Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ЯЗЫКОЗНАНИЕ И ФИЛОЛОГИЯ

Синтаксические функции военной лексики в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

miya_pal 620 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 96 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 14.09.2018
Подводя итог проделанной работы, можно с уверенностью сказать, что тема нашего исследования очень интересна не только с точки зрения стилистики, лексикологии, но еще и с точки зрения синтаксиса русского языка. Но, к сожалению, на данный момент мало исследовательских работ посвящено изучению синтаксических функций военной лексики. Большой упор в работе сделан на материалах исследований А.Н. Кожина, М.Ф. Тузовой
Введение

Данная бакалаврская работа посвящена исследованию военной лексики русского языка и ее функций в синтаксических единицах разного назначения, а также методическому применению данной темы или ее упрощённых вариаций в обучении русскому языку как иностранному. Соответственно, актуальность работы обусловлена несколькими факторами. Во-первых, актуальность проявляется в том, что на данный момент в научной сфере очень мало работ, которые посвящены изучению синтаксических функций непосредственно военной лексики. Причина такого положения заключается в том, что военная терминология – понятие, в первую очередь напрямую относящееся к такому разделу языка, как лексикология. Следовательно, наиболее часто можно встречать работы по изучению лексическо-семантической стороны данной терминологии. С точки зрения синтаксиса отдельные лексические единицы рассматривать крайне трудно. Во- вторых, до сегодняшнего дня практически не представлен полный анализ военной лексики художественной литературы, то есть, с точки зрения семантики, лингвострановедения, словообразования, стилистики и синтаксиса. Необходимо более глубокое изучение ресурсов военной лексики. В-третьих, говоря о РКИ, актуальность определяется как недостаточным уровнем описания русской лексики и фразеологии, ее национально-культурной семантики, так и практической потребностью усвоения иностранцами данного пласта лексики. Объектом исследования являются характер использования военной лексики, ее синтаксические функции и образный потенциал в рамках пред-ложения и словосочетания. Предметом исследования является синтаксис военной лексики на ма-териале повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Цель исследования — произвести лексикологический, лингвокульту-рологический и синтаксический анализ русской военной лексики. Для этого надо решить следующие задачи: 1) определить место военной лексики, использованной в произведении А.С. Пушкина "Капитанская дочка"; 2) отобрать лексические единицы, обозначающие военные реалии; 3) выявить и описать синтаксические функции военной лексики; 4) найти методическое применение данной темы или ее упрощённых вариа-ций на уроке РКИ. Для достижения поставленной цели и решения перечисленных задач были использованы следующие методы: 1) системно-функциональный; 2) антропоцентрический; 3) сравнительно-сопоставительный; 4) описательный; 5) исторический; 6) лингвокультурологический. Материалом исследования послужила повесть А.С. Пушкина «Капи-танская дочка». Теоретической основой исследования в дипломной работе явились научные труды выдающихся учёных-лингвистов. Для достижения постав-ленных задач помогли исследования Г.А. Бучиной, Е.А. Брысиной, Т.Н. Зайцевой, А.Н. Кожина, Ф.П. Сороколетова, М.Ф. Тузовой и других. Научная новизна работы состоит в том, что в ней представлено исследование синтаксических функций военной лексики в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Как говорилось ранее, работ, посвящённых данной теме очень мало. Соответственно, велика ответственность за результат проделанного исследования. Диплом состоит из введения, основной части, куда входят теоретиче-ская, методическая и практическая главы, заключения, списка литературы и приложений.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛЕКСИКИ И СИНТАКСИСА В РУССКОМ ЯЗЫКА 5 1.1 Связь синтаксиса с лексикой 5 1.2 Лексико-семантическое поле «война» 7 1.3 Военная лексика 2-й половины XVII - 1-й половины XVIII в. 12 1.4 ВЫВОДЫ К ПЕРВОЙ ГЛАВЕ………………………………………….16 ГЛАВА 2. СИНТАКСИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ВОЕННОЙ ЛЕКСИКИ В ПОВЕСТИ А.С. ПУШКИНА «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА» 17 2.1 Лексические единицы в повести "Капитанская дочка", выполняющие синтаксические функции…………………………………………………..……19 2.1.1 Военная лексика, выполняющая функцию подлежащего………….19 2.1.2 Военная лексика, выполняющая функцию сказуемого…………..21 2.1.3 Военная лексика, выполняющая функцию определения…………24 2.1.4 Военная лексика, выполняющая функцию дополнения…………..24 2.1.5 Военная лексика, выполняющая функцию обстоятельства………26 2.1.6 Военная лексика, выполняющая функцию приложения………….28 2.2 ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ…………………………..…………..30 ГЛАВА 3. МЕТОДИКА РАБОТЫ СО СПЕЦИАЛЬНОЙ ЛЕКСИКОЙ В ИНОСТРАННОЙ АУДИТОРИИ…………………………………………..32 3.1 Лингвострановедческий аспект в обучении РКИ……………………32 3.2 Изучение русской языковой картины мира на материале повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Фрагмент урока……………………………34 3.3. Методический проект по РКИ…………………………………………44 3.4 ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ………………………….………..….51 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………..…………..53 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………..…………….55 Приложения……………………………………………………..………………61
Список литературы

1. Антонова В.Е., Нахабина М.М., Толстых А.А. Дорога в Россию: учебник русского языка (базовый уровень). – 4-е изд. – М.: ЦМО МГУ им. М.В. Ло-моносова ; СПб.: Златоуст, 2009. – 256 с. 2. Арутюнова Н.Д. Язык цели // Логический анализ языка. Модели и действия.– М.: Наука, 1992. – 166 с. – С. 14 – 23 с. 3. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. – 2-е изд. – М.: Языки русской культуры, 1999. – I–XV. – 896 с. 4. Бабушкин А.П. Типы концептов в лексико–фразеологической семантике языка, их личностная и национальная специфика: дис... докт. филол. наук. / Бабушкин Анатолий Павлович; – Воронеж, 1997. – 330 с. 5. Бельчиков Ю. А. Из наблюдений над русским литературным языком эпохи Великой Отечественной войны // Филологические науки. – 2000.– 46 – 55 с. 6. Брысина, Е.В. Фразеологическая активность военной лексики: кандидата филологических наук: 10.02.01/ Евгения Валентиновна Брысина; Саратов, 1993. - 224 с. 7. Бучина, Г.А. Роль метафоры в структурировании и функционировании лексики ограниченного употребления: На материале военной лексики в русском и английском языках: диссертация ... кандидата филологических наук: 10.02.19/ Галина Анатольевна Бучина; Саратов, 2003. - 281 с. 8. Вежбицкая А. Семантические универсалии и описание языков. – М.: Языки рус. культуры, 1999. – I–XII. – 780 с. 9. Вежбицкая А. Понимание культур через посредство ключевых слов. – М.: Языки славянской культуры, 2001. – 288 с. 10. Венедиктова, Л.Н. Концепт "Война" в языковой картине мира: Сопоставительное исследование на материале английского и русского языков: диссертация ... кандидата филологических наук : 10.02.20/ Венедиктова Людмила Николаевна; - Тюмень, 2004. - 180 с. 11. Виноградов, В.В. О языке художественной литературы [Текст] /В.В. Виноградов. - Москва: Гослитиздат, 1959. - 654 с. 12. Винокур Г.О. О некоторых явлениях словообразования в русской технической терминологии // Труды Московского института истории фило-софии и литературы. Т. 5.: сб. статей по языковедению. – М., 1939. – С.3 – 54. 13. Волос А. Литература и война // Знамя. – 2000. – № 5. – 11с. 14. Гак В.Г. К типологии лингвистических номинаций // Языковая номинация. Общие вопросы. – М.: Наука, 1977. – С. 230 – 293 15. Галкина - Федорук Е.М., Горшкова К.В., Шанский Н.М. Современный русский язык [Текст]: [Учебник для филол. фак. ун-тов]: [В 2 ч.] / Под ред. проф. Е. М. Галкиной-Федорук. - Москва : Изд-во Моск. ун-та, 1962. - 485с. 16. Головань, О.В. Семантико-ассоциативная структура концепта "война": На материале произведений Р. Олдингтона и В.М. Гаршина: автореферат дис. ... кандидата филологических наук (10.02.19)/ Олег Валерьевич Головань; Алт. гос. ун-т. - Барнаул, 2003. -19с. 17. Головань, О.В. Семантико-ассоциативная структура концепта "война": Монография / О.В. Головань; М-во образования РФ. Алт. гос. техн. ун-т им. И.И. Ползунова. - Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2001. - 119 с. 18. Григораш Э.В. Иноязычные заимствования в военном тексте: функционально-стилистический аспект: на метариале датских текстов военой тематики: автореферат дис. ... кандидата филологических наук: 10.02.19 / Григораш Эдеард Владимирович; - Москва, 20125. -25с. 19. Демидович, Т.В. Семантико-стилистический и лингвокультурологический аспекты изучения военной лексики : на материале художественной литературы о Великой Отечественной войне : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.02.01 / Демидович Татьяна Викторовна; Волгоград, 2015. - 218 с. 20. Ермакова Е.Н. Фразо– и словообразование в сфере фразеологии: Автореф. дис. … докт. филол. наук. – Тюмень, 2008. – 42 с. 21. Зайцева, Т.Н. Лексико-стилистические средства батальной изобразительности: На материале повести Ю. В. Бондарева "Батальоны просят огня": диссертация ... кандидата филологических наук: 10.02.01/ Зайцева Татьяна Николаевна; - Москва, 2001. - 182с. 22. Зализняк А.А. Многозначность в языке и способы ее представления. – М.: Языки славянских культур, 2006. – 672 с. 23. Караулов Ю.Н., Филиппович Ю.Н. Лингвокультурное сознание русской языковой личности. Моделирование состояния и функционирования. – М.: Наука, 2009. – 336 с. 24. Колгушкин А.Н. Лингвистика в военном деле [Текст]: (Разработка и использование частотных словарей воен. лексики). - Москва: Воениздат, 1970. - 178 с. 25. Кожин А.Н. Лексико-стилистические процессы в русском языке периода Великой Отечественной войны / А. Н. Кожин; Отв. ред. В. П. Вомперский. - М.: Наука, 1985. - 328 с. 26. Кожин А.Н. О развитии русского литературного языка в эпоху Великой Отечественной войны // Филологические науки. – 1975. – № 3. – С. 48 – 58. 27. Кожин А.Н. Функциональные типы русской речи: Учеб. пособие для филол.специальностей ун–тов / А.Н. Кожин, О.А. Крылова, В.В. Одинцов. – М.: Высш. Школа, 1982. – 223 с. 28. Крючкова Л.С. Практическая методика обучения русскому языку как иностранному: учеб. пособие/ Л.С. Крючкова, Н.В Мощинская. - 6-е изд., стер. -М.: ФЛИНТА: Наука, 2017. -480с. 29. Лавриненко Т.А. Прецедентный мир «Великая Отечественная война» в русской лингвокультуре: Дис… канд. филол. наук. – Волгоград, 2008.–198 с. 30. Лазаревич, С.В. Лексика и фразеология русского военного жаргона : Семантико-словообразовательный анализ : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.02.01 / Лазаревич Светлана Валерьевна; Нижегор. гос. лингвист. ун-т им. Н. А. Добролюбова. - Нижний Новгород, 2000. - 22 с. 31. Лекант, П.А. Современный русский язык. Синтаксис [Текст] : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности "Филология" и направлению подготовки "Филология" / П. А. Лекант. - Москва: Академия, 2010. - 247с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СИНТАКСИСА И ЛЕКСИКИ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ В первой главе нашей работы рассматриваются синтаксис русского языка и его связь с лексикой. Лексика и синтаксис русского языка очень тесно между собой связаны, влияют друг на друга, а значит, исследовать грамматический строй, синтаксические функции просто невозможно без учёта лексической стороны. Рассмотрим этот аспект подробнее. 1.1. Связь синтаксиса с лексикологией Говоря о теме нашей дипломной работы, мы, разумеется, должны начать с предмета синтаксиса. Так как мы затрагиваем тему лексики и проводим практическое исследование на этой почве, следует поговорить о связи синтаксиса с лексикой. Синтаксис в системе языковых уровней занимает высшую ступень, так как именно он связан с коммуникативной функцией языка. Синтаксисом на-зывается и наука, занимающаяся описанием строения, семантики и функций единиц данного языкового уровня. Другими словами термин «синтаксис» употребляется в двух значениях: это высший коммуникативный уровень языка, потому что в нём единицы других уровней организуются с целью построения речи, соединяясь друг с другом; это раздел грамматики. Предметом синтаксиса является слово в его отношениях и связях с другими словами речи, правила образования из слов более крупных единиц, обеспечивающих речевое общение. В результате соединения словоформ, употребления слов в определённых формах строятся синтаксические единицы: словосочетания, предложения. Связь синтаксиса с лексикой очень многопланова. Ведь именно лексика определяет семантику и структуру синтаксических единиц. Это можно на-блюдать на примере словосочетаний: голодные пехотинцы – голодные глаза, наступил на газон – наступил мир. В первых примерах реализуется свободное лексическое значение слов голодные, наступил, а во вторых – устойчивые выражения. Соответственно, первые примеры относятся к области словосочетаний, а вторые ими не являются — это фразеологизмы. Есть такие лексические единицы, которые требуют распространения. К таким относятся такие глаголы, как чувствовать, знать, понимать и другие. Они формируют словосочетание, или подчиняют себе придаточную часть в сложном предложении: Мы чувствуем приближение холодов. Мы чувствуем, что приближаются холода. Как говорилось раньше, лексика помимо семантики определяет и струк-тура предложения. Ученье — это свет, а неученье — тьма (посл.). В данном предложении даётся оценка предмета речи, в состав сказуемого входит абстрактное имя существительное, поэтому указательная частица это в его структуре необходима. Лексика в действительности оказывает определённое влияние на семан-тику и структуру, но только благодаря синтаксису происходит уточнение значения слова. Рассмотрим это на примере одного слова в разном синтаксическом контексте: 1. Мы все учились понемногу, / Чему-нибудь и как-нибудь, / Так воспи-таньем, слава богу, / У нас немудрено блеснуть. (А.С. Пушкин) В этом предложении слово воспитанье означает результат действия; воспитанье выступает как определённые навыки, которые человек нарабатывает в процессе социализации, в семье, школе и так далее. 2. Самое главное место в жизни Станиславского занимало выращива-ние, бережное воспитание актера. (И.В. Ильинский) Здесь слово воспитание – это процесс обучения навыкам актера. Благодаря синтаксису мы понимаем, что в первом предложении актуали-зируется предметное значение слова, а во втором процессуальное.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg