Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССАХ ПРИ РЕШЕНИИ ЗАДАЧ ФИЗИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ

miya_pal 320 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 63 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 14.09.2018
Рассматривая проведенное исследование как один из аспектов исследования общепедагогической проблемы реализации межпредметных связей и формирования при этом познавательных универсальных учебных действий, необходимо констатировать, что поставленная цель – разработать методические рекомендации по формированию познавательных УУД на уроках математики в профильных классах при решении задач физического содержания – была достигнута.
Введение

Общество в настоящее время запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно удлиняющейся жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Для активной деятельности человека важно не наличие у него накоплений впрок, запаса определенного внутреннего багажа всего усвоенного, а проявление и возможность использовать то, что есть, то есть не структурные, а функциональные качества. Вследствие чего в настоящее время проблема самостоятельного эффективного освоения обучающимися новых познаний, умений и компетенций, в том числе умение учиться, приоритетна. Большие возможности для этого представляет освоение универсальных учебных действий. Именно поэтому «Планируемые результаты» Стандартов второго поколения (ФГОС) определяют не только предметные, но и метапредметные (умственные действия учащихся, направленные на анализ и управление своей познавательной деятельностью), а также личностные результаты. Это означает, что учащиеся в итоге должны овладеть навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, планирования, постановки целей, самоконтроля и оценки результатов, кроме того они должны научиться предугадывать вероятные результаты своих собственных действий. Разработка концепции развития универсальных учебных действий (УУД) в системе российского образования отвечает новым социальным запросам, которые отражают переход от индустриального к постиндустриальному информационному обществу, основанному на знаниях и высоком инновационном потенциале. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как способность обучаться. Поставленные цели достигаются путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки смотрятся равно как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они создаются, используются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний обусловливается многообразием и характером видов универсальных учебных действий. Познавательные логические УУД развивают мыслительные процессы, такие как: анализ, синтез, классификация, подведение под понятие, установление причинно-следственных связей, построение логической цепочки рассуждений, доказательство. Развитая логика позволяет ученикам синтезировать – составлять целое из частей, восполняя отсутствующие элементы, подбирать основания и критерии с целью сопоставления каких-либо объектов, подводить под понятие, выводить следствия, выдвигать гипотезы и их подтверждение. Математика является одним из фундаментальных предметов общеобразовательной школы. Формирование познавательных УУД на уроках математики в профильных классах играет одну из наиболее важных ролей, так как в результате обучения предмету «Математика» учащиеся должны приобрести умения анализировать, синтезировать, определять взаимосвязи между предметами, логически рассуждать, самостоятельно совершенствоваться и ставить перед собой цели. Постичь окружающий мир и отыскать в обучении не только абстрактные формулы, а практическое их применение позволяет связь математики с другими предметами. В первую очередь это физика, а вернее, решение физических задач. Обеспечить последовательные временные межпредметные связи физики с математикой в старшей школе весьма нелегко, так как в любом учебном курсе должна быть сохранена логика науки, что, в свою очередь, объясняет конкретную очередность изложения учебного материала. По этому поводу существует много суждений. По словам известного физика Р.Фейнмана: «Математики или люди с математическим складом ума часто при изучении физики теряют физику из вида и впадают в заблуждение. Они говорят «физический закон – это уравнение, сами физики признают, что нет ничего, что бы не содержалось в этом уравнении. Если я разберусь в нем математически, я разберусь и в физике». Но ничего из этого не выходит. Их постигает неудача от того, что настоящие физические ситуации реального мира так запутаны, что нужно обладать гораздо более широким пониманием уравнений» [1]. Приведенные выше соображения являются хорошей иллюстрацией идеи, высказанной Н.Бором, о том, что физическая картина и ее математическое описание дополнительны. Применительно к обсуждаемому вопросу эта дополнительность выражается как в самой физике, так и в психологических аспектах, сопряженных с процессом обучения решению задач. Создание физической картины явления требует пренебрежения деталями и уводит от математической точности. И наоборот, попытка точного математического описания явления затрудняет его ясное понимание [1]. Основой для разработки понятия УУД служит деятельностный подход, базирующийся на положениях научной школы Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова. В данном подходе наиболее подробно выявлены основные психологические условия и механизмы процесса освоения знаний, формирования картины мира, а также общая структура учебной деятельности учащихся. УУД являются одним из ключевых понятий и в теории развивающего обучения Д. Б. Эльконина-В. В. Давыдова, несмотря на это, проблема формирования познавательных УУД до сих пор актуальна. Авторы статьи «Проблема формирования универсальных учебных действий» А. А. Волкова и И. В. Руденко очень четко подмечают этот факт [2]. Не изучены до конца психолого-педагогические условия формирования УУД, и хотя, в настоящее время умению учиться уделяется много внимания, способность к саморазвитию и самосовершенствованию у школьников зачастую невелика. Также недостаточно сформирован сам процесс учебной деятельности, направленный на формирование УУД. Важно создать новые условия для такой деятельности. Важно изменить сам образовательный процесс: освоить новые формы организации обучения, новые образовательные технологии, создать новую информационно-образовательную среду. Данная работа и посвящена исследованию этих проблем. Также в ходе выполнения педагогической опытной работы будет выяснено, как положительно повлиять на формирование познавательных УУД, внедряя физические компоненты в математический процесс? Какие психолого-педагогические условия будут этому способствовать? И каковы будут результаты? Объект исследования: процесс реализации межпредметных связей математики и физики при обучении математике в старших классах профильных школ. Предмет исследования: формирование познавательных УУД у старшеклассников на уроках математики в процессе решения задач физического содержания. Цель: разработать методические рекомендации по формированию познавательных УУД на уроках математики в профильных классах при решении задач физического содержания. В качестве гипотезы выбрано следующее предположение: использование на уроках математики решений задач физического содержания в работе группами, в самостоятельных работах, демонстрирование анимации, моделирующей физические явления, выполнение психолого-педагогических условий эффективного формирования познавательных УУД старшеклассников, использование методических разработок в области физики и математики положительно повлияет на формирование познавательных УУД. Задачи исследования: 1. Проанализировать опыт математического образования в профильных школах, раскрыть сущность и структуру УУД, критерии и показатели их сформированности. 2. Обосновать возможность реализации задач физического содержания в математическом образовании для развития познавательных УУД старшеклассников. 3. Выявить комплекс психолого-педагогических условий эффективного формирования познавательных УУД старшеклассников в процессе решения физических задач на уроках математики. 4. Разработать методические рекомендации, системы физических задач для развития познавательных УУД на уроках математики в профильных классах. 5. Провести опытную работу по решению физических задач на уроках математики в профильных классах и сделать соответствующие выводы. Методы исследования: анализ, синтез, абстрагирование, конкретизация, мысленный эксперимент, выявление и разрешение противоречий, построение проблемы и гипотезы, изучение литературы, опрос, изучение и обобщение результата, опытная работа. Методологическая основа исследования: теория формирования УУД (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Л. Г. Петерсон), теория деятельности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский). На защиту выносится: 1) дидактический материал и рекомендации по формированию познавательных универсальных действий при решении физических задач на уроках математики. 2) положение о том, что задачи физического содержания являются эффективным средством для формирования познавательных УУД на уроках математики у учащихся в профильных классах. Представленные в работе материалы могут быть использованы преподавателями математики в профильных классах старшей школы для формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках математики, организации педагогической помощи, для подготовки к выступлениям на заседаниях методических объединений и педагогических советах.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА I. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ 8 §1. Сущность и структура универсальных учебных действий. Критерий и показатель уровня их сформированности 8 §2. Особенности формирования познавательных УУД при обучении математике 15 §3. Возможности развития познавательных УУД старшеклассников на уроках математики при решении физических задач 20 ГЛАВА II. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ОПЫТНОЙ РАБОТЫ СО СТАРШЕКЛАССНИКАМИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ ПРИ РЕШЕНИИ ФИЗИЧЕСКИХ ЗАДАЧ 27 §1. Комплекс психолого-педагогических условий эффективного формирования познавательных УУД на уроках математики у испытуемых старшеклассников 28 §2. Системы физических задач и методические рекомендации по их решению на уроках математики 33 §3. Анализ результатов педагогической опытной работы со старшеклассниками на уроках математики при решении физических задач 46 Заключение 50 СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ 54 Приложения 56
Список литературы

1. Формирование универсальных учебных действий в основной школе. Система заданий / Под ред. А. Г. Асмолова, О. А. Карабановой. – М.: Просвещение, 2010. – 160 с. 2. Заика Е. В. Как научиться учиться легко: Методические рекомендации по психогигиене и развитию познавательных процессов. – Харьков: ХГУ, 1990. — 52 с. 3. Михеева Ю.В. Проектирование урока с позиции формирования универсальных учебных действий. Статья. Учительская газета, 2012 . 4. Петерсон Л.Г., Агапов Ю.В. Формирование и диагностика организационно-рефлексивных общеучебных умений. – М., 2008. 5. Маркова А. К. Психология профессионализма. – М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. – 312 с 6. Методическая разработка по теме: Формирование универсальных учебных действий на уроках математики Опубликовано 12.11.2014 – Будникова Елена Николаевна http://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2014/11/12/formirovanie-universalnykh-uchebnykh 7. Михеева Ю.В. Проектирование урока с позиции формирования универсальных учебных действий. Статья. Учительская газета, 2012 8. Сауров Ю.А. Теория и методика обучения физике: Курс лекций. Часть I. – Киров; Из-во Вятского ГПУ, 1998. – 48 с. 9. Беликов Б. С. Решение задач по физике. Общие методы: Учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Высш. шк., 1986. – 256 с. 10. Шаповал И. Н. Влияние межпредметных связей в перподавании математики и физики на развитие у учащихся старших классов интереса к науке. Автореф. дисс. канд. пед. наук/ Киевский гос. пед. ин-т им. А. М. Горького. Киев, 1971. – 243 с. 11. Епишева О.Б., В.И.Крупич. Учить школьников учиться математике. Формирование приемов учебной деятельности. – М. Просвещение, 1990 12. Глейзер Г.Д., Медведева О.С «О ценностных и смысловых ориентирах школьного математического образования» //(Интернет-газета «Лаборатория знаний №2, февраль 2012г.) 13. Интернет-ресурс Wikipedia https://ru.wikipedia.org/wiki/Логарифм 14. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. Т.2 / Под ред. А.В. Петровского. — М.: Педагогика, 1979. – 400 с. 15. Славина Л.С. Трудные дети. – М.: Институт практической психологии. – 1998. – 440 с. 16. Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология: Учеб. пособие. – М.: Парвинэ. – 2003. – 672 с. 17. Локалова Н.П. Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика. Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2009. – 368 с. 18. Цукерман Г.А. Совместная учебная деятельность как основа формирования умения учиться: автореф. дисс. … докт. психол. наук. – М., 1980. – 46 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА I. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ Данная глава будет посвящена теоретическому исследованию проблемы формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках математики при решении задач физического содержания. В связи с этим будут рассмотрены: сущность и структура УУД, критерии и показатели уровня их сформированности, особенности формирования познавательных УУД при обучении математике, возможности развития познавательных УУД на уроках математики при решении физических задач в старших классах профильных школ. §1. Сущность и структура универсальных учебных действий. Критерий и показатель уровня их сформированности Важнейшей задачей направления новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования. По этой причине становится актуальным обеспечение развития универсальных учебных действий как психологической составляющей основного ядра образования вместе с классическим изложением предметного содержания той или иной дисциплины. Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) метапредметными результатами обучения являются универсальные учебные действия (УУД). Обучающиеся в итоге должны овладеть навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, планирования, постановки целей, самоконтроля и оценки результатов. Так значит, в широком смысле слова «универсальные учебные действия» означают саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Если рассматривать более узкое понимание УУД, то можно сказать, что это обобщенные действия, которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и открывают возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. [1] Среди основных видов УУД, соответствующих ключевым целям общего образования, выделим четыре блока (см. рис. 1).
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg