Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА

miya_pal 890 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 177 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 14.09.2018
На настоящем этапе развития общества обозначена проблема социализации ребенка с нарушениями в развитии. Современная система образования подразумевает участие в развитии, обучении и воспитании ребенка с потерей слуха не только самого образовательного учреждения, но и семьи. Семья, которая имеет ребенка с ограниченными возможностями здоровья, являясь основным транслятором социальных и культурных ценностей, обладает низким уровнем родительской компетенции.
Введение

Актуальность темы исследования. Одной из самых актуальных проблем в настоящее время является увеличение числа детей с нарушениями в развитии – с врожденными физическими и тяжелыми хроническими инвалидизирующими заболеваниями. Их количество достигает 6-9% среди новорожденных. Исследования, проведенные в различных странах мира, показали, что примерно 4-6 % населения земного шара имеют нарушения слуха в степени, затрудняющей общение с окружающими, что влияет на процесс социальной адаптации и интеграции лиц с нарушениями слуха. По данным ВОЗ в России насчитывается порядка 13 млн. человек с нарушениями слуха, в том числе детей и подростков более 1 млн. По предварительным данным ВОЗ к 2020 году возрастет количество детей с нарушениями слуха более 30 %. Слуховая сенсорная система является одним из важнейших дистантных анализаторов организма, обеспечивающих центральную нервную систему информацией об окружающей среде. Это определяет существенную роль слуха в психической и физической деятельности человека. Снижение слуховой функции является причиной ограничения способности к обучению, трудовой деятельности, полноценной социальной жизни. Исследованиями ряда российских и зарубежных авторов показано, что у детей со слуховой депривацией отмечаются функциональные нарушения в деятельности различных систем организма, на фоне которых наблюдаются вторичные отклонения в психическом и физическом развитии. В настоящее время включение ребенка с ограниченными возможностями в среду здоровых, подготовка его к более самостоятельной и независимой жизни в обществе решается сетью специализированных учреждений. В данных учреждениях в системе комплексной работы, которая проводится с детьми с нарушениями слуха, важное место отводится семье, так как именно семья является основным исполнителем реабилитационных мероприятий. Для семьи появление ребенка с нарушениями слуха является тяжелым испытанием. Часто семейные отношения ослабевают. Постоянная тревога за ребенка с проблемами в развитии, чувство растерянности, подавленности является причиной распада семьи, и лишь в небольшом проценте случаев семья сплачивается. Единственным средством возвращения семьи к нормальной жизни является включение их в процесс психолого-педагогической, медицинской и социальной реабилитации своего ребенка. Актуальность семейного воспитания объясняется тем, что психофизическое развитие ребенка с потерей слуха во многом определяется условиями воспитания и обучения, которые могут создавать родители. Появление в семье ребенка с нарушениями слуха связано со значительными эмоциональными переживаниями родителей и близких родственников. Нарушается взаимодействие родителей с обществом, изменяются внутрисемейные и супружеские отношения, складываются неверные представления о ребенке с проблемами в развитии, возможностях его обучения и воспитания. Поэтому одним из важных условий успешного воспитания в семье, является уверенность родителей в том, что с помощью комплекса мер и правильного воспитания в семье можно повысить эффективность социализации и реабилитации ребенка с нарушениями слуха. Нормальный ход развития глухих, слабослышащих и позднооглохших детей – есть следствие нормализованной педагогической практики, которая во многом сохраняет детям с нарушенным слухом семья – естественная среда родственных связей, речевого общения, традиций и культуры, в которой живёт и воспитывается ребёнок. Традиции в изучении роли семьи в воспитании ребенка берут свое начало от таких крупных ученых, как А.И. Герцен, П.Ф. Каптерев, A.C. Макаренко, П.Ф. Лесгафт, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий, К.Д. Ушинский, Е.А. Флерина и др. Анализируя важность воспитания ребенка в семье, они подчеркивали, что семейное воспитание является неотъемлемой частью общественных отношений и общественного воспитания. Впервые мысли о необходимости воспитания глухого ребенка в семье были высказаны в 1835 году В. Флери в его труде «Глухонемые, рассматриваемые в отношении к их состоянию и к их способам образования, самым свойственным их природе». Необходимость ранней педагогической работы, когда имеются наибольшие потенциальные возможности успешной реабилитации, а также идеи раннего воспитания и обучения глухих детей в семье в различные годы освещались в работах JI.C. Выготского, Н.М. Лаговского, Н.К. Патканова, Ф.А. Pay, H.A. Pay и др. В теории и практике специального образования лиц с ограниченными возможностям здоровья выделяют ряд противоречий: – между особенностями функционирования и проблемами семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями слуха; – между пониманием родительской компетенции и системой личностных образований индивида, включающую ценностно-мотивационную, когнитивную, поведенческую и эмоциональную составляющие; – между организацией педагогического взаимодействия с родителями ребенка с потерей слуха и образовательной деятельностью; – между потребностью в использовании в педагогической практике новых форм и технологий психолого-педагогического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями слуха и недостаточной их разработанностью. Исходя из противоречий, выявлена проблема: каковы психолого-педагогические условия сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями слуха. Решение данной проблемы составляет цель исследования – научно обосновать психолого-педагогические условия сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями слуха. Объект исследования: особенности функционирования семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями слуха. Предмет исследования: модель психолого-педагогического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями слуха. Гипотеза исследования. Организационная модель психолого-педагогического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями слуха будет эффективной при повышении уровня родительской компетенции. Объект, предмет, цель и гипотеза обусловили постановку и решение следующих задач исследования: 1. Рассмотреть особенности функционирования семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями слуха. 2. Выявить структуру и содержание понятия родительской компетенции как основного компонента развития личности ребенка. 3. Выявить психолого-педагогические условия организации психолого-педагогического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями слуха. 4. Исследовать родительскую компетенцию и ее составляющие компоненты. 5. Конструировать организационную модель психолого-педагогического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с проблемами в развитии. 6. Проверить экспериментально эффективность организационной модели сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями слуха. Методологические основы исследования. Проблемы взаимодействия семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья и школы нашли свое отражение в исследованиях Э.И. Леонгард, М.М. Семаго, Б.Д. Корсунской, В.В. Ткачевой, Т.Г. Богдановой, А.Г. Московкиной, Н.В. Мазуровой, Е.Г. Речицкой, Е.М. Мастюковой и т.д. Системный подход (В.П.Беспалько, Н.В. Кузьмина, С.А.Маврин, В.А. Якунин), позволяющий рассматривать взаимодействие педагогов и родителей как многокомпонентную и многоуровневую систему. Компетентностный подход (О.Е.Лебедев, Г.Н. Сериков, А.С. Хуторской), уточняющий и структурирующий понятие «родительская компетенция»; Рефлексивно-деятельностный подход (А.Н. Леонтьев, A.B. Петровский, С.Л. Рубинштейн, Г.Н. Сериков, С.Ю.Степанов, А.С.Шаров) как основание для моделирования взаимодействия семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья и специального общеобразовательного учреждения в диадах «ребенок-родитель», «ребенок - учитель», «учитель-родитель». Теоретическую базу исследования составляют: – международные акты международные акты: Декларация прав человека ((1948), Декларация ООН о правах инвалидов((1975), Всемирная декларация об образовании для всех»((1990 г.); – законодательные акты на федеральном уровне: Конституция РФ №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»((2012); О социальной защите инвалидов в Российской Федерации (1998); Федеральный государственный образовательный стандарт для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (2016); – законодательные акты на региональном уровне: Закон Курской области от «Об образовании в Курской области»»((2013); – концепции семейного воспитания В.Г.Афанасьева, А.В.Петровского И.В.Гребенникова, В.К.Крючкова, М.С.Мацковский, А.Г.Харчева; – положения о ведущей роли семьи в развитии личности ребенка К.Д.Ушинского, Я.А.Коменского, Ж.-Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци, П.Ф.Лесгафта; – теоретические аспекты психолого-педагогического взаимодействия К.А.Абульхановой-Славянской, В.П.Борисенкова, В.Н.Гурова, В.В.Давыдова, Я.Л.Коломинского; – концепции педагогической деятельности в инновационном образовательном процессе В.А.Сластенина, А.К.Марковой, В.А.Петровского; – учения о функциях и сущности семейного воспитания А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского, Т.М.Афанасьевой, Г.А.Ковалева; – программы и концепции модернизации российского образования на период 2013-2020 гг. Основные этапы исследования. Исследование проводилось с 2015 по 2017 годы и состояло из четырех этапов. Первый этап – подготовительный, на котором осуществлялся теоретический анализ общенаучной психологической и педагогической литературы; определялись актуальность и уровень разработанности проблемы; формулировались цели и задачи исследования; вырабатывалась исходная гипотеза; составлялся развернутый план выпускной квалификационной работы, а также на данном этапе определялись время, выборка, составлялась программа по психолого-педагогическому сопровождению семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями слуха; изучались индивидуальные программы реабилитации и заключения ПМПК (октябрь 2015г. – февраль 2016г.) Второй этап – констатирующий, на котором осуществлялась разработка анкет и анализ результатов (март 2016г. – май 2016г.) Третий этап – формирующий, направленный на внедрение разработанной программы (сентябрь 2016г. – февраль 2017г.) Четвертый этап – заключительный, предполагающий анализ и интерпретацию полученных данных, формулировку выводов, разработку перспектив развития, оформление текста диссертации (март – май 2017г.) База исследования. Исследование проводилось на базе Областного казенного общеобразовательного учреждения для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья ОКОУ «Курская школа-интернат». Методы исследования: В соответствии с целью, задачами, объектом и предметом исследования использовались следующие методы: – общенаучные методы исследования: теоретический анализ и синтез психолого-педагогической, социальной и методической литературы, анализ психолого-педагогических условий в образовательном учреждении, обобщение опыта инклюзивного профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья; – эмпирические методы: наблюдение, методика «Родительское сочинение», методика «Ценностные ориентации» М.Рокича, опросник эмоциональных отношений в семье Е.И. Захаровой (методика ОДРЭВ), опросник С. Степанова «Стили родительского поведения». – методы иллюстрации, обработки и анализа эмпирических данных качественный анализ, статистическая обработка и оценка результатов исследования. Научная новизна и теоретическая значимость исследования. Научная новизна и теоретическая значимость исследования. 1. Обоснованы психолого-педагогические условия сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями слуха: – наличие и действие нормативно-правовой базы; – психолого-педагогическое сопровождение; – внедрение новых педагогических технологий; – повышение родительской компетентности через программу, направленную на взаимодействие законных представителей с обучающимися; – сопровождение обучающихся с нарушениями слуха в специальном учреждении. 2. Обоснованы специфические принципы психолого-педагогического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями слуха: – организация психологической, медицинской, педагогической и социальной помощи; – использование современных образовательных технологий; – организация информационной коммуникативной среды; – развитие взаимоотношений родителей и обучающихся с нарушениями слуха; – единое воспитательное пространство специального общеобразовательного учреждения. 3. Определены направления деятельности по созданию модели психолого-педагогического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями слуха: – применение специальных технологий в образовательной деятельности; – создание условий для взаимодействия родителей и обучающихся с нарушениями слуха для повышения уровня эмоционального контакта; – конструирование модели сопровождения семьи в условиях специального образовательного учреждения, включающей компоненты - целевой, содержательный, организационный и оценочный; – создание условий для развития потенциальных способностей личности обучающихся; – психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями слуха. Практическая значимость исследования определяется: – возможностью создания в общеобразовательном учреждении модели психолого-педагогического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями слуха; – возможностью применения на практике программы психолого-педагогического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями слуха. Научно-обоснованные разработки и рекомендации могут быть использованы при психолого-педагогическом сопровождении семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями слуха. Результаты исследования возможно использовать практическим работникам общеобразовательных организаций. Материалы исследования будут полезны психологам, педагогам, всем специалистам, чья профессиональная деятельность связана с организацией образовательного пространства и процесса обучения лиц с нарушениями слуха. Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечивается системным подходом к изучаемой проблеме, методологическим обоснованием исходных теоретических положений, использованием системы надёжных методов исследования, адекватных его цели, объекту, предмету и задачам, корректным применением математико-статистических и качественных методов обработки и анализов эмпирических результатов, репрезентативностью выборки, обсуждением основных положений и выводов работы в широкой аудитории специалистов, работающих с лицами с ОВЗ. На защиту выносятся следующие положения: – особенности функционирования семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями слуха характеризуются наличием проблем на социальном, соматическом и психологическом уровне; – понимание родительской компетенции определяется системой личностных образований индивида, включающую ценностно-мотивационную, когнитивную, поведенческую и эмоциональную составляющие; – педагогическое взаимодействие с родителями ребенка с потерей слуха и образовательной организации обеспечивает объединение совместных усилий школы и семьи по воспитанию детей с нарушениями слуха; – существует потребность в использовании в педагогической практике новых форм и технологий психолого-педагогического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями слуха, заключающаяся в разработке организационной модели эффективного взаимодействия семьи и школы и реализации программы по психолого-педагогическому сопровождению семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями слуха. Личный вклад автора состоит в следующем: разработана модель психолого-педагогического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями слуха, подготовлена программа по повышению родительской компетенции родителей в вопросах воспитания детей с нарушениями слуха; проведен мониторинг родителей ОКОУ «Курская школа-интернат»; проделана работа по взаимодействию родителей и педагогов в области системы сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной организации. Апробация результатов исследования. Основные положения магистерской диссертации опубликованы в научных сборниках: Интегративные тенденции в медицине и образовании – 2016. Сборник научных статей. В 4-х т. Т.1. В 3-х ч. Ч.3. – Курск: МБУ «Издательский центр «ЮМЭКС»; Лучшая научная статья 2016: сборник статей III Международного научно-практического конкурса / Под общ. ред. Г.Ю. Гуляева – Пенза: МЦНС «Наука и просвещение». – 2016; Специальное образование: материалы III Международной научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 26-27 апреля 2017 г.) / под ред. Л.М. Кобриной. – Т.1. – Санкт-Петербург, 2017; Теоретические и прикладные проблемы современной науки и образования: материалы Международной научно-практической конференции (Курск, 30-31 марта 2017г.) Ч.I. – Курск, 2017; Современные проблемы коррекционного образования, логопедии, педагогики и психологической помощи: Материалы III Международной науч.-пр. конф. – в 2-х т. (г.Луганск, 23-24 марта 2017г.) / под ред. Л.А. Черных. – Т.1. – Луганск: изд. «Ноулидж», 2017; Научная инициатива в психологии: Межвузовский сборник научных трудов студентов и молодых ученых / Под ред. Ткаченко П.В. – Курск: КГМУ,2017. Материалы ВКР докладывались на III Международном конкурсе научно-исследовательских проектов аспирантов и магистрантов «Принимать. Понимать. Помогать» в рамках реализации программы международного сотрудничества «Открытое общество для всех» (апрель 2016 года).
Содержание

ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА I. Теоретико-методологические основания взаимодействия семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями слуха и общеобразовательного учреждения 1.1. Особенности функционирования семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями слуха 1.2. Родительская компетенция как основополагающий компонент воспитания в семье 1.3. Организация психолого-педагогического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями слуха Выводы по первой главе ГЛАВА II. Реализация модели психолого-педагогического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями слуха 2.1. Изучение родительской компетенции в семье, воспитывающей ребенка с нарушениями слуха. 2.2. Конструирование организационной модели психолого-педагогического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями слуха 2.3. Результаты апробации организационной модели психолого-педагогического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями слуха Выводы по второй главе ЗАКЛЮЧЕНИЕ БИБЛИОГРАФИЯ ПРИЛОЖЕНИЯ
Список литературы

1. Алексеева Н.С. Активные формы работы с родителями // Классный руководитель. - 2011. - №7 2. Бажева Н.Г., Брецкая Т.С. и др. Социально-педагогическая, психолого-педагогическая помощь родителям в процессе воспитания детей-инвалидов и подготовки их к самостоятельной жизни: методические рекомендации/отв. ред.: Пыхтеева Е.В. – Омск: Полиграфический центр КАН, 2015. 3. Бакулина Е. Работа с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями // Социальная работа, 2002. - № 3. 4. Безлюдный А.И. Родительско-детские отношения как стратегия семейного воспитания // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. №2.- 2011. 5. Белоногова В. Н. Гуманизация взаимодействия школы и семьи как фактор становления личности школьника: дис. ... канд. пед. наук. -Магнитогорск, 2000. 6. Бикметов Е.Ю. Взаимодействие семьи и школы в социализации индивида // Социологические исследования.- 2007.- №9. 7. Богданова Т.Г. Сурдопсихология. – М., 2002. 8. Борисенков В.П. Всегда актуальная проблема // Педагогика. - 2008. №1. 9. Брюхова В. М. Партнерство семьи и школы. — М.: Чистые пруды, 2007. 10. Бычкова О.С. Формирование профессиональной готовности будущего психолога к взаимодействию с дисфункциональной семьей: дис. ... канд. пед.наук. – Калининград, 2006. 11. Валькова Л.Н. Семейный клуб одна из активных форм повышения компетентности участников образовательного процесса [Текст] / Л. Н. Валькова // Начальная школа. 2010, N 6. 12. Васильева Т.И. Опыт совместного обучения слабослышащих и слышащих школьников // Дефектология. – 2005. – №5. 13. Вершинин В.Н., Шаркаев Р.Н. Социально-педагогическое партнерство семьи и школы. Методические рекомендации к областному родительскому собранию.- Ульяновск.: УИПКиПРО, 2009. 14. Воспитание как антропологический феномен: учебное пособие/ Гавров С.Н., Лопатина О.Г., Микляева Н.В., Микляева Ю.В. – М.: Форум, 2015. 15. Глушкова B.C. Система согласования с семьей целей и способов развития ребенка в процессе обучения в школе // Классный руководитель. – 2001.-№7. 16. Гуров В.Н. Социальная работа образовательного учреждения с семьей. - М.: Педагогическое общество России, 2012. 17. Демакова И.Д. Воспитательная деятельность педагога: междисциплинарный подход / И.Д. Демакова. – Москва: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001 // Общая стратегия воспитания в образовательной системе России.-Москва : ИЦПКПС, 2001. 18. Диагностика и коррекция нарушений семьи Т.П.Войтенко. Калуга: КГПУ им. К.Э.Циолковского, 2000. 19. Дорофеева И.И. Из опыта работы по интеграции детей с нарушенным слухом // Дефектология. – 2003. – № 1. 20. Дуброва В.П. Взаимодействие педагогов и родителей.- Мн.: Феникс, 2008. 21. Жаренкова Т.Н. Формы и методы работы по взаимодействию семьи и школы в современных условиях // Классный руководитель. - 2002. - №1. 22. Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений./Загвязинский В.И., Атаханов Р. . – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.
Отрывок из работы

Глава I. Теоретико-методологические основания взаимодействия семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями слуха и общеобразовательного учреждения 1.1. Особенности функционирования семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями слуха Функции семьи – это деятельность, осуществляемая семьей для удовлетворения личных и коллективных потребностей. Являясь целостной субстанцией, семья меняется неустанно по стадиям жизненного цикла. Подтверждено, что успешность функционирования семьи находится в зависимости от избегания крайностей, поддержки баланса между изменениями и, нечаянной коммуникацией и замкнутой, автономностью и чувственным единством. Е.Г. Речицкая выделяет такие функции семьи, как: - репродуктивная (продолжение рода); - хозяйственная; - восстановительная (организация досуга); - воспитательная. Так как эти функции тесно взаимосвязаны, а значит, всевозможные нарушения в некой из них оказывает действие на исполнении другой. По мнению Е.М. Мастюковой и А.Г. Московкиной, для семьи, воспитывающей ребенка с нарушением слуха, самые актуальные - компенсирующая,.коррекционно-развивающая и реабиталиционная []. Э.И. Леонгард, М.М. Семаго, Б.Д. Корсунская, Т.Г. Богданова, А.Г. Московкина, Н.В. Мазурова, Е.Г. Речицкая, Е.М. Мастюкова и т.д. в собственных трудах замечают, что семья, воспитывающая ребенка с нарушениями слуха, имеет различия от семьи, воспитывающей слышащего ребенка. Это объясняется тем, что при появлении ребенка с психофизической особенностью в семье приводит к огромным психологическим переживаниям всеми членами семьи. Первопричина - это проблемы взаимодействия самих родителей с общественным окружением, изменяются внутрисемейные отношения. Известен факт того, что позиция роли отца в этом случае страдает больше, искажается последующее репродуктивное поведение супругов, и еще у родителей имеются неверные представления о нарушениях в развитии их ребенка и о способах его реабилитации, обучения, воспитания [ ].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg