Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, СОЦИОЛОГИЯ

Профессиональные ожидания иностранных выпускников Финансового университета

miya_pal 590 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 91 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 14.09.2018
В процессе работы над темой, нами были выявлены и уточнены ценностные ориентации иностранных студентов Финансового университета; нам удалось проранжировать по значимости критерии выбора сферы деятельности и места работы иностранными выпускниками. Мы теоретически обосновали и практически проверили (подтвердили) связь между социальным положением иностранных студентов и их карьерными ожиданиями. В качестве критерия карьерных ожиданий иностранного студента-выпускника рассмотрели его восприятие трудовой деятельности как важнейшей предпосылки и составляющей счастья.
Введение

Актуальность. Сегодня российские вузы вынуждены сами бороться на рынке образовательных услуг за привлечение студентов. Тенденции развития демографической ситуации в России побуждают российские вузы работать над увеличением числа иностранных студентов. (Приложение Б) Одна из важных задач реформирования высшего образования в России заключается во вхождении в европейское образовательное пространство, что ускорило внедрение компетентностной модели преподавания. Интеграция в европейское образовательное пространство призвана повысить привлекательность российских учебных заведений не только для российских граждан, но и для иностранцев, в том числе из стран бывшего СССР, в которых в той или иной мере еще сохраняется знание русского языка. Однако, для успешного привлечения и обучения иностранцев, российским вузам необходимо иметь четкое представление о карьерных ожиданиях иностранных студентов, и прежде всего, о карьерных ожиданиях выпускников иностранных вузов, при обучении которых уже использовалась компетентностная модель. В то время как изучению карьерных и профессиональных ожиданий отечественных студентов посвящено достаточное количество исследований, карьерные ожидания иностранных выпускников остаются мало изученными. Исходя из вышесказанного, целесообразно провести специальное исследование карьерных ожиданий выпускников вузов иностранцев, используя опыт изучения профессиональных и карьерных ожиданий российских студентов. Кроме того, в изучении карьерных ожиданий достаточную активность проявляют психологи, но для решения проблем, стоящих перед вузами, необходимо провести социологическое исследование с использованием междисциплинарного подхода. Подобное исследование должно иметь как очевидную теоретическую значимость (позволит составить более ясное представление о структуре карьерных ожиданий и значимости предопределяющих их факторов, в особенности благодаря возможности проведения сравнительного анализа карьерных ожиданий выпускников из различных стран), так и существенную практическую значимость — результаты исследования окажутся полезными в маркетинговой деятельности вузов, желающих привлечь большее число иностранных студентов, и могут успешно применяться для совершенствования процесса обучения иностранных студентов. В качестве рабочей гипотезы можно сделать предположение, что карьерные ожидания иностранных выпускников, несмотря на значительную схожесть с карьерными ожиданиями российских студентов, имеют определенную специфику, которую удастся выявить, собрав собственную эмпирическую базу при помощи опросного метода. Объектом исследования являются карьерные ожидания Предмет исследования – особенности карьерных ожиданий иностранных выпускников (на примере выпускников Финансового университета при Правительстве Российской Федерации) Цель: изучить карьерные ожидания иностранных выпускников, выявить структуру и специфику этих ожиданий. Рабочая гипотеза – карьерные ожидания иностранных студентов при определенной схожести с карьерными ожиданиями российских выпускников имеют определенные отличия, которые необходимо учитывать российским вузам. Задачи: 1. Описать наиболее актуальные теоретико-методологические подходы к изучению карьерных ожиданий иностранных студентов. 2. Определить потенциальное влияние внедренной в российских вузах компетентностной модели на карьерные ожидания студентов. 3. На основе анализа собственной эмпирической базы, собранной в соответствии с разработанной программой прикладного исследования карьерных ожиданий иностранных студентов Финансового университета, выявить как иностранные выпускники оценивают значимость приобретенных в процессе обучения компетенций, и насколько принятая модель обучения повлияла на изменение карьерных ожиданий иностранных студентов. 4. Базируясь на результатах проведенного прикладного исследования, уточнить специфику карьерных ожиданий иностранных студентов. 5. Выработать рекомендации по повышению эффективности использования компетентностной модели в обучении иностранных студентов для формирования у них более четкого видения возможностей использования приобретенных компетенций в выстраивании успешной карьеры. Методы исследования: Теоретические методы включали анализ литературы по проблеме исследования, обобщение теоретических исследований, методы сбора первичной социологической информации. Практические методы, используемые нами в исследовании – это метод раздаточного анкетирования, электронный опрос, качественного и количественного анализа социологической информации; а также определение статистической достоверности получаемых различий. Мы разработали программу прикладного исследования. Нами осуществлены сбор, обработка, анализ и обобщение эмпирических данных исследования карьерных ожиданий. Теоретико-методологические основы (теории, концепции) исследования. Современное состояние разработанности проблемы формирования и реализации ожиданий индивида в профессиональном выборе и карьере характеризуется, с одной стороны, достаточным разнообразием наработок в области мотивации научения, мотивации достижения (преимущественно зарубежных – Левин, Халл, Толмен, Фестингер, Вроом, Райно, Аткинсон, Хекхаузен и др.), которые выполнялись под конкретные исследовательские задачи, а, с другой стороны, отсутствием продуктивных попыток целостного осмысления сути понятия ожидания и, исходя из него, построения продуманной концепции ожиданий, которая бы объясняла основные закономерности их формирования и реализации в значимых ситуациях. Проблема карьерных ориентаций представлена в работах (Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, Б. Блума, и др.), психологическим исследованиям личности, общепсихологическим и социально-психологическими исследованиями деятельности и ее структуры посвящены работы В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Е.В. Ковалевой и др.; социально-психологическими исследованиями общения, межличностных отношений групп и коллективов занимались Г.М. Андреева, А.И. Донцов, P.Л. Кричевский, Б.Ф. Ломов, Н.Н. Обозов, А.В. Петровский и др.; социально-психологическмими исследованиями управленческой деятельности занимались А.Г. Ковалев, P.Л. Кричевский, Е.С. Кузьмин, A.JI. Свенцицкий, А.В. Филиппов, В.Н. Шепель и др.; психологические исследования мотивации проводились А. Маслоу, К. Левиным, Р. Боллсом, В. Вроомом, Д. Райнором, Е. Лоулером, Л. Портером, Н. Фитером, К. Мейхоуном, Н. Хейбером и др.; социологические исследования данной проблематики (прекариат, социальные риски, дисбаланс между карьерными ожиданиями молодежи и реальной практикой российской действительности) изучались Ж.Т.Тощенко; профессиональные ожидания - М.Н. Руткевичем, социальные риски, общество риска и неопределенности - Ю.А. Зубок и В.И. Чупровым; счастье и его детерминанты, труд, работа как составляющие счастье - П.М.Козыревой, А.Э.Низамовой, А.И.Смирновой; проблемы карьеры или профессионально-должностного развития - А.В. Тышковским; профессиональные ожидания российских студентов – социологов в Новосибирске - М.И. Лобановой, С.П. Сторожевой. Под руководством проф. Г.Г. Силласте в феврале-марте 2002 г. было проведено социологическое исследование на тему: «иностранный студент в Финансовой Академии При Правительстве РФ», направленное на выявление мотивации выбора иностранными студентами именно Финансовой академии для получения высшего экономического образования, а также заинтересованности и трудностей обучения в Финансовой академии, степени удовлетворенности условиями обучения, стремления иностранных студентов к научной работе, самооценки уровня подготовки к занятиям, степени владения русским языком и уровня социальной адаптации иностранных студентов, обучающихся в Финансовой академии, типичного сценария проведения досуга иностранными студентами, их жизненных, в том числе карьерных планов после окончания Финансовой академии. Однако, с момента проведения данного исследования в образовательной сфере произошли коренные изменения, и давно назрела необходимость в проведении новых исследований по данной проблематике. Изучению взаимоотношения между диспозициями и реальным поведением личности посвящены исследования В. С. Магуна; В. А. Ядова, Г. И. Саганенко . Компетентностную модель исследовали В.И. Байденко, М.Б. Гузаиров, Н.А. Селезнёва, П. Цервакис, С. Адам, А. , Д. Воган, Й. Вильдт и др. Информационную основу работы составляют законодательные акты, статистические данные, монографии, статьи и другие вторичные источники, данные социологических исследований, проведенных в различных исследовательских центрах. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, который представлен 45 источниками, в том числе 3 на иностранном языке, и 10 приложений.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3 1. Профессиональные ожидания как объект социологического анализа.................................................................................................................8 1.1. Теоретико-методологические подходы к изучению профессиональных ожиданий………………………………….……...8 1.2. Влияние компетентностной модели на профессиональные ожидания выпускников………………………………………………..…………35 2. Структура и направленность профессиональных ожиданий выпускников………………………………………………………………….48 2.1. Оценка иностранными выпускниками значимости приобретенных компетенций……………………………………………………..……48 2.2. Специфика профессиональных ожиданий иностранных выпускников………………………………………………………….64 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………....81 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………....85 ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………....91
Список литературы

1. Александрова М. Факторы становления карьеры студента и преподавателя // Высшее образование в России. – 2007. – №2. [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/faktory-stanovleniya-kariery-studenta-i-prepodavatelya (дата обращения: 02.04.2017). 2. Асмолов А.Г. Оптика просвещения: социокультурные перспективы. – М, Просвещение, 2012. – 447 с. – С. 139-141 3. Бабурин С.Н., Мунтян М.А., Урсул А.Д. Глобализация в перспективе устойчивого развития /С.Н. Бабурин, М.А. Мунтян, А.Д. Урсул. – М., Магистр, ИНФА –М, 2011. – 496 с. 4. Бажин, А.С. Карьера и профессиональные компетенции специалистов / А. С. Бажин// Высшее образование сегодня: Реформы. Нововведения. Опыт. 5. Бессокирная Г. П. Изменились ли мотивы труда рабочих в постсоветской России? // Социологические исследования. 2017. № 1. С. 94-105 6. Бим-Бад Б.М., Егорова Л.И. Категория амбивалентности в теории воспитания человека // Педагогика. –2008. – № 7. – С.8-17 7. Болонский процесс: 2007–2009 годы. Между Лондоном и Левеном / Лувен-ла-Невом / Под науч. ред. д-ра пед. наук, профессора В.И. Байденко. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. – 302 с. 8. Боярский, Е.А.Оценивание обобщенных компетенций выпускников вузов / Е.А. Боярский, С.М. Коломиец // Высшее образование сегодня Реформы. Нововведения. Опыт.—М. — 2007 .— No11 .— С.31-35 .— (Компетентность специалиста ) .— Библиогр.: с.35. 122. 9. В.И. Байденко, М.Б. Гузаиров, Н.А. Селезнёва. Актуальные вопросы современной дидактки высшего образования: европейсский ракурс. – Москва-Уфа: Уфимский государственный авиационный технический университет (УГАТУ), 2012 – 293 с. 10. Вильдт Й. Будущее Болонского процесса – тезисы с точки зрения дидактики высшей школы. Prof. Dr. Johannes Wildt. Die Zukunft von Bologna – Thesen aus der Sicht der Hochschuldidaktik. Перевод О.Л. Ворожейкиной / В кн. Байденко В.И., Максимов Н.И., Селезнева Н.А. Проектирование и реализация компетентностно-ориентированных образовательных программ высшего образования. 11. Горчакова, В. Мифология женской карьеры / В. Горчакова // Управление персоналом. – 2003 . – № 3 . – С. 54-56 12. Зубок Ю.А. Феномен риска в социологии: Опыт исследования молодежи. – Москва: Мысль, –2007. –288 с. 13. Зубок Ю.А., Чупров В.И. Социокультурный механизм формирования отношения молодежи к образованию // Социологические исследования. 2013. № 1. С. 78-90. http://ecsocman.hse.ru/data/2013/06/05/1251218917/Zubok.pdf С.80-81 14. ИЗМЕНЕНИЕ ЧИСЛЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ПО ВАРИАНТАМ ПРОГНОЗА на 19.04.2017 [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demography/# 15. Каганов Ю.Т. Виртуальная реальность. // Глобалистика: Энциклопедия / Гл.ред. И.И. Мазур, А.Н. Чумаков. – Москва: ОАО Изд-во «Радуга», – 2003. – 1328 с. 16. Ковалевская Е.В., Карьерное самоопределение на начальном этапе: структурно-содержательная характеристика и формирование. Монография/Е.В. Ковалевская. - М.: Мир науки, 2015. – 126 с. ISBN 978-5-9907105-8-0 (электронное издание). URL: http://izd-mn.com/PDF/23MNNPM15.pdf(7,9 п.л.). 17. Ковалевская Екатерина Владимировна Карьерные ориентации старшеклассников, обладающих различными личностными особенностями // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2014. №5. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/kariernye-orientatsii-starsheklassnikov-obladayuschih-razlichnymi-lichnostnymi-osobennostyami (дата обращения: 16.04.2017). 18. Козырева П. М., Низамова А. Э., Смирнов А. И. Счастье и его детерминанты (статья 2) // Социологические исследования. 2016. № 1. С. 66-76 [Электронный ресурс]. URL: http://socis.isras.ru/files/File/2016/2016_1/66_76_Kozyreva.pdf (дата обращения: 04.04.2017). 19. Кузнецов И. М. Ценностные ориентиры и социально-политические установки россиян // Социологические исследования. – 2017. – № 1. – С. 47-55 20. М –. 2007 . – №9 . – С.37-39 . – (Психолого-педагогический форум). 21. М.И. Лобанова, С.П. Сторожева Профессиональные ожидания студентов-социологов // Идеи и идеалы. №2 (20) т.2, 2014. С.88-97 http://ideaidealy.ru/wp-content/uploads/2015/08/Lobanova- Storozheva_%D0%98%D0%98%D0%98_220_2_%D1%82_1.pdf 22. Мануйлова Е.А. Проблемы демографической политики России как результат девальвации духовно-нравственных ценностей // Моделирование демографического и социально-экономическая эффективность реализации демографической политики России: Материалы международной научно-практической конференции (Москва, 3 декабря 2015 года) / Отв.ред. – сост.чл-корр. РАН Рязанцева С.В. и д. соц. н. Письменной Е.Е. – Москва: Экономическое образование, 2015. – 452с. – С.40 23. Международная миграция (человек) на 08.07.2016 [Электронный ресурс]. URL:http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demography/# 24. Методика Милтона Рокича исследование ценностных ориентаций. (Тест Милтона Рокича. / Исследование ценностных ориентаций М. Рокича. / Опросник ценности по Рокичу) [Электронный ресурс]. http://psychok.net/testy/320-metodika-rokicha-tsennostnye-orientatsii-test-miltona-rokicha-issledovanie-tsennostnykh-orientatsij-m-rokicha-oprosnik-tsennosti-po-rokichu 25. Могилевкин, Е. Портфолио карьерного движения как современная технология планирования и развития карьеры выпускников вузов / Е. Могилевкин // Управление персоналом. – 2006 . – № 5 . – С. 26-29. 26. Оглоблин, В. Персональный менеджмент - основа успешной карьеры / В. Оглоблин // Управление персоналом. – 2004 . – № 14 . – С. 30-32. 27. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 марта 2015 г. N326 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального 39.04.01 ФГОС ВО Социология образования по направлению подготовки Социология (уровень магистратуры) (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации февраля 2015 г., регистрационный N~ 326). 28. Пьянкова, Е. Профессиональное образование и карьера молодого специалиста / Е. Пьянкова // Высшее образование в России. – 2007 . – № 12 . – С. 110-114. 29. Резник, С. Д. Гендерные особенности карьерного роста: женщины в менеджменте / С. Д. Резник, С. Н. Макарова // ЭКО. – 2006 . – № 3 . – С. 125-136. 30. Реморенко И.М. ФГОУ ВПО Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова . Проект ФГОС ВПО уровня бакалавриата и магистратуры направления подготовки «социология». М., 2009. 31. Россия удивляет 2015. – Москва :Эксмо, 2016. – 208 с. (Россия в цифрах) 32. Семикова, Н. С. Управление карьерным ростом сотрудников как средство формирования их лояльности к компании / Н. С. Семикова // Управление персоналом. – 2007 . – № 9 . – С. 74-75. 33. Силласте Г.Г. Научный отчет по результатам социологического исследования на тему: «иностранный студент в Финансовой Академии При Правительстве РФ». М., 2002 – С.17 34. Социология молодежи. Энциклопедический словарь. /Отв. ред. Ю.А. Зубок и В.И. Чупров. – М. Academia, 2008. – 608 с. С.326-327 35. Стребков Д. О., Шевчук А. В. Трудовые ценности самостоятельной и организационной занятости // Социологические исследования. – 2017. – № 1. – С. 81-93 [Электронный ресурс]. URL: http://socis.isras.ru/files/File/2017/2017_1/Strebkov_Shevchuk.pdf (дата обращения: 24.03.2017). 36. Тарасова О.А. Анализ брачно-семейных стереотипов современного российского студенчества // Социум и власть. – 2013. – №6 (44). [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/analiz-brachno-semeynyh-stereotipov-sovremennogo-rossiyskogo-studenchestva (дата обращения: 05.04.2017). 37. Тощенко Ж.Т. Прекариат – новый социальный класс // СоцИс. – 2015 –№ 6. – С.7 38. Троцук И. В., Скрынникова М. П., Цзи Цзиньфэн Приоритеты китайской молодежи в профессиональной сфере и положение молодых специалистов на рынке труда КНР // Теория и практика общественного развития. — 2014. – №12 – С.41-46. 39. Тышковский А.В. Социально-психологические основы формирования и реализации ожиданий в профессиональном выборе и карьере: Дис. ... докт. псих. наук: 19.00.05. М., 1999. 481 с. http://www.dissercat.com/content/sotsialno-psikhologicheskie-osnovy-formirovaniya-i-realizatsii-ozhidanii-v-professionalnom-v 40. Тышковский А. В., Тараканов А. В., Ускова Д. Н. Психология человека в организации: схемы, таблицы, тесты, тезаурус / Учебно-методическое пособие. — LAP LAMBERT AcademicPublishingSaarbrucken, 2016. — С. 203. 41. Цюрхер Р. Информальное обучение и приобретение компетенций Материалы по образованию взрослых №2, Вена, 2007. с. 61–72, 100–107. 42. Шалимова А.М. Возможности реализации профессиональных ожиданий студентов-социологов в юридической психологии [Электронный ресурс]. URL: http://отрасли-права.рф/article/5669 43. Ядов В. А. Каким видится будущее социологии // Давыдовские чтения: исторические горизонты теоретической социологии. Сборник научных докладов симпозиума 13 - 14 октября 2011 г. М.: Институт социологии РАН, 2011. 44. Ядов В. А. Каким мне видится будущее социологии // Социологические исследования. – 2012. – №4. – С. 3. – 7 [Электронный ресурс]. URL: http://www.isras.ru/files/File/Socis/2012_4/Yadov.pdf (дата обращения: 26.03.2017). 45. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности/ В.А. Ядов. – 3-е изд., испр. –Москва: Омега-Л, 2007. – 567 с.
Отрывок из работы

1. Профессиональные ожидания как объект социологического анализа. 1.1. Теоретико-методологические подходы к изучению карьерных ожиданий. Поскольку проблематика карьерных ожиданий российских студентов достаточно активно разрабатывается в отличие от вопросов карьерных ожиданий обучающихся в России зарубежных студентов, обратимся к опыту изучения карьерных ожиданий российских студентов. Сегодня, российские выпускники вузов это довольно заметная группа людей, вполне адаптированных, в укладе и образе жизни близких к тому, что называют прогрессом. Студенты сами зачастую выступают носителями прогресса. Студенты, выпускники – это уже «люди XXI в.», по оценкам А. Ослона, президента Фонда «Общественное мнение» Молодость ставит перед человеком необходимость решения определенных важных задач: от самопознания и обретения идентичности до необходимости определять направление будущей жизни. При этом интенсивное развитие интернета, социальных сетей, деятельность СМИ сбрасывают на молодых людей огромные потоки информации, ценностей, мнений, потребностей, которые хотя и предоставляют большие возможности для жизненных выборов, но также и создают хаос в еще незрелом сознании юношей и девушек. Таким образом, по мнению Е.В. Ковалевской, создается ситуация, когда возможностей и перспектив много, а выбор сделать трудно в виду нестабильности развития общества и государства . Эта проблема тем более актуальна для иностранных студентов, как носителей иных культур. Одним из таких выборов является определение направления и сферы будущей трудовой деятельности, работа и продвижение в которой позволила бы субъекту не только развиваться как личность и профессионал, но, так или иначе, способствовало бы достижению и поставленных жизненных целей. При этом если раньше можно было ограничиться просто выбором профессии и быть уверенным в собственном будущем, то на современном этапе развития общества этого явно недостаточно. Освоение профессии не гарантирует того, что субъект сможет реализовать поставленные перед собой цели и стремления. Ведь с каждым годом только усиливается угроза безработицы, возрастает конкуренция на рынке труда, более остро ощущается отсутствие возможностей для должностного продвижения и пр. Все это необходимо учитывать при планировании будущего трудового пути, одновременно сопоставляя с собственными желаниями, целями, устремлениями. Отсюда целесообразно рассматривать карьерный аспект, включающий в себя не только выбор привлекательной сферы деятельности, но также и анализ краткосрочных и долгосрочных целей личностного и социального развития человека, достижению которых может способствовать карьерное продвижение. Таким образом, актуальной является проблема карьерного самоопределения молодежи.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg