 124 ФЗ (ред. 09.03.2016), ст 3 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» от 31.05. 2002 № 62 – ФЗ (ред.01.05.2016) ребенок (дети) есть любое лицо (лица) до достижения им (ими) возраста 18 лет, т.е. возраста совершеннолетия. Аналогичное понятие содержится и в ряде законов субъектов РФ: например, в ст. 1 Закона Воронежской области «О защите прав ребенка на территории Воронежской области» от 1.07.1999 г. № 101-II-ОЗ, в ст. 1 Закона Ивановской области «О защите прав ребенка» от 24.04.1997 г. № 9-ОЗ (ред. 30.12.2002), в ст. 1 Закона Костромской области «О гарантиях прав ребенка в Костромской области» от 05.11.1998 г. № 29, в ст. 1 Закона Тульской области «О защите прав ребенка»от 25.06.1998 г. № 88-ЗТО ( ред. 10.09.1998 № 94-ЗТО) и т.д. Из определения следует, что несовершеннолетний не утрачивает статуса ребенка и в тех случаях, когда он в соответствии с законом приобретает полную гражданскую дееспособность до наступления совершеннолетия.Поскольку ребенок признается самостоятельным субъектом принадлежащих ему прав, а способность физических лиц быть носителями прав и обязанностей в юридической литературе отражается в понятиях «правоспособность» и «правосубъектность», мы подробно остановимся на данных категориях. Кроме того, когда речь идет об участии в правоотношении лица как субъекта права, в научной литературе широко употребляются и категории «правовое положение», «правовой статус». Возникает вопрос их соотношении, что также будет освещено.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg