Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИССЕРТАЦИЯ, ПЕДАГОГИКА

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ХИМИИ УЧАЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ (на примере темы «Периодический закон и ПСХЭ Д.И. Менделеева, 8 класс)

ang_not 520 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 87 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 07.09.2018
Для решения проблемы исследования разработана модель, способная методически обеспечить личностный рост учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы. В заключении подводятся итоги теоретического и экспериментального исследования, делаются выводы о подтверждении выдвинутой гипотезы: 1. Проведен анализ научно-методической литературы и выявлена сущность применения дифференцированного подхода в обучении химии учащихся с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе.
Введение

Актуальность исследования: Одним из основных направлений в реформировании современного школьного образования является создание условий для полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Для части детей с ОВЗ наиболее эффективным является инклюзивное обучение. Количество детей с ОВЗ, обучающихся в инклюзивных классах и школах, постоянно увеличивается. Тем не менее, несмотря на достигнутые успехи, в настоящее время выявляются следующие проблемы: - в инклюзивном образовании в настоящее время нет единой системы, позволяющей разработать и реализовать весь образовательный маршрут ребенка с ОВЗ и подготовить его к следующим жизненным этапам (профессиональному и предпрофессиональному); - чаще всего учителя, работающие в системе инклюзивного образования, получают дополнительные знания на краткосрочных курсах повышения квалификации, поэтому им не хватает опыта работы с детьми с нарушениями развития. Кроме того, у них нет возможности проконсультироваться со специалистами по текущим проблемам, возникающим в процессе работы, нет регулярной супервизии со стороны специалистов; - в общеобразовательных школах работает мало специалистов, вследствие этого чаще всего дети с нарушениями развития, принятые в школу, не получают необходимой им коррекционной помощи; - учителя, специалисты и родители недостаточно взаимодействуют между собой. Анализ существующей практики показывает, что для разных категорий детей с особыми образовательными потребностями должны быть разработаны и внедрены различные модели обучения, позволяющие максимально реализовать потенциал этих детей. Дети с особенностями развития – это неоднородная группа детей, поэтому можно утверждать, что не существует универсальной для всех единой модели инклюзии. Все дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в поддержке и сопровождении при обучении в школе, но объем помощи может значительным образом варьироваться в зависимости от выраженности симптомов нарушений развития отдельного ребенка. Также важно предусмотреть возможность изменений в организации обучения и сопровождения ребенка с ОВЗ в зависимости от нужд ребенка и его семьи. В отечественных исследованиях посвященных вопросам организации процесса обучения, воспитания и образования детей с ограниченными возможностями здоровья рассматривались проблемы, связанные с культурно-историческими и педагогическими традициями в российском специальном образовании; изучены общие и специфические закономерности их развития; раскрыты особенности обучения и воспитания в специализированных школах; разработана система психолого-педагогического и медико-социального сопровождения; определены модели, механизмы, критерии адаптации и интеграции в общество (JI.C.Выготский, В.И. Загвязинский, A.A. Кирсанов, JI.M. Кобрина, H.A. Менчинская, Н.Э. Унт, И.В. Фролов, Н.Д. Шматко и др.). В соответствии с «Законом об образовании» РФ, проектом «Государственного стандарта общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья» предусматривается более глубокая дифференциация обучения детей с отклонениями в развитии: по характеру и степени выраженности сенсомоторных, речевых и интеллектуальных нарушений развития (H.H. Малофеев, E.JI. Гончарова, О.С. Никольская), которая возможна при реализации дифференцированного подхода, максимально учитывающего индивидуальные особенности детей. Вместе с тем роль общеобразовательной школы в становлении личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья в системе российского образования освещена лишь только с точки зрения общих подходов и отдельных направлений. В связи с этим возникает необходимость совершенствования реализации дифференцированного подхода в современных условиях с учетом ряда клинических, психологических и педагогических показателей в процессе обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе. Изучение общей и специальной литературы, обобщение практического опыта работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья позволили выделить противоречие между объективной необходимостью организации и использования дифференцированного подхода в обучении химии учащихся с ограниченными возможностями здоровья и недостаточной разработанностью методического обеспечения в использовании дифференцированного подхода в обучении учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы. Проблема исследования состоит в разрешении указанного противоречия посредством разработки методики дифференцированного подхода в обучении химии учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы. Цель исследования заключается в разработке и реализации методики использования дифференцированного подхода в обучении химии учащихся с ограниченными возможностями здоровья на примере темы «Периодический закон и ПСХЭ Д.И. Менделеева» в условиях общеобразовательной школы. Объект исследования: учебно-воспитательный процесс обучения химии учащихся с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе. Предмет исследования: разработка методики дифференцированного подхода в обучении химии учащихся с ограниченными возможностями здоровья на примере темы «Периодический закон и ПСХЭ Д.И. Менделеева» в общеобразовательной школе. Гипотеза исследования: дифференцированный подход в обучении позволит учащимся с ограниченными возможностями здоровья повысить качество знаний и умений по химии, развить навыки их самостоятельной работы, если: • Разработать модель методического обеспечения направленная на применении дифференцированного подхода в обучении химии учащихся с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе; • Разработать критерии усвоения темы «Периодический закон и ПСХЭ Д.И. Менделеева» учащимися с ограниченными возможностями здоровья; • Внедрить модель использования дифференцированного подхода для учащихся с ограниченными возможностями здоровья при изучении темы «Периодический закон и ПСХЭ Д.И. Менделеева» без ущерба для здоровья детей и с учетом их индивидуальных возможности. Для достижения цели исследования и проверки гипотезы, нами поставлены следующие задачи: • на основе теоретического анализа выявить сущность применения дифференцированного подхода в обучении химии учащихся с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе; • обосновать модель применения дифференцированного подхода в обучении химии учащихся с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе; • разработать методику дифференцированного подхода в обучении химии учащихся с ограниченными возможностями здоровья и его теоретическую модель, целевой компонент которого согласуется с требованиями ФГОС ООО; • проверить эффективность предлагаемой методической модели применения дифференцированного подхода в обучении химии учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы. Методологической основой исследования являются системный и личностный подходы. Исследование опиралось на концепцию личностно ориентированного образования и обучения (Е.В. Бондаревская, А.Ж. Жафяров, B.В. Сериков, И.С. Якиманская), теорию индивидуализации и дифференциации обучения (И.Э. Унт, А.А. Кирсанов, Е.С. Рабунский), теорию деятельностного подхода в обучении (J1.C. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев,C.JI. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин). В исследовании применялись следующие методы: • теоретические: исторический подход; анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы, школьных программ, учебников и учебных пособий; анализ нормативных документов, регламентирующих учебно-воспитательный процесс при организации обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья; системный подход (теоретическое исследование проблемы на основе методологии системного подхода); обобщение педагогического опыта в области теории и практики дифференцированного подхода в обучении; • эмпирические: анкетирование, тестирование, беседа, наблюдение, оценка качества продуктов учебной деятельности учащихся, педагогический эксперимент, качественная и статистическая обработка его результатов. Опытно-экспериментальную базу исследования составила МОБУ «Средняя общеобразовательная школа №31» (с углубленным изучением отдельных предметов) городского округа «город Якутск». Исследовательская работа по данной теме была начата в 2015 году и осуществлялась в три этапа: • первый этап (2015-2016) – поисково-теоретический. Были изучены и проанализированы психолого-педагогические, методические источники по теме исследования; анализировалась организация и содержание дифференцированного подхода в обучении химии учащихся с ограниченными возможностями здоровья, определена теоретико-методологическая и опытная база исследования; • второй этап (2015-2017) – экспериментально-аналитический. Проведен формирующий эксперимент с целью уточнения исходной гипотезы исследования, отбора и корректировки средств организации дифференцированного подхода в обучении химии учащихся с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с задачами исследования; • третий этап (2016-2017) – обобщающий. Осуществлен анализ полученных экспериментальных данных, произведена сверка аналитического материала с целью, задачами и гипотезой исследования, проведена статистическая обработка результатов формирующего эксперимента, осуществлено осмысление и аналитическое изложение материалов и выводов. На защиту выносятся: 1. Модель, отражающая дифференцированный подход в условиях общеобразовательной школы для учащихся с ограниченными возможностями здоровья; 2. Конкретная методика дифференцированного подхода, отражающая все три компонента: содержательно-целевой, процессуально-деятельностный и результативно-оценочный. 3. Результаты педагогического эксперимента, которые были получены в экспериментальной проверке подтверждающая эффективность дифференцированного подхода в обучении химии учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы. Структура диссертации: состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Содержание

Введение………………………………………………………………….….....3 ГЛАВА I. Психолого-педагогические аспекты дифференцированного подхода в обучении учащихся с ограниченными возможностями здоровья…………………………………………………........................………9 1.1 Характеристика учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы………………………………9 1.2 Дифференциация, дифференцированный подход в обучении (основные понятия, структура)………………………………………………………18 1.3 Реализация дифференцированного подхода в обучении химии учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы……………………………………………28 ГЛАВА II. Дифференцированный подход в обучении учащихся с ограниченными возможностями здоровья при изучении темы «Периодический закон и ПСХЭ Д.И. Менделеева…………………………41 2.1 Цель, задачи и требования к усвоению темы «Периодический закон и ПСХЭ Д.И. Менделеева»………………………………………………..41 2.2 Модель дифференцированного подхода в обучении учащихся с ограниченными возможностями здоровья на примере темы «Периодический закон и ПСХЭ Д.И. Менделеева»…..……………….43 2.3 Пути и условия использования дифференцированного подхода для учащихся с ограниченными возможностями здоровья…………….....49 ГЛАВА III. Постановка педагогического эксперимента по выявлению эффективности дифференцированного подхода в обучении химии учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы..........................................................................54 3.1 Проверка опорных знаний учащихся с ограниченными возможностями здоровья…………………………………………………………………..55 3.2 Экспериментальное обучение с использованием дифференцированного подхода при изучении темы «Периодический закон и ПСХЭ Д.И. Менделеева» в условиях общеобразовательной школы………………62 3.3 Проверка эффективности дифференцированного подхода в обучении учащихся с ограниченными возможностями здоровья при изучении темы «Периодический закон и ПСХЭ Д.И. Менделеева» в условиях общеобразовательной школы…………………………............................76 Заключение……………………………………………………………………80 Использованная литература…………………………………………………81 Приложение……………………………………………………………….......85
Список литературы

Бабанский Ю.Б. Оптимизация процесса обучения: Общедидактический аспект. —М., 1979. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса / Ю.К. Бабанский. — М.: 1982. — 192 с. Бондарь Т.А., Захарова И.Ю. Подготовка к школе детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы: от индивидуальных занятий к обучению в классе. – М.: Теревинф, 2012. Броневщук С.Г. Профильная дифференциация обучения в сельской школе. Пособие для руководителей и учителей сельских школ. - М.: АРКТИ, 2000.- 136с Выготский Л.С. Педагогическая психология. / Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика, 1991, - 480 с. Зайцев Д.В. Социальная интеграция детей-инвалидов в современной России. – Саратов: Научная книга, 2003, - 255 с. Индивидуальные варианты развития младших школьников/ Под. ред. Л.В. Занкова, М.В. Зверевой. М., 1973. Инклюзивное образование: идеи, перспективы, опыт. – Волгоград: Учитель, 2011. – 95 с. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: Методическое пособие. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2011. – 167 с. Капиносов, А.Н. Уровневая дифференциация при обучении математике в 5 - 9 классах. [Текст] / А.Н Капиносов // Математика в школе. - 1991. -№5. - С. 16 - 19. Кирсанов A.A. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема. Казань, 1982. Кобрина Л.М. Школа жизни. Подготовка к самостоятельной жизни: Учебно-методическое пособие по социальной интеграции детей с отклонениями в развитии / Под общей редакцией Л.М. Кобриной, В.В. Юниной. — СПб.: Корчаковский центр молодежных программ «Реальный путь», 2005. Кобрина Л.М. Система интегрированного обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии в условиях общеобразовательной сельской школы: АВТОРЕФ. Дис. на соискание д-ра пед. наук / Л.М. Кобриной — М., 2006.—47 с. Малофеев Н. Н. Специальное образование в России и за рубежом. — М., 1996. Малофеев H.H. Институт коррекционной педагогики. Цели и приоритеты// Дефектология. - 1993. - № 3. С. 5 Малофеев H.H. Классы КРО и ККО: интегрированный подход к образованию детей с нарушениями в развитии и дифференцированный подход к образованию нормально развивающихся детей. / H.H. Малофеев // Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Под. ред. С.Г. Шевченко. - М.: АРКТИ, 2001. - с. 27 - 40. Малофеев H.H. Модернизация системы специального образования: проблемы коррекции, реабилитации, интеграции / H.H. Малофеев // Интегративные тенденции современного специального образования. — М., 2003. —С. 12-29. Малофеев H.H. Современное понятие «интеграция»: термин и смысл / H.H. Малофеев // Тезисы международного семинара: Актуальные проблемы обучения, адаптации и интеграции детей с нарушениями развития. - СПб., 1995. —С. 41-43. Малофеев H.H. Социокультурные основы интеграции детей с особыми нуждами: опасность копирования западных моделей / H.H. Малофеев // Материалы международного семинара «Интегрированное обучение: проблемы и перспективы». — СПб., 1996. — 144 с. Малофеев H.H. Специальное образование в меняющемся мире. Европа: учеб.пособие для студентов пед.вузов/ H.H. Малофеев. — М.: Просвещение, 2009. - 319 с. Малофеев H.H. Специальное образование в меняющемся мире. Россия: учеб.пособие для студентов пед.вузов; В 2 ч.Ч.1/ H.H. Малофеев. -М.: Просвещение, 2010. - 319 с. Малофеев H.H. Стратегия и практика • переходного периода в развитии отечественной системы специального образования- и государственной системы помощи детям с особыми проблемами / H.H. Малофеев // Дефектология. — 1998. — №3. — С. 17-21. Малофеев H.H., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова E.JI. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения// Альманах Института Коррекционной Педагогики РАО — 2009 г. Менчинская H.A. Психологические проблемы неуспеваемости школьников / Под ред. H.A. Менчинской. — М.: 1971. — 164 с. Менчинская H.A. психологические проблемы преодоления школьной неуспеваемости //Советская педагогика, 1979. №11. Новиков Д.А. Статистические методы в педагогических исследованиях. – М.: 2004. – 67 с. Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях: Методические рекомендации /Отв. ред. С.В. Алехина. - М.: МГППУ, 2012. - 92 с. Профильная и уровневая дифференциация содержания образования// Статья подготовлена по материалам отчета по проекту "Научно-методическое обеспечение сочетания профильной и уровневой дифференциации при разработке содержания профильного обучения старших классов средней школы", выполненному временным научным коллективом Федерального государственного учреждения "Федеральный центр образовательного законодательства" под руководством Рыжакова М.В., д.п.н., проф., академика РАО, в рамках Федеральной программы развития образования на 2005 г. - с.1 Путило Н.В. Право детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на получение образования. // Ежегодник российского образовательного законодательства. – 2010. – Т.5. - №2. – с. 121-135. Российская педагогическая библиотека. - М.. 1993 г., с. 526. Рудь Н.Н. Инклюзивное образование: проблемы. Поиски, решения. Методическое пособие. – М.: УЦ «Перспектива», 2011. -28 с. Селевко Г.К. Дифференциация обучения. Ярославль, 1995. Унт И.Э., Границкая A.C. Технология индивидуализации обучения. - М.:Педагогика,1990 Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. – Педагогика, 1990. Унт И.Э. К проблеме индивидуализации учебного процесса // Советская педагогика, 1971, №11. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1989. Т. 3. – 512 с. ФГОС ООО. Приказ МОиН РФ от 17.12.2010. 31897. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 годы // Распоряжение правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М.: Просвещение, 1986. – 144 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА I. Психолого-педагогические аспекты дифференцированного подхода в обучении учащихся с ограниченными возможностями здоровья 1.1 Характеристика учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы Термин «дети с ограниченными возможностями здоровья» отражает необходимость оказания обществом специальной помощи указанной категории детей для реализации их возможностей и обязанность обеспечения и защиты их гражданских прав. Одним из них является право на своевременное получение квалифицированной медико-психолого-педагогической помощи, а значит, и возможности обучения, т.е. создания специальных условий, способствующих реализации их сохранного познавательного потенциала. Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Главной особенностью данной категории детей является незавершенность всех этапов его психологического развития. Синонимами данного понятия могут выступать следующие определения таких детей: "дети с проблемами", "дети с особыми нуждами", "нетипичные дети", "дети с трудностями в обучении", "аномальные дети", "исключительные дети". Число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов неуклонно растет. В настоящее время в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями здоровья (8% всех детей), из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды. Кроме роста числа почти всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, отмечается и тенденция качественного изменения структуры дефекта, комплексного характера нарушений у каждого отдельного ребенка. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечения и оздоровления, воспитания и обучения, коррекции нарушений развития, социальной адаптации. Наличие того или иного дефекта (недостатка) не предопределяет неправильного, с точки зрения общества, развития. Потеря слуха на одно ухо или поражение зрения на один глаз не обязательно ведет к отклонению в развитии, так как в этих случаях сохраняется возможность воспринимать звуковые и зрительные сигналы сохранными анализаторами. Таким образом, детьми с ограниченными возможностями здоровья можно считать детей с нарушением психофизического развития, нуждающихся в специальном (коррекционном) обучении и воспитании. В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. Важнейшей задачей модернизации является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, систематическое повышение уровня профессиональной компетентности учителя коррекционно-развивающей методики, а также создание условий для достижения нового современного качества общего образования. Нормативными документами образовательных учреждений, обучающих учащихся с ограниченными возможностями здоровья являются: 1) Концепция инклюзивного образования в Республике Саха (Якутия) на 2012-2017 годы. 2) Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы. 3) Государственная программа Республики Саха (Якутия) «Социальная поддержка граждан РС(Я)» на 2012-2017 годы, подпрограмма «Доступная среда» на 2014-2017 годы. 4) ФГОС обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg