Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

ОСОБЕННОСТИ ТРЕВОЖНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РАЗНОЙ МОТИВАЦИЕЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ang_not 390 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 71 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 07.09.2018
В соответствии с поставленной целью в данном исследовании были решены следующие задачи: 1) выполнен теоретический анализ источников по рассматриваемой проблеме; 2) исследованы особенности проявлений тревожности у детей младшего школьного возраста; 3) проанализированы особенности школьной тревожности младших школьников с разной учебной мотивацией;
Введение

Актуальность проблемы исследования обусловлена увеличением числа тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Возникновение и закрепление тревожности связано с неудовлетворением возрастных потребностей ребенка. Устойчивым личностным образованием тревожность становится в подростковом возрасте. До этого она является производной широкого круга нарушений. Закрепление и усиление тревожности происходит по механизму «замкнутого психологического круга», ведущего к накоплению и углублению отрицательного эмоционального опыта, который, порождая в свою очередь негативные прогностические оценки и определяя во многом модальность актуальных переживаний, способствует увеличению и сохранению тревожности. Для каждого возрастного периода существуют определенные области, объекты действительности, которые вызывают повышенную тревогу большинства детей в независимости от наличия реальной угрозы или тревожности как устойчивого образования. Эти «возрастные пики тревожности» являются следствием наиболее значимых социологических потребностей. Министерство Образования РФ отмечает, что увеличилось число детей «группы риска», у каждого третьего школьника есть отклонения в нервно – психической системе. Социальная позиция школьника, налагающая на него чувство ответственности, долга, обязанности, может спровоцировать появление страха «быть не тем», тревожности, что делает изучение данной темы интересной и актуальной. Психологическое самоощущение детей, поступающих в школу, характеризуется нехваткой любви, теплых надежных отношений в семье, эмоциональной привязанности. Проявляются признаки неблагополучия, напряженности в контактах, страхи, тревога, регрессивные тенденции. В «возрастные пики тревожности» тревожность выступает как неконструктивная, которая вызывает состояние паники, уныния. По мнению Румянцевой П.В. – тревожность имеет ярко выраженную возрастную специфику [8; с. 122]. Младший школьный возраст традиционно считается «эмоционально насыщенным». Учебная деятельность занимает практически все годы становления личности ребенка, начиная с детского сада и кончая обучением в средних и высших профессиональных учебных заведениях. Младший школьный возраст характеризуется первичным вхождением ребенка в учебную деятельность, овладением основными видами учебных действий. Однако учебная деятельность не дана ребенку в готовой форме, она должна быть сформирована. Но при этом возникает трудность: мотив, с которым ребенок приходит в школу, не связан с содержанием той деятельности, которую он должен выполнять в школе. В период младшего школьного возраста появляются новые мотивы, происходят перестановки в мотивационной системе ребенка. То, что имеет отношение к учебной деятельности оказывается значимым, ценным. Поэтому проблема мотивации учебной деятельности школьников, в настоящее время, по-прежнему остается актуальной. Проблема исследования: каковы особенности тревожности детей младшего школьного возраста с разной учебной мотивацией? Цель исследования: выявление особенностей тревожности детей младшего школьного возраста с разной учебной мотивацией. Объект исследования: тревожность у детей младшего школьного возраста. Предмет исследования: психологические особенности тревожности детей младшего школьного возраста с разной учебной мотивацией. Гипотеза исследования: тревожность младших школьников с разной мотивацией учебной деятельности различается, а именно: для учащихся с высоким уровнем учебной мотивации характерен средний уровень школьной тревожности, а для учащихся с низкой учебной мотивацией характерны низкий и высокий уровни школьной тревожности. Задачи исследования: 1. Провести теоретический анализ проблемы тревожности у детей младшего школьного возраста. 2. Выявить уровни тревожности у младших школьников. 3. Изучить особенности тревожности младших школьников с разным уровнем мотивации учебной деятельности. 4. Составить рекомендации педагогам и родителям по профилактике школьной тревожности. Теоретико-методологические основы исследования: труды, концепции, теории известных авторов Прихожан А.М., Петровского А.В., Роджерса К., Немова Р.С., Славиной Л.С., Рогова Е.И., Степанова С.С., Марковой А.К., посвященные проблеме тревожности личности и мотивации учения младших школьников. Методы исследования: организационный (сравнительный), эмпирический (опрос), интерпретационный (структурный), метод статистической обработки результатов исследования (ранговый Н-критерий Крускала-Уоллиса, корреляционный анализ взаимосвязи Пирсона). Методики исследования: 1) Методика диагностики уровня школьной тревожности (Б.Н. Филлипс). 2) Методика определения школьной мотивации (Лусканова А.Г.) Выборка и база исследования: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 20 г. Белгорода. В исследовании участвовали ученики 4-х классов в количестве 70-ти человек, возраст 10-11 лет. Структура работы - дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения (60 стр.), списка использованных источников (кол-во 24), приложения (кол-во 2).
Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3 ГЛАВА I. Теоретическое основы изучения проблемы тревожности 1.1 Проблема тревожности личности в отечественной и зарубежной психологии……………………………………………………………………….6 1.2Особенности проявления тревожности в младшем школьном возрасте…………………………………………………………………………19 1.3 Роль учебной мотивации младших школьников в проявлении тревожности…………………………………………………………………….25 ГЛАВА 2. Эмпирическое изучение тревожности у младших школьников с разной учебной мотивацией 2.1 Организация и методы исследования………………………………..31 2.2 Результаты и их обсуждения………................................................35 2.2 Рекомендации педагогам и родителям по профилактике школьной тревожности…………………………………………………………………….45 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….52 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..54 ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….56 Приложение 1: Диагностические методики в порядке их предъявления…..............................................................................................56 Приложение 2: Результаты статистической обработки данных………69
Список литературы

1. Алхазишвили, А.А. Исследование уровня тревожности в экспериментальном и обычном классах. В сб.: Экспериментальные исследования по проблемам перестройки начального обучения [Текст] /Алхазишвили А. А., Имедадзе - Тбилиси, 1969 - 483с. 2. Аракелов, Н.Е. Тревожность: методы ее диагностики и коррекции [Текст] / Аракелов Н.Е., Шишкова Н. Вестник МУ, сер. Психология. № 1. 1998 – 374 с. 3. Аракелов, Н.Е. Психофизиологический метод оценки тревожности. Психологический журнал. №2 [Текст] / Аракелов Н.Е., Лысенко Е.Е., 2002 – 538 с. 4. Битякова, М.Р. Организация психологической работы в школе [Текст] / Битякова М.Р. - М.: Совершенство, 1997 - 298 с. 5. Имедадзе, И.В. Тревожность как фактор учения в дошкольном возрасте [Текст] / Имедадзе И.В. - Тбилиси, 2003 – 498 с. 6. Кочубей, Б.И. Эмоциональная устойчивость школьника [Текст] / Кочубей Б.И., Новикова Е.В. - М., 1998 – 611 с. 7. Мерлин, В.С. Психология индивидуальности [Текст] / Мерлин В.С. -М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996 – 355 с. 8. Микляева, А.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция [Текст] / Микляева А.В., Румянцева П.В. -Речь. СПб., 2004 - 248 с. 9. Немов, Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн.: Книга 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика [Текст] / Немов Р.С. - М., 2000 – 654 с. 10. Немов, Р.С. Психология: Психология образования. Кн. 2. [Текст] / Немов Р.С. - М.: Владос, 1994 – 446 с. 11. Овчарова, Р.В. Практическая психология в начальной школе[Текст] / Овчарова Р.В. ТЦ, Сфера. М., 2001 – 278 с. 12. Петровский, А.В. Личность. Деятельность. Коллектив [Текст] / Петровский А.В. -М.,2003 – 266 с. 13. Прихожан, A.M. Психология неудачника: Тренинг уверенности в себе [Текст] / Прихожан A.M. -М.,2001 – 231 с. 14. Прихожан, А.М. Психологическая природа и возрастная динамика тревожности: Личностный аспект: Дис. д-ра психол. Наук [Текст] / Прихожан А.М. - М., 1996 – 174 с. 15. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании Учебное пособие [Текст] / Рогов Е.И.- М.: ВЛАДОС, 1996 – 710 с. 16. Роджерс, К.К. Наука о личности. История зарубежной психологии [Текст] / Роджерс К.К. - М.,2001 – 555 с. 17. Романин, А.Н. Практическая психология и психотерапия [Текст] / Романин А.Н. - М.: Кнорус, 2011 - 510 с. 18. Славина, Л.С. Дети с аффективным поведением [Текст] / Славина Л.С. - М.,2003 – 441 с. 19. Степанов, С. С. Большие проблемы маленького ребенка: советы психолога родителям [Текст] / Степанов С. С. - М. 1995 - 347с. 20. Суворова, В.В. Психофизиология стресса [Текст] / В.В. Суворова. - М.: Педагогика, 1975 - 296 с. 21. Фрейд, 3. Психология бессознательного [Текст] / Фрейд 3. - М., 2002 – 566 с. 22. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности [Текст] / Фромм Э. - М., 2001 – 477 с. 23. Хорни, К. Невротическая личность нашего времени [Текст] / Хорни К. - М.,2000 – 730 с. 24. Чистякова, М.И. Психогимнастика [Текст] / Чистякова М.И. - М., 2005 – 248 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА I. Теоретическое основы изучения проблемы тревожности 1.1 Проблема тревожности личности в отечественной и зарубежной психологии Понимание тревожности было внесено в психологию психоаналитиками и психиатрами. Многие представители психоанализа рассматривали тревожность как врожденное свойство личности, как изначально присущее человеку состояние. Основатель психоанализа 3. Фрейд утверждал, что человек имеет несколько врожденных влечений - инстинктов, которые являются движущей силой поведения человека, определяют его настроение. 3. Фрейд считал, что столкновение биологических влечений с социальными запретами порождает неврозы и тревожность. Изначальные инстинкты по мере взросления человека получают новые формы проявления. Однако в новых формах они наталкиваются на запреты цивилизации, и человек вынужден маскировать и подавлять свои влечения. Драма психической жизни индивида начинается с рождения и продолжается всю жизнь. Естественный выход из этого положения З. Фрейд видит в сублимировании «либидиозной энергии», то есть в направлении энергии на другие жизненные цели: производственные и творческие. Удачная сублимация освобождает человека от тревожности [21; с. 240]. В индивидуальной психологии А. Адлер предлагает новый взгляд на происхождение неврозов. По мнению А. Адлера, в основе невроза лежат такие механизмы, как страх, боязнь жизни, боязнь трудностей, а также стремление к определенной позиции в группе людей, которую индивид в силу каких-либо индивидуальных особенностей или социальных условий не мог добиться. То есть отчетливо видно, что в основе невроза лежат ситуации, в которых человек в силу тех или иных обстоятельств, в той или иной мере испытывает чувство тревоги. Проблема тревожности стала предметом специального исследования у неофрейдистов и, прежде всего у К. Хорни. В теории К. Хорни главные источники тревоги и беспокойства личности коренятся не в конфликте между биологическими влечениями и социальными запретами, а являются результатом неправильных человеческих отношений. В книге «Невротическая личность нашего времени» К. Хорни насчитывает 11 невротических потребностей ?23; с. 52?.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg