Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ЯЗЫКОЗНАНИЕ И ФИЛОЛОГИЯ

Полисемия в творчестве Чехова

ninagirya 700 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 30 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 07.08.2017
ГЛАВА 1 Особенности использования полисемии в русском языке 1.1.Основные этапы изучения истории полисемии Чтобы рельефнее отразить новизну когнитивного ракурса изу¬чения полисемии, целесообразным видится предварительный ана¬лиз истории формирования теории многозначности и основных результатов изучения этого явления другими школами и направ¬лениями. Анализ истории изучения любой лингвистической проблемы — чрезвычайно сложная задача, поскольку, в отличие от точных наук, исследование здесь не бывает одномерным. В разное историческое время могут существовать научные школы или теории отдельных ученых, разделяющие мнение по отдельной проблеме, и наоборот, в одно и то же время учёные могут работать над решением проблемы в разных парадигмах, использовать разный аппарат анализа и опи¬сания, что делает сравнение точек зрения особенно трудным. Другая сложность состоит в том, что в силу особенностей характера позна¬ния существует опасность современной трактовки многих положе¬ний, правильная оценка которых, однако, требует учета и анализа того исторического периода, в котором они были разработаны. Никак не претендуя на исчерпывающее описание развития на¬учных взглядов на проблемы полисемии в рамках данного краткого обзора, попытаемся очертить лишь главные вехи в формировании теории многозначности слова на фоне исторического развития смежных с ней теорий значения, вариативности, описания ряда лексикографияеских проблем, а также характеристики этапов раз¬вития лингвистики в целом. Вопросы о языке были в числе главных в дошедших до нас рабо¬тах ученых древнего мира, хотя их перечень в трудах исследователей разных цивилизаций оказался различным в силу сложности самого объекта исследования, а также конкретных исторических условий, диктующих необходимость изучения конкретного аспекта языка.
Введение

ВВЕДЕНИЕ Полисемия, или многозначность, настолько важна для функ-ционирования языка и настолько внешне очевидна, что обойти ее в лингвистических исследованиях просто невозможно. Полисемия осознавалась и описывалась учеными с древнейших времен. Аспекты этого сложнейшего явления, а также форма, способы их описания в значительной степени определялись общим состоянием лингвистики и смежных с нею наук, господствующими в них на¬правлениями, но, вместе с тем, никогда не ограничивались ими — решающая роль здесь принадлежала таланту ученого, зачастую предвосхищавшего будущие исследования. В лингвистике проблема полисемии аккумулировала обшир¬нейшую базу данных, теорий и не меньшее количество вопросов и гипотез. К числу нерешенных относятся, прежде всего, ставшие уже традиционными вопросы о методах разграничения полисемии и омонимии, об инварианте и вариативности полисеманта, о ха¬рактере связи и ранжировании значений в семантической струк¬туре слова и другие, относящиеся непосредственно к строению языковой системы. В связи со становлением в настоящее время когнитивных наук, изучающих проблемы сознания и знания, ареной современных лингвистических сражений оказывается целый ряд новых, впервые поднимаемых или давно забытых вопросов, таких как порождение, усвоение и хранение многозначных единиц в ментальном про¬странстве, механизм использования и распознавания значения по¬лисеманта в тексте человеком и искусственным интеллектом, осо¬бенности этих процессов у людей разного возраста и психического состояния, моно- и билингва и т. д. Проблема полисемии остается одной из главнейших и в лек-сикографии, стремящейся в максимально сжатой и наглядной форме представить богатейшую информацию о содержании лек¬сических единиц языка — информацию, в которой нуждается са¬мый широкий круг пользователей словарей, в том числе студенты, учителя, исследователи родного и иностранного языков. Сущность проблемы с точки зрения лексикографии заключа¬ется в поиске оптимальной формы презентации полисемии, учи¬тывающей ментальную способность понимать и порождать мно¬гозначность. В свою очередь, решение проблемы оптимизации формы представления семантики многозначного слова требует глубинного изучения сущности и закономерностей полисемии. Центральное место полисемия занимает и в теории искусствен¬ного интеллекта. Неоднозначность пронизывает всю структуру ес¬тественного языка, и рейтинг возможностей компьютера не может быть высоким, если останутся без решения вопросы распознавания значений, снятия неоднозначности, правильной интерпретации текста и адекватного перевода многозначных единиц. Таким образом, проблемы полисемии не только остаются в поле зрения современного языкознания, но и постепенно стано¬вятся центральными в лингвистике и смежных с нею науках. В этой связи актуальной представляется предпринятая в настоящей монографии дальнейшая разработка некоторых традиционных, а также ряда новых вопросов, возникших в связи с развитием когнитологии. Цель работы-расскрыть использование полисемии в рассказах. Предмет- обосновать особенности использования полисемии. Задачи: 1) раскрыть основные этапы изучения истории полисемии; 2)сформировать основне методы анали за полисемии; 3) показать использование синонимов в портретизации А.П.Чехова
Содержание

Оглавление ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1 Особенности использования полисемии в русском языке 5 1.1.Основные этапы изучения истории полисемии 5 1.2.Новая лингвистическая парадигма и полисемия 14 ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОЛИСЕМИИВ РАССКАХАХ А.П.ЧЕХОВА 17 2.1.Особенности использования полисемии в произведениях А.П.Чехова 17 2.2.Использование синонимов в портретизации А.П.Чехова 19 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28 ?
Список литературы

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Апресян Ю.Д. Идеи и методы современной структурной лингвистики. — М.: Просвещение, 1966. 302 с.- Апресян Ю.Д. Лексическая семантика: синонимические средства языка. — М.: Наука, 1974. 368 с. 2. Апресян Ю.Д. О понятиях и методах структурной лексикологии. — В кн.: Проблемы структурной лингвистики. М.: Изд-во АН СССР, 1962, с. 141—162. 3. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. —М.: Советская энциклопедия, 1966. 607 с. 4. Ахманова О.С. Словарь омонимов русского языка. — М.: Советская энциклопедия, 1974. 448 с. 5. Барзилович А.М. Изучение семантической структуры слова в связи с разграничением омонимии и полисемии. —В сб. тез.: Актуальные проблемы лексикологии. Минск, 1970, с. 16—22. 6. Брагина А. Синонимы в литературном языке. - М., 1986. 7. Винокур Г. Синонимия и контекст / Вопросы культуры речи. - 1964. - № 5. - С. 25-33. 8. Бронецкий А.Р. О главных формах языка бамбара. — Б сб. ста- 170 тей: Африканская филология. М.: Изд-во МГУ, 1965, с. 73—102. 9. Будагов P.A. К критике релятивистских теорий слова. — В кн.: Вопросы теории языка в современной зарубежной лингвистике. —М.: Изд-во АН СССР, 1961, с. 5—29.т Будагов P.A. Многозначность слова. НДВШ. Филологические науки, 1958, № I, с. 5—18. 10. Будагов P.A. Сравнительно-семасиологические исследования. Романские языки. — М.: Изд-во МГУ, 1963. 302 с. 11. Будагов P.A. Человек и его язык. — М.: Изд-во МГУ, 1976. 428 с. 12. Булаховский Л.А. Введение в языкознание. Ч.Ш. ~ М.: Учпедгиз, 1953. 178 с. 13. Виноградов В.В. О формах слова. Известия АН СССР, ОЛЯ, т. 3, выпуск I, 1944, с. 29—44.с3 Виноградов В.В. Русский язык. Грамматическое учение о слове.— М.: Высшая школа, 1972, изд. 2-е, 614 с. 14. Волков A.A. Язык как система знаков. — М.: Изд-во МГУ, 1966. 86 с. 15. Клюева, В.Н. Краткий словарь синонимов русского языка. - М., 1961. 16. Миллер, E.H. Природа лексической и фразеологической антонимии. - Саратов,1990. 17. Новиков, Л.А. Антонимия в русском языке / Семантический анализ противоположности в лексике. - М., 1973. 18. Чехов, А.П. Рассказы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://az.lib.ru/c/ chehow_a_p/. - Дата доступа: 28.01.2014. 19. Чудаков, А.П. Поэтика Чехова. - М., 1971.
Отрывок из работы

Она избалованна, капризна, спит до двух часов, а ты дьячковский сын, земский врач... (Ионыч); Он пополнел, раздобрел и неохотно ходил пешком, так как страдал одышкой (Ионыч); Он вспомнил о своей любви, о мечтах и надеждах, которые волновали его четыре года назад, — и ему стало неловко (Ионыч) ; Одним словом, у этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой, создать себе, так сказать, футляр, который уединил бы его, защитил бы от внешних влияний (Человек в футляре); В разрешении же и позволении скрывался для него всегда элемент сомнительный, что-то недосказанное и смутное (Человек в футляре) ; Всякого рода нарушения, уклонения, отступления от правил приводили его в уныние, хотя, казалось бы, какое ему дело? (Человек в футляре); А на педагогических советах он просто угнетал нас своею осторожностью, мнительностью и своими чисто футлярными соображениями (Человек в футляре); Ложась спать, он укрывался с головой; было жарко, душно, в закрытые двери стучался ветер, в печке гудело (Человек в футляре) ; И ему было страшно под одеялом. Он боялся, как бы чего не вышло (Человек в футляре) ; Одним словом, не девица, а мармелад, и такая разбитная, шумная, всё поет малороссийские романсы и хохочет (Человек в футляре) . Открытое использование синонимов предоставляет художникам слова большие стилистические возможности. В эмоциональной речи нанизывание синонимов служит усилению признака, действия. Это видно, например, в рассказе А.П. Чехова «Душечка»: С одной стороны, публика, невежественная, дикая (Душечка); Но все же он возбудил в ней настоящее, глубокое чувство (Душечка) ; Это была тихая, добродушная, жалостливая барышня с кротким, мягким взглядом, очень здоровая (Душечка) ; Он ей очень понравился. И, по-видимому, она тоже произвела на него впечатление, потому что немного погодя к ней пришла пить кофе одна пожилая дама, мало ей знакомая, которая как только села за стол, то немедля заговорила о Пустовалове, о том, что он хороший (Душечка); Ей казалось, что она торгует лесом уже давным-давно, что в жизни самое важное и нужное это лес (Душечка). Синонимы, выстраиваясь в ряд так, что каждый следующий усиливает предыдущий, создают градацию. Этот прием использует Чехов в рассказе «Дама с собачкой»: Это была женщина высокая, с темными бровями, прямая, важная, солидная и, как она сама себя называла, мыслящая (Дама с собачкой) ; Ему вспомнились эти рассказы о легких победах, о поездках в горы, и соблазнительная мысль о скорой, мимолетной связи, о романе с неизвестною женщиной, которой не знаешь по имени и фамилии, вдруг овладела им (Дама с собачкой); И здесь все ходила, как в угаре, как безумная... и вот я стала пошлой, дрянной женщиной, которую всякий может презирать (Дама с собачкой); Я люблю честную, чистую жизнь, а грех мне гадок, я сама не знаю, что делаю (Дама с собачкой) ; Сидя рядом с молодой женщиной, которая на рассвете казалась такой красивой, успокоенный и очарованный в виду этой сказочной обстановки (Дама с собачкой) . Для усиления того или иного слова писатель употребляет синонимические ряды; у А.П. Чехова в рассказе «Невеста», например, интересны такие фразы: Я не могу, конечно, утверждать, что я верю, - ответила Нина Ивановна, придавая своему лицу очень серьезное, даже строгое выражение (Невеста) ; А мысли были всё те же, что и в прошлую ночь, однообразные, ненужные, неотвязчивые, мысли (Невеста); В большое старое окно виден сад, дальние кусты густо цветущей сирени, сонной и вялой от холода (Невеста); Она только вот подумала о том, не поехать ли ей учиться, как всё сердце, всю грудь обдало холодком, залило чувством радости, восторга (Невеста); Было серо, тускло, безотрадно, хоть огонь зажигай; все жаловались на холод, и дождь стучал в окна (Невеста); Жениха я презираю, себя презираю, презираю всю эту праздную, бессмысленную жизнь... (Невеста); Когда она ехала с вокзала домой, то улицы казались ей очень широкими, а дома маленькими, приплюснутыми (Невеста) . В рассказах А.П. Чехова достаточно широко представлена синонимы различных групп, которые помогают разнообразить речь, уточнить, дополнить представления о предметах, явлениях действительности, ярче и разностороннее охарактеризовать их.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg