Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

КАЧЕСТВЕННЫЕ ЗАДАЧИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА НА ПРИМЕРЕ ТЕМЫ «ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ»

ang_not 250 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 59 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 07.09.2018
Итак, познавательный интерес - это один из важнейших для нас мотивов учения школьников. Его действие очень сильно. Под влиянием познавательного интереса учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно. Следовательно, познавательный интерес выступает перед нами и как сильное средство обучения. Самым главным в учебном процессе по физике является решение задач. Особенностью качественных задач является качественная сторона физических терминов и процессов. С их помощью ученик учится мыслить образно, формирует интерес к учёбе, развивает такие качества как воля, сосредоточенность, грамотность речи. Но, к сожалению, качественным задачам уделяется очень мало внимания. На сегодняшний день мало напечатано учебников, которые имеют качественные задачи. Перед учителем и учениками возникают трудности в процессе решения качественных задач. Это говорит о том, что недостаточно уделено внимания со стороны исследователей по этой теме.
Введение

Физика занимает особое место среди школьных дисциплин. Как учебный предмет она направлена на формирование у учащихся научной картины мира, развивает творческие способности учащихся, их мировоззрение, способствует воспитанию личности. Эта основная цель обучения может быть достигнута, если в процессе обучения будет интерес к знаниям. Не решая задач, нельзя овладеть физикой. Решение задач является главным видом учебной деятельности, в которой учащиеся овладевают теоретическим содержанием курса физики, развиваются их творческие способности, формируются структуры деятельности, лежащие в основе продуктивного мышления. Решение задач по физике способствует приобщению к самостоятельной творческой работе, приучает анализировать изучаемые явления, помогает глубже проникнуть в их сущность, знакомит с методами моделирования физической ситуации, способствует политехническому образованию школьников и играет важную роль в профессиональной ориентации. В процессе решения задач ученики непосредственно сталкиваются с необходимостью применять полученные знания по физике в жизни, глубже осознают связь теории с практикой. Наиболее четко это отражается при решении качественных задач. Таким образом, обучение учащихся 8 класса решению качественных задач является актуальным. Цель работы: повышение развитие познавательного интереса к физике путем решения качественных задач. Объектом исследования: процесс развития познавательного интереса в обучении физики в 8 классе. Предмет исследования: использования качественных задач при изучении физики в 8 классе, как фактор развития познавательного интереса. Гипотеза: если систематически использовать качественные задачи по теме исследования, то можно добиться повышения познавательного интереса. Для достижения обозначенной цели определены следующие задачи исследования: 1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по развитию познавательных интересов; 2. Выяснить понятие о качественной задаче в методике обучения и виды качественных задач; 3. Рассмотреть дидактические возможности использования качественных задач на примере темы “Тепловые явления”; 4. Подобрать и разработать качественные задачи по теме «Тепловые явления»; 5. Разработать сценарии уроки и провести педагогический эксперимент. Метод исследования: темы работы состоит из современных научных методов познания, таких как: изучения, обобщения, сравнения, наблюдения, теоретический анализ и синтез. Структура исследования: бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя восемь параграфов, заключения, списка источников и литературы и приложения.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………...3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА В ПРОЦЕССЕ РЕШЕНИЯ КАЧЕСТВЕННЫХ ЗАДАЧ………………………………………………………..5 1.1 Понятие «познавательный интерес» в психолого-педагогической литературе……………………………………………………………………....8 1.2 Понятие о качественной задаче в методике обучения………………….....10 1.3 Виды качественных задач по физике………………………………………....11 1.4 Развитие познавательного интереса при решении качественных задач....13 ГЛАВА 2. РЕШЕНИЕ КАЧЕСТВЕННЫХ ЗАДАЧ ПО ФИЗИКЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 8 КЛАССОВ НА ТЕМУ «ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ»……….........18 2.1 Структура деятельности учащихся по решению качественных задач……...18 2.2 Способы решения качественных задач………………………………………21 2.3 Организация деятельности учащихся по решению качественных задач…..24 2.4 Педагогический эксперимент………………………………………………..29 Заключение…………………………………………………………………….….56 Список использованной литературы…………….………………………………..57 Приложения……………………………………………………………………….59
Список литературы

1. Аганов А.В., Сафиуллин Р.К., Скворцов А.И., Тагорский Д.А. Физика вокруг нас: Качественные задачи по физике.-М., 1998. 2. Александров Д.А., Швайченко И.Н. Методика решения задач по физике в средней школе.-М., 1948. 3. Ананьев Б.Г. Познавательные потребности и интересы. Ученые записки. -Л.: ЛГУ.-Психология, 1959. № 265.- С. 47. 4. Бабаджан Е.И., Гервидс В.И., Дубовик В.М., Нерсесов Э.А. Сборник качественных вопросов и задач по общей физике.-М., 1990. 5. Балашов М.М. Методические рекомендации к преподаванию физики в 7-8 классах средней школы: книга для учителя: Из опыта работы.-М., 1991. 6. Беляев М.Ф. Психология интереса. - М., 1957.-76 с. 7. Бугаев А.И. Методика преподавания физики в средней школе. Теоретические основы. М.: Просвещение,2013. 8. Генштейн Л.Э., Кайдалов А.Б. Физика 8 класс.-М., 2014. 9. Гончарова Е.Б. Формирование мотивации учебной деятельности подростков // Вопросы психологии. 2000. №6. 12 10. Золотов В.А. Решение качественных задач по физике в 7-8 классах Физика в школе. 1961. 11. Исупов М.В. решаем качественные задачи: Тепловые явления. Ч.З. Поурочные методические рекомендации для учителей. – Киров: КФМЛ, 2003.-40 с. 12. Каменецкий С.Е., Орехов В.П. Методика решения задач по физике в средней школе: кн. Для учителя. М.: Просвещение, 2010. 13. Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник задач по физике. 7-9 кл. М.: Просвещение, 2017. 14. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. - М., 1997. 15. Методика преподавания физики в 8 – 10 классах средней школы. Под ред. В. П. Орехова, А. В. Усовой. М.: Просвещение,2012. 16. Методика преподавания физики в 7-8 классах средней школы/ Под ред. А.В. Усовой.-М., 1990. 17. Методические рекомендации к решению качественных задач по физике/ Составили Н.К. Михеева, О.В. Оноприенко, О.И. Цветкова. -Спб., 1990. 18. Низамов И.М. Задачи по физике с техническим содержанием.-М., 2001. 19. Панина И. Я. Формирование познавательных интересов учащихся на уроках физики: Кн. для учителя. - М: Просвещение, 1985 - 128 с: ил. 20. Перышкин А.В Физика 8 кл.:учеб. для общеобразоват. учреждений . 12-е изд., стереотип.-М. Дрофа, 2009. 21. Перышкин А.В. Сборник задач по физике. 7-9 кл. М.: Просвещение, 2017. 22. Пойа Д. Как решать задачу. – Львов: Журнал «Квантор», 1991. 23. Планирование учебного процесса по физике в средней школе/ Л.С. Хижнякова, Н.А. Родина, Х.Д. Рошовская.-М., 1982. 24. Рымкевич А.П. Сборник задач по физике для 8-10 классов средней школы.-М., 1988. 25. Сосновский В.П. Приемы обучения решения задач по физике.-Кр.. 1987. 26. Столяренко Л.Д. Педагогика. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов н/Д; «Феникс», 2005. – 448с. 27. Сухомлинский В.А. сто советов учителю.-М.,1986.-25с. 28. Тульчинский М.Е. Качественные задачи по физике в средней школе.-М., 1972. 29. Усова А.В., Тулькибаева Н.Н. Практикум по решению физических задач. М.: Просвещение, 2011. 30. . Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. -М.: Педагогика, 1971 13. 31. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. – М., 1988. – 383 с. 32. Богданова А.А. Методика решения качественных задач по физике в средней школе // Интернет ресурс «Эйдос».- 2002 г. 33. Шкатулка качественных задач по физике // Интернет ресурс https://iralebedeva.ru/physic15.html 34. Каминский А.М. Оригинальные качественные задачи. Тепловые явления // Интернет ресурс http://www.alsak.ru/item/kamin-kach-teplo.html
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА В ПРОЦЕССЕ РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ 1.1 Понятие «познавательный интерес» в психолого-педагогической литературе Различные толкования понятия «интерес» можно встретить во многих научных исследованиях по педагогике и психологии. В работах некоторых авторов интерес рассматривается как активная познавательная направленность человека в учебном процессе. У современного ребенка вызывает интерес такой процесс обучения, в котором не должно быть давления на ученика, а присутствие стимулов в стремлении развивать познавательный интерес. Учащимся нравится такое обучение, в котором учитель обеспечивает благоприятную атмосферу, побуждает своих учеников заниматься увлеченно и достигать цели и задачи, поставленные перед ними. Познавательный интерес - это важный мотив в обучении, постоянное стремление к познанию. Под его влиянием даже у слабых учеников учебный процесс протекает более продуктивно. Как мотив учения, познавательный интерес стимулирует ученихся к самостоятельной деятельности, при его наличии процесс получения знаний становится намного активнее и творчески. По словам Н.Ф.Добрынина «под познавательным интересом к предмету понимается избирательная направленность психических процессов человека на объекты и явления окружающего мира, при которой наблюдается стремление личности заниматься именно данной областью.» [30]. Интерес побуждает личность к активности, психические процессы под его влиянием протекают более интенсивно, а деятельность становится увлекательней и продуктивней. Если в учебном процессе будет сформирован интерес к знаниям, только тогда может быть достигнута основная цель обучения. В научном труде М.Ф.Беляева «Психология интереса» дается следующее определение: «Интерес есть одна из психологических активностей, характеризующая как общая сознательная устремленность личности к объекту, проникнутая отношением близости к объекту, эмоционально насыщенная и влияющая на повышение продуктивности деятельности.» [6, с.107]. Несмотря на множество, совершенно разных определений понятия «интерес», большинство психологов склонно к суждению, что интерес - это категория направленности, стремление личности к объекту или деятельности. Объект познавательного интереса в школе - содержание учебных предметов. Овладение содержанием учебных предметов составляет основное значение учения. Из этого следует, что познавательный интерес включает в себя не только знания, приобретаемые школьником, но и процесс получения знаний, овладения ими, и сам процесс учения, который позволяет приобретать необходимые способы познания. Познавательный интерес состоит из важнейших для развития личности психологических процессов. Интеллектуальная деятельность протекает под влиянием познавательного интереса. В ней проявляются активный поиск, догадка, исследовательский подход, готовность к решению задач, в том числе и эмоциональные проявления (эмоции удивления, чувство интеллектуальной радости, чувство успеха). В работе Г.И.Щукиной «одним из стимулов формирования познавательных интересов представлены организация и характер протекания познавательной деятельности учащихся.» [31, с.123]. Вопреки актуальности значимости познавательного интереса для учебного процесса есть, и противоречия между необходимостью его формирования и невозможностью в полном объеме решить эту задачу в условиях массовой школы, так как интерес - это сугубо индивидуальное качество личности.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg