Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Социальная поддержка детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

smolnikovanina5 1500 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 52 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 15.09.2018
В настоящей дипломной работе была рассмотрена тема «Социальной поддержки детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Российской Федерации». Проблема обеспечения детей, оставшихся без родительского попечения, еще очень долгое время будет сохранять свою актуальность, так как общество и государство не готово отказаться, от столь необходимой таким детям помощи и обеспечения, а также оказания им регламентированной в правовом законодательстве социальной поддержке. Работа защищена на отлично в КГБПОУ.
Введение

Введение На сегодняшний день в мире число детей – сирот и число детей, оставшихся без попечения родителей, увеличивается с каждым годом все больше и больше. Причины могут быть различными: смерть родителей, ненужность близким людям вследствие тяжелых детских болезней, безответственное отношение родителей к выполнению своих обязанностей , а также множество других причин, обуславливающих тяжкое для судьбы ребенка явление. Государство оказывает поддержку различным категориям граждан, но дети, оставшиеся без надзора и заботы родителей, находятся на особом счету. В связи с тем, что несовершеннолетний не имеет реальной возможности защищать свои права столь же эффективно, как это может делать взрослый человек, возникает необходимость в конкретных мерах, принимаемых государством для правовой защиты законных интересов таких детей, для их адаптации в трудовой, семейной и других сферах человеческой жизни. Таким образом, тема социальной поддержки детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является наиболее актуальной, и по сей день в нашей стране. Предметом исследования является социальная поддержка детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Российской Федерации, как условие решения проблемы сиротства в целом. Цель исследования данной работы состоит в выявлении форм и методов материального обеспечения и правовой защиты детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей со стороны государства в России. Основными задачами дипломной работы являются: Изучить теоретические аспекты социальной поддержки детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; Рассмотреть нормативно правовые акты изучающие специфику данной проблемы. Рассмотреть основные и дополнительные меры социальной поддержки, предоставляемые детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей; Изучить проблемы, связанные с реализацией прав детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в сфере социальной поддержки таких детей. Объект исследования: Дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, как социальное явление в России. Методы исследования: Рассмотрение законодательных аспектов, затрагивающих материальное обеспечение и социальную защиту детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В данной дипломной работе были использованы следующие методы исследования: анализ, сравнение, обобщение. Теоретико-методологические основы дипломной работы составили труды авторов: Антокольской М.В., Беспалова Ю.И., Кареловой Г.Н., Нечаевой А.М., Пчелинцевой Л.М., Холостовой Е.И., Кабышева О.А., Курбатова В.И. Нормативную базу данной работы составили следующие основные правовые акты в сфере социальной поддержки детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Конституция РФ от 12.12.1993, ФЗ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ФЗ от 24.07.1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и др. Структура дипломной работы включает: введение, три раздела, заключение и список использованных источников. Глава 1.Теоретические основы социальной поддержки детей, оставшихся без попечения родителей. 1.1.Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей как особая категория граждан. Права детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регулируются Федеральным законом №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996г. В соответствии с данным законодательным актом: Дети – сироты – это лица в возрасте до 18 лет, утратившие одного или обоих родителей. Дети, оставшиеся без попечения родителей - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке. Одной из частых причин оставления детей без родительского попечения являются случаи отсутствия (если родители неизвестны) или лишения родителей их родительских прав. Так, согласно ст. 69 СК РФ в качестве крайней административной меры ответственности выступает лишение родительских прав— мера отстранения родителей от возможности участия в воспитании ребенка, но при этом сохраняющая все обязанности по их содержанию. Родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если они: - уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов. Злостное уклонение от уплаты алиментов распространяется на должников в случае невыполнения законных требований о содержании: несовершеннолетних детей; - отказываются без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома (отделения) либо из иного лечебного учреждения, воспитательного учреждения, учреждения социальной защиты населения или из аналогичных организаций. При этом, уважительными причинами в данном случае является: наличие у ребенка существенных физических или психических недостатков, которые не позволяют покинуть учреждение здравоохранения до их полного лечения или устранения. Также существенное значение имеет болезнь кормильца (одного из родителей), длительная командировка, обучение, наказания, передвижение под стражей в период следствия, тяжелые материально – бытовые условия и др. - злоупотребляют своими родительскими правами. В ст. 69 Семейного кодекса РФ используется понятие «злоупотребление родительскими правами», однако точного определения этого понятия нет. В правовой литературе под злоупотреблением родительскими правами понимают использование этих прав в ущерб интересам детей, например, создание препятствий в обучении, склонение к попрошайничеству, воровству, проституции, употреблению спиртных напитков или наркотиков и т.п.); - жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют физическое или психическое насилие над ними, покушаются на их половую неприкосновенность; - являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией; Несмотря на различные предпринимаемые государством меры по борьбе с алкоголизмом и наркоманией, растет количество несовершеннолетних детей, поступающих в дом ребенка в связи со злоупотреблением матерей спиртными напитками или наркотическими и психотропными веществами. - совершили умышленное преступление против жизни или здоровья своих детей либо против жизни или здоровья супруга. Действия, совершенные родителями в отношении своих несовершеннолетних детей должны быть осознанными и целенаправленными. К таким деяниям относятся: покушение на убийство ребенка, стремление довести его до самоубийства, тяжкие телесные повреждения, побои, истязание, заражение венерической болезнью или ВИЧ-инфекцией, оставление малолетнего в опасной, угрожающей его жизни обстановке и тому подобное. Помимо этого дети могут остаться без родительского попечения в связи с ограничением родителей в родительских правах. Интересы ребенка в семье регулируются ст. 73 СК РФ, по которой один из родителей, несущий определенную опасность для малолетнего ограждается на время от его воспитания и совместного проживания. Однако стоит заметить, что такое ограничение родительских прав не является их лишением. Это временная превентивная мера в целях защиты ребенка. А также в связи с признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными или ограниченно дееспособными, находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими дети остаются без попечения родителей. Признание безвестно отсутствующим может последовать лишь при наличии следующих обстоятельств: отсутствие лица в месте его постоянного жительства в течение 1 года; отсутствие в течение этого срока сведений о месте его нахождения; невозможность установить место нахождения отсутствующего. Признание гражданина недееспособным возможно, когда гражданин вследствие психического расстройства (душевной болезни или слабоумия) не может понимать значения своих действий или руководить ими Для ограничения дееспособности гражданина необходимо обязательное наличие двух условий: гражданин злоупотребляет спиртными напитками, наркотическими средствами либо психотропными веществами; гражданин вследствие такого злоупотребления ставит свою семью в тяжелое материальное положение. Объявление гражданина умершим возможно при наличии таких фактов, как: отсутствие лица в месте его постоянного жительства в течение 3 лет. Если гражданин пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, такой срок сокращается до 6 месяцев. Если гражданин пропал без вести в связи с военными действиями, он может быть объявлен умершим не ранее чем по истечении 2 лет со времени окончания военных действий; отсутствие в названные сроки сведений о месте его нахождения; невозможность в течение этих сроков установить место нахождения отсутствующего. Дети также признаются, оставшимися без попечения родителей в связи с отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Еще одна категория причин, когда дети остаются без родительского внимания, связана с деградацией личности матери и (или) отца из-за пристрастия к алкоголю и психоактивным веществам, асоциальным образом жизни. Причем, в этой ситуации родители иногда по-своему привязаны к ребенку, в редкие минуты просветления, проявляя посильную заботу о нем. Но этот случай является исключением из правил. Обычно же нахождение в родной семье является эмоциональной травмой и попросту опасно для малыша. При возникновении перечисленных ситуаций, судьбу несовершеннолетнего уполномочены решать органы опеки и попечительства. Сотрудники попечительского ведомства занимаются устройством брошенного ребенка, контролируют поднадзорные семьи, условия проживания и воспитания несовершеннолетних в социальных учреждениях. Чтобы отнести ребенка к категории оставшихся без попечения родителей, необходимо решение суда о лишении родительских прав (об ограничении в родительских правах), признании родителей недееспособными (ограниченно дееспособными), безвестно отсутствующими или умершими. Документы, подтверждающие социально-правовой статус детей, должны быть получены до достижения детьми возраста 18 лет. Таким образом, с одной стороны у понятий "дети-сироты" и "дети, оставшиеся без попечения родителей" есть общее: в обоих случаях закон подразумевает несовершеннолетних детей, то есть лиц, не достигших возраста 18 лет. В обоих случаях дети лишены заботы и присмотра родителей. Существенное различие в том, что родители сироты лишены такой заботы независимо от воли родителей (из-за их смерти), а дети, оставшиеся без попечения родителей -в случаях, когда родители не хотят или не могут осуществлять уход за ними. Дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, отличаются от других детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В ФЗ от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" специально выделена особая категория детей, нуждающихся в усиленной защите со стороны государственных органов, - детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Это, например, такие дети, как дети - инвалиды; дети, жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, проживающие в малоимущих семьях и др. Дети, родители которых являются инвалидами, также не относятся к категории детей, оставшихся без попечения родителей, и соответственно не имеют права на полное государственное обеспечение и предоставление дополнительных гарантий по социальной поддержке. Только в случае, когда в судебном порядке будет установлен факт отсутствия родительского попечения над ребенком по состоянию здоровья единственного или обоих родителей, и будет получено соответствующее решение суда, подтверждающее данный факт, такой ребенок будет относиться к категории детей, оставшихся без попечения родителей, и будет пользоваться государственной поддержкой. Таким образом, все граждане до исполнения 18 лет принадлежат социальной категории «дети». Из-за своей беззащитности и недееспособности они требуют особой опеки. Дети, потерявшие отца, мать или обоих родителей – это сироты. Из-за того, что их единственных попечителей нет в живых, необходимое внимание и защиту им оказывает государство. В Российской Федерации существует ряд институтов, имеющих своей целью охрану прав и интересов несовершеннолетних детей. Особое место среди них занимают институты, призванные обеспечить защиту прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Содержание

Содержание Введение……………………………………………………………………..3 Глава 1.Теоретические основы социальной поддержки детей, оставшихся без попечения родителей. ……………………………………………………..5-18 1.1.Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей как особая категория граждан………………………………………………………….5 1.2.Правовое регулирование социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей …………………………………...11 Глава 2.Социальная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в различных сферах жизнедеятельности ……….19-36 2.1.Меры социальной поддержки в отношении детей, оставшихся без попечения родителей вправе социального обеспечения……………….19 2.2.Меры социальной поддержки, предусмотренные семейным законодательством…………………………………………………………23 2.3.Меры социальной поддержки, предусмотренные иными отраслями права. ……………………………………………………………………………….29 Глава 3.Проблемы реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей………………………………………………………37-44 3.1.Основные проблемы, возникающие при реализации прав детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей…………………………….37 3.2.Пути решения проблем реализации прав детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей……………………………………41 Заключение…………………………………………………………………45 Список литературы………………………………………………………...48
Список литературы

Список литературы Всеобщая декларация прав человека. Резолюция 217(III) от 10 декабря 1948 г. Вопросы ювенальной юстиции. 2008. N 6 (20). С. 35 — 37 Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Международные нормативные акты о правах человека. М., 1998. «Конвенция о правах ребенка» (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990). Конституция Российской Федерации " (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ). Российская газета. 1993. № 237; Собрание законодательства РФ. 2009. № 1. Ст.1, Ст.2. Гражданский кодекс РФ от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ (в ред. от 29.04.2018). Российская газета. 1994. № 238-239; Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст.3301. Гражданско-процессуальный Кодекс РФ от 14.11.2002 N 138-ФЗ (в ред. от 03.04.2018)."Российская газета", N 220, 2002. Собрание законодательства РФ, 2002, N 46, ст. 4532. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 188-ФЗ (ред. от 04.06.2018) .Российская газета. 2005. № 1; Собрание законодательства РФ. 2005. № 1 (часть I). Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N 223 –ФЗ (ред. от 29.12.2017). Российская газета. 1996. № 17; Собрание законодательства РФ. 1996. № 1. Ст.16. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (ред. от 05.02.2014). Собрание законодательства РФ. 1997. № 1. С.1-6; 2011. № 50. ст.7334. Федеральный закон от 15 ноября 1995 г. №195 ФЗ (в ред. Федерального закона от 10.07.2002 № 87-ФЗ и Федерального закона от 24.08.2004 № 122-ФЗ). «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 11.12.1995, N 50, ст. 4872; Федеральный закон Российской Федерации от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Российская газета. 1996. № 248; Собрание законодательства РФ. 1996. № 52. Ст.5880. Федеральный закон РФ от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния». Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 47, ст. 5340. Федеральный закон от 24.07.1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». ( ред. от 07.03.2018). Российская газета. 1998; Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст.3802. Федеральный закон от 19.06.2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» ( ред. от 01.05.2018). Российская газета. 2015. № 118; Собрание законодательства РФ. 2015. № 26. Ст.2729. Федеральный закон РФ от 16.04.2001 № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» (ред. 09.04.2018), 2002, Собрание законодательства N 17, ст. 1643. Федеральный закон РФ 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (ред. от 29.07.2017). Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 22, ст. 2031. Федеральный закон от 29.02.2012 г. №15-ФЗ «О внесении изменений в отельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Собрание законодательства. 2017. № 10. Ст.1163. Федеральный закон от 01.04.2012 N 25-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ред. 09.04.2018). Российская газета. 2015. № 73; Собрание законодательства РФ. 2012. № 14. Ст.155. Закон Красноярского края от 02.11.2000 №12 – 961 « О защите прав ребенка» (в ред. Законов Красноярского края от 26.06.2001 N 15-1386, от 02.10.2003 N 8-1408,с изм., внесенными Законами Красноярского края от 20.12.2002 N 5-771, от 25.12.2003 N 9-1655), (ред. 24.12.2015). Законодательное собрание Красноярского края, 2000, «Красноярский рабочий», № 228. Закон Красноярского края «Об организации работы по патронатному воспитанию в Красноярском крае» от 28.04.2005 № 14-3365 (ред. 09.04.2015). Законодательное собрание Красноярского края, 2005, «Красноярский рабочий» № 82. Закон Красноярского края «Об обеспечении детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями на территории Красноярского края» от 26.06.2014 №6-2481 (ред. 11.07.2014). Законодательное собрание, 2013, «Наш Красноярский край» №251. Постановление Пленума Верховного суда РФ от 27.05.1998 № 10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей» (ред. 26.12.2017). Собрание законодательства РФ, 2007, №56 ст. 1099. Постановление Правительства РФ от 27.11.2000 № 896 «Примерное положение о центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей», «Примерное положение о социальном приюте для детей» (ред. 09.04.2018). Собрание законодательства РФ, 2000, N 39, ст. 4562. Постановление Пленума Верховного суда РФ от 20.04.2006 № 8 «О применении судами законодательства об усыновлении» (ред. 27.05.2016). Собрание законодательства, 2013, №91 ст.1048. Рекомендации по организации и осуществлению деятельности по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, утв. Письмом Миноборнауки РФ от 24.08.2012 № ИР-713/07. Порядок формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, утв. Приказом Минобразования и науки РФ от 21.02.2014 № 136. Правила передачи детей на усыновление, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.03.2000 № 275. Правила осуществления отдельных полномочий органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, утв. Постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 № 423. Социальная поддержка граждан. Государственная программа Российской Федерации (утв. распоряжением Правительства РФ от 27 декабря 2012 г. N 2553-р) // Гарант. Информационно-правовой портал. Аверин А.Н. Государственная система социальной защиты населения: учебное пособие. М. : РАГС, 2016. - 134 с.; Платонова Н.М., Нестерова Г.Ф. Теория и методика социальной работы. М: Академия, 2016. 397 с. Аверин А.Н. Государственная система социальной защиты населения: учебное пособие. М. : РАГС, 2016. - 124 с. Айтов П.Б., Белялова А.М., Богданов Е.В. и др.; Семейное право: учебник / под ред. Р.А. Курбанова. М.: Проспект, 2015. Бобылева И. А. Социальная адаптация выпускников интернатных учреждений. – М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения. – 2017 г. – 176 с. Бобылева И. А. Социально-психологическая адаптация детей в замещающей семье. – М.: СЛОВО. – 2015 г. – 274 с. Варывдин В.А., Клемантович И.П. Управление системой социальной защиты детства.- М.,2016 Добромыслов К.В. Право социального обеспечения: учебное пособие, практикум / К.В. Добромыслов, Е.Е. Мачульская. – М.: Книжный мир, 2016. Ершова Н.М. Опека, попечительство, усыновление. - М., 2015 г. Зуйкова Е.М., Ерусланова Р.И. Феминология и гендерная политика: Учебник. - М., 2015 г. Кузьмин С. Активная политика социальной защиты населения. Экономист, 2016, № 9. Левицкая Е. А., Пасикова Т. А. / Особенности правого статуса детей, оставшихся без попечения родителей: монография. Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2016. Магульская Е.Е. «Право социального обеспечения». - М.: Международный центр финансово-экономического развития, 2017 г. Международный студенческий научный вестник./Особенности социализации детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 2016.-№5 Платонова Н.М., Нестерова Г.Ф. Теория и методика социальной работы. М: Академия, 2016. 398 с. Платонова Н.М., Нестерова Г.Ф. Теория и методика социальной работы. М: Академия, 2010. 384 с.; Топчий Л.В. Организация социального обслуживания населения. — М., 2016. Рошаль Л. М. Оказание социальной помощи детям. - М., 2017 г. Семья Г.В., Боровик В.Г. Вариативные технологии, способствующие профессиональному самоопределению воспитанников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. – М., 2017 г. Шохина Е.А., Кириллина В.Н. Семейное неблагополучие как актуальная социально-экономическая проблема современной России // Современные проблемы социальной политики, М., 2018. – 324 с.
Отрывок из работы

1.2.Правовое регулирование социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Для понимания того, какие международные и внутригосударственные акты относятся к сфере правового регулирования вопросов поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, необходимо раскрыть понятие социальной поддержки. Термин «социальная поддержка» появился в общественно-политической практике в РФ еще в начале 90-х годов ХХ века. Вместе с тем единства в определении понятия «социальная поддержка» нет. На сегодняшний день сложились следующие подходы к определению понятия «социальной поддержки»: глоссарий Е.И. Холостова считает, что социальная поддержка – система мер по оказанию помощи некоторым категориям граждан, временно оказавшимся в тяжелом экономическом положении (частично или полностью безработные, учащаяся молодежь и др.) путем предоставления им необходимой информации, финансовых средств, кредитов, обучения, права защиты и введения иных льгот. Наиболее часто в литературе происходит отождествление понятия «социальная поддержка» с понятиями «социальное/материальное обеспечение» и «социальная помощь». Это обусловлено тем, что социальная поддержка может осуществляться в различных формах, как денежной (сходство с обеспечением), так и натуральной (сходство с помощью), а также нематериальной. Вместе с тем, есть существенные отличия, как от социального обеспечения, так и от социальной помощи. Чтобы обеспечить детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, полноценное физическое, психическое и духовно-нравственное развитие, а также восполнить отсутствие родительского попечения со стороны государства им предоставляются гарантии (меры) социальной поддержки в сфере обеспечения достойных условий жизни, образования, здравоохранения, труда, судопроизводства, уплаты налогов и сборов, обеспечения жильем, а также в иных сферах, предусмотренных законодательством субъектов РФ. «Меры социальной поддержки» – это достаточно новое понятие, которым было заменено понятие «льготы» в связи с внесенными в российское социально-обеспечительное законодательство изменениями. Предоставляемые в соответствии с ФЗ-№159 меры поддержки можно подразделить на: - материальные (обеспечение государством бесплатное проживание в учреждениях интернатного типа, одеждой, питанием, предметами обучения, определенными средствами для устройства жизни и жильем после выпуска из социального госучреждения, обеспечение бесплатным проездом во всех видах транспорта); - нематериальные (право на образование, жилищные права детей сирот, право на медицинское обслуживание, право на трудоустройство) Законодательство Российской Федерации о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, прежде всего, охватывает нормативные акты о детях в целом, независимо от их семейного благополучия, так как в первую очередь, должны обеспечиваться «общие» для всех детей права, а потом уже следуют специфические законы, предусматривающие помощь детям с учетом их особенностей как сирот и оставшихся без родительского попечения или их жизненной ситуации. Исходя, из указанного понятия следует, что правовое регулирование социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, охватывает те нормативные акты, которые способствуют их адаптации в обществе. Правовая база социальной защиты детства строится на трех уровнях: международном, общефедеральном и региональном. Международный уровень включает документы международных организаций (ООН, ЮНИСЕФ, ВОЗ), а также межгосударственные соглашения и программы по охране материнства и детства. Для контроля, за выполнением прав ребенка, закрепленных в международных стандартах по правам человека, созданы специальные комитеты: Комитет по правам ребенка (ООН), учрежденный Конвенцией о правах ребенка 1989 г., и Постоянный комитет Совета Европы, учрежденный Европейской конвенцией об осуществлении прав детей 1996 г. Впервые же дети как объект особой защиты и заботы были провозглашены во Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН 10.12.1948. Позже появились и другие международные акты. Среди них можно выделить: принятую Генеральной Ассамблеей ООН в 1959 г. специальную декларацию, нацеленную на социальную защиту детей, - Декларация прав ребёнка. Хартию детства, Пекинские правила 1985 г. (минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних), Всемирную декларацию об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990 г.), также следует отметить Конвенцию ООН «О правах ребенка» 1989 г. (1992 г. день принятия Конвенции — 20 ноября, отмечается как Всемирный день детей). А также Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах и др. Данные документы закрепляют приоритет интересов и благосостояния детей во всех сферах жизнедеятельности; эти документы сформулировали основные принципы и нормы политики государств в отношении детей, требования в защиту детства, очертили сферу ответственности государства и общества, выявили основные права детей, отвечающие современным социальным условиям. Действие же этих документов связано с добровольным принятием (подписанием) той или иной страной конкретного договора. Верховный Совет СССР 13 июля 1990 г. ратифицировал Конвенцию ООН «О правах ребенка». РФ присоединилась к Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей и к Плану ее реализации (26 декабря 2002 г.). Россия вошла также в Комитет ООН по правам ребенка. Общефедеральный уровень правовой защиты детства. Прежде всего, приоритет интересов и благосостояния детей во всех сферах жизнедеятельности государства закреплен в Конституции российской Федерации. К базовым законам, закрепляющим права детей, следует отнести Семейный кодекс РФ и Гражданский кодекс РФ. В Семейном кодексе РФ провозглашаются такие принципы как приоритет семейного воспитания детей, заботы об их благополучии, обеспечения их образования, благосостояния и развития, защиты прав, свобод и интересов детей и т.д. Помимо этого, Семейный кодекс РФ состоит из таких глав как "права несовершеннолетних детей", а также в нем есть целый раздел "Формы устройства детей на воспитание", в котором перечислены такие формы устройства детей на воспитание как опека, патронатная семья и т.д. Гражданский кодекс РФ от 21 октября 1994 г. в ст. 31 - 40 указывается цель опеки, обязанности опекунов и попечителей, правила и порядок установления опеки и попечительства над несовершеннолетними Помимо этого важнейшими российскими документами, направленными на решение проблемы социального сиротства гарантирующими право ребенка на воспитание в условиях семьи, являются федеральные законы: Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" ФЗ " от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ,в котором специально выделена особая категория детей, нуждающихся в усиленной защите со стороны государственных органов, - детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также определены основные гарантии прав и законных интересов детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в нашей стране. Вот некоторые из них: - законодательное обеспечение прав ребенка; - поддержка семьи в целях обеспечения воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки к полноценной жизни в обществе; - ответственность должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда и др. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 г. №159 - ФЗ дается понятие дополнительные гарантии по социальной поддержке - это законодательно закрепленные дополнительные меры по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, во время получения ими очного профессионального образования. Закон устанавливает целый ряд дополнительных гарантий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, это такие права, как право на образование (ст.6), права на медицинское обслуживание (ст. 7); на имущество и жилое помещение (ст. 8); на труд (ст. 9). Федеральный закон «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» от 16.04.2001 N 44-ФЗ. Данный Федеральный закон устанавливает порядок формирования и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Федеральный закон "Об опеке и попечительстве" от 24.04.2008 N 48-ФЗ. Данный закон регулирует отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства над недееспособными или не полностью дееспособными гражданами. Специальное законодательство о защите детей складывается на основе федеральных программ и указов Президента РФ. Важную роль в оказании социальной помощи детям-сиротам играют указы Президента РФ в том числе: - «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы» (1992 г.); - « О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 28.12.2012 №1688. Помимо указанных законов процедуры семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, в России регламентируются Постановлениями Правительства Российской Федерации, а также Приказами Министерства образования и науки Российской Федерации: - «О детском доме семейного типа»; - «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан»; - «О временной передаче детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации». В Постановлении от 27 ноября 2000 г. N 896, которое издано в соответствии с Федеральным законом "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" закреплено, что для детей, оставшихся без попечения родителей, созданы следующие типы учреждений: социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних; социальные приюты для детей; центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, и др. Данные учреждения являются органом, который обеспечивает реализацию правового статуса детей указанного типа. Законодательство регионального уровня опирается на общефедеральную правовую базу, но конкретизирует условия, цели и задачи выполнения законов и указов Президента РФ.В соответствии со ст.72 п.1 подп."ж" Конституции РФ законодательство о защите детей и в области социального обеспечения находится в совместном ведении РФ и ее субъектов. Оно включает документы органов власти субъектов Федерации и местных властей, общественных организаций, региональные программы. И конкретно на уровне такого субъекта как Красноярский край принимаются следующие нормативные правовые акты: Закон Красноярского края от 02.11.2000 №12 – 961 « О защите прав ребенка». Данный Закон устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка в целях создания правовых и социально-экономических условий для их реализации, а также меры социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Закон Красноярского края «Об обеспечении детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями на территории Красноярского края» от 26.06.2014 №6-2481. Закон регулирует отношения, связанные с реализацией дополнительных гарантий прав на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, место жительства которых находится на территории Красноярского края. Закон Красноярского края «Об организации работы по патронатному воспитанию в Красноярском крае» от 28 апреля 2005 года № 14-3365. Закон регулирует отношения по устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на патронатное воспитание между органами опеки и попечительства, учреждениями, передающими детей на патронатное воспитание, гражданами. Таким образом, правовой статус детей, оставшихся без попечения родителей, определяется следующим: в основу российского законодательства о детях положены важнейшие международно-правовые документы, а также многие регионы развивают, на основе федерального законодательства, свою нормативно-правовую базу организации семейного устройства, при этом региональное законодательство по социальному обслуживанию субъектов РФ, которое конкретизирует основные положения, урегулированные федеральным законодательством, не может противоречить международным и федеральным нормам права в этой области.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg