Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Психологическое сопровождение процесса становления морально-нравственной рефлексии современного подростка

ang_not 620 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 94 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 07.09.2018
В ходе проведённого эксперимента нами был решен ряд исследова-тельских задач. Решение первой задачи исследования – выявление сущности понятия морально-нравственной рефлексии в современной психологии – позволило нам очертить следующий круг эмпирически измеряемых конструктов разного уровня, имеющих отношение к морально-нравственной рефлексии и феномену саморазвития человека: ? уровень морально-нравственной рефлексии; ? общий уровень значимости морально-нравственных категорий; ? уровень нравственной воспитанности и желательных ценностных отношений к себе, миру, людям;
Введение

Актуальность исследования заключается в том, что сегодня духовно-нравственный кризис определяет состояние нашего общества и практически каждой личности. Такое положение является отражением политических перемен, и как следствие - перемен в общественном сознании, слепое копирование западных образцов. С отменой официальной идеологии, общество лишилось духовных и нравственных идеалов. Воспитательные функции системы образования оказались минимизированы. Традиционные ценности (семья, любовь и т.д.) оказались обесценены в свете экономических изменений в обществе. Проблема исследования морально-нравственного развития личности приобретает особую актуальность в современном российском обществе. Старая система нравственных ценностей и идеалов оказалась отвергнутой, полностью разрушены традиции и социальные регуляторы, действовавшие в прошлом. Многие люди находятся в ситуации экзистенциального и идеологического вакуума, теряют смысл жизни, что ведет к необходимости поиска опоры внутри себя, к тому, чтобы самостоятельно направлять и регулировать свою жизнь. Возросла необходимость в личностной морально-нравственной автономности, которая предполагает самостоятельность выборов, принятия решения и совершения определенных действий на основании внутренних критериев с учетом собственных психологических особенностей. Морально-нравственное развитие как компонент личностного развития – это путь человека длиною в жизнь. Этот сложный, многогранный процесс подразумевает как психологическое созревание, так и духовное становление. Для современных психологов это достаточно очевидно. Но рефлексии значимости процесса о необходимости нравственного развития личности еще недостаточно для ответа на вопросы о том, что приводит современного человека к тотальной неудовлетворенности, невозможности быть полноценным творцом своей жизни и создавать то качество жизни, которое вдохновляет и ведет его к полному раскрытию себя в контексте современных жизненных реалий. Возникает реальная потребность как науки, так и общества в новом психологическом осмыслении данной категории. Несмотря на то, что в рамках общенациональной культуры невероятно усложнены механизмы передачи духовно-нравственных ценностей, затруднена здоровая социализация молодежи и нет социальных программ, помогающих подростку осознанию и следованию истинно своим ценностям, работ, посвященных данной проблематике, немного. Таким образом, все вышесказанное определило актуальность нашего исследования на тему: «Психологическое сопровождение процесса становления морально-нравственной рефлексии современного подростка». Объект исследования: психологическое сопровождение развития личности школьника. Предмет исследования: особенности построения процесса психологического сопровождения становления морально-нравственной рефлексии учащихся подросткового возраста. Цель исследования: определить особенности построения процесса психологического сопровождения становления морально-нравственной рефлексии учащихся подросткового возраста. Задачи исследования: 1. выявить сущность понятия морально-нравственной рефлексии в современной психологии; 2. определить социально-психологические особенности личностного развития ребёнка подросткового возраста; 3. наметить пути и средства организации психологического сопровождения процесса становления морально-нравственной рефлексии у подростков; 4. выявить актуальный уровень развития морально-нравственной рефлексии учащихся подросткового возраста; 5. разработать программу психологического сопровождения процесса становления морально-нравственной рефлексии подростков, определить её эффективность. Гипотеза исследования: психологическое сопровождение процесса становления морально-нравственной рефлексии современного подростка будет осуществляться более эффективно, если: ? уточнить сущность морально-нравственной рефлексии; ? определить особенности личности подростка и средства организации психологического сопровождения; ? разработать программу психологического сопровождения процесса становления морально-нравственной рефлексии подростков. Методы исследования: ? теоретические: анализ, синтез, классификация; ? эмпирические: тестирование, эксперимент; ? математические: обработка результатов эмпирического исследования. База исследования: 7 «А» класс МКОУ «Сред¬няя школа №3 городского округа город Михайловка Волгоградской об¬ласти». Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из содержания, введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы, приложений.
Содержание

Введение…………………………………………………………………….3 Глава 1. Теоретические основы проблемы организации психологического сопровождения процесса становления морально-нравственной рефлексии современного подростка……………………………..6 1.1. Сущность понятия морально-нравственной рефлексии в современной психологии…………………………………………………………6 1.2. Социально-психологические особенности личностного развития ребёнка подросткового возраста………………………………………………...9 1.3. Пути и средства организации психологического сопровождения процесса становления морально-нравственной рефлексии у подростков…...19 Выводы по первой главе………………………………………………….28 Глава 2. Условия организации психологического сопровождения процесса становления морально-нравственной рефлексии учащихся подросткового возраста…………………………………………………………31 2.1. Актуальный уровень развития морально-нравственной рефлексии учащихся подросткового возраста……………………………………………...31 2.2. Программа психологического сопровождения процесса становления морально-нравственной рефлексии подростков……………….43 Выводы по второй главе………………………………………………….63 Заключение………………………………………………………………..66 Список литературы……………………………………………………….71 Приложения……………………………………………………………….76
Список литературы

1. Алешина, Ю.Е. Социально-психологические методы исследования / Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, Е.С. Дубровская. – М.: Просвещение, 2007. – 303 с. 2. Андреева, Г.М. Психология социального познания / Г. М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2007. – 388 с. 3. Бережковская, Е. Л. Культурно-историческая и гуманистическая психология: возможные точки схода (эмпатия как высшая психическая функция)/ Е. Л. Бережковская, Н. Г. Радинская // Вестник РГГУ. – 2006. – № 1. – С. 126–145. 4. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте/Л.И. Божович. – СПб., 2008. – 309 с. 5. Борытко, Н.М. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, А.М. Байбаков / Под ред. Н.М. Борытко. – М., 2007. – 612 с. 6. Бух, Е. Лесгафт П.Ф. и его теория формирования нравственных основ личности/Е.Бух// Воспитание школьников. – 2014. – № 4. – С.72-78. 7. Веракса, Н.Е.История возрастной психологии. Детская психология: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по спец. Дошкольная педагогика и психология, Педагогика и методика дошкольного образования / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. - М. : Академия, 2008. - 304 с. 8. Возрастная и педагогическая психология : хрестоматия: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. - 4-е изд., стер. - М. : Академия, 2007. - 368 с. 9. Волков, Б.С.Возрастная психология : в 2-х ч.: учеб. пособие для студ. вузов. Ч. 1. От рождения до поступления в школу / Б. С. Волков, Н. В. Волкова; под ред. Б. С. Волкова. - М. : Владос, 2005. - 366 с. (41 экз) 10. Волков, Б.С.Возрастная психология : Учеб. пособие для студ. вузов: в 2-х ч. Ч. 2. От младшего школьного возраста до юношества / Б. С. Волков, Н. В. Волкова; под ред. Б. С. Волкова. - М.: Владос, 2005. - 343 с. 11. Волков, Б.С.Детская психология в вопросах и ответах: 511 советов педагогам и родителям / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. - М.: Равновесие, 2009. – 136 с. 12. Выготский, Л.С. История развития высших психических функций// Психология / Л.С. Выготский. – М.: Владос, 2002. – 457 с. 13. Газман, О.С. Неклассическое воспитание: от авторитарной педагогики к педагогике свободы/ О.С. Газман. – М.: Просвещение, 2012. – 216с. 14. Гамезо, М.В.Возрастная и педагогическая психология : учеб. пособие для студ. пед. вузов / М. В. Гамезо, Е. А. Петрова, Л. М. Орлова. - 2-е изд. - М. : Пед. о-во России, 2009. - 509 с. 15. Григорович М. В. Личностная рефлексия как фактор развития личности подростка // Молодой ученый. — 2011. — №6. Т.2. — С. 92-94. 16. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов / И.А. Зимняя. – М.: Просвещение, 2014. – 487 с. 17. Карелина, И.О. Возрастная психология развития: тексты лекций: Учеб.-метод. пособие / И.О. Карелина. – Ярославль, 2009. – 448 с. 18. Князева, Н.Н.Практикум по педагогической психологии: учеб. пособие / Н. Н. Князева, О. М. Ешукова ; Омск. гос. пед. ун-т. - Омск : ОмГПУ, 2006. - 112 с. 19. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М.: Просвещение, 2011. – 683 с. 20. Коломинский, Я.Л. Социальная психология школьного класса: Науч.-метод. пособие для педагогов и психологов / Я.Л. Коломинский. – Минск, 2003. – 212 с. 21. Кондратьева, С.В. Учитель – ученик/ С.В. Кондратьева. - М.,: Педагогика, 2014. – 241 с. 22. Кряжева, Н.А. Мир детских эмоций/ Н.А. Кряжева. – Ярославль, 2010. 23. Кулагина, И.Ю.Возрастная психология : Развитие ребенка от рождения до поздней зрелости: Учеб. пособие для студ. вузов / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. - М. : Сфера, 2006. - 464 с 24. Леонтьев, Д. A. Психологическое восприятие детей на разных этапах развития/Д. А. Леонтьев // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / под ред. Д. А. Леонтьева, В. Щур. — М., 2010. – 287 с. 25. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении/ М.И. Лисина. – СПб.: Питер, 2009. – 365 с. 26. Молодцова, Н.Г.Практикум по педагогической психологии: практикум / Н. Г. Молодцова. - СПб. : Питер , 2009. - 207 с. 27. Мудрик, А.В. Общение в процессе воспитания/ А.В. Мудрик. – М.: Владос, 2010. – 213 с. 28. Палагина, Н.Н.Психология развития и возрастная психология : Учеб. пособие / Н. Н. Палагина. - М. : МПСИ, 2005. - 285 с. 29. Панченко, Н.А. Педагогическая диагностика в работе классного руководителя/ Н.А. Панченко. – Волгоград: Учитель, 2007. – 128 с. 30. Петерс, В.А.Педагогическая психология в вопросах и ответах : Учеб. пособие / В. А. Петерс. - М. : Лига, 2006. - 128 с. 31. Прокофьева, Н.В. Морально-нравственная рефлексия как фактор гармоничного личностного развития// Российский психологический журнал. – 2013. - № 10. – С. 40-46. 32. Прокофьева, Н.В. Особенности морально-нравственной рефлексии современного взрослого //Российский психологический журнал. – 2013. - № 2. – С. 61-70. 33. Психологический словарь/Авт.-сост. В.Н. Копорулина, М.Н. Смирнова, Н.О. Гордеева, JI.M. Балабанова. – Ростов н/Д, 2003. – 544 с. 34. Райс, Ф.Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс, К. Долджин ; науч. ред. Е. И. Николаева ; пер. с англ.: В. Квиткевич, Ю. Мирончик. - 12-е изд. - СПб. : Питер, 2010. - 814 с. 35. Реан, А.А. Психология личности/ А.А.Реан. – СПб.: Прайм-Еврознак, М.: Олма-Пресс, 2004. – 562 с. 36. Рогов Е. Настольная книга практического психолога. Книга 1. Система работы психолога с детьми разного возраста/ Е.И.Рогов. – М: Академия, 2015. – Т. 1. – 380 с. 37. Рогов, Е.И. Психология общения/ Е.И.Рогов. – М.: Академия, 2014. - 368 с. 38. Сапогова, Е.Е. Психология развития человека/ Е.Е. Сапогова. – 2-е изд. – М.: Аспект-Пресс, 2010. – 464 с. 39. Сарычев, С.В.Педагогическая психология : краткий курс / С. В. Сарычев, И. Н. Логвинов. - СПб. : Питер , 2006. - 223 с. 40. Семенов, И.Н. Развитие проблематики рефлексии и ее изучение на факультете психологии Высшей школы экономики // Психология - 2007. - № 3. 0 С. 23-28. 41. Сластенин, В.А. Педагогика/ В.А. Сластенин и др.: Учебник. – М.: Академия, 2008. – 643 с. 42. Словарь психолога-практика / Сост. С.Ю. Головин. – М.: Сфера, 2011. – 582 с. 43. Смирнов, С.Д.Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по направлению «Психология» и псих. спец. / С. Д. Смирнов. - 5-е изд., стер. - М.: Академия, 2010. - 394 с. 44. Сорокоумова, Е.А.Возрастная психология : учебное пособие / Е. А. Сорокоумова. - СПб. : Питер , 2007. - 208 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОЦЕССА СТАНОВЛЕНИЯ МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЙ РЕФЛЕКСИИ СОВРЕМЕННОГО ПОДРОСТКА 1.1. Сущность понятия морально-нравственной рефлексии в современной психологии Проблема исследования морально-нравственного развития личности приобретает особую актуальность в современном российском обществе. Старая система нравственных ценностей и идеалов оказалась отвергнутой, полностью разрушены традиции и социальные регуляторы, действовавшие в прошлом. Многие люди находятся в ситуации экзистенциального и идеологического вакуума, теряют смысл жизни, что ведет к необходимости поиска опоры внутри себя, к тому, чтобы самостоятельно направлять и регулировать свою жизнь. Возросла необходимость в личностной морально-нравственной автономности, которая предполагает самостоятельность выборов, принятия решения и совершения определенных действий на основании внутренних критериев, с учетом собственных психологических особенностей [Семенов, 2007; с. 23]. Морально-нравственное развитие как компонент личностного развития – это путь человека длиною в жизнь. Этот сложный, многогранный процесс подразумевает как психологическое созревание, так и духовное становление. Для современных психологов это достаточно очевидно. Но рефлексии значимости процесса о необходимости нравственного развития личности еще не достаточно для ответа на вопросы о том, что приводит современного человека к тотальной неудовлетворенности, невозможности быть полноценным творцом своей жизни и создавать то качество жизни, которое вдохновляет и ведет его к полному раскрытию себя в контексте современных жизненных реалий. Возникает реальная потребность, как науки, так и общества в новом психологическом осмыслении данной категории. Не смотря на то, что в рамках общенациональной культуры невероятно усложнены механизмы передачи духовно-нравственных ценностей, затруднена здоровая социализация молодежи и нет социальных программ, помогающих взрослому человеку осознанию и следованию истинно своим ценностям, работ посвященных данной проблематике немного [Прокофьева, 2013; с. 63].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg